Решение №1375/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «СтройСоюз» от 9 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Муниципальному заказчику –

Администрации Ермолинского

сельского поселения

 

д. Ермолино, д. 31,

Новгородский р-н, Новгородская обл.,

173517

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок, 

д. 12, строение 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «СтройСоюз»

 

ул. Химиков, д.15а,

Великий Новгород, 173016

 

 

Исх.№1375/03 от 09.04.18

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

06 апреля 2018 года                                                                                          Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления,

Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Герасимова М.В. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,               

в присутствии представителей:

муниципального заказчика – Администрации Ермолинского сельского поселения – Главы «…», «…» (доверенность «…»);

подателя жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «СтройСоюз» – Генерального директора «…»,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «СтройСоюз» (173016, Великий Новгород, ул. Химиков, д.15а; далее – ООО «СтройСоюз») на действия муниципального заказчика – Администрации Ермолинского сельского поселения (173517, Новгородская область, Новгородский район, д. Ермолино, д. 31; далее – Администрация) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на строительство объектов транспортной инфраструктуры в квартале жилой застройки по адресу: Новгородская область, Новгородский район, Ермолинское сельское поселение, д. Нащи. Выделение этапов. I  и II этапы, извещение № 0150300021518000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 01.03.2018, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

30.03.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика)ООО «СтройСоюз» на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на строительство объектов транспортной инфраструктуры в квартале жилой застройки по адресу: Новгородская область, Новгородский район, Ермолинское сельское поселение, д. Нащи. Выделение этапов. I  и II этапы, извещение № 0150300021518000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте 01.03.2018 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. По мнению подателя Жалобы, муниципальным заказчиком – Администрацией в документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее – Документация об электронном аукционе) в нарушение положений статьи 96 Закона о контрактной системе ограничено право участников закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта.

Согласно подпункту 19.2 пункта 19 раздела 3 «Проект контракта» Документации об электронном аукционе (далее – Проект контракта) срок действия контракта установлен следующим образом:

«19.2. Срок действия Контракта: Начало: с момента (даты) подписания настоящего Контракта. Контракт действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту в полном объеме. Окончание срока действия Контракта не освобождает стороны от ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение своих обязательств по данному Контракту».

Податель Жалобы считает, что данная формулировка не позволяет определить ни срок начала действия контракта, ни срок окончания действия контракта.

Таким образом, Проект контракта, который является неотъемлемой частью Документации об электронном аукционе, не позволяет определить конкретный срок его действия, что в свою очередь делает невозможным представление банковской гарантии в качестве обеспечения его исполнения, так как срок ее действия должен не менее чем на один месяц превышать срок действия контракта.

2. Податель Жалобы считает, что муниципальным заказчиком – Администрацией в нарушение части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе ни в Документации об электронном аукционе, ни в Проекте контракта  не установлено условий поэтапной оплаты, выполненных подрядчиком работ.

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

На рассмотрении Жалобы представитель ООО «СтройСоюз» поддержал ее доводы в полном объеме.

Муниципальный заказчик – Администрация считает Жалобу необоснованной по следующим причинам, изложенным в письменных возражениях на нее (вх. № 1887 от 04.04.2018 Новгородского УФАС России).

1. В соответствии с пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

В пункте 19 Проекта контракта прописано, что контракт вступает в силу с момента (даты) подписания контракта и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту в полном объеме.

В соответствии с подпунктом 5.2 пункта 5 Проекта контракта оплата выполненных работ производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика на основании подписанного сторонами акта выполненных работ по форме №КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме №КС-3 и счета (счета-фактуры), акта формы КС-11 , в течение пятнадцати дней с даты подписания Заказчиком вышеуказанных документов, и только при условии отсутствия претензий или замечаний к качеству и объему выполненных работ согласно условиям муниципального контракта.

Таким образом, в Проекте контракта муниципальным заказчиком – Администрацией определены:

- срок выполнения работ подрядчиком (120 календарных дней с момента подписания контракта);

- срок приемки выполненных работ (10 дней);

- срок выполнения взаимных обязательств в части оплаты заказчиком выполненных работ (15 дней).

Вышеуказанные положения Проекта контракта в части его действия соответствуют требованиям гражданского законодательства предусмотренным статьями 425, 708 ГК РФ.

Срок действия банковской гарантии согласно пункту 4 статьи 329 ГК РФ определяется с учетом срока исполнения подрядчиком основного обязательства (то есть успешного завершения работ по строительству объекта).

Таким образом, определение в пункте 19 Проекта контракта срока действия контракта в виде промежутка со дня подписания контракта до выполнения сторонами взаимных обязательств соответствует требованиям действующего законодательства и не препятствует получению участниками закупки банковской гарантии соответствующей положениям Закона о контрактной системе и Документации об электронном аукционе (срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц).

2. Объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 ГК РФ. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

Методика составления указанных графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

По состоянию на 03.04.2018 года методика составления графиков выполнения строительно-монтажных работ и оплата выполненных по государственным (муниципальным) контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не утверждена.

В Документацию об электронном аукционе и в Проект контракта не включено условие о поэтапной оплате, так как оплатить работы в соответствии с графиками не представляется возможным.

На рассмотрении Жалобы представители муниципального заказчика - Администрации поддержали доводы возражений на нее в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

  В марте-апреле 2018 года муниципальным заказчиком – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на строительство объектов транспортной инфраструктуры в квартале жилой застройки по адресу: Новгородская область, Новгородский район, Ермолинское сельское поселение, д. Нащи. Выделение этапов. I  и II этапы (начальная (максимальная) цена контракта – 23 812 879, 00 рублей).

Документация об электронном аукционе в действующей редакции (в редакции № ИИ2) утверждена распоряжением № 31-рг от 15.03.2018 Главы Администрации «…».

1. В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Таким образом, законодательством предусмотрено два способа обеспечения контракта, либо путем предоставления банковской гарантии, либо путем внесения денежных средств.

Согласно подпункту 5.2 пункта 5 раздела 1 Документации об электронном аукционе исполнение контракта может обеспечиваться либо путем предоставления банковской гарантии, либо путем внесения денежных средств.

Следовательно, обязанность заказчика по установлению требования об обеспечении исполнения контракта при осуществлении рассматриваемой закупки исполнена надлежащим образом.

При этом, довод Жалобы о невозможности представления банковской гарантии, соответствующей требованиям Документации,  ввиду отсутствия в проекте контракта точных сроков его действия, является несостоятельным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Контракт, который будет заключен по результатам проведения рассматриваемого электронного аукциона, является договором подряда.

Из подпункта 19.2 пункта 19 Проекта контракта следует, что контракт вступает в силу со дня его подписания и заканчивает свое действие по выполнении сторонами взаимных обязательств.

В соответствии с частью 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.

Согласно подпункту 6.1 пункта 6 Проекта контракта начало выполнение работ с даты его подписания. Окончание работ – 120 календарных дней.

            Из подпункта 5.2 пункта 5 Проекта контракта следует, что оплата выполненных работ производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика на основании подписанного сторонами акта выполненных работ по форме №КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме №КС-3 и счета (счета-фактуры), акта формы КС-11 , в течение пятнадцати дней с даты подписания Заказчиком вышеуказанных документов, и только при условии отсутствия претензий или замечаний к качеству и объему выполненных работ согласно условиям муниципального контракта.

Согласно подпункту 10.1 пункта 10 Проекта контракта заказчик назначает своего представителя на Объекте, который осуществляет приемку предъявленных Подрядчиком выполненных работ с подтверждением исполнительной производственно-технической и другой технической документацией в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Приемка выполненных работ осуществляется с составлением документов установленной формы: Акта о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), акта формы КС-11, в необходимом количестве экземпляров, в том числе и на электронных носителях (при необходимости).

Подпунктом 10.2 пункта 10 Проекта контракта установлено, что Подрядчик представляет Заказчику акт выполненных работ в течение 3 (трех) дней после окончания срока выполнения работ. Заказчик в течение 10 (десяти) дней должен его рассмотреть либо дать мотивированный отказ.

Таким образом, в Проекте контракта заказчиком определены:

- срок выполнения работ подрядчиком (120 календарных дней с момента подписания контракта);

- срок приемки выполненных работ (10 дней);

- срок выполнения взаимных обязательств в части оплаты заказчиком выполненных работ (15 дней).

Следовательно, вышеуказанные положения Проекта контракта в части его действия соответствуют требованиям гражданского законодательства, предусмотренным статьями 425, 708 ГК РФ, что также подтверждено судебной практикой (определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 18.08.2010 № ВАС-10834/10 по делу № А46-19040/2009; определение Верховного суда Российской Федерации от 28.08.2014 по делу № 304-ЭС14-548, А75-4847/2013).

Согласно вышеуказанным судебным актам договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Таким образом, определение в подпункте 19.2 пункта 19 Проекта контракта срока действия контракта в виде промежутка времени со дня подписания контракта до выполнения сторонами взаимных обязательств (с учетом возможности определения момента исполнения этих обязательств при надлежащем и добросовестном поведении сторон в части выполнения работ, их приемки и оплаты) соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе законодательства о контрактной системе, не препятствует получению участниками закупки соответствующей положениям Закона о контрактной системе и Документации банковской гарантии (срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц).

Следовательно, в данной части довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с частью 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

Согласно части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 ГК РФ. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Исходя из смысла части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, положения проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, должны соответствовать документации об электронном аукционе и не могут ей противоречить.

Таким образом, из положений статей 34, 64, 110.2 Закона о контрактной системе следует, что в случае осуществления закупки, предметом контракта по которой является выполнение работ по строительству и (или) реконструкции объектов капитального строительства, документация о закупке, в частности проект контракта, являющийся ее неотъемлемой частью, должны содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

Согласно пункту 2.1 Документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является строительство объектов транспортной инфраструктуры в квартале жилой застройки по адресу: Новгородская область, Новгородский район, Ермолинское сельское поселение, д. Нащи. Выделение этапов. I  и II этапы.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) под объектом капитального строительства следует понимать здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Согласно положениям ГрК к объектам капитального строительства относятся линейные объекты, в том числе автомобильные дороги (пункт 10.1 статьи 1 ГрК).

Следовательно, объектом рассматриваемой закупки является заключение муниципального контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству объектов капитального строительства, а именно объектов транспортной инфраструктуры в квартале жилой застройки по адресу: Новгородская область, Новгородский район, Ермолинское сельское поселение, д. Нащи.

В соответствии с частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методика составления указанных в части 6 настоящей статьи графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Необходимо отметить, что указанная в части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методика составления графиков оплаты выполненных по контракту работ органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, по состоянию на настоящее время не утверждена, в связи с чем заказчики, руководствуясь императивным требованием части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки на право заключения контракта, предметом которого является строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должны устанавливать в документации о закупке (проекте контракта) условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта, а также самостоятельно разрабатывать график оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

Однако, в данном случае, условия о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ Проект контракта не содержит. Соответственно, график оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ в Проекте контракта также отсутствует.

Статьей 2 главы 1 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, установлено, что «этапом строительства» является строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства).

При этом, как следует из пункта 2.1 Документации об электронном аукционе, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ I и II этапа по строительству объектов транспортной инфраструктуры, то есть в объект рассматриваемой закупки одновременно входит выполнение нескольких этапов работ, предусмотренных общей проектной документацией (положительное заключение № 53-1-1-3-0093-17 от 30.06.2017) (размещена на официальном сайте в разделе «ДОКУМЕНТЫ ЗАКУПКИ»).

На основании вышеизложенного, исходя из предусмотренного муниципальным заказчиком – Администрацией и установленного в Проекте контракта общего срока выполнения работ по нему (в течение 120 календарных дней с момента подписания контракта), а также объекта самой закупки, Комиссия приходит к выводу о необходимости разбивки общего объема подлежащих выполнению работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, на соответствующие этапы и, как следствие, необходимости установления в Документации об электронном аукционе (Проекте контракта) условия о поэтапности оплаты выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ с использованием соответствующего графика оплаты.

Аналогичная позиция отражена в решении ФАС России от 07.09.2017 по делу № ВП-465/17.

 Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в проекте контракта условия о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

Следовательно, данный довод Жалобы нашел своё подтверждение.

Одновременно с рассмотрением данной Жалобы внеплановая проверка осуществления закупки не проводилась в связи с её проведением по результатам рассмотрения жалобы по данному аукциону другого участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (443099, г. Самара, ул. Куйбышева, 79, 64; далее – ООО «Перспектива»).

По результатам рассмотрения жалобы ООО «Перспектива» на действия заказчика – Администрации и проведения внеплановой проверки при проведении вышеуказанной закупки в действиях заказчика были также выявлены нарушения частей 4, 5, 8 статьи 34, части 1 статьи 37, пункта 8 части 1 статьи 64, частей 1, 6 статьи 96 Закона о контрактной системе. Заказчику – Администрации выдано предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в Документацию.

 

Руководствуясь статьями 34, 64, 96, 110.2 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «СтройСоюз» (173016, Великий Новгород, ул. Химиков, д.15а) на действия муниципального заказчика – Администрации Ермолинского сельского поселения (173517, Новгородская область, Новгородский район, д. Ермолино, д. 31; далее – Администрация) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на строительство объектов транспортной инфраструктуры в квартале жилой застройки по адресу: Новгородская область, Новгородский район, Ермолинское сельское поселение, д. Нащи. Выделение этапов. I  и II этапы, извещение № 0150300021518000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 01.03.2018, частично обоснованной, в части довода об отсутствии  в контракте условия о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

 2. Признать в действиях заказчика – Администрации Ермолинского сельского поселения нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

           3. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов не выдавать в связи с выдачей предписания на  основании решения Новгородского УФАС России от 06.04.2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Перспектива» на действия заказчика – Администрации Ермолинского сельского поселения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                              О.С. Виниченко

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                          Д.А. Петров

 

                                                                                                               М.В. Герасимова           

           

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны