Решение №1377/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы о нарушении закон... от 24 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

 

Исходящий № 1377/03 от 22.03.2017

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

17 марта 2017 года                                                                                      Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Пашкова Г.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

Захарова О.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,               

в присутствии представителей:

муниципального заказчика – <....> (доверенность б/н от 15.03.2017), <....> (доверенность б/н от 15.03.2017), <...> (доверенность б/н от 15.03.2017);

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (443099, г. Самара, ул. Куйбышева, 79, 64; далее – ООО «Перспектива») на действия муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района (174510, Новгородская обл., г. Пестово, ул. Советская, д. 10) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Пестовского городского поселения, извещение № 0350300022517000003 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 21.02.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

УСТАНОВИЛА:

10.03.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) – ООО «Перспектива» на действия муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Пестовского городского поселения, извещение № 0350300022517000003 о проведении которого было размещено на официальном сайте 21.02.2017 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. По мнению подателя Жалобы, в нарушение части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе Извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее – Извещение) не содержит ограничения в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

2. Установленные муниципальным заказчиком в Извещении дата и время окончания срока подачи заявок приходятся на нерабочий день, что ограничивает круг участников закупки.

3. По мнению ООО «Перспектива», установленные муниципальным заказчиком в Приложении № 2 «Техническое задание» к документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее – Техническое задание, Документация об электронном аукционе) требования к подробному описанию химического состава показателей (характеристик) товара – песка (позиция 2 «Песок» Приложения № 1 к Техническому заданию), используемого при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, приводят к ограничению доступа к участию в электронном аукционе.

Так, из требований муниципального заказчика по позиции 2 «Песок» Приложения № 1 к Техническому заданию следует, что содержание в песке пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, должно быть: аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) - не более 50 ммоль/л; сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.), и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3 - не более 1,0% по массе; пирит в пересчете на SO3 - не более 4% по массе; слюда - не более 2% по массе; галоидные соединения (галит, сильвин и др.), включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - не более 0,15% по массе; уголь - не более 1% по массе.

Поскольку значения данных показателей товара становятся известными только при испытании его определенной партии после его производства, податель Жалобы считает, что действия муниципального заказчика по установлению требований о подробном описании в заявке участниками закупки химического состава песка носят признаки ограничения доступа к участию в рассматриваемой закупке.

4. Податель Жалобы считает, что муниципальный заказчик, устанавливая в Документации об электронном аукционе противоречивые требования к срокам действия различных способов обеспечения контракта (банковской гарантии и внесения денежных средств), вводит в заблуждение участников закупки, которые не могут объективно оценить условия участия в аукционе.

 В соответствии с возражениями на Жалобу (вх. № 1483 от 15.03.2017 Новгородского УФАС России) муниципальный заказчик – Администрация Пестовского муниципального района считает ее необоснованной по следующим основаниям.

1. Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика осуществлять все закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

2. Закон о контрактной системе не предусматривает возможности изменения сроков, исчисляемых в соответствии с данным законом в зависимости от категории дня (рабочий/выходной). Поскольку доступ для участников закупки к электронной площадке обеспечивается в любое время, заявку на участие в закупке возможно подать в том числе и в выходные дни.

3. Требования к товару «Песок» по позиции 2 Приложения № 1 к Техническому заданию муниципальным заказчиком установлены в соответствии с ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия».

По мнению муниципального заказчика, включение в Документацию об электронном аукционе требований к химическому составу товара, используемого при выполнении работ, в соответствии с ГОСТ 8736-2014, не содержит признаков ограничения конкуренции.

4. Установленные муниципальным заказчиком в Документации об электронном аукционе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и не вводят участников закупки в заблуждение.

На рассмотрении Жалобы представители муниципального заказчика поддержали доводы возражений на нее в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В феврале-марте муниципальным заказчиком – Администрацией Пестовского муниципального района осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Пестовского городского поселения.

Документация об электронном аукционе утверждена заместителем Главы Администрации Пестовского муниципального района И.В. Морозовой 20.02.2017.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Муниципальным заказчиком – Администрацией Пестовского муниципального района в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации об электронном аукционе определен объект рассматриваемой закупки – выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Пестовского городского поселения.

Описание объекта закупки приведено муниципальным заказчиком в Техническом задании.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить его соответствие установленным муниципальным заказчиком требованиям, содержатся в Приложении № 1 к Техническому заданию.

По позиции 2 Приложения № 1 к Техническому заданию муниципальным заказчиком – Администрацией Пестовского муниципального района установлены требования к товару (материалу) – песку, подлежащему использованию при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки.

Согласно данным требованиям песок должен соответствовать ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия».

Кроме того, содержание в песке пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, должно быть: «аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.), не более 50 ммоль/л, сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.), и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3 не более 1,0% по массе, пирит в пересчете на SO3 не более 4% по массе, слюда не более 2% по массе, галоидные соединения (галит, сильвин и др.), включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора не более 0,15% по массе, уголь не более 1% по массе».

Таким образом, по позиции 2 Приложения № 1 к Техническому заданию муниципальным заказчиком – Администрацией Пестовского муниципального района среди прочих требований к песку установлены также требования к его химическому составу.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части (согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги), а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В пункте 10.2 Документации об электронном аукционе требования к содержанию первых частей заявок на участие в электронном аукционе муниципальным заказчиком установлены в аналогичном виде.

Согласно пункту 10.4.1 Документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать сведения, указанные в пункте 10.2 Документации об электронном аукционе, включая конкретные значения показателей (характеристик) товаров, используемых при выполнении работ, требованиям к которым установлены муниципальным заказчиком в Приложении № 1 к Техническому заданию.

Таким образом, участники рассматриваемой закупки, подавая первые части заявок на участие в ней, руководствуясь требованиями к значениям показателей (характеристик) товаров (материалов), содержащимся в Документации об электронном аукционе (Приложении № 1 к Техническому заданию), должны указать среди прочего и значения конкретных показателей (характеристик) химического состава песка по позиции 2 Приложения № 1 к Техническому заданию.

Вместе с тем, при установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Письма ФАС России № ИА/44536/16 от 01.07.2016, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

Таким образом, Документация об электронном аукционе (Приложение № 1 к Техническому заданию) устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе, помимо конкретных показателей товара (материала) - песка, используемого при выполнении работ (например, класс, цвет песка, крупность зерен и т.д.), также его химического состава (содержание в песке пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям и пр.).

Указанные требования муниципального заказчика приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при оформлении заявки иметь в наличии товар (материал), предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений относительно его химического состава.

Согласно пункту 4.2.15 ГОСТ 8736-2014 (соответствие которому установлено по позиции 2 «Песок» Приложения № 1 к Техническому заданию) предельно допустимое содержание в песках вредных компонентов и примесей и перечень пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, приведены в приложении А указанного ГОСТ.

В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 ГОСТ 8736-2014 песок, обогащенный песок и фракционированный песок должны быть приняты службой технического контроля предприятия-изготовителя. Для проверки соответствия качества песка, обогащенного и фракционированного песков требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль и периодические испытания.

Кроме того, как следует из пункта 5.6 ГОСТ 8736-2014 для контроля качества на предприятии-изготовителе проводят отбор и подготовку проб песка в соответствии с ГОСТ 8735-88 «Песок для строительных работ. Методы испытаний».

Согласно пункту 2.1 ГОСТ 8735-88 при приемочном контроле на предприятии-изготовителе отбирают точечные пробы, из которых путем смешивания получают одну объединенную пробу от сменной продукции каждой технологической линии.

Согласно пункту 5.7 ГОСТ 8736-2014 потребитель при контрольной проверке качества песков должен применять приведенный в 5.8-5.11 порядок отбора проб.

Соответственно, информация относительно химического состава товара (материала) – песка будет известна только после производства его определенной партии и проведения ее испытания предприятием-изготовителем или при взятии проб потребителем при приемочном контроле.

Для потенциальных участников закупки, в свою очередь, данная информация относительно химического состава товара (материала) – песка станет достоверно известной только при приобретении его определенной партии, поскольку конкретные значения содержащихся в разных партиях товара химических элементов могут отличаться в пределах, установленных ГОСТ.

При этом, участники закупки, подавая первые части заявок на участие в ней и руководствуясь содержащимися в пункте 4.2.15, а также приложении А ГОСТ 8736-2014 требованиями к значениям предельно допустимого содержания в песках вредных компонентов и примесей, и не имея в наличии сам материал (товар), могут указать конкретные значения показателей (характеристик) химического состава, отличные от действительных показателей химического состава материала (товара), которыми в дальнейшем будет обладать поставленная участником закупки партия продукции в случае признания его победителем электронного аукциона.

Необходимо отметить, что согласно протоколу № 6-аэ от 15.03.2017 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе рассматриваемая закупка на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе признана несостоявшейся в связи с несоответствием требованиям Документации об электронном аукционе первой части заявки единственного участника.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании муниципальным заказчиком объекта закупки, влекущем за собой ограничение количества участников аукциона.

Соответственно, данный довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение.

2. Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

Таким образом, часть 1 статьи 30 Закона о контрактной системе устанавливает требование к заказчику о проведении им закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в определенном объеме его совокупного годового объема закупок (не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок) и определяет возможные способы этих закупок.

Среди данных способов закупок пункт 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе называет электронный аукцион.

Согласно пункту 5 Извещения, рассматриваемая закупка осуществляется муниципальным заказчиком – Администрацией Пестовского муниципального района в форме электронного аукциона.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Однако из части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе не следует, что все осуществляемые заказчиком закупки в форме электронных аукционов должны осуществляться им исключительно для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Соответственно, заказчики, исходя из условия части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе (о соблюдении объема закупок для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок), самостоятельно определяют какие именно закупки должны осуществляться ими для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, а какие без установления в Извещении предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе данного ограничения участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно Извещению муниципальным заказчиком – Администрацией Пестовского муниципального района предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, не установлено.

Также муниципальным заказчиком в Извещении не установлено и каких-либо преимуществ, предоставляемых им для данных участников закупки.

В Документации об электронном аукционе подобные ограничения (преимущества) также отсутствуют. Также Документацией об электронном аукционе не установлено и предусмотренное пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе требование к участникам электронного аукциона о представлении ими в составе вторых частей заявок декларации о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

 Следовательно, участниками рассматриваемого электронного аукциона могут быть любые участники закупки при условии их обязательного соответствия установленным муниципальным заказчиком – Администрацией Пестовского муниципального района в Документации об электронном аукционе единым  требованиям к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, поскольку рассматриваемая закупка не проводится муниципальным заказчиком для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, в Извещении правомерно отсутствует ограничение, предусмотренное частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.

3. В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно Извещению начальная (максимальная) цена контракта, заключаемого по итогам осуществления рассматриваемой закупки, составляет 8 999 989, 74 рублей.

В свою очередь Извещение размещено на официальном сайте 21.02.2017, а дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе установлена на 12.03.2017 в 17 часов 00 минут.

Соответственно, право участников закупки (определения поставщика) на подачу заявок на участие в электронном аукционе за 15 полных дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в рассматриваемом электронном аукционе муниципальным заказчиком нарушено не было (у участников закупки было фактически 18 полных дней для подачи таких заявок).

Следовательно, срок, предусмотренный частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, муниципальным заказчиком – Администрацией Пестовского муниципального района был соблюден.

Согласно части 7 статьи 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.

Согласно Извещению рассматриваемый электронный аукцион проводится на официальном сайте оператора электронной площадки – Закрытого акционерного общества «Сбербанк-АСТ» в сети «Интернет» по адресу: http://www.sberbank-ast.ru.

Согласно пункту 10.1 Регламента электронной площадки ЗАО «Сбербанк – АСТ» (далее – Регламент) система обеспечивает для участников аукциона, аккредитованных на электронной площадке, функционал по подаче заявок на участие в электронных аукционах, а также их отзыву в соответствии с действующим законодательством РФ и настоящим регламентом.

В соответствии с пунктом 10.4.3 Регламента участник аукциона не может подать заявку на участие в электронном аукционе после дня и времени окончания срока подачи заявок.

Следовательно, ни Закон о контрактной системе, ни Регламент не содержат положений, препятствующих подаче заявки участниками закупки в выходные дни, поскольку участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.

Таким образом, факт установления муниципальным заказчиком в Извещении даты и времени окончания срока подачи заявок на нерабочий день не свидетельствует о нарушении законодательства о контрактной системе и не ограничивает круг участников рассматриваемой закупки.

4. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки

В соответствии с частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Во исполнение вышеуказанных положений Закона о контрактной системе в разделе 14 Документации об электронном аукционе, разделе 8 Приложения № 3 «Проект муниципального контракта» к Документации об электронном аукционе (далее - Проект муниципального контракта) муниципальным заказчиком – Администрацией Пестовского муниципального района установлены размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к нему.

Так, согласно пункту 14.1 Документации об электронном аукционе размер обеспечения исполнения контракта в данном случае составляет 449 999, 49 рублей. 

В соответствии с пунктом 14.2.1 Документации об электронном аукционе исполнение муниципального контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств.

Согласно пункту 14.2.2 Документации об электронном аукционе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Согласно пункту 8.4 Проекта муниципального контракта в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения настоящего контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту, подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента, когда соответствующее обеспечение исполнения контракта перестало действовать, предоставить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения контракта на тех же условиях, которые указаны в настоящей статье контракта.

В ходе исполнения контракта подрядчик вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Согласно пункту 8.5 Проекта муниципального контракта денежные средства, внесенные в качестве способа обеспечения исполнения контракта, возвращаются подрядчику в случае надлежащего исполнения им своих обязательств по контракту в срок до 31.12.2017 г.

Рассмотрев указанные положения Документации об электронном аукционе, Комиссия приходит к выводу о надлежащем исполнении муниципальным заказчиком – Администрацией Пестовского муниципального района требований Закона о контрактной системе при установлении в Документации об электронном аукционе (включая Проект муниципального контракта) положений относительно размера обеспечения исполнения муниципального контракта, срока и порядка предоставления указанного обеспечения, требований к обеспечению исполнения муниципального контракта, в том числе в части срока его действия и порядка предоставления нового обеспечения.

Следовательно, вышеуказанные доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки в виде соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно положениям ГрК к объектам капитального строительства относятся линейные объекты, в том числе автомобильные дороги (пункты 10, 11 статьи 1 ГрК).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту 3.3 Документации об электронном аукционе объем выполняемых работ должен соответствовать  требованиям  Технического задания, Перечня видов и объемов работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Пестовского городского поселения на 2017 год (далее - Перечень видов и объемов работ), локально-сметному расчету, перечню автомобильных дорог, порядку очередности расчистки автомобильных дорог общего пользования местного значения Пестовского городского поселения от снега при обильном снегопаде,  перечню нормативно-технических документов и муниципального контракта.

Согласно Перечню видов и объемов работ в ходе исполнения заключенного по итогам рассматриваемой закупки муниципального контракта выполнению подлежат среди прочих работы по устройству дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств, работы по устройству защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог, работы по устройству покрытий автомобильных дорог, работы по устройству оснований автомобильных дорог.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (далее – Перечень).

Согласно Перечню работы, входящие в объект рассматриваемой закупки, оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Например, работы по установке недостающих дорожных знаков, новых дорожных знаков, замене поврежденных дорожных знаков и стоек и пр. (пункт 4.0 Перечня видов и объемов работ) соответствуют пункту 25.7 «Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог» раздела 3 Перечня; работы по восстановлению поперечного профиля ровности проезжей части автомобильных дорог, восстановлению профиля с добавлением нового материала гравийных дорог (пункты 2.3, 2.4 Перечня видов и объемов работ) соответствуют пункту 25.2 «Устройство оснований автомобильных дорог» раздела 3 Перечня; работы по восстановлению профиля водоотводных канав (пункт 1.3 Перечня видов и объемов работ) соответствуют пункту 25.6 «Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств» раздела 3 Перечня; работы по дорожным одеждам (восстановлению изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий) (пункт 2.2 Перечня видов и объемов работ) соответствуют пункту 25.4 «Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами» раздела 3 Перечня.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в Перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Вышеуказанная позиция подтверждается письмами ФАС № АЦ/6055715 от 02.11.2015 и № ИА 19714 от 23.05.2011, в соответствии с которыми  лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства. Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника осуществления закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника осуществления закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 ГрК и является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В силу вышеприведенных положений ГрК РФ лицо, желающее осуществить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (застройщик либо привлекаемое им для выполнения работ лицо) обязано не только выполнять конкретный перечень работ, предусмотренный контрактом, но и организовывать, координировать, обеспечивать соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ, нести ответственность за их качество и соответствие проектной документации.

В связи с этим, при обоснованном наличии такого требования в документации об электронном аукционе, представление только свидетельства о допуске на конкретные виды работ, также перечисленных в Перечне и требуемых к выполнению по конкретному предмету контракта, будет недостаточным, что подтверждается и судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.08.2015 № Ф03-3264/2015 по делу № А73-16658/2014).

Следовательно, для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом электронном аукционе участники закупки должны были иметь и представить во вторых частях своих заявок выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске, а именно (с учетом положений части 3.1 статьи 52 ГрК) свидетельства о допуске к работам по пункту 33.2.1 Перечня (автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта).

В свою очередь муниципальный заказчик – Администрация Пестовского муниципального района должен был установить в Документации об электронном аукционе обязательные в соответствии с действующим законодательством требования, предъявляемые в данном случае к участникам рассматриваемой закупки и к содержанию их заявок, а именно:

- с учетом положений части 3.1 статьи 52 ГрК требование о наличии у участников закупки  свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) на автомобильных дорогах и объектах инфраструктуры автомобильного транспорта (подпункт 33.2.1 пункта 33 Перечня);

 - требование о представлении во вторых частях заявок участников осуществления закупки копии такого свидетельства.

При этом, в соответствии с пунктом 9.3.1 Документации об электронном аукционе муниципальным заказчиком – Администрацией Пестовского муниципального района установлено требование к участникам закупки о наличии действующего свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства по пункту 25.4 Перечня.

Кроме того, муниципальным заказчиком – Администрацией Пестовского муниципального района в подпункте 2 пункта 10.3 Документации об электронном аукционе установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок копии свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства также по пункту 25.4 Перечня.

Однако, единственным обязательным требованием к участникам закупки при проведении вышеуказанного электронного аукциона должно было являться наличие у них и представление ими во вторых частях заявок свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта на автомобильных дорогах и объектах инфраструктуры автомобильного транспорта (подпункт 33.2.1 пункта 33 Перечня).

Следовательно, установленные в пункте 9.3.1, подпункте 2 пункта 10.3 Документации об электронном аукционе требование к участникам рассматриваемой закупки о наличии у них допуска к работам по пункту 25.4 Перечня, а также требование о представлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих его наличие (соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки), являются незаконными.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района содержатся нарушения пункта 1 части 1, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившиеся в предъявлении неправомерных требований к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а также нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившиеся в предъявлении к участникам электронного аукциона требований о представлении в составе второй части заявки документов, не предусмотренных законодательством о контрактной системе при осуществлении рассматриваемой закупки.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района при рассмотрении Жалобы и проведения внеплановой проверки, существенно повлияли на результаты закупки, поскольку привели к необъективному и ограничивающему доступ к участию в электронном аукционе описанию ее объекта, а также к установлению неправомерных требований к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, и к содержанию их заявок на участие в электронном аукционе.

Указанные нарушения являются грубыми и могли стать достаточным основанием для аннулирования торгов.

Однако, в связи с признанием аукционной комиссией муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района рассматриваемого электронного аукциона несостоявшимся  (по причине признания первой части заявки единственного участника закупки не соответствующей требованиям Документации об электронном аукционе) возможность для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов у Комиссии отсутствует.

При этом в действиях аукционной комиссии муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района нарушений Закона о контрактной системе при рассмотрении заявки единственного участника закупки не установлено.

Руководствуясь статьями 30, 31, 33, 34, 63, 64, 66, 96, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (443099, г. Самара, ул. Куйбышева, 79, 64) на действия муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района (174510, Новгородская обл., г. Пестово, ул. Советская, д. 10) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Пестовского городского поселения, извещение № 0350300022517000003 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 21.02.2017, частично обоснованной в части довода о нарушении муниципальным заказчиком правил описания объекта закупки, влекущем за собой ограничение количества участников закупки.

2. Признать в действиях муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района нарушения пункта 1 части 1, части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с признанием рассматриваемого электронного аукциона несостоявшимся.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   Г.Н. Пашкова

 

                                                                                                                                                                        

Члены Комиссии                                                                                               О.А. Захарова

 

                                                                                                                   

                                                                                                                            Д.А. Петров

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны