Определение №1399/02 Определение о назначении дела № А-12/18 о нарушении антим... от 10 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                 

 

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

                                                                         

                                                                           Акционерное общество                                                                                                                                                                                                           

                                                                              «Газпром газораспределение

                                                                           Великий Новгород»                                                                          

                                                                           ул. Загородная, д.2 корп.2

                                                                           Великий Новгород, 173015

                                                                           

E-mail: post@oblgas.natm.ru

 

 

 

                                                    

 

                             Исх.№1399/03 от 10.04.18                         

 

                                           

 

                                                  

                                                         Определение

                    о назначении дела № А-12/18 о нарушении антимонопольного

                                       законодательства к рассмотрению

 

 

 

10 апреля 2018 года                                                                         Великий Новгород

 

Председатель Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению дела № А-12/18  о нарушении антимонопольного законодательства

 

у с т а н о в и л:

 

В Новгородское УФАС России поступают многочисленные обращения граждан по вопросу установления АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» монопольно высоких тарифов на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования. 

По данным обращениям Новгородским УФАС России (далее – Управление) проведено антимонопольное расследование, в ходе которого установлено следующее.

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за её пределами, в том числе установленная путём повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Положения статьи 6 Закона о защите конкуренции предусматривают два метода анализа цены товара на предмет её соответствия признакам монопольно высокой цены: затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли) и метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за её пределами).

По результатам проведённого Управлением опроса Территориальных антимонопольных органов сопоставимый товарный рынок в условиях конкуренции  не выявлен, в связи с чем применяется затратный метод анализа цены услуг.

Приказом исполняющего обязанности генерального директора АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» <…..> от 05.06.2017 № 110 с 01 июля 2017 года утверждён и введён в действие единый прейскурант тарифов на услуги по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования.

Так, тарифы за единицу оборудования без рассрочки с учётом НДС составляют:

- за техническое обслуживание котла с атмосферной горелкой мощностью до 30 кВт (с бойлером и без бойлера) – 1 108,52 руб.,

-  за техническое обслуживание котла с атмосферной горелкой мощностью от 31 до 60 кВт (с бойлером и без бойлера) – 1 310,56 руб.,

- за техническое обслуживание котла с вентиляторной горелкой мощностью до 30 кВт (с бойлером и без бойлера) – 1 108,52 руб.,

-  за техническое обслуживание котла с вентиляторной горелкой мощностью от 31 до 60 кВт (с бойлером и без бойлера) – 1 310,56 руб.,

- за техническое обслуживание котла с вентиляторной горелкой мощностью от 60 до 140 кВт (с бойлером и без бойлера) – 1 310,56 руб.,

- за техническое обслуживание проточного водонагревателя – 1 070, 29 руб,

- за техническое обслуживание плиты газовой четырёхгорелочной – 535,15 руб.,

- за  техническое обслуживание плиты газовой двухгорелочной – 404,09 руб.,

- за техническое обслуживание варочной панели – 404,09 руб.,

- за техническое обслуживание духового шкафа – 245,73 руб.,

- за техническое обслуживание плиты газовой трёхгорелочной – 431,39 руб.,

- за техническое обслуживание плиты газовой четырёхгорелочной (с электрической духовкой) – 404,09 руб.

Из представленной АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» калькуляции на услуги, предоставляемые физическим лицам по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования (далее – ВКГО) следует, что в тарифы включены следующие составляющие: фонд оплаты труда слесаря 5 разряда, единый социальный налог (ЕСН), транспортные расходы, материалы, инструменты, содержание аварийно-диспетчерской службы, спецодежда, амортизация автотранспорта, транспортный налог, ОСАГО, страхование гражданской ответственности, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, рентабельность, налог на добавленную стоимость.

Однако запрошенные Управлением расчёты каждого значения по каждой статье и строке калькуляции на услуги, предоставляемые физическим лицам, по обслуживанию ВКГО так и не были представлены АО «Газпром газораспределение Великий Новгород».

Из пояснений АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» от 22.02.2018 № У-13/406 следует, что расходы на содержание аварийно-диспетчерской службы (далее – АДС) в части услуг по техническому обслуживанию ВКГО определены в размере 0,8 % от расходов на содержание АДС в Обществе. Согласно пункту 1.4 типового договора «О техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме» в состав работ по техническому обслуживанию ВКГО входит комплекс мероприятий по аварийно-диспетчерскому обеспечению объектов, в том числе: круглосуточное диспетчерское обеспечение; выезд аварийной бригады на объект заказчика; локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

Анализ положений Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» позволяет сделать вывод о том, что газовое оборудование не относится к особо опасным производственным объектам и не подпадает под регулирование данного федерального закона, в связи с чем включение в состав работ по техническому обслуживанию ВКГО мероприятий по локализации и ликвидации последствий на опасном производственном объекта является незаконным.

Кроме того, абзац 2 пункта 128 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг) предусматривает, что исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя в помещении в многоквартирном доме при наличии отвечающего установленным техническим требованиям бытового газопринимающего оборудования, вводного и внутреннего газопровода и другого необходимого внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также при соблюдении условий, указанных в пункте 131 настоящих правил.

При этом пунктом 131 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, заключённым:

а) в многоквартирном доме:

в отношении внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме – с товариществом или кооперативом, управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом – с собственниками помещений в многоквартирном доме;

в отношении внутриквартирного газового оборудования – с собственником жилого или нежилого помещений, а в отношении внутриквартирного газового оборудования, установленного в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда:

с нанимателем такого жилого помещения – в части технического обслуживания и текущего ремонта такого оборудования, а с собственником такого жилого помещений – в части капитального ремонта такого оборудования.

Таким образом, пункт 131 Правил предоставления коммунальных услуг предъявляет два требования к осуществлению газоснабжения потребителя: 1) наличие аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, обязанность организовать которое лежит на исполнителе коммунальных услуг; 2) наличие заключённых со специализированной организацией договоров технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования.

Аналогичная позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.05.2016 № ФОЗ-1797/2016 по делу № А73-8384/2015.

На основании пункта 4 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239 (далее – Порядок содержания газового оборудования), в комплекс работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования входят техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, техническое диагностирование стальных газопроводов сети системы газопотребления, техническая инвентаризация бытового газоиспользующего оборудования, обслуживание систем контроля загазованности помещений, коллективных и индивидуальных приборов учёта газа, замена баллонов сжиженных углеводородных газов в групповых и индивидуальных баллонных установках.

Подпунктом «г» пункта 4.1 Порядка содержания газового оборудования определено, что работы по аварийному обслуживанию потребителей газа являются составной частью работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.

В соответствии с пунктом 23 Порядка содержания газового оборудования аварийное обслуживание внутридомового газового оборудования осуществляется аварийно-диспетчерской службой специализированной организации либо организацией, с которой специализированной организацией заключён договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы, на основании заявок физических лиц и юридических лиц.

Таким образом, основанием для выполнения специализированной организацией работ по аварийному обслуживанию (обеспечению) внутридомового газового оборудования является аварийная заявка лица, предметом соответствующих работ выступает локализация и (или) ликвидация аварий на внутридомовом газовом оборудовании, результатом выполнения работ является устранение аварийной ситуации и, как следствие, непосредственной угрозы жизни и здоровью людей.

Следовательно, в отсутствие соответствующих заявок физических и (или) юридических лиц основания для выполнения специализированной организацией работ по аварийному обслуживанию (обеспечению) внутридомового газового оборудования отсутствуют.

Поскольку обязанность по организации аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей лежит на исполнителе коммунальных услуг (ТСЖ, управляющей компании) включение работ по аварийно-диспетчерскому обеспечению оборудования в состав тарифа на услуги по техническому обслуживанию ВКГО противоречит действующему законодательству.

Приказом № 328 от 30.12.2016 «Об учётной политике предприятия» утверждена новая редакция учётной политики АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» на 2017 год для целей бухгалтерского и налогового учёта (далее – учётная политика).

Пунктом 80 раздела «Учёт затрат на производство, расходов на продажу, прочих расходов» учётной политики предусмотрено, что по номенклатурной группе «Содержание аварийно-диспетчерской службы (АДС)» учитываются расходы на:

- локализацию аварий на газопроводах, ГРП, внутридомовом газовом оборудовании;

- управление режимами давления в газовых сетях.

Каким образом учитываются расходы на содержание аварийно-диспетчерской службы в части затрат на внутриквартирное газовое оборудование, из учётной политики не видно.

В обоснование включения в тариф на услуги по техническому обслуживанию ВКГО затрат на страхование гражданской ответственности АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» представило страховой полис № 6517 GL0022 от 21.08.2017, подтверждающий заключение между АО «СОГАЗ» и АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» договора страхования деятельности, связанной с выполнением комплекса работ по обеспечению безопасного использования и содержания внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования.

Однако, на момент утверждения тарифов на 05.06.2017 договор ещё не был заключён, в связи с чем сумма затрат на страхование гражданской ответственности не подтверждена АО «Газпром газораспределение Великий Новгород».

Приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 269-э/8 утверждены Методические рекомендации о правилах расчёта стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее – Методические рекомендации).

В соответствии с пунктом 5 Методических рекомендаций стоимость технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования определяется на один календарный год.

В тарифе учтены затраты на единицу оборудования, рассчитанные на три года.

В соответствии с  пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего  субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» занимает доминирующее положение на рынке услуг по техническому обслуживанию ВКГО на территории Новгородской области с долей 99,66 %.

При утверждении тарифов на техническое обслуживание ВКГО АО «Газпром газораспределение» были включены в тарифы на техническое обслуживание ВКГО суммы,  не являющиеся необходимыми для производства и реализации услуги по техническому обслуживанию ВКГО, что является установлением монопольно высокой цены, то есть нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Результатом установления доминирующим хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены товара (услуги) является или  может являться ущемление интересов неопределённого круга лиц.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Председатель комиссии по рассмотрению дела № А-12/18 о нарушении антимонопольного законодательства  

 

                                                           о п р е д е л и л:

           

           1. Назначить дело № А-12/18 к рассмотрению на 07 мая 2018 года  в 14 часов 30 минут  по  адресу:  Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д.3, каб.217.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика: Акционерное общество «Газпром газораспределение Великий Новгород» (далее – АО «Газпром газораспределение Великий Новгород») (173015, Великий Новгород, ул. Загородная, д.2 корп.2).

            3. АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» в срок до 30 апреля 2018 года представить следующую информацию и надлежащим образом заверенные копии документов:

3.1. Размер прибыли (в денежном выражении), полученной от оказания услуг по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования за 2016, 2017, 1 квартал 2018 года (сведения представьте поквартально).

3.2. Размер фактической рентабельности, полученной АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» за 2016, 2017 годы от всех видов оказанных услуг (сведения представьте в денежном выражении раздельно по годам).

3.3. Размер фактической рентабельности, полученной АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» за 2016, 2017 годы от оказания услуг по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования (сведения представьте в денежном выражении раздельно по годам).

3.4. Поясните, как изменялись условия обращения товара (услуги по обслуживанию ВКГО) на товарном рынке, в том числе налогообложение, за период 2016, 2017, 2018 годы.

3.5.  Письменные расчёты каждого значения по каждой статье и строке калькуляции на услуги, предоставляемые физическим лицам, по обслуживанию ВКГО.

          Явка лиц, участвующих в деле, или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела и документом, удостоверяющим личность) обязательна.

 

 

Председатель Комиссии                                                                     <…..>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Попович Л.И.

(8162) 73-88-51

Связанные организации

Связанные организации не указаны