Решение №1434/02 Решение по делу № 3 от 26 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

                                                                                                                      

 

Исходящий № 1434/02 от 24.03.2015

 

 

РЕШЕНИЕ

Дело №3                                                                                   Великий Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 12 марта 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 24 марта 2015 года.

 

Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)  в составе:

Председателя Комиссии:

           Виниченко О.С. – руководителя Новгородского УФАС России,

           Членов Комиссии:

           Пашкова Г.Н. – зам. руководителя Новгородского УФАС России – начальник отдела,

           Панькова С.Е. – главного специалиста-эксперта Новгородского УФАС России,

           при участии заявителей: <.....>

представители от ОАО «МРСК Северо-Запада» на рассмотрение дела№ 3 не явились, о времени и месте рассмотрения дела № 3 ОАО «МРСК Северо-Запада» уведомлено надлежащим образом. ОАО «МРСК Северо-Запада» направило в Управление ходатайство о переносе рассмотрения дела № 3 на срок после 20.03.2015.

В удовлетворении ходатайства ОАО «МРСК Северо-Запада» отказано,

рассмотрев дело № 3 по признакам нарушения  открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – ОАО «МРСК Северо-Запада», Общество, сетевая организация) (пл. Конституции, д. 3, А, г. Санкт-Петербург, 191119) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

                                            УСТАНОВИЛА:

В Новгородское УФАС России поступило коллективное заявление от членов СТ «Майское-4» (д. Трубичино): <.....>  (далее – Заявители) о нарушении ОАО «МРСК Северо-Запад» (далее – Общество) антимонопольного законодательства при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям Общества.

В заявлении указано, что в апреле 2014 членами СТ «Майское-4» были заключены договоры с ПО «Ильменские электрические сети» филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» о технологическом присоединении энергопринимающих устройств Заявителей к электрическим сетям Общества.

Сроки исполнения обязательств по договорам истекли в октябре 2014 года.

Заявители полагают, что бездействие Общества ущемляют их права и просят антимонопольный орган принять меры.

В результате антимонопольного расследования установлено следующее.

1. Заявителями в Производственное отделение «Ильменские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» (далее — филиал) были поданы заявки: № 65-00800-И/14 от 12.03.2014 (<...>); № 65-00819-И/14 от 13.03.2014 (<.....>); № 65-00830-И/14 от 13.03.2014 (<.....>); № 65-00792-И/14 от 12.03.2014 (<.....>); № 65-00817-И/14 от 13.03.2014 (<....>).

 Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 65-00792-И/14 (далее - Договор) был подписан с <...>  директором филиала С.Г. Мишагиным 18.04.2014.

Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 65-00819-И/14 (далее - Договор) был подписан с <....> директором филиала С.Г. Мишагиным 17.04.2014.

Согласно п. 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила) сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Таким образом, Договор № 65-00792-И/14 должен был быть направлен филиалом <....> не позднее 12.04.2014, а директором филиала договор только подписан 18.04.2014, то есть  филиалом нарушен не менее, чем на 6 дней, срок направления потребителю проекта  договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства филиала, что является нарушением п. 15 Правил.

Договор № 65-00819-И/14 должен был быть направлен филиалом <.....> не позднее 13.04.2014, а директором филиала договор только подписан 15.05.2014, то есть  филиалом нарушен не менее, чем на 30 дней, срок направления потребителю проекта  договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства филиала, что является нарушением п. 15 Правил.

2. Матвеев Н.В. указывает, что 07.04.2014 он подписал с ОАО «МРСК Северо-Запада» договор от 25.03.2014 о технологическом присоединении энергопринимающих устройств.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 07.09.2014. Услуги были оплачены <.....> в полном объеме платежным поручением.

Согласно техническим условиям от 24.03.2014 № 65-00800-И/14 сетевая организация осуществляет: Требования к усилению существующей электрической сети; Необходимость строительства новых (реконструкции существующих) сетевых объектов,  а также тип, марку и сечение провода, тип опор и точную длину ВЛз-10 (6) кВ и ВЛИ-0,4 кВ, мощность трансформаторов, схему электрических соединений и тип проектируемых ТП, с учетом перспективы развития нагрузок, определить проектом. Расстояние от существующих э/сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя не более 500 метров; Требования к системе (устройствам) релейной защиты и автоматики; Выполнить требования действующих НДТ.

<.....> указывает, что он подписал с ОАО «МРСК Северо-Запада» договор от 18.04.2014 о технологическом присоединении энергопринимающих устройств.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 18.09.2014. Услуги были оплачены <.....> в полном объеме платежным поручением.

Согласно техническим условиям от 17.04.2014 № 65-00792-И/14 сетевая организация осуществляет: Требования к усилению существующей электрической сети; Необходимость строительства новых (реконструкции существующих) сетевых объектов,  а также тип, марку и сечение провода, тип опор и точную длину ВЛз-10 (6) кВ и ВЛИ-0,4 кВ, мощность трансформаторов, схему электрических соединений и тип проектируемых ТП, с учетом перспективы развития нагрузок, определить проектом. Расстояние от существующих э/сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя не более 500 метров; Требования к системе (устройствам) релейной защиты и автоматики; Выполнить требования действующих НДТ.

Поликарпов А.Н. указывает, что он 15.04.2014 подписал с ОАО «МРСК Северо-Запада» договор от 28.03.2014 о технологическом присоединении энергопринимающих устройств.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 15.10.2014. Услуги были оплачены <.....> в полном объеме платежным поручением.

Согласно техническим условиям от 27.03.2014 № 65-00830-И/14 сетевая организация осуществляет: Требования к усилению существующей электрической сети; Необходимость строительства новых (реконструкции существующих) сетевых объектов,  а также тип, марку и сечение провода, тип опор и точную длину ВЛз-10 (6) кВ и ВЛИ-0,4 кВ, мощность трансформаторов, схему электрических соединений и тип проектируемых ТП, с учетом перспективы развития нагрузок, определить проектом. Расстояние от существующих э/сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя не более 500 метров; Требования к системе (устройствам) релейной защиты и автоматики; Выполнить требования действующих НДТ.

Пырьева Л.В. указывает, что она 09.06.2014 подписала с ОАО «МРСК Северо-Запада» договор от 17.04.2014 о технологическом присоединении энергопринимающих устройств.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 09.12.2014. Услуги были оплачены Пырьевой Л.В. в полном объеме платежным поручением.

Согласно техническим условиям от 27.03.2014 № 65-00830-И/14 сетевая организация осуществляет: Требования к усилению существующей электрической сети; Необходимость строительства новых (реконструкции существующих) сетевых объектов,  а также тип, марку и сечение провода, тип опор и точную длину ВЛз-10 (6) кВ и ВЛИ-0,4 кВ, мощность трансформаторов, схему электрических соединений и тип проектируемых ТП, с учетом перспективы развития нагрузок, определить проектом. Расстояние от существующих э/сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя не более 500 метров; Требования к системе (устройствам) релейной защиты и автоматики; Выполнить требования действующих НДТ.

<.....> указывает, что он 07.04.2014 подписала с ОАО «МРСК Северо-Запада» договор от 24.03.2014 о технологическом присоединении энергопринимающих устройств.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 07.10.2014. Услуги были оплачены <......> в полном объеме платежным поручением.

Согласно техническим условиям от 19.03.2014 № 65-00817-И/14 сетевая организация осуществляет: требования к усилению существующей электрической сети; необходимость строительства новых (реконструкции существующих) сетевых объектов,  а также тип, марку и сечение провода, тип опор и точную длину ВЛз-10 (6) кВ и ВЛИ-0,4 кВ, мощность трансформаторов, схему электрических соединений и тип проектируемых ТП, с учетом перспективы развития нагрузок, определить проектом. Расстояние от существующих э/сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя не более 500 метров; требования к системе (устройствам) релейной защиты и автоматики; выполнить требования действующих НДТ.

По объекту <.....> в производственном отделении «Ильменские электрические сети» филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» был подготовлен приказ от 09.04.2014 № 329 «Об исполнении договоров на технологическое присоединение».

 По объекту <.....> в производственном отделении «Ильменские электрические сети» филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» был подготовлен приказ от 04.06.2014 № 488 «Об исполнении договоров на технологическое присоединение».

По объекту <.....> в производственном отделении «Ильменские электрические сети» филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» был подготовлен приказ от 09.06.2014 № 496 «Об исполнении договоров на технологическое присоединение».

По объекту <......> в производственном отделении «Ильменские электрические сети» филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» был подготовлен приказ от 08.04.2014 № 316 «Об исполнении договоров на технологическое присоединение».

По объекту <......> в производственном отделении «Ильменские электрические сети» филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» был подготовлен приказ от 21.04.2014 № 351 «Об исполнении договоров на технологическое присоединение».

В соответствии с п. 5 вышеуказанных договоров нормативно установленный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с момента вступления данных договора в силу.

Сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителей истекли (Таблица 1).

 

                                                                     Таблица 1

 

Заявитель

 

Подписан договор

 

Квитанция оплачена

 

Срок от даты квитанции истек

 

Протокол согласования

от 05.11.2014

 

07.04.2014

05.04.2014

07.10.2014

05.11.2014

 

18.04.2014

03.06.2014

03.12.2014

05.11.2014

 

15.04.2014

15.04.2014

15.10.2014

05.11.2014

 

09.06.2014

03.06.2014

09.12.2014

05.11.2014

 

07.04.2014

07.04.2014

07.10.2014

05.11.2014

Общество только 05 ноября 2014 года провело заседание комиссии технического и финансового анализа объектов строительства, реконструкции для осуществления технологического присоединения (протокол №30 от 05.11.2014). В приложении №2 к протоколу №30 от 05.11.2014 по строке 10 установлены сроки исполнения по договору на строительство участка ВЛИ – 0,4кВ (в том числе совместная подвеска 0,214 км), которые определены периодом с 12.09.2014 по 28.11.2014. 

По запросу Новгородского УФАС России Общество представило  ответ (вх. №11335 от 26.12.2014 Новгородского УФАС России), из которого следует, что с целью экономической и технической целесообразности присоединение энергопринимающих устройств Заявителей СТ  «Майское – 4» в д. Трубичино объединены в один проект. Проблема формирования технического задания на выполнение работ по присоединению энергопринимающих устройств Заявителей состоит в том, что в соответствие со статьей 51 ГК РФ, положениями Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» СТ  «Майское – 4» не зарегистрировано как юридическое лицо, что не представляет возможности согласовать прохождение объектов электросетевого хозяйства по территории садового товарищества, также отсутствует план застройки садового товарищества.

 Кроме того, неисполнение обязательств по договорам об осуществлении  технологического присоединения энергопринимающих устройств связано с отсутствием у Общества источника финансирования для исполнения мероприятий по технологическому присоединению льготной категории граждан.

В апреле 2014 года был издан приказ и подготовлено техническое задание на проектные и строительно-монтажные работы по объекту «Строительство участков  ВЛИ-0,4 кВ от Л-1 СТП-10/0,4кВ «Майское-4», строительство ВЛИ-0,4 кВ Л-2, Л-3 от СТП-10/0,4 кВ «Майское-4», реконструкция СТП-10/0,4 кВ «Майское-4» для электроснабжения СОТ «Майское-4», Майское-2», а также определялся источник финансирования для реализации мероприятий по технологическому присоединению в СНТ «Майское-4».

Следовательно, периоды бездействия Общества составили в зависимости от даты оплаты гражданами технологического присоединения с апреля (июня) 2014 года до 05 ноября 2014 года и с  05 ноября 2014 года до даты рассмотрения дела №3 12 марта 2015 года.

На основании документов и сведений, представленных Заявителями, а также полученных по запросам Новгородского УФАС России от Общества, в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада» возбуждено дело по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

На рассмотрении дела Заявители пояснили, что со стороны ОАО «МРСК Северо-Запада» кроме заключения договоров на технологическое присоединение ни какие действия по технологическому присоединению не осуществлены до настоящего времени, в связи, с чем они не могли пользоваться электроэнергией для своих личных бытовых нужд, в том числе для проживания в дачных домах в летний период, ведения подсобного хозяйства, производства строительных работ. Возможности подключиться к сетям электроснабжения другой сетевой организации у Заявителей нет. Заявители предпринимали меры к понуждению ОАО «МРСК Северо-Запада» к совершению действий по исполнению договоров о технологическом присоединении, что подтверждается копией коллективного письма Заявителей, имеющегося в материалах рассматриваемого дела.

Заявители считают, что договоры не выполнены в срок и в полном объеме по вине сетевой организацией.

В отношении Заявителей сетевой организацией на момент рассмотрения дела не осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям Общества.

На определение Управления от 18.02.2015 № 772/02 о назначении дела № 3 о нарушении антимонопольного законодательства, ОАО «МРСК Северо-Запада» (письмом от 10.03.2015 №мр2/6/06-00-09-158) представлены письменные пояснения. 

Из данных пояснений следует, что конкурсная закупочная процедура работ по строительству объекта в рамках исполнения договоров на технологическое присоединение в интересах Заявителей не была проведена ввиду отсутствия источников финансирования работ, превышения объемов освоения плановых капитальных вложений в филиале и сложным финансово-экономическим положением ОАО «МРСК Северо-Запада». В настоящее время осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителей находится в стадии определения источников финансирования в целях реализации обязательств по договорам технологического присоединения. В перспективе в период 2015 года предполагается, по возможности, выполнение работ по технологическому присоединению хозяйственным способом без привлечения подрядных организаций.

Комиссия, изучив материалы дела, представленные документы, выслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) ОАО «МРСК Северо-Запада» нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», а также пункта 16 Правил.

При этом Комиссия руководствуется следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Согласно статье 4 ФЗ «О защите конкуренции», под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи, с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

Данные выводы Комиссии подтверждаются судебной практикой, в частности Постановлением Президиума ВАС РФ от 28.09.2009 № 6057/09 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК.

В соответствии с  частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике.

Основным видом деятельности ОАО «МРСК Северо-Запада» является оказание услуг по передаче электрической энергии. Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции и пункту 3.2.4 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС от 17.01.2007 № 5, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу, что Общество занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению как его составной части в границах присоединенной сети ОАО «МРСК Северо-Запада».

Как результат, Общество только 05 ноября 2014 года провело заседание комиссии технического и финансового анализа объектов строительства, реконструкции для осуществления технологического присоединения (протокол №30 от 05.11.2014). В приложении №2 к протоколу №30 от 05.11.2014 по строке 10 установлены сроки исполнения по договору на строительство участка ВЛИ – 0,4кВ (в том числе совместная подвеска 0,214 км)под ключ, которые определены периодом с 12.09.2014 по 28.11.2014, то есть уже за пределами установленного Правилами 6-месячного срока. Таким образом, от установленного срока исполнения по договору на строительство участка ВЛИ – 0,4кВ (в том числе совместная подвеска 0,214 км)под ключ прошло более трех месяцев, что свидетельствует о наличии у Общества возможности выполнения мероприятий по технологическому присоединению объектов Заявителей в установленный Правилами и договором срок и окончания выполнения работ в начале весеннего периода. Следовательно, нарушение срока технологического присоединения произошло вследствие бездействия Общества.    

Причина неисполнения обязательств по договорам об осуществлении  технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителей связана с отсутствием у Общества источника финансирования для исполнения мероприятий по технологическому присоединению льготной категории граждан, что не является, по мнению Комиссии, объективной причиной неисполнения установленного Правилами и договорами срока на технологическое присоединение.

Следует отметить, что согласование с уполномоченными лицами осуществлялось внутри одного юридического лица ОАО «МРСК Северо-Запада» и, следовательно, ускорение согласования целиком зависело от самого юридического лица. 

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 указанного выше закона порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством РФ, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в пункте 16 Правил технологического присоединения. Согласно  абзацу 3 подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения    срок    осуществления    мероприятий    по    технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Граждане <.......>, являются заявителями, указанными в п. 9 Правил.

Таким образом, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителей п. 1.3 вышеуказанных договоров определен в соответствии с действующим законодательством и обязателен для исполнения сетевой организацией.

В силу части 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции» его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с положениями статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, в том числе в форме бездействия. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 ФЗ  «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции» и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

На основании пункта 1 и 3 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иной форме, в том числе в форме бездействия.

Согласно Постановлению Президиума ВАС от 18.05.2011 № 16008/10 по делу № А53-4325/2010 нормы, изложенные в Правилах, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.  

Ущемление интересов Заявителей в результате бездействия  Общества по осуществлению технологического присоединения дачных участков (строений)  выразилось в том, что они не получили электрическую энергию для личных бытовых нужд в установленный срок. Все Заявители являются пенсионерами. С апреля-мая до сентября-октября проживают в своих домах в д. Трубичино, некоторые – с внуками. При этом испытывают экономические, бытовые и физические трудности, поскольку отсутствуют условия для хранения скоропортящихся продуктов, нет возможности использовать элементарное электроосвещение и электробытовые приборы. Отсутствует возможность использовать электроинструменты  и электрические насосы для работ на придомовых участках, в том числе для полива плодоовощных растений.  

Других возможностей для получения доступа к сетям электроснабжения, кроме как посредством взаимодействия с ОАО «МРСК Северо-Запада», у Заявителей нет.

Заявители неоднократно предпринимали меры к понуждению ОАО «МРСК Северо-Запада» к совершению действий по исполнению договоров о технологическом присоединении, путем устного обращения непосредственно в  ПО «Ильменские электрические сети», так и устного обращения по телефонной связи к директору ПО «Ильменские электрические сети» Прохорову И.Е. 

Следует отметить, что Заявители, обратившиеся в Общество за технологическим присоединением своих энергопринимающих устройств для личных бытовых нужд, в рассматриваемых правоотношениях являются слабой стороной, а Общество, профессиональная, имеющая лицензию участника рынка услуг по передаче электрической энергии крупная сетевая организация является сильной стороной.

Рассматриваемое бездействие Общества является злоупотреблением им своим доминирующим положением, поскольку в отсутствие конкуренции на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологического присоединения к  своим электрическим сетям Общество может безнаказанно в нарушение законодательства РФ, обычаев делового оборота, требований добропорядочности, разумности и справедливости ущемлять интересы потребителей своих услуг без опасения лишиться клиентов, не имеющих возможности сменить поставщика услуги по технологическому присоединению, может не исполнять условия заключенных им договоров технологического присоединения, оплаченных потребителями в полном размере, и не нести при этом экономических санкций за неисполнение договорных обязательств, как это наблюдается во взаимоотношениях с гражданами Заявителями.

При таких обстоятельствах Комиссия полагает, что факты ущемления интересов Заявителей ввиду длительного бездействия занимающего доминирующего положения Общества в осуществлении необходимых мероприятий по технологическому присоединению и неисполнения сетевой организацией в установленный срок технологического присоединения объектов Заявителей нашли свое подтверждение.

Таким образом, занимая доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям как его составной части в границах присоединенной сети, ОАО «МРСК Северо-Запада» в нарушение действующих нормативных правовых актов допустило бездействие, результатом чего явилось ущемление интересов Заявителей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия 

                                                    РЕШИЛА:

1. Признать в  действиях (бездействии) ОАО «МРСК Северо-Запада» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «МРСК Северо-Запада» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

   Председатель Комиссии                                                              О.С. Виниченко

   Члены Комиссии                                                                          Г.Н. Пашкова

                                                                                                         С.Е. Паньков

       

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.  

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны