Определение №1073/03 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 053/05/19-78/2019 ПО ПРИЗНА... от 15 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Физическому лицу <…….>

 

 

Новгородское областное

отделение КПРФ

 

Воскресенский бул., д. 10, корп. 1,

Великий Новгород, 173002

 

 

Заявителю – В.

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 053/05/19-78/2019 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

15 марта 2019 года

Великий Новгород

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Куриков И.А. – заместитель руководителя Новгородского УФАС России, рассмотрев заявление физического лица В. о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при размещении на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной рядом с жилым домом № 46 по улице Псковская в Великом Новгороде, информации нерекламного характера с изображением руководителя аппарата фракции КПРФ (Коммунистическая партия Российской Федерации) в Государственной Думе Российской Федерации Останиной Нины Александровны, сопровожденного текстом: «НИНА ОСТАНИНА» и символикой КПРФ,

 

УСТАНОВИЛ:

 

18.02.2019 в Новгородское УФАС России поступило заявление физического лица В. о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при размещении на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной рядом с жилым домом № 46 по улице Псковская в Великом Новгороде, информации нерекламного характера с изображением руководителя аппарата фракции КПРФ Останиной Н.А., сопровожденного текстом: «НИНА ОСТАНИНА» и символикой КПРФ (далее – Заявление).

По мнению Заявителя, указанная информация не является социальной рекламой и при этом имеет явно выраженные признаки политической рекламы.

Вместе с тем, на территории Великого Новгорода и Новгородской области в настоящее время каких-либо выборных кампаний не проводится.

На основании вышеизложенного, исходя из смысла части 2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), Заявитель считает, что размещение на рекламной конструкции информации о политической партии КПРФ вне периода предвыборной агитации является нарушением законодательства о рекламе, а также законодательства о выборах и референдуме.

Также в Заявлении Заявитель указывает, что рассматриваемый щит-билборд, расположенный рядом с жилым домом № 46 по улице Псковская в Великом Новгороде, является незаконно установленной рекламной конструкцией, поскольку каких-либо торгов на установку и эксплуатацию щита-билборда по указанному адресу Администрацией Великого Новгорода (далее – Администрация) не проводилось.

Исходя из изложенного, Заявитель просит возбудить дело о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать предписание собственнику рекламной конструкции (щита-билборда) и политической партии КПРФ о прекращении нарушения указанного законодательства, обязать Администрацию демонтировать рекламную конструкцию, а также выделить в отдельное производство дело о нарушение антимонопольного законодательства в связи с непроведением обязательных торгов на установку и эксплуатацию щита-билборда по указанному адресу.

К Заявлению приложены фотографии указанной рекламной конструкции (щита-билборда).

С целью проверки фактов, изложенных в Заявлении, должностными лицами Новгородского УФАС России на основании подпунктов «б», «г» пункта 2 Положения о государственном надзоре в области рекламы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2012 № 1346, 25.06.2012, было проведено мероприятие по контролю за соблюдением обязательных требований Закона о рекламе на территории Великого Новгорода. Мероприятие по контролю осуществлялось с применением фотоаппарата Lumia 640 Dual SIM (цветной).

По результатам проведения мероприятия по контролю составлен Акт от 20.02.2019 фиксации факта распространения на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной рядом с жилым домом № 46 по улице Псковская в Великом Новгороде, информации нерекламного характера с изображением физического лица, сопровожденного текстом: «НИНА ОСТАНИНА» и символикой КПРФ.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте КПРФ в сети «Интернет» по адресу: https://kprf.ru/personal/ostanina, Останина Нина Александровна действительно является руководителем аппарата фракции КПРФ в Государственной Думе Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Закона о рекламе социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Согласно части 2 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.

При этом, согласно пункту 1 части 2 статьи 2 Закона о рекламе, настоящий Федеральный закон не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума.

Размещение на рекламных конструкциях предвыборных агитационных материалов регулируется Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон об основных гарантиях избирательных прав).

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Согласно пункту 19 статьи 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

В соответствии с пунктами «в», «г» части 3 статьи 48 Закона об основных гарантиях избирательных прав предвыборная агитация может проводиться среди прочего посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, а также иными не запрещенными законом методами.

Согласно части 4 статьи 48 Закона об основных гарантиях избирательных прав кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации.

При этом, часть 8 статьи 54 Закона об основных гарантиях избирательных прав предусматривает возможность размещения агитационных материалов во время проведения агитации в период избирательной кампании (пункты 4, 19 статьи 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав) на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов.

Таким образом, исходя из смысла указанных положений Закона об основных гарантиях избирательных прав, размещение агитационных материалов на рекламных конструкциях в качестве способа предвыборной агитации допускается исключительно в период проведения избирательной кампании, в рамках которой заинтересованными лицами указанная предвыборная агитация и осуществляется.

Указанная позиция также подтверждена протоколом № 1 от 20.06.2007 совещания ФАС России и ЦИК России по вопросам, связанным с возможностью размещения предвыборной агитации на рекламных конструкциях.

Соответственно, действующее законодательство Российской Федерации предусматривает разные виды информации, разрешенной для распространения на рекламных конструкциях, а именно реклама, социальная реклама (оба регулируются положениями Закона о рекламе) и предвыборная агитация в период предвыборной кампании (регулируется положениями Закона об основных гарантиях избирательных прав).

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Размещенная на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной рядом с жилым домом № 46 по улице Псковская в Великом Новгороде, информация с изображением руководителя аппарата фракции КПРФ  Останиной Н.А., сопровожденного текстом: «НИНА ОСТАНИНА» и символикой КПРФ, не отвечает признакам рекламы, предусмотренным пунктами 1, 2 статьи 3 Закона о рекламе, поскольку не содержит как такового объекта рекламирования в смысле пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе (объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама) и не направлена на привлечение внимания к нему.

Согласно протоколу № 2 от 06.08.2007 совещания ФАС России и ЦИК России по вопросам, связанным с возможностью размещения предвыборной агитации на рекламных конструкциях, в период до начала избирательной кампании и в ходе избирательной кампании информация, включающая сведения о политических партиях и иных избирательных объединениях, отдельных политических деятелях, не содержащая признаков предвыборной агитации, допускается к размещению на рекламных конструкциях на условиях социальной рекламы.

Однако указанная информация не может быть отнесена и к категории социальной рекламы (пункт 11 статьи 3 Закона о рекламе), поскольку она не направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, обеспечение интересов государства, а также поскольку содержит явные признаки предвыборной агитации.

Так, рассматриваемая информация непосредственным образом привлекает внимание именно к названной в ней политической партии (КПРФ), побуждает избирателей к голосованию за конкретное политическое объединение и (или) кандидата, изображенного на баннере и представляющего данное объединение (Останина Н.А.).

Таким образом, указанная информация не является рекламой и социальной рекламой в смысле значений данных понятий, установленных Законом о рекламе, а является информацией нерекламного характера, а именно ничем иным как предвыборной агитацией, проводимой в рамках Закона об основных гарантиях избирательных прав.

 При этом, как установлено выше, в соответствии с положениями Закона об основных гарантиях избирательных прав проведение предвыборной агитации, в том числе в виде размещения агитационных материалов на рекламных конструкциях, возможно только в период предвыборной кампании, осуществляемой в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Вместе с тем, из письма Избирательной комиссии Новгородской области (вх. № 949 от 27.02.2019 Новгородского УФАС России) следует, что в настоящее время на территории Новгородской области избирательных кампаний по выборам, в том числе по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации седьмого созыва, депутатов Новгородской областной Думы шестого созыва, депутатов Думы Великого Новгорода, не проводится.

Кроме того, согласно указанному письму Избирательной комиссии Новгородской области, планируются к проведению в единый день голосования 08.09.2019:

- дополнительные выборы депутата Государственной Думы Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Новгородская область – Новгородский одномандатный избирательный округ, которые должны быть назначены не позднее 14.06.2019;

- дополнительные выборы депутата Новгородской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 1, которые должны быть назначены не ранее 30.05.2019 и не позднее 09.06.2019;

- выборы в органы самоуправления Батецкого, Боровичского, Крестецкого, Маловишерского, Маревского, Мошенского, Новгородского, Окуловского и Поддорского муниципальных районов, которые должны быть назначены не ранее 09.06.2019 и не позднее 19.06.2019.

Следовательно, избирательные кампании по указанным выборам по состоянию на настоящее время еще также не объявлены, в связи с чем предвыборная агитация по ним еще не стартовала.

Таким образом, размещение рассматриваемой информации нерекламного характера, не являющейся рекламой и социальной рекламой, на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной рядом с жилым домом № 46 по улице Псковская в Великом Новгороде, в качестве способа предвыборной агитации, содержит признаки нарушения части 2 статьи 19 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части, в соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Согласно письмам Комитета архитектуры и градостроительства Администрации (далее – Комитет) (исх. № 627 от 28.02.2019, № 771 от 12.03.2019) право на размещение (эксплуатацию) рекламной конструкции, расположенной рядом с жилым домом № 46 по улице Псковская в Великом Новгороде, было предоставлено физическому лицу <…….> по результатам проведения торгов на право заключения договора о размещении (эксплуатации) рекламных конструкций на территории Великого Новгорода (протокол заседания комиссии по проведению торгов от 11.04.2013 № 10).

По результатам проведения указанных торгов между Администрацией и физическим лицом <…….> 18.04.2013 заключен договор № 172 (далее – Договор).

Согласно пункту 2 Договора настоящий договор вступил в силу с момента его заключения и действовал в течение 5 лет.

Дополнительным соглашением от 10.06.2014 к Договору пункт 2 Договора его сторонами был изложен в следующей редакции: «Срок действия настоящего договора с 01 ноября 2013 года по 30 октября 2018 года».

Разрешение физическому лицу <…….> на установку и эксплуатацию рассматриваемой рекламной конструкции по указанному адресу сроком на 5 лет было оформлено постановлением Администрации № 2724 от 03.06.2013.

Постановлением Администрации № 3617 от 09.07.2014 срок действия выданного разрешения был также ограничен 30.10.2018.

На данный момент времени срок действия Договора и соответствующего разрешения истек.

Согласно части 5.6 статьи 19.2 Закона о рекламе аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Однако в указанных письмах Комитет указал, что данный адрес не выносится на новые торги на право заключения договора на размещение (эксплуатацию) рекламных конструкций на территории Великого Новгорода в настоящее время в связи с тем, что планируется реконструкция участка автомобильной дороги Псковской улицы: от Речной улицы до мостового перехода через реку Веряжа.

Следовательно, исходя из указанных писем Комитета, в данном случае имеются все основания полагать, что рекламораспространителем рассматриваемой информации нерекламного характера, размещенной в качестве предвыборной агитации с признаками нарушения части 2 статьи 19 Закона о рекламе на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной рядом с жилым домом № 46 по улице Псковская в Великом Новгороде, несмотря на окончание срока действия Договора, является физическое лицо <…….>.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006  № 508,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Возбудить производство по делу № 053/05/19-78/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2. Признать лицами, участвующими в деле:

заявитель – В.;

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – физическое лицо <…….>;

заинтересованное лицо – Новгородское областное отделение КПРФ (173002, Великий Новгород, Воскресенский бул., д 10, корп. 1).

3. Назначить дело № 053/05/19-78/2019 к рассмотрению на 15 апреля 2019 года в 14 часов 30 минут по адресу: Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 3, каб. 202.

4. Физическому лицу <…….> в срок до 12 апреля 2019 года представить:

- копии всех имеющихся документов и информацию (договоры со всеми приложениями, оригинал-макет информации нерекламного характера, переписку, копии счетов об оплате, копии документов, подтверждающих оплату и др.), относящихся к изготовлению и (или) распространению вышеуказанной информации нерекламного характера;

- письменные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

5. Новгородскому областному отделению КПРФ в срок до 12 апреля 2019 года представить:

- письменные объяснения относительно вопроса имеет ли Новгородское областное отделение КПРФ отношение к размещению на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной рядом с жилым домом № 46 по улице Псковская в Великом Новгороде, информации нерекламного характера вышеуказанного содержания относительно деятельности КПРФ;

- письменные объяснения относительно вопроса  является ли Новгородское областное отделение КПРФ заказчиком размещения указанной информации нерекламного характера на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной рядом с жилым домом № 46 по улице Псковская в Великом Новгороде (в случае если является, то необходимо также  представить копии всех имеющихся документов и информацию (договоры со всеми приложениями, оригинал-макет информации нерекламного характера, переписку, копии счетов об оплате, копии документов, подтверждающих оплату и др.), относящихся к изготовлению и (или) распространению вышеуказанной информации нерекламного характера);

- иные документы и сведения, касающиеся размещения указанной информации нерекламного характера на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной рядом с жилым домом № 46 по улице Псковская в Великом Новгороде (при наличии).

Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – физического лица <…….> на заседание Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

 

Приложение в 1, 2-й адреса: фотография рассматриваемой рекламной конструкции с размещенной на ней вышеуказанной информацией нерекламного характера на 1 л. в экз.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                              И.А. Куриков

 

 

В соответствии с пунктом 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе: знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них; давать устные и письменные объяснения; представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании; заявлять ходатайства; делать заявления; возражать против заявлений и доводов других лиц; пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны