Решение №1499/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы о нарушении закон... от 30 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

 

Исходящий № 1499/03 от 29.03.2017

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

24 марта 2017 года                                                                                      Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Виниченко О.С. – председатель Комиссии, руководитель Управления;

Иванов А.Т. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Михайлов С.О. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Комитета лесного хозяйства и Новгородской области – <....> (доверенность № 277 от 23.03.2017), <......> (доверенность № 276 от 23.03.2017) и <......> (доверенность № 278 от 23.03.2017);

уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области – <.....> (доверенность № 7 от 13.01.2017);

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Новгородское Лесоустроительное Предприятие» - <.......> (доверенность 1 от 16.03.2017);

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Новгородское Лесоустроительное Предприятие» (173001, Великий Новгород, ул. Розважа, д. 15; далее – ООО «НЛП») на действия государственного заказчика - Комитета лесного хозяйства Новгородской области (173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 13-А; далее – Комитет) при осуществлении им и уполномоченным органом – Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Департамент) закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке Лесного плана Новгородской области и лесохозяйственных регламентов Боровичского, Валдайского, Любытинского, Маловишерского, Маревского, Новгородского, Окуловского, Поддорского, Старорусского, Холмского, Чудовского, Шимского лесничеств Новгородской области, извещение № 0150200000617000055 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.03.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

УСТАНОВИЛА:

17.03.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки –ООО «НЛП»  на действия государственного заказчика - Комитета при осуществлении им и уполномоченным органом - Департаментом закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке Лесного плана Новгородской области и лесохозяйственных регламентов Боровичского, Валдайского, Любытинского, Маловишерского, Маревского, Новгородского, Окуловского, Поддорского, Старорусского, Холмского, Чудовского, Шимского лесничеств Новгородской области, извещение № 0150200000617000055 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.03.2017 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. В пункте 15.5.2 конкурсной документации установлен следующий показатель «Наличие кандидатов (докторов) наук».

При этом работы, указанные в Приложении № 1 к конкурсной документации, не являются научными исследованиями либо инновациями и не требуют привлечение к их выполнению специалистов с учеными степенями.

2. Также в пункте 15.5.2 конкурсной документации установлен показатель «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема», в котором заказчиком отмечено, что документом сопоставимого характера и объема считаются выполненные работы (с учетом правопреемства) по разработке Лесного плана субъекта за последние 10 лет (с 01.01.2007 по 31.12.2016).

Требуемый в конкурсной документации Лесной план в субъектах РФ разрабатывался единожды в 2007-2008 годах после вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации, тогда как Закон о контрактной системе и Федеральный закон №  223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), действующие в настоящее время, были приняты позднее.

По мнению подателя Жалобы, лица, осуществлявшие работы сопоставимого объема и характера вне рамок вышеуказанных законов, получают необоснованное преимущество.

Кроме того, податель Жалобы считает, что установленные временные рамки (с 01.01.2007 по 31.12.2016) ограничивают права лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации позднее 2007 года.

Данные показатели существенно ограничивают конкуренцию, поскольку, по мнению подателя Жалобы, победителем станет именно тот участник, который имеет в своем штате сотрудников из числа кандидатов (докторов) наук и обладает опытом выполнения работ сопоставимого характера и объема.

С учетом вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать государственному заказчику – Комитету предписание об устранении допущенных нарушений.

На рассмотрении Жалобы представитель подателя Жалобы – ООО «НЛП» поддержал ее доводы в полном объеме.

Государственный заказчик – Комитет считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на Жалобу (вх. № 1648 от 23.03.2017 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.

1. Заказчик вправе по своему усмотрению устанавливать показатели в отношении нестоимостных критериев оценки, учитывающие особенности оценки работ, являющихся предметом закупки, и позволяющие наилучшим способом осуществить их выполнение.

Лесной план субъекта РФ содержит разделы, относящиеся к различным областям знаний: сельскохозяйственные науки, географические науки, экономические науки. Наличие у организации сотрудников, обладающих высшей квалификацией, позволит осуществить разработку лесного плана с высоки качеством и в максимально короткие сроки.

2. Действующим законодательством не установлен перечень документов, используемых при оценке заявки участника по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема», заказчик самостоятельно определяет перечень документов, используемых при оценке заявки участника по данному показателю.

Отсутствие у участников данного конкурса сотрудников из числа кандидатов (докторов) наук и опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема не препятствует его возможности принять участие в конкурсе.

Требования к составлению Лесного плана РФ были установлены с вводом в действие Лесного кодекса Российской Федерации в 2007 году, в связи с чем заказчиком был установлен опыт выполнения работ именно с 2007 года. Лесной план разрабатывается на 10 лет и введение в действие Закона о контрактной системе никак не изменяет  порядок и сроки его подготовки.

На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика – Комитета поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

Представитель подателя Жалобы, ознакомившись с письменными возражениями Комитета, отметил, что, по его мнению, в оспариваемых позициях конкурсной документации Комитет, в нарушение требований части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, установил требования к участникам, не предусмотренные Законом о контрактной системе.

Уполномоченный орган – Департамент письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил, на рассмотрении Жалобы представитель уполномоченного органа устно отметил, что доводы Жалобы не относятся к компетенции Департамента.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В марте-апреле 2017 года государственным заказчиком - Комитетом и уполномоченным органом – Департаментом осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке Лесного плана Новгородской области и лесохозяйственных регламентов Боровичского, Валдайского, Любытинского, Маловишерского, Маревского, Новгородского, Окуловского, Поддорского, Старорусского, Холмского, Чудовского, Шимского лесничеств Новгородской области, извещение № 0150200000617000055 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.03.2017 (начальная (максимальная) цена контракта – 5 834 250 рублей 00 копеек).

Данный открытый конкурс проводится государственным заказчиком – Комитетом в соответствии с Законом о контрактной системе.

Довод подателя Жалобы о том, что заказчиком в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, не предусмотренные Законом о контрактной системе, является несостоятельными.

Конкурсной документацией установлены единые требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе. Каких-либо непредусмотренных статьей 31 требований к участникам закупки в конкурсной документации не содержится.

Статья 31 Закона о контрактной системе устанавливает требования в отношении участников закупки, тогда как оспариваемые в Жалобе положения конкурсной документации относятся к критериям оценки заявок участников закупки.

Согласно пункту 2 части 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе, предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

В соответствии с вышеуказанной нормой принято Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила), которые определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту «б» пункта 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Пунктом 20 Правил указано, что оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в подпунктах «а» и «в» пункта 25 настоящих Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном пунктами 21 - 24 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 23 Правил, в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:

 

НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),

 

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

В случае если используется один показатель, КЗ = 1;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Государственным заказчиком – Комитетом в пункте 15.5 конкурсной документации установил следующие критерии оценки заявок участников конкурса: цена контракта (стоимостной критерии оценки) – 60%; квалификация участника закупки (нестоимостной критерии оценки) – 40%.

При этом, критерии «Квалификация участника закупки» состоит из двух показателей (подкритериев): «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ» – максимальное количественное значение в баллах 40 и «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» – максимальное количественное значение в баллах 60.

При оценке по показателю «Квалификация трудовых ресурсов» анализируется обеспеченность участника открытого конкурса трудовыми ресурсами, имеющими соответствующую квалификацию и опыт работы, а также наличие кандидатов (докторов) наук и установлены следующие показатели: «обеспеченность участника открытого конкурса трудовыми ресурсами, имеющими соответствующую квалификацию и опыт работы» - максимальное значение баллов по данному показателю не должно превышать 40 баллов, коэффициент значимости показателя 0,4 и «наличие кандидатов (докторов) наук» - максимальное значение баллов по данному показателю не должно превышать 60 баллов, коэффициент значимости показателя 0,6.

При оценке по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» анализируется информация об опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема и установлены следующие показатели: «опыт работ по разработке лесохозяйственных регламентов» - максимальное значение баллов по данному показателю не должно превышать 30 баллов, коэффициент значимости показателя 0,3 и опыт работ по разработке лесного плана субъекта - максимальное значение баллов по данному показателю не должно превышать 70 баллов, коэффициент значимости показателя 0,7.

При этом, в пункте 15.5.2 в отношении спорных показателей («наличие кандидатов (докторов) наук» и «опыт работ по разработке лесного плана субъекта») подробно указано, какую именно информацию, документы и сведения необходимо представить участникам закупки для оценки их заявок по данным показателям, а также приведены формулы расчетов баллов.

Закон о контрактной системе, Правила не устанавливают конкретный перечень показателей нестоимостных критериев, устанавливаемых заказчиками, и оставляют заказчику право самому определять данные показатели исходя из собственных потребностей.

Каких-либо доказательств того, что данные показатели приводят или могут привести к ограничению конкуренции, подателем Жалобы не представлено, Комиссия Новгородского УФАС России такими сведениями также не располагает.

При осуществлении закупок заказчики руководствуются собственными потребностями и нуждами, необходимыми для достижения ими результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд и достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных действующим законодательством (в том числе Лесным кодексом Российской Федерации).

При этом, отсутствие у подателя Жалобы в штате сотрудников кандидатов (докторов) наук и/или опыта выполнения сопоставимых работ не лишает его возможности подать заявку на участие в конкурсе и быть признанным её победителем за счет получения дополнительной оценки по иным критериям и показателям (в частности, цены контракта). Победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно Приказу Федерального агентства лесного хозяйства № 423 от 05.10.2011 «Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки» леской план субъекта Российской Федерации составляется на 10 лет.

В соответствии с устными пояснениями сторон, лесной план разрабатывался в субъектах Российской Федерации единожды в 2007-2008 годах, после вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации. В Новгородской области лесной план был составлен в 2008 году, в связи с чем был установлен период времени с 2007 года.

Таким образом, новый лесной план в Новгородской области должен вступить в действие в 2018 году, что подтверждается Календарным планом выполнения работ (Приложение № 2 к контракту).

На момент составления лесного плана в 2008 году действовал Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), утративший силу с 31.12.2013 в связи с принятием Закона о контрактной системе.

При этом, действующим законодательством не запрещено подтверждать опыт выполнения работ договорами, заключенными в рамках Закона о размещении заказов.

Учитывая вышеизложенное, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения.

В результате проведения внеплановой проверки нарушений законодательства о контрактной системе в действиях государственного заказчика – Комитета, уполномоченного органа - Департамента не установлено.

 

Руководствуясь статьями 8, 31, 32, 49, 50, 51, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «Новгородское Лесоустроительное Предприятие» (173001, Великий Новгород, ул. Розважа, д. 15) на действия государственного заказчика - Комитета лесного хозяйства Новгородской области (173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д.13-А) при осуществлении им и уполномоченным органом - Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке Лесного плана Новгородской области и лесохозяйственных регламентов Боровичского, Валдайского, Любытинского, Маловишерского, Маревского, Новгородского, Окуловского, Поддорского, Старорусского, Холмского, Чудовского, Шимского лесничеств Новгородской области, извещение № 0150200000617000055 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.03.2017, необоснованной.

 

Председатель Комиссии                                                                                 О.С. Виниченко

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                           А.Т. Иванов

 

                                                                                                                        С.О. Михайлов

        

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны