Решение №154/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы о нарушении закон... от 31 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

 

Исх. № 154/03 от 19.01.2018

Заказчику –

МУП Великого Новгорода

«Новгородский водоканал»

 

ул. Германа, д. 33,

Великий Новгород, 173003

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Перспектива»

 

ул. Куйбышева, 79, 64,

г. Самара, 443099

 

 

Участнику закупки –

ООО «РегионРемСтройТорг»

 

ул. Ильина, д. 42,

Великий Новгород, 173000

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

17 января 2018 года Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления,

Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика – Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» - <…….>;

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил, ходатайств не заявлял;

участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «РегионРемСтройТорг» (далее – ООО «РегионРемСтройТорг») – <…….>,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (443099, г. Самара, ул. Куйбышева, 79, 64; далее – ООО «Перспектива») на действия заказчика – Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 33; далее – МУП «Новгородский водоканал») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту отстойников воды 1-го блока ЛВС, Юрьевское шоссе, д. 1, извещение № 0550600002217000094 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 25.12.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

10.01.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) – ООО «Перспектива» на действия заказчика – МУП «Новгородский водоканал» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту отстойников воды 1-го блока ЛВС, Юрьевское шоссе, д. 1, извещение № 0550600002217000094 о проведении которого было размещено на официальном сайте 25.12.2017 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. По мнению подателя Жалобы, заказчиком в документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее – Документация об электронном аукционе) в нарушение требований действующего законодательства о контрактной системе не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99), поскольку работы, предусмотренные объектом закупки, входят в код 41.2 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (далее - ОКПД2), а начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей.

2. В пункте 2.14 Проекта контракта (приложение № 3 к Документации об электронном аукционе) заказчиком неправомерно установлено требование к подрядчику о представлении им при заключении контракта сметы на выполнение работ, составленной в сметно-нормативной базе ТЕР-2001 Великий Новгород Эталон редакция 2014 и разработанной на основании ведомости объемов работ.

3. По мнению ООО «Перспектива», Документация об электронном аукционе не содержит надлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в закупке (далее – Инструкция), поскольку имеющаяся Инструкция не содержит указания на раздел Документации об электронном аукционе, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, ООО «Перспектива» просит выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

Из представленных МУП «Новгородский водоканал» письменных возражений на Жалобу (вх. № 132 от 15.01.2018 Новгородского УФАС России) следует, что ее довод относительно неправомерно установленного требования к подрядчику о составлении сметы и представлении ее заказчику при заключении контракта заказчик считает необоснованным.

По мнению заказчика, объем подлежащих выполнению работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, был определен в ведомости объемов работ и при подготовке документации о закупке был известен участникам закупки, в связи с чем смета как отдельный документ могла быть составлена участником закупки, признанным победителем электронного аукциона, при подготовке ценового предложения и могла быть направлена заказчику при подписании контракта.

В обоснование правомерности данного требования к подрядчику заказчик ссылается на положения статей 702, 709 и 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК).

Так, согласно пункту 1 статьи 743 ГК, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Кроме того, Документация об электронном аукционе не содержит неправомерного требования к участникам закупки о представлении сметы в составе заявки.

Также в указанных письменных возражениях заказчик указывает, что ООО «Перспектива» не подавало заявку на участие в настоящем электронном аукционе, с запросами о даче разъяснений положений Документации об электронном аукционе податель Жалобы также не обращался, что указывает на отсутствие доказательств нарушения его прав и законных интересов.

Указанные обстоятельства, по мнению МУП «Новгородский водоканал», свидетельствует о том, что заказчиком не совершалось действий, направленных на ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников рассматриваемой закупки и создание препятствий для участия подателя Жалобы в электронном аукционе.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители заказчика поддержали вышеуказанные письменные возражения в полном объеме, а также дополнительно указали, что довод Жалобы относительно отсутствия в Документации об электронном аукционе надлежащей Инструкции заказчик также считает необоснованным (Инструкция содержится в пункте 7.2 Документации об электронном аукционе), а довод Жалобы относительно отсутствия в Документации об электронном аукционе дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных Постановлением № 99, заказчик признает, указанные требования в Документации об электронном аукционе действительно неправомерно отсутствуют.

Участник электронного аукциона – ООО «РегионРемСтройТорг» письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель участника закупки указал, что считает Жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В декабре 2017 года – январе 2018 года заказчиком – МУП «Новгородский водоканал» осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту отстойников воды 1-го блока ЛВС, Юрьевское шоссе, д. 1 (начальная (максимальная) цена контракта – 12 401 666, 67 рублей).

Документация об электронном аукционе утверждена директором МУП «Новгородский водоканал» <…….>.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены Правительством Российской Федерации в Постановлении № 99.

Согласно пункту 1 Постановления № 99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению № 1.

Согласно пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД2, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, заказчиками должны устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки в виде наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В соответствии с примечанием (<*>) к Приложению № 1 к Постановлению № 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Совместным письмом Министерства экономического развития Российской Федерации № 23275-ЕЕ/Д28и от 28.08.2015 и Федеральной антимонопольной службы № АЦ/45739/15 от 28.08.2015 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99» разъяснен вопрос подтверждения опыта выполнения работ строительных при установлении требований к участникам закупки в соответствии с положениями Постановления № 99.

Так, участник закупки должен подтвердить опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно:

в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства;

в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.

При этом заказчик, в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99.

Согласно пункту 3.1 Документации об электронном аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 401 666, 67 рублей.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.5 Документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальному ремонту отстойников воды 1-го блока ЛВС, Юрьевское шоссе, д. 1.

Согласно подпункту 2 пункта 1.5 Документации об электронном аукционе, разделу «Объект закупки» извещения о проведении рассматриваемой закупки (далее – Извещение) работы, входящие в объект закупки, относятся к коду 41.20.40.900 ОКПД2 «Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки» (подкласс 41.2 «Здания и работы по возведению зданий»).

Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектами капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Следовательно, в объект рассматриваемой закупки входят работы, подлежащие выполнению на объекте капитального строительства (на сооружениях отстойников 1-ого блока ЛВС).

Таким образом, в данном случае, с учетом вышеуказанных положений Постановления № 99, а также положений Документации об электронном аукционе и Извещения, начальной (максимальной) цены контракта (12 401 666, 67 рублей), к участникам рассматриваемой закупки должны быть установлены дополнительные требования, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (в виде наличия у них опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ строительных именно по объекту капитального строительства), а также установлено требование о представлении в составе вторых частей заявок документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (копий документов, предусмотренных пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99).

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Между тем, согласно пункту 6.3 Документации об электронном аукционе, разделу «Требования к участникам» Извещения, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки в виде наличия у них опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных по объекту капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке, заказчиком – МУП «Новгородский водоканал» предъявлены не были.

Таким образом, в действиях заказчика – МУП «Новгородский водоканал» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в документации об электронном аукционе дополнительных требований к участникам рассматриваемой закупки в соответствии с положениями Постановления № 99.

Следовательно, данный довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение.

2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Порядок заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона предусмотрен статьей 70 Закона о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.

В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

Таким образом, из положений части 1 статьи 34 Закона о контактной системе и части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе следует, что по итогам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем, а также в соответствии с его заявкой на участие в нем.

Необходимо учитывать, что согласно статье 60 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона осуществляется электронный документооборот.

Следовательно, из предусмотренного положениями части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе порядка действий победителя электронного аукциона при заключении контракта по его итогам следует, что победитель электронного аукциона для подписания контракта обязан разместить на официальном сайте исключительно проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.

Иных документов и сведений победитель электронного аукциона при заключении контракта, в том числе касающихся обоснования и расчета своего ценового предложения, заказчику представлять не обязан.

Вместе с тем, согласно пункту 2.1.4 Проекта контракта, при заключении контракта подрядчик обязан предоставить заказчику смету на выполнение работ, составленную в сметно-нормативной базе ТЕР - 2001 Великий Новгород Эталон редакция 2014 г, разработанную на основании ведомости объемов работ (приложение №1 к техническому заданию).

Аналогичное требование к подрядчику заказчиком – МУП «Новгородский водоканал» установлено в Техническом задании, являющемся приложением № 1 к Документации об электронном аукционе.

Согласно подпункту 3 пункта 1.5 Документации об электронном аукционе описание объекта рассматриваемой закупки приведено заказчиком в Техническом задании.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно материалам Жалобы расчет начальной (максимальной) цены контракта, подлежащего заключению по итогам осуществления рассматриваемой закупки, произведен заказчиком – МУП «Новгородский водоканал» путем использования метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) (приложение № 2 к Документации об электронном аукционе).

В частности, для обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком в адрес потенциальных подрядчиков были направлены запросы о стоимости работ, подлежащих выполнению в рамках рассматриваемой закупки. К указанным запросам было приложено Техническое задание, содержащее описание подлежащих к выполнению работ и требования к подлежащим использованию при их выполнении материалам.

При расчете начальной (максимальной) цены контракта заказчиком были использованы коммерческие предложения 3 потенциальных подрядчиков (вх. № 8680 от 15.09.2017, № 8716 от 18.09.2017, № 8791 от 19.09.2017 МУП «Новгородский водоканал»).

На основании вышеизложенного, поскольку предусмотренный пунктом 4 статьи 22 Закона о контактной системе проектно-сметный метод при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком не использовался, пунктом 2.1.4 Проекта контракта и Техническим заданием обязанность разработки сметы на выполнение работ по капитальному ремонту отстойников воды 1-го блока ЛВС вменена подрядчику, причем представить данную смету он должен именно на этапе заключения контракта.

Другими словами, смета на выполнение работ по капитальному ремонту отстойников воды 1-го блока ЛВС не является отдельным разделом Документации об электронном аукционе и требует разработки на основании исходных данных, содержащихся в Техническом задании.

Вместе с тем, как указывалось выше, победитель электронного аукциона для подписания контракта по его итогам обязан разместить на официальном сайте исключительно проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.

Как уже отмечалось, Законом о контрактной системе на лицо, признанное победителем электронного аукциона, обязанность размещения иных документов для подписания контракта не возложена.

Кроме того, у указанного лица при подписании контракта возможность размещения иных документов, непредусмотренных статьей 70 Закона о контрактной системе, как таковая отсутствует, указанных действий победитель электронного аукциона в силу положений статьи 70 Закона о контрактной системе совершить не может.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2.1.3 Проекта контракта, Техническому заданию при заключении контракта подрядчик также обязан представить заказчику списочный состав руководителей и специалистов, привлекаемых к выполнению работ.

Однако указанное требование заказчика к подрядчику, подлежащее исполнению аналогичным образом на этапе заключения контракта, по вышеизложенным основаниям также является неправомерным.

Таким образом, в действиях заказчика – МУП «Новгородский водоканал» содержатся нарушения части 6 статьи 31, части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в Документации об электронном аукционе (Проекте контракта и Техническом задании) неправомерных и неоснованных на положениях действующего законодательства о контрактной системе, требований к победителю электронного аукциона о представлении им сметного расчета и списочного состава руководителей и специалистов на этапе заключения контракта.

Соответственно, данный довод Жалобы в ходе рассмотрения также нашел свое подтверждение.

3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Из изложенного следует, что документация об электронном аукционе должна содержать надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке, позволяющую определить порядок заполнения заявки в части указания показателей товаров, используемых для выполнения работ.

Исследовав материалы Жалобы, Комиссия приходит к выводу о надлежащем исполнении заказчиком требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, соответствующая Инструкция приведена заказчиком в пункте 7.2 Документации об электронном аукционе.

Согласно положениям Инструкции, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать сведения, указанные в пункте 7.1 Документации об электронном аукционе.

В свою очередь, пункт 7.1 Документации об электронном аукционе содержит требования к содержанию и составу заявки на участие в настоящем электронном аукционе, в том числе требования к содержанию первых частей заявок участников.

В частности, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Как указывалось выше, согласно подпункту 3 пункта 1.5 Документации об электронном аукционе, описание объекта рассматриваемой закупки приведено заказчиком в Техническом задании.

Техническое задание содержит требования, установленные заказчиком к товару, подлежащему использованию при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, в том числе требования к максимальным и (или) минимальным значениям показателей данных товаров, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Следовательно, Техническое задание содержит конкретные показатели товаров, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, значения которых в соответствии с пунктом 7.1 Документации об электронном аукционе подлежат указанию участниками рассматриваемой закупки в составе первых частей заявок на участие в настоящем электронном аукционе.

Таким образом, Документация об электронном аукционе содержит Инструкцию, позволяющую участникам рассматриваемой закупки надлежащим образом оформить и подать заявку на участие в электронном аукционе.

Соответственно, данный довод Жалобы в ходе рассмотрения не нашел своего подтверждения.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Вместе с тем, в Техническом задании заказчиком – МУП «Новгородский водоканал» установлены требования к значениям показателей ряда товаров, которые становятся известны только после проведения специальных испытаний и исследований определенной партии или образца таких товаров, то есть требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.

1). По позициям 5 «Материалы гибкие рулонные кровельные битумосодержащие» (используются для устройства нижнего слоя покрытия плоской кровли) и 6 «Материалы гибкие рулонные кровельные битумосодержащие» (используются для устройства верхнего слоя покрытия плоской кровли) Технического задания заказчиком установлены следующие показатели данных товаров и их возможные значения:

- «Разрывная сила в поперечном / продольном направлении», значение должно быть не менее 350/500 Н;

- «Теплостойкость», значение должно быть не менее 95˚С;

- «Водопоглощение в течение 24 ч», значение должно быть не более 1 % по массе.

Согласно Техническому заданию требования к материалам гибким рулонным кровельным битумосодержащим заказчиком установлены в соответствии с положениями ГОСТ 32805-2014 (EN 13707:2004) «Материалы гибкие рулонные кровельные битумосодержащие. Общие технические условия».

Согласно разделу 1 ГОСТ 32805-2014 (EN 13707:2004) настоящий стандарт распространяется на гибкие рулонные кровельные битумосодержащие основные материалы (далее - материалы), предназначенные для устройства верхних, промежуточных и нижних слоев кровельного ковра, и устанавливает термины и определения, технические требования, методы испытаний, процедуру оценки соответствия, требования к маркировке.

Раздел 5 рассматриваемого государственного стандарта устанавливает технические требования к материалам гибким рулонным кровельным битумосодержащим.

Так, согласно пункту 5.2.4 ГОСТ 32805-2014 (EN 13707:2004) водопоглощение материалов определяют в соответствии с требованиями ГОСТ 2678-94 «Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Методы испытаний (с Изменением N 1)» в течение не менее 24 ч. Результаты испытаний должны быть менее предельного (максимального) значения этого показателя, но не должны превышать 2%.

В частности, согласно пункту 3.10.2.1 ГОСТ 2678-94 для определения водопоглощения испытания проводят на трех образцах размерами [(100х100)±1] мм.

В соответствии с пунктом 5.2.18 ГОСТ 32805-2014 (EN 13707:2004) теплостойкость определяют в соответствии с требованиями ГОСТ EN 1110-2011 «Материалы кровельные и гидроизоляционные гибкие битумосодержащие. Метод определения теплостойкости». Результаты испытаний должны быть не ниже предельного значения этого показателя.

Согласно разделу 4 ГОСТ EN 1110-2011 сущность данного метода испытаний заключается в следующем.

Образцы, вырубленные из полосы материала, отобранной для испытаний, нагревают в вертикальном положении при заданной температуре. Измеряют длину образца до нагрева и максимальную длину образца после нагрева. Для определения максимальной длины образца после нагрева проводят серию измерений длины образца по всей его ширине. Вычисляют значение смещения покровных слоев для каждого образца.

Согласно пункту 5.2.10 ГОСТ 32805-2014 (EN 13707:2004) деформативно-прочностные свойства материалов определяют в соответствии с требованиями ГОСТ 31899-1-2011 (EN 12311-1:1999) «Материалы кровельные и гидроизоляционные гибкие битумосодержащие. Метод определения деформативно-прочностных свойств». Результаты испытаний (в продольном и поперечном направлениях) должны соответствовать декларированному значению этого показателя с декларированными предельными отклонениями.

Раздел 7 ГОСТ 31899-1-2011 (EN 12311-1:1999) устанавливает порядок подготовки образцов для испытания.

Так, для проведения испытаний готовят две серии образцов-полосок шириной (50±0,5) мм и длиной не менее 200 мм плюс двухкратная длина зажима: пять образцов, вырубленных в продольном направлении, и пять образцов, вырубленных в поперечном направлении.

Необходимо учитывать, что ГОСТ 32805-2014 (EN 13707:2004) не предусматривает конкретных (неизменяемых) значений вышеуказанных показателей материалов гибких рулонных кровельных битумосодержащих (теплостойкости, водопоглощения, разрывной силы), а лишь устанавливает минимальные пределы нормативов, которые образцы товара должны выдерживать при проведении соответствующих испытаний, а также устанавливает минимальные (максимальные) значения, ниже (выше) которых значения рассматриваемых показателей для определения соответствия кровельного материала требованиям настоящего государственного стандарта быть не должны («не ниже предельного», «не выше предельного», «менее предельного (максимального)», «должны выдерживать» и т.д.).

2). По позиции 9 «Экструзионный пенополистирол XPS» Технического задания заказчиком предусмотрен показатель «Прочность на сжатие при 10 % линейной деформации», значение которого должно быть не менее 50 т/м².

Согласно Техническому заданию требования к пенополистиролу заказчиком установлены в соответствии с положениями ГОСТ 32310-2012 (EN 13164:2008) «Изделия из экструзионного пенополистирола XPS теплоизоляционные промышленного производства, применяемые в строительстве. Технические условия».

Согласно разделу 1 ГОСТ 32310-2012 (EN 13164:2008) настоящий стандарт распространяется на изделия из экструзионного пенополистирола с облицовкой или покрытием (или без них), изготовляемые в заводских условиях и предназначенные для тепловой изоляции зданий и сооружений, и устанавливает характеристики изделий, методы испытаний, оценку соответствия, требования к маркировке и этикетированию.

В соответствии с пунктом 4.2.5 настоящего государственного стандарта прочность на сжатие при 10%-ной деформации или предел прочности при сжатии определяют по ГОСТ EN 826-2011 «Изделия теплоизоляционные, применяемые в строительстве. Методы определения характеристик сжатия». Ни один единичный результат испытания не должен быть ниже значений, указанных в таблице 3 для декларируемого уровня.

Согласно разделу 1 ГОСТ EN 826-2011 настоящий стандарт распространяется на теплоизоляционные изделия, применяемые в строительстве (далее - изделия), и устанавливает требования к средствам испытания и методике определения характеристик сжатия.

Таким образом, ГОСТ EN 826-2011 устанавливает порядок проведения испытания пенополистирола для определения значения рассматриваемого показателя «Прочность на сжатие при 10 % линейной деформации».

Учитывая вышеизложенное, значения вышеуказанных в Техническом задании показателей товаров определяются по результатам проведения испытаний образцов из партии товара и, соответственно, не могут быть достоверно известны участнику закупки, не приобретавшему данный товар и не проводившему соответствующих испытаний, на момент подачи заявки.

Исходя из установленных заказчиком – МУП «Новгородский водоканал» в пункте 7.1 Документации об электронном аукционе требований к содержанию первых частей заявок на участие в рассматриваемой закупке, ее участники, подавая первые части заявок на участие в электронном аукционе, руководствуясь требованиями к значениям показателей (характеристик) товаров, содержащимися в Документации об электронном аукционе (Техническом задании), должны указать среди прочего и конкретные значения вышеуказанных показателей (характеристик) товаров по позициям 5, 6, 9 Технического задания, значения которых становится известны только по результатам испытаний определенных партий (образцов) товара.

Вместе с тем, при установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 письма Федеральной антимонопольной службы № ИА/44536/16 от 01.07.2016, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

Таким образом, Документация об электронном аукционе (Техническое задание) устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе, помимо конкретных показателей товара (материала), используемого при выполнении работ (например: материал основы, обсыпка верхнего слоя, толщина листа), также результатов испытаний партий (образцов) таких товаров (материалов) (разрывная сила в поперечном/продольном направлении, теплостойкость, водопоглощение, прочность на сжатие).

Указанные требования заказчика приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при оформлении заявки иметь в наличии товар (материал), предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений относительно его химического состава, технологии производства, результатов его испытания.

Данная информация будет известна только после производства определенной партии товара и проведения ее испытания предприятием-изготовителем или потребителем при приемочном контроле.

Для потенциальных участников закупки, в свою очередь, данная информация станет достоверно известной только при приобретении определенной партии товара, поскольку конкретные значения показателей в отношении разных партий товара могут отличаться в пределах допустимых нормативов, установленных определенными ГОСТ.

Таким образом, в действиях заказчика – МУП «Новгородский водоканал» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в описании объекта закупки, влекущем за собой ограничение количества участников электронного аукциона.

Согласно протоколу от 15.01.2018 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе аукционной комиссией заказчика – МУП «Новгородский водоканал» рассматриваемая закупка на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе признана несостоявшейся, заявка единственного участника отклонена по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Следовательно, в данном случае имеются достаточные доказательства того, что действия заказчика по описанию объекта рассматриваемой закупки непосредственным образом повлекли ограничение количества участников электронного аукциона.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях заказчика – МУП «Новгородский водоканал» при рассмотрении Жалобы и проведения внеплановой проверки, существенно повлияли на результаты закупки, поскольку привели к ограничивающему доступ к участию в электронном аукционе описанию его объекта, а также к ненадлежащему исполнению заказчиком обязанности по установлению требований к участникам рассматриваемой закупки.

Указанные нарушения являются грубыми и могли стать достаточным основанием для аннулирования торгов.

Однако, в связи с признанием аукционной комиссией заказчика – МУП «Новгородский водоканал» рассматриваемого электронного аукциона не состоявшимся по причине принятия решения об отказе в допуске к участию в таком аукционе единственному участнику закупки, подавшему заявку на участие в определении поставщика (первая часть заявки единственного участника закупки не соответствуют требованиям Документации об электронном аукционе), возможность для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов у Комиссии отсутствует.

Также Комиссия считает необходимым обратить внимание заказчика на необходимость установления в Документации об электронном аукционе (Проекте контракта) мер ответственности заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей по контракту, подлежащему заключению по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона, в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе, а также исходя из наличия или отсутствия тех или иных обязанностей у сторон по контракту.

Ответственность сторон контракта за его неисполнение или ненадлежащее исполнение установлена в разделе 5 Проекта контракта.

Согласно пункту 5.3 Проекта контракта за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ, что составляет ______ руб.

Указанное условие об ответственности подрядчика установлено заказчиком – МУП «Новгородский водоканал» в соответствии с пунктом 7 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила).

Согласно пункту 7 Правил за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

Необходимо учитывать, что указанный пункт Правил устанавливает ответственность для подрядчика за невыполнение или ненадлежащее выполнение им работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, виды и объем которых установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 (далее – Постановление № 570).

Вместе с тем, согласно Техническому заданию, все работы, входящие в объект рассматриваемой закупки, подрядчик должен выполнить своими силами без привлечения субподрядных организаций.

Кроме того, как следует из Документации об электронном аукционе, объектом рассматриваемой закупки не является строительство или реконструкция объектов капитального строительства.

Таким образом, рассматриваемая закупка не осуществляется заказчиком в соответствии с положениями Постановления № 570.

Следовательно, Проект контракта предполагает меру ответственности для подрядчика, которая в рассматриваемом случае заказчиком к подрядчику не может быть применена в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе, в том числе Правилами.

Руководствуясь статьями 31, 33, 34, 64, 66, 70, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (443099, г. Самара, ул. Куйбышева, 79, 64) на действия заказчика – Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 33) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту отстойников воды 1-го блока ЛВС, Юрьевское шоссе, д. 1, извещение № 0550600002217000094 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 25.12.2017, частично обоснованной в части доводов о ненадлежащем исполнении заказчиком обязанности по установлению требований к участникам рассматриваемой закупки.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» нарушения частей 5, 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с признанием аукционной комиссией заказчика - Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» рассматриваемого электронного аукциона не состоявшимся по причине принятия решения об отказе в допуске к участию в таком аукционе единственному участнику закупки, подавшему заявку на участие в определении поставщика.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал».

 

 

 

Председатель Комиссии И.А. Куриков

 

 

Члены Комиссии Д.А. Петров

 

 

А.Т. Иванов

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны