Решение №1591/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы о нарушении закон... от 4 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

 

Исходящий  № 1591/03 от 04.04.2017

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

30 марта 2017 года                                                                                     Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:

Виниченко О.С. – председатель Комиссии, руководитель Управления;

Евстигнеева Д.А. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;                

Михайлов С.О. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,                

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации –<П....> (доверенность № б/н от 29.12.2016);

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Тифлотек» –  своих представителей на заседание Комиссии не направил, надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайств о переносе времени и места рассмотрения жалобы не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Тифлотек» (111020, г. Москва, пер. Княжекозловский, д. 6; далее – ООО «Тифлотек») на действия государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15; далее – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку инвалидам технических средств реабилитации - специальных устройств для чтения «говорящих» книг на флешкартах – тифлофлешплееров, извещение № 0250100000317000040 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 14.03.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.03.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Тифлотек» на действия государственного заказчика – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации при осуществлении закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку инвалидам технических средств реабилитации - специальных устройств для чтения «говорящих» книг на флешкартах – тифлофлешплееров, извещение № 0250100000317000040 о проведении которого было размещено на официальном сайте 14.03.2017 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

В документации об электронном аукционе указано, что тифлофлешплеер должен иметь следующие характеристики:

«Устройство должно поддерживать работу с сервисами сетевых электронных библиотек для инвалидов по зрению по протоколу DAISY Online Delivery Protocol (DODP).

При этом пользователь должен иметь следующие возможности выбора книг:

- самостоятельный выбор книг путем голосового поиска по навигационному меню.

Габаритные размеры:

- длина не менее 170 мм и не более 200 мм,

- высота не менее 100 мм и не более 140 мм,

- глубина не менее 30 мм и не более 80 мм.

Масса: не более 0,5 кг».

По мнению подателя Жалобы под данные характеристики тифлофлешплеера, указанные в документации об электронном аукицоне (с учетом всех остальных параметров) подпадает только один аппарат ElecGeste DTBP-301. Все остальные аппараты либо не имеют голосового поиска, либо не подходят по размерам.

На основании изложенного, податель Жалобы просит выдать государственному заказчику – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации предписание об устранении допущенных нарушений.

Государственный заказчик – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил.

На рассмотрении Жалобы представитель государственного заказчика – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации устно  пояснила, что Жалобу считает необоснованной, указанные характеристики товара, учитывая специфику того, что пользователями данного устройства являются люди с ограниченными возможностями, соответствуют потребностям заказчика. Кроме того, в первых частях заявок участников закупки к поставке предложены тифлофлешплееры различных производителей.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  электронного аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В марте - апреле 2017 года государственным заказчиком – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку инвалидам технических средств реабилитации - специальных устройств для чтения «говорящих» книг на флешкартах – тифлофлешплееров, извещение № 0250100000317000040 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 14.03.2017 (начальная (максимальная) цена контракта - 1 125 600,00 рублей).

Документация о рассматриваемом электронном аукционе (далее – Документация) утверждена 14.03.2017  исполняющим обязанности управляющего ГУ – НРО ФСС Российской Федерации Н.В. Фокиным.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 1 части II «Информационная карта» Документации предметом рассматриваемого электронного аукциона является поставка инвалидам технических средств реабилитации – специальных устройств для чтения «говорящих» книг на флешкартах – тифлофлешплееров.

В соответствии с пунктом 2.2 части I «Общие условия» Документации функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, связанные с определением соответствия поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, определены в части III «Техническое задание» Документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Требования к значениям показателей поставляемого товара (тифлофлешплееров) установлены в части III «Техническое задание» Документации.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Часть III Документации (далее – Техническое задание) состоит из таблицы, содержащей требования к техническим и функциональным характеристикам тифлофлешплееров, а также текстовой части.

В таблице Технического задания, в частности, установлены следующие характеристики:

- устройство должно поддерживать работу с сервисами сетевых электронных библиотек для инвалидов по зрению по протоколу DAISY Online Delivery Protocol (DODP);

При этом пользователь должен иметь следующие возможности выбора книг:

- самостоятельный выбор книг путем голосового поиска по навигационному меню.

Как пояснила на заседании Комиссии представитель заказчика, указанные характеристики необходимого устройства, обусловлены тем, что получателями тифлофлешплееров являются инвалиды с нарушением функции зрения, функция «голосовой поиск» позволяет человеку с нарушением функции зрения использовать все функции  тифлофлешплеера без каких-либо дополнительных действий и усилий.

Также, в таблице Технического задания указаны следующие габаритные размеры устройства:

- длина не менее 170 мм и не более 200 мм;

- высота не менее 100 мм и не более 140 мм;

- глубина не менее 30 мм и не более 80 мм;

- масса: не более 0,5 кг.

Вышеуказанные характеристики и их значения установлены государственным заказчиком – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации должным образом и позволяют определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, установленные заказчиком в Техническом задании максимальные и минимальные значения вышеуказанных показателей, не ограничивают участников закупки в возможности предложить к поставке товар, соответствующий требованиям Документации, установленным в соответствии с собственными потребностями заказчика, поскольку указанные значения соответствуют техническим характеристикам тифлофлешплееров представленных на товарном рынке Российской Федерации.

Данный факт также подтверждается тем, что на участие в данном аукционе поступило четыре заявки (протокол рассмотрения первых частей заявок участников электронного аукциона № 51 от 24.03.2017).

Таким образом, четыре хозяйствующих субъекта посчитали возможным осуществить поставку товара, соответствующего требованиям Технического задания, что свидетельствует о соблюдении государственным заказчиком – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации принципа обеспечения конкуренции.

В заявках участников закупки к поставке предложены тифлофлешплееры  трех различных моделей, например «Соло-1» и « ElecGeste DTBP-301».

При этом, согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Следовательно, формирование объекта закупки является правом заказчика, который при этом должен исходить из своих действительных потребностей в товарах, работах, услугах и не устанавливать необоснованных ограничений по отношению к участникам закупок.

Определяя объект рассматриваемой закупки в виде поставки тифлофлешплееров с определенным функциональными возможностями, государственный заказчик – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации не совершает действий, противоречащих действующему законодательству и приводящих к необоснованному ограничению конкуренции при осуществлении закупок, поскольку предмет торгов отражает действительные потребности государственного учреждения (выраженные в потребностях инвалидов с нарушением функции зрения) и соответствует целям деятельности ГУ – НРО ФСС Российской Федерации.

Таким образом, объект рассматриваемой закупки государственным заказчиком – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации определен в надлежащем виде, с соблюдением требований действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу, что установленные в Техническом задании требования к характеристикам поставляемого товара установлены в соответствии с потребностями государственного заказчика и требованиями Закона о контрактной системе.

Закон о контрактной системе не обязывает заказчика устанавливать требования к товарам таким образом, чтобы им отвечали все возможные варианты продукции.

Учитывая вышеизложенное, доказательств того, что установленные в Техническом задании не соответствуют потребностям заказчика и приводят к ограничению количества участников закупки, не установлено.

Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям и нуждам заказчика, не свидетельствует о нарушений заказчиком прав этих лиц, а также ограничения заказчиком числа участников закупки.

При этом, Новгородское УФАС России отмечает, что предметом аукциона является именно поставка инвалидам технических средств реабилитации - специальных устройств для чтения «говорящих» книг на флешкартах – тифлофлешплееров, а не их производство.

При установленных обстоятельствах Комиссия Новгородского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушения правил описания объекта закупки и ущемления прав и законных интересов участников аукциона, что, в частности, подтверждается поступлением на участие в данном аукционе заявок от четырех участников аукциона.

Следовательно, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения.

В результате проведения внеплановой проверки нарушений законодательства о контрактной системе в действиях государственного заказчика – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации не установлено.

 

Руководствуясь статьями 8, 33, 64, 66, 67, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Тифлотек» (111020, г. Москва, пер. Княжекозловский, д. 6) на действия государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку инвалидам технических средств реабилитации - специальных устройств для чтения «говорящих» книг на флешкартах – тифлофлешплееров, извещение № 0250100000317000040 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 14.03.2017, необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                               О.С. Виниченко

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                           Д.А. Евстигнеева

                                                                                                                  

                                                                                                                   С.О. Михайлов

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны