Решение №7276/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/54.3-923/2021 по результатам рассмотрения ... от 17 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику – Государственному бюджетному учреждению «Управление капитального строительства Новгородской области»

 

Воскресенский бульвар, д. 3,

Великий Новгород, 173002

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора

Новгородской области и его           конкурсной комиссии

 

пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Джемс Восток»

 

ул. Некрасова, д. 3,

г. Омск, 644099

Исх. № 7276/03 от 17.12.2021

РЕШЕНИЕ № 053/06/54.3-923/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

14 декабря 2021 года                                                                                Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

... – .., .. – …;

... – .., ..-..;

... – .., ..-..,

в присутствии представителей:

заказчика – Государственного бюджетного учреждения «Управление капитального строительства Новгородской области» – .. (доверенность № .. от …), .. (доверенность № … от ..) и … (доверенность № .. от …);

уполномоченного органа - Администрации Губернатора Новгородской области – … (доверенность № … от …);

участник закупки (податель жалобы) - Общество с ограниченной ответственностью «Джемс Восток» - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Джемс Восток» (644099, г. Омск, ул. Некрасова, д. 3; далее – ООО «Джемс Восток») на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения «Управление капитального строительства Новгородской области» (173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 3; далее – ГБУ «УКС») при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350; далее – Администрация) и его конкурсной комиссией закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по модернизации и внедрению программного обеспечения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Новгородской области с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, извещение № 0150200003921001129 о проведении которого в ред. ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 17.11.2021, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

УСТАНОВИЛА:

 

07.12.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Джемс Восток» на действия заказчика - ГБУ «УКС» при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Администрацией и его конкурсной комиссией закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по модернизации и внедрению программного обеспечения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Новгородской области с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, извещение № 0150200003921001129 о проведении которого в ред. ИИ1 было размещено на официальном сайте 17.11.2021 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Аналогичная по содержанию жалоба ООО «Джемс Восток» также поступила 09.12.2021 в Новгородское УФАС России из ФАС России.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. В составе конкурсной документации не опубликованы исходные коды, которые требуется доработать (модернизировать) в рамках выполнения работ.

В разделе «Термины, сокращения и определения» Технического задания (Приложение № 1 к конкурсной документации) указано, что под ТТПО понимается типовое тиражируемое программное обеспечение «Информационная система обеспечения градостроительной деятельности Тюменской области».

В рамках исполнения контракта требуется модернизация ТТПО.

Для обеспечения возможности выполнения работ по модернизации ТТПО необходимо предоставить информацию по исходным кодам ТТПО для всех потенциальных исполнителей в связи с тем, что иначе у участников закупки отсутствует возможность ознакомиться с программным обеспечением, размещенным в НФАП (национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин) до заключения контракта для определения возможности участия в конкурсе, в том числе относительно формирования ценового предложения.

В составе конкурсной документации при проведении рассматриваемой закупки такие исходные коды размещены не были.

2. В соответствии с требованиями конкурсной документации «участник закупки должен иметь лицензию, выданную на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 313 на осуществление следующих видов оказываемых услуг, выполняемых работ:

- монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации».

По мнению подателя Жалобы, требование о наличии лицензии необходимо устанавливать в случае, если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, что в случае настоящей закупки не соблюдается.

В ответе на запрос о разъяснении положений конкурсной документации от 01.12.2021 указано, что: «Требования к размещению сведений, документов, материалов в ГИСОГД с формированием файла подписи приведены в пункте 4.3 Технического задания. Дополнительные требования к использованию электронной подписи приведены в пункте 4.7 Технического задания. В соответствии с п. 4.7. Технического задания «В Системе должна быть реализована возможность создания записей в реестре электронных документов» и с разделом 6 Технического задания «Настройки Системы должны быть выполнены в отношении», в том числе, «бизнес-процессов обработки заявок и документов для организаций/подразделений, работающих с Системой». В разделе 5 Технического задания указано, что «Для подписания документов и данных с использованием ЭП должна использоваться квалифицированная ЭП, отвечающая требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Система должна поддерживать работу с ЭП ГОСТ Р 34.10-2012». В соответствии с разделом 6 Технического задания «Все услуги по настройке программного обеспечения и его демонстрации оказываются Исполнителем».

В то же время, в разделе 5 Технического задания указано, что «Система должна поддерживать работу с ЭП ГОСТ Р 34.10-2012. Заказчик должен обеспечить:

• наличие КриптоПро CSP 4.0 и выше,

• КриптоПро ЭЦП Browser plug-in,

• ЭП с закрытым ключом»

КриптоПро CSP, согласно спецификации производителя: https://www.cryptopro.ru/products/csp, поддерживает алгоритмы электронной подписи согласно требованиям ГОСТ Р 34.10-2012.

Учитывая, что Техническое задание не содержит требований по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, напротив, заказчик должен обеспечить их наличие, работы (услуги), указанные в Техническом задании, являются исключительно работами (услугами) по настройке системы, требование о наличию вышеуказанной лицензии у участников закупки является неправомерным.

По мнению подателя Жалобы, вышеуказанные разъяснения заказчика изменяют суть конкурсной документации. Техническим заданием предполагается наличие внешнего крипто-провайдера, для обеспечения подписания документов и данных электронной подписью, при этом заказчик обязуется предоставить соответствующее программное обеспечение. Из этого следует, что Техническое задание не содержит требований по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, напротив, заказчик должен обеспечить их наличие, а работы (услуги), указанные в техническом задании, являются исключительно работами (услугами) по настройке системы.

В ответе на запрос разъяснений положений конкурсной документации от 06.12.2021 заказчик приводит следующие аргументы, противоречащие Техническому заданию: «Таким образом, создаваемая Система должна быть реализована с использованием средств, обеспечивающих формирование файла подписи непосредственно в Системе».

Данным разъяснением фактически устанавливается обязанность исполнителя по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, что изначально Техническим заданием не предусматривалось.

Кроме того, по мнению подателя Жалобы, исполнителю незачем использовать внешний криптопровайдер (КриптоПро CSP 4.0 и выше), который должен ему предоставить заказчик, если у исполнителя есть требование «…..формирование файла подписи непосредственно в Системе».

С учетом вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик – ГБУ «УКС» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее (исх. № УКС-1630-И от 10.12.2021 ГБУ «УКС»).

1. Заказчик обладает ТТПО.

Данное ТТПО не соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 13.03.2020 № 279 (далее – Постановление № 279), Приказа Минстроя России от 06.08.2020 № 433/пр (далее – Приказ № 433/пр). Исполнителю в ходе исполнения контракта необходимо модернизировать ТТПО до установленных федеральным законодательством Российской Федерации требований.

В соответствии с Положением о национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2013 № 62 (далее – Положение о национальном фонде), доступ к фонду алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин предусмотрен только у перечисленных в Положении о национальном фонде субъектов. Размещение ТТПО в свободном доступе для неограниченного круга лиц законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Заказчик не обладает правами на воспроизведение, распространение и модификацию ТТПО, которое он получил из вышеуказанного фонда. Исходные данные вместе с подготовительной, технической, сопроводительной и (или) методической документацией к таким программам передаются победителю закупки после заключения контракта.

2. В Техническом задании указаны работы, требующие наличия у исполнителя спорной лицензии. В ответах на запросы о разъяснении положений конкурсной документации заказчик подробно обосновал наличие такого требования.

Также, заказчик отмечает, что 24.11.2021 между Администрацией Великого Новгорода и ГБУ «УКС» заключено соглашение о сотрудничестве. Администрация предоставляет ГБУ «УКС» в предусмотренном объеме сведения и информацию в определенном объеме. В состав таких сведений входят, в том числе, персональные данные заявителей (в том числе паспортные данные физических лиц) и информация о сетях инженерно-технического обеспечения, месте их нахождения и характеристиках.

Персональные данные отнесены к сведениям конфиденциального характера.

Установленная заказчиком лицензия необходима при создании государственной информационной системы, обеспечивающей безопасность размещенной и размещаемой конфиденциальной информации.

На рассмотрении Жалобы представители ГБУ «УКС» устно поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

Уполномоченный орган – Администрация письменных возражений в отношении доводов Жалобы не представил.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В ноябре-декабре 2021 года заказчиком – ГБУ «УКС», уполномоченным органом - Администрацией и его конкурсной комиссией осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по модернизации и внедрению программного обеспечения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Новгородской области с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, извещение № 0150200003921001129 о проведении которого в ред. ИИ1 было размещено на официальном сайте 17.11.2021 (начальная (максимальная) цена контракта – 5 100 000,00 рублей).

Конкурсная документация в последней редакции (далее – Документация) утверждена директором ГБУ «УКС» … 17.11.2021.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Заказчиком в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – оказание услуг по модернизации и внедрению программного обеспечения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Новгородской области с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.

1. В соответствии с частью 1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.

Согласно части 10 статьи 57 ГрК РФ создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в таких информационных системах, осуществляются с применением типового программного обеспечения для создания и ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности или для создания и ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности и типовой документации для создания и ведения указанных государственных информационных систем, если такие типовое программное обеспечение и типовая документация размещены в федеральной государственной информационной системе по сбору, обработке и хранению алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин, подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и (или) методической документации к программам для электронных вычислительных машин, созданных или приобретенных с привлечением средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, в целях их предоставления государственным органам, государственным внебюджетным фондам и органам местного самоуправления для повторного использования при внедрении информационных технологий в их деятельность - национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин.

В соответствии с частью 11 статьи 57 ГрК РФ типовое программное обеспечение и типовая документация, указанные в части 10 настоящей статьи, размещаются в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, и с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий. Предметом такого согласования является соответствие программного обеспечения и документации требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи, а также установленным указанными федеральными органами критериям размещения в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин в качестве типового программного обеспечения и типовой документации, используемых для создания и ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, а в случае, предусмотренном статьей 63 настоящего Кодекса, для создания и ведения государственных информационных систем автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.

Как следует из Технического задания (пункт 2.1) заказчик обладает типовым тиражируемым программным обеспечением «Информационная система обеспечения градостроительной деятельности Тюменской области» (ТТПО), которое размещено в НФАП (идентификационный номер – 10.0303362). ТТПО развернуто на серверных мощностях Заказчика, на его базе организована ГИСОГД Новгородской области. В состав ТТПО включены следующие приложения и модули:

- веб-приложение ИСОГД, состоящее из модулей и компонентов:

  • компонент «Аутентификация и авторизация»;
  • компонент «Полнотекстовый поиск»;
  • компонент «ГИС»;
  • компонент «Основное приложение»;
  • компонент «Информация о наборах данных»;
  • компонент «Электронное согласование»;
  • модуль «Конфигуратор»;
  • компонент «ГИС конфигуратор»;
  • приложение «Импорт данных»:
  • приложение «Мониторинг стабильности системы».

В результате оказания услуг должна быть создана модернизированная на базе ТТПО система, обеспечивающая выполнение положений статей 56 и 57 ГрК РФ, ППРФ 279 и Приказа 433 (раздел 3 Технического задания).

ТТПО размещено в НФАП (идентификационный номер – 10.0303362).

Согласно пункту 1 Положения о национальном фонде национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин (далее - фонд) является федеральной государственной информационной системой, предназначенной для сбора, обработки и хранения созданных или приобретенных с привлечением средств федерального бюджета либо бюджета государственных внебюджетных фондов программ для электронных вычислительных машин, подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и (или) методической документации к таким программам, а также для обеспечения доступа государственных органов, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления к этим программам и (или) документам.

Целью создания фонда является обеспечение государственных органов, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления (далее - потребители фонда) программами для электронных вычислительных машин, подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и (или) методической документацией к программам для электронных вычислительных машин с целью их повторного использования при внедрении информационных технологий в деятельность потребителей фонда (пункт 2 Положения о национальном фонде).

В силу пункта 3 Положения о национальном фонде фонд содержит разделы, в которых размещаются:

а) программы для электронных вычислительных машин (исходный текст, а также сама программа для электронных вычислительных машин, представленная в форме объектного кода и содержащая в том числе алгоритмы) вместе с подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и (или) методической документацией к таким программам (далее - объект фонда), исключительные права на которые и (или) права на использование которых, включая воспроизведение, распространение и модификацию, принадлежат Российской Федерации;

б) объект фонда, исключительные права на которые и (или) права на использование которых, включая воспроизведение, распространение и модификацию, принадлежат субъекту Российской Федерации.

Как следует из пункта 5 Положения о национальном фонде объекты фонда, подлежащие размещению в фонде, должны соответствовать следующим требованиям:

а) объект фонда является результатом интеллектуальной деятельности, подлежащим правовой охране в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) обладателем исключительных прав на объект фонда либо прав на использование объекта фонда, включая воспроизведение, распространение и модификацию объекта фонда, являются соответственно Российская Федерация или субъект Российской Федерации;

в) размещение объекта фонда не нарушает прав и законных интересов третьих лиц;

г) объект фонда не содержит вредоносные или потенциально опасные коды;

д) объект фонда соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (в случае, если объект фонда создается для технических средств, предназначенных для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технических средствах и средствах защиты информации).

Согласно пункту 6 Положения о национальном фонде поставщиками фонда являются следующие органы и организации, размещающие сведения об информационных системах и о компонентах информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее - компоненты) в федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (далее - система учета информационных систем):

а) федеральные органы исполнительной власти;

б) государственные внебюджетные фонды;

в) иные государственные органы и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые в установленном порядке приняли решение о размещении объектов учета в системе учета информационных систем.

Объект фонда подлежит размещению в фонде в случае его соответствия требованиям, указанным в пункте 5 настоящего Положения (пункт 10 Положения о национальном фонде).

Согласно пункту 18 Положения о национальном фонде право на размещение объектов фонда и доступ к объектам фонда предоставляются поставщикам фонда и потребителям фонда по их заявкам.

Доступ к фонду поставщиков и потребителей фонда осуществляется на безвозмездной основе (пункт 20 Положения о национальном фонде).

Методическими указаниями о порядке формирования и использования информационного ресурса национального фонда алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 16.09.2013 № 248, предусмотрено, помимо прочего, следующее:

- право использования объекта фонда возникает у потребителя фонда с момента получения уведомления в электронном виде о предоставлении доступа к объекту фонда от оператора фонда;

- информация, содержащаяся в перечне объектов фонда, сопроводительная и методическая документация, в случае размещения поставщиками фонда, являются публичными;

- использование объекта фонда возможно только после направления оператору фонда руководителем (уполномоченным заместителем) государственного органа, государственного внебюджетного фонда, органа местного самоуправления заявки в электронном виде, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью, о предоставлении доступа к фонду ответственному за использование объектов фонда должностному лицу государственного органа, государственного внебюджетного фонда, органа местного самоуправления с указанием его фамилии, имени, отчества, должности, адреса электронной почты;

- права пользователя, зарегистрированного с полномочиями потребителя фонда, включают в себя возможность просмотра информационного ресурса фонда, возможность повторного использования объектов фонда и возможность оценки объектов фонда в соответствии с установленными методическими указаниями критериями.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено размещение исходных данных ТТПО в открытом доступе и ознакомления с ними неограниченного круга лиц.

Такие данные будут переданы заказчиком победителю закупки после заключения контракта.

Кроме того, данные действия не создают кому-либо из потенциальных участников закупки преимущественных условий.

В данной части Жалоба является необоснованной.

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Таким образом, извещение и документация о проведении открытого конкурса в электронной форме должны содержать требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Согласно пункту 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Заказчиком в извещении о проведении конкурса и Документации установлено, что участник закупки должен иметь лицензию, выданную:

на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 313 на осуществление следующих видов оказываемых услуг, выполняемых работ:

- монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Как указано в подпункте 10.4.3 пункта 10.4 Документации в составе второй части заявки на участие в конкурсе для подтверждения своего соответствия данному требованию участники должны представить:

копию лицензии (в случае, если лицензия выдана до 01.01.2021);

и/или копию выписки из реестра лицензий;

и/или сведения о записи в реестре лицензий в произвольной форме (за исключением случаев, если информация из реестра лицензий содержит сведения, свободный доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 313 утверждено Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Положение о лицензировании).

Согласно пункту 2 Положения о лицензировании к шифровальным (криптографическим) средствам (средствам криптографической защиты информации), включая документацию на эти средства, относятся:

а) средства шифрования - аппаратные, программные и программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации для ограничения доступа к ней, в том числе при ее хранении, обработке и передаче;

б) средства имитозащиты - аппаратные, программные и программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства (за исключением средств шифрования), реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации для ее защиты от навязывания ложной информации, в том числе защиты от модифицирования, для обеспечения ее достоверности и некорректируемости, а также обеспечения возможности выявления изменений, имитации, фальсификации или модифицирования информации;

в) средства электронной подписи;

г) средства кодирования - средства шифрования, в которых часть криптографических преобразований информации осуществляется с использованием ручных операций или с использованием автоматизированных средств, предназначенных для выполнения таких операций;

д) средства изготовления ключевых документов - аппаратные, программные, программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства, обеспечивающие возможность изготовления ключевых документов для шифровальных (криптографических) средств, не входящие в состав этих шифровальных (криптографических) средств;

е) ключевые документы - электронные документы на любых носителях информации, а также документы на бумажных носителях, содержащие ключевую информацию ограниченного доступа для криптографического преобразования информации с использованием алгоритмов криптографического преобразования информации (криптографический ключ) в шифровальных (криптографических) средствах;

ж) аппаратные шифровальные (криптографические) средства - устройства и их компоненты, в том числе содержащие ключевую информацию, обеспечивающие возможность преобразования информации в соответствии с алгоритмами криптографического преобразования информации без использования программ для электронных вычислительных машин;

з) программные шифровальные (криптографические) средства - программы для электронных вычислительных машин и их части, в том числе содержащие ключевую информацию, обеспечивающие возможность преобразования информации в соответствии с алгоритмами криптографического преобразования информации в программно-аппаратных шифровальных (криптографических) средствах, информационных системах и телекоммуникационных системах, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств;

и) программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства - устройства и их компоненты (за исключением информационных систем и телекоммуникационных систем), в том числе содержащие ключевую информацию, обеспечивающие возможность преобразования информации в соответствии с алгоритмами криптографического преобразования информации с использованием программ для электронных вычислительных машин, предназначенных для осуществления этих преобразований информации или их части.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств приведен в приложении.

Приложением к Положению о лицензировании является перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность в отношении шифровальных (криптографических) средств.

В данный перечень включены работы по  монтажу, установке (инсталляции), наладке шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Техническим заданием, помимо прочего, предусмотрено следующее:

- система должна представлять собой комплекс программно-аппаратных средств, информационного, организационного и методологического обеспечения, применение которых обеспечит органы государственной власти, органы местного самоуправления, физических и юридических лиц актуальными и достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства (пункт 4.1);

- просмотр данных должен поддерживаться как для данных, размещенных в хранилище системы через реестры внутреннего контура, так и для данных, поступающих из внешних информационных систем; система должна предоставлять инструментальные средства подготовки и публикации пространственных данных с использованием хранилища системы; система должна функционировать в централизованной схеме работы, предусматривающей работу распределенных площадок ОИВ и ОМСУ в режиме он-лайн с централизованным хранилищем (пункт 4.1.1);

- в системе должен быть реализован функционал аутентификации и авторизации пользователей системы, для обеспечения доступа пользователей к функциям и данным системы; каждому пользователю системы должна быть сопоставлена учетная запись, ассоциированная с одной или несколькими ролями; для подписания документов и данных с использованием ЭП должна использоваться квалифицированная ЭП, отвечающая требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (раздел 5) и т.д.

Указанные работы соответствуют требованиям Положения о лицензировании, в связи с чем, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу о том, что установленные заказчиком требования к участникам закупки в части наличия вышеуказанной лицензии не противоречат требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

При этом, вопреки утверждению подателя Жалобы, данные работы не являются сопутствующими.

Представители подателя Жалобы участия в рассмотрении Жалобы не приняли, документов и сведений, свидетельствующих об обратном, подателем Жалобы также не представлено.

Таким образом, в данной части Жалоба также является необоснованной.

Следовательно, Жалоба является необоснованной полностью.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Новгородского УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

1. Пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должен содержаться размер обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, порядок предоставления такого обеспечения, устанавливаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе (часть 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

С учетом вышеизложенного, размер обеспечения исполнения контракта, условия и порядок его предоставления должны содержаться в извещении о проведении конкурса, конкурсной документации, а также проекте контракта.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи. При этом, если:

1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части;

2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;

3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.

Необходимо отметить, что рассматриваемая закупка осуществляется среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе.

Согласно части 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Однако, размер обеспечения исполнения контракта заказчиком установлен ненадлежащим, противоречивым образом.

В пункте 8.1 извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме указано, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 30 % от цены, по которой заключается контракт.

В пункте 15.1 Документации указано, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 30 % от цены, по которой заключается контракт.

Между тем, в пункте 5.4 Проекта контракта (Приложение № 3 к Документации) указано, что размер обеспечения исполнения контракта в виду денежных средств составляет 5 % от цены, по которой заключается контракт.

При этом, в извещении и документации о проведении настоящего конкурса, сформированных средствами официального сайта (сформированы и размещены уполномоченным органом - Администрацией) указано, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 10.00% (сумма обеспечения исполнения контракта устанавливается от цены, по которой заключается контракт). Именно такой размер был указан ГБУ «УКС» при направлении в адрес Администрации заявки в электронной форме на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

На рассмотрении Жалобы представители ГБУ «УКС» устно отметили, что верный размер обеспечения исполнения контракта составляет 30 % от цены, по которой заключается контракт.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГБУ «УКС» содержатся нарушения части 3 статьи 7, части 3 статьи 54.2, пункта 9 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем, недостоверном указании в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации, сформированными средствами официального сайта, а также Проекте контракта, информации о размере обеспечения исполнения контракта.

2. Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Раздел 8 Технического задания устанавливает требования к документированию.

В частности, в данном разделе Технического задания указано, что протокол проведения испытаний и описание структуры базы данных должны соответствовать РД 50-34.698-90.

Однако, РД 50-34.698-90 утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Росстандарта от 12.02.2019 № 216.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГБУ «УКС» содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требования о выполнении работ в соответствии с утратившим силу нормативно-техническим документом.

3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Указанный порядок установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042.

Согласно пункту 5 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:

а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Согласно пункту 6 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

В соответствии с пунктом 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Как отмечалось выше, начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 100 000,00 рублей.

Заказчик не может достоверно знать, что в ходе проведения конкурса его победителем будет предложена цена контракта 3 000 000, 00 рублей и меньше.

Заказчиком в проекте контракта должна быть предусмотрена возможность изменения величин штрафов в зависимости от цены, предложенной победителем конкурса.

Между тем, заказчиком в Проекте контракта указано следующее:

- в случае неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, Заказчик обязан в срок не позднее 10 (Десяти)  календарных  дней после получения требования исполнителя об уплате штрафа оплатить ему штраф в размере 1000 (Одной тысячи) рублей 00 коп. Штраф устанавливается за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом (пункт 6.3 Проекта контракта);

-  в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, Исполнитель обязан в срок не позднее 10 (Десяти) календарных дней после получения требования Заказчика об уплате штрафа оплатить ему штраф в размере, установленном в следующем порядке:

а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта: 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта: 10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

Штраф устанавливается за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом (пункт 6.7 Проекта контракта);

- в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, Исполнитель  обязан в срок не позднее 10 (Десяти) календарных дней после получения требования Заказчика об уплате штрафа оплатить ему штраф в размере 1000 (Одной тысячи) рублей 00 коп. Штраф устанавливается за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом (пункт 6.8 Проекта контракта).

Таким образом, в действиях заказчика – ГБУ «УКС» содержатся нарушения частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в Проекте контракта размера ответственности сторон в виде штрафа.

3.1. Согласно пункту 11 Правил общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

В соответствии с пунктом 12 Правил общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Указанные пункты Правил фактически ограничивают предельные суммы начисляемых в ходе исполнения контракта его сторонам штрафов (а не неустойки в виде штрафов и пеней) ценой контракта.

Между тем, в пунктах 6.11, 6.12 Проекта контракта указано следующее:

- общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

- общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Таким образом, в действиях заказчика – ГБУ «УКС» содержатся нарушения частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем указании в Проекте контракта условий о предельных общих суммах штрафов, начисляемых сторонам контракта, за несоблюдение ими его условий.

4. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 (далее – Постановление № 1236).

Согласно пункту 2 Постановления № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Пунктом 2(2) установлено, что в целях реализации настоящего постановления:

подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных;

подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и баз данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных.

В силу пункта 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Данная информация должна содержаться в извещении и документации о проведении конкурса в электронной форме (часть 3 статьи 54.2, часть 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе).

В извещении о проведении настоящего конкурса, Документации установлен запрет в рамках Постановления № 1236.

В соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии этих документов. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий этих документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Между тем, заказчиком в Документации не определен перечень документов и/или информации, которые подтверждали бы соответствие участников закупки требованиям Постановления № 1236.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГБУ «УКС» содержится нарушение пункта 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении надлежащих требований к содержанию вторых частей заявок участников закупки.

5. В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В разделе 5 Технического задания указано, что «в соответствии с Федеральным законом от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» требования к защите информации должны выполняться при наличии лицензий:

ФСТЭК России на право осуществления деятельности по технической защите конфиденциальной информации в части работ, предусмотренных подпунктами:

д) работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении средств и систем информатизации».

Между тем, в извещении о проведении конкурса и Документации не установлено требование к участникам закупки о наличии у них вышеуказанной лицензии. Соответствующие требования к составу заявок участников о предоставлении документов, подтверждающих наличие у них такой лицензии, не установлены.

На рассмотрении Жалобы представители ГБУ «УКС» устно отметили, что исполнение контракта требует наличия у исполнителя данной лицензии.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГБУ «УКС» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении к участникам закупки требования об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (наличие лицензии ФСТЭК России на право осуществления деятельности по технической защите конфиденциальной информации: работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении средств и систем информатизации»).

Вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях утвердившего Документацию должностного лица заказчика признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Установленные в действиях заказчика – ГБУ «УКС» нарушения являются многочисленными, существенными, способны ввести в заблуждение потенциальных участников закупки относительно действительного размера обеспечения исполнения контракта, а также необходимости наличия у участников определенных лицензий. Также, установленные нарушения не позволяют заключить контракт по итогам закупки на условиях, предусмотренных действующим законодательством о контрактной системе.

При этом, рассматриваемый конкурс был признан несостоявшимся по причине поступления на участие в нем единственной заявки.

Таким образом, установленные нарушения повлияли на результаты осуществления закупки.

При таких обстоятельствах Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений.

 

Руководствуясь статьями 7, 14, 31, 32, 33, 34, 54.2, 54.3, 54.4, 96, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Джемс Восток» (644099, г. Омск, ул. Некрасова, д. 3) на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения «Управление капитального строительства Новгородской области» (173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 3) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350) и его конкурсной комиссией закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по модернизации и внедрению программного обеспечения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Новгородской области с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, извещение № 0150200003921001129 о проведении которого в ред. ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 17.11.2021, необоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика – Государственного бюджетного учреждения «Управление капитального строительства Новгородской области» нарушения части 3 статьи 7, части 5 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 4, 5, 8 статьи 34, части 3 статьи 54.2, пунктов 1, 4, 9 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать заказчику – Государственному бюджетному учреждению «Управление капитального строительства Новгородской области», уполномоченному органу – Администрации Губернатора Новгородской области, его конкурсной комиссии, оператору электронной площадки – Акционерному обществу «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
  4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Государственного бюджетного учреждения «Управление капитального строительства Новгородской области».

 

Председатель Комиссии                                                                                     …

 

Члены Комиссии                                                                                                 …

 

                                                                                                                              …

                                                                                                                     

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны