Решение №1652/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы АО "СОГАЗ" о нару... от 11 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

Государственному заказчику –

Управлению Гостехнадзора Новгородской области

 

ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 6,

Великий Новгород, 173001

 

 

Уполномоченному органу –

Департаменту имущественных

отношений и государственных закупок

Новгородской области и его конкурсной комиссии

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

 

Подателю жалобы –

АО «СОГАЗ»

 

ул. Людогоща, д. 6/13,

Великий Новгород, 173003

 

 

Участнику закупки (победителю) –

САО «ВСК»

 

ул. Большая Московская, д. 9,

Великий Новгород, 173000

 

Исходящий № 1652/03 от 11.04.2016

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

06 апреля 2016 года                                                                                   Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Виниченко О.С. – председатель Комиссии, руководитель Управления;

Раскоснов Д.А. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

Руднева Д.А. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления;                

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Управления Гостехнадзора Новгородской области – Пушкарёва Дмитрия Николаевича (доверенность № б/н от 06.04.2016), также являющегося членом конкурсной комиссии;

уполномоченного органа – Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области – Бидюгина Артёма Сергеевича (доверенность № 133 от 17.12.2015), также являющегося членом конкурсной комиссии;

подателя жалобы – Акционерного общества «СОГАЗ» – начальника отдела корпоративных продаж Новгородского филиала Савиной Евгении Александровны (доверенность № Ф-203/15-62 от 04.03.2016);

участник закупки (победитель) – Страховое акционерное общество «ВСК» (173000, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 9; далее – САО «ВСК») – надлежащим образом уведомлен о месте и времени заседания Комиссии, своих представителей на заседание Комиссии не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Акционерного общества «СОГАЗ» (173003, Великий Новгород, ул. Людогоща, д. 6/13; далее – АО «СОГАЗ») на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Департамент закупок Новгородской области) при осуществлении им и государственным заказчиком – Управлением Гостехнадзора Новгородской области (173001, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 6) закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта (договора) на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для обеспечения государственных нужд Новгородской области, извещение № 0150200000616000100 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 26.02.2016, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

УСТАНОВИЛА:

30.03.2016 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – АО «СОГАЗ» на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородской области при осуществлении им и государственным заказчиком – Управлением Гостехнадзора Новгородской области  закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта (договора) на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для обеспечения государственных нужд Новгородской области  (начальная (максимальная) цена контракта – 97 229,40  рублей), извещение № 0150200000616000100 о проведении которого было размещено на официальном сайте 26.02.2016 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Из Жалобы следует, что АО «СОГАЗ» была подана заявка на участие в рассматриваемом открытом конкурсе. АО «СОГАЗ» при формировании заявки на участие в конкурсе исходило из значений коэффициента  «бонус-малус» (далее – КБМ), указанных в Документации о проведении рассматриваемого открытого конкурса (далее – Конкурсная документация).

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 23.03.2016 № ПРО1 (далее – Протокол № ПРО1) участник закупки – САО «ВСК»  предложил значение КБМ 0,6 по транспортному средству - ВАЗ-21060 (VIN XTK21060020016229 государственный регистрационный знак В 539 МР 53),  которое, по мнению подателя Жалобы, не соответствует положениям Конкурсной документации. Соответственно, заявка САО «ВСК» должна быть отклонена конкурсной комиссией как не соответствующая требованиям Конкурсной документации.

По мнению подателя Жалобы при проведении рассматриваемого конкурса заказчиком нарушены положения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», созданы преимущественные условия участнику закупки, что  приводит к ограничению конкуренции.

Учитывая изложенное, податель Жалобы – АО «СОГАЗ» просит выдать конкурсной комиссии уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородской области предписание об устранении допущенных нарушений.

На рассмотрении Жалобы представитель АО «СОГАЗ» поддержал доводы Жалобы в полном объеме, а также устно пояснил, что при формировании заявки на участие в конкурсе АО «СОГАЗ» учитывало значения КБМ, указанные в Приложении № 1 (Техническое задание) к Конкурсной документации.

Государственный заказчик – Управление Гостехнадзора Новгородской области считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. № 1969 от 04.04.2016 Новгородского УФАС России).

Конкурсная комиссия при рассмотрении заявок участников открытого конкурса руководствовалась «Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085. Сопоставление страховых ставок и тарифов не входит в полномочия конкурсной комиссии. Оснований для отклонения заявки САО «ВСК» конкурсной комиссией не установлено.

На рассмотрении Жалобы представитель государственного заказчика поддержал письменные объяснения в полном объеме, а также устно пояснил, что значения показателя «КБМ», отвечающие потребностям заказчика, указаны в Приложении № 1 к Конкурсной документации.

Уполномоченный орган – Департамент закупок Новгородской области  письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил. На рассмотрении представитель уполномоченного органа пояснил, что конкурсная комиссия проводила оценку заявок участников конкурса на основе критериев, указанных в Конкурсной документации, также комиссия рассматривала только предложение участника по цене контракта,  а не её формирование.

Также, представитель уполномоченного органа добавил, что объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг,  следовательно КБМ не влияет на качественные характеристики объекта закупки.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  открытого конкурса.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

  1. В феврале - апреле 2016 года государственным заказчиком – Управлением Гостехнадзора Новгородской области и уполномоченным органом – Департаментом закупок Новгородской области осуществлялась закупка путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для обеспечения государственных нужд Новгородской области (начальная (максимальная) цена контракта - 97 229,40 рублей).

Конкурсная документация утверждена заместителем начальника Управления Гостехнадзора Новгородской области Д.Н. Пушкарёвым 17.02.2016.

Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на  участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.

Аналогичное требование к содержанию заявки на участие в конкурсе установлено пунктом 10.1 Конкурсной документации.

Согласно Протоколу № ПВК1 от 21.03.2016 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе на участие в рассматриваемой закупке поступили заявки 4 участников:

- АО «СОГАЗ» (заявка № 6/2, дата и время подачи 29.02.2016 в 08 часов 51 минуту, предлагаемая цена (стоимость) – 81 040, 26 рублей);

- ООО «СК «Согласие» (заявка № 6/3, дата и время подачи 29.02.2016 в 08 часов 53 минуты, предлагаемая цена (стоимость) – 81 040, 26 рублей),

- САО «ВСК» (заявка № 6/4, дата и время подачи 21.03.2016 в 08 часов 34 минуты, предлагаемая цена (стоимость) – 79 354, 43 рублей);

- ПАО «Росгосстрах» (заявка № 6/5, дата и время подачи 21.03.2016 в 09 часов 34 минуты, предлагаемая цена (стоимость) – 81 040, 26 рублей).

Согласно части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Аналогичные положения установлены в разделе 15 Конкурсной документации (пункты 15.2, 15.3).

Согласно пункту 3.2.2 Конкурсной документации характеристики объекта закупки указаны в Техническом задании (Приложении № 1 к Конкурсной документации).

Таким образом, конкурсная комиссия проверяет заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям Конкурсной документации, в том числе требованиям предъявляемым к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам объекта закупки.

Согласно Протоколу № ПРО1 конкурсная комиссия отклонила заявку ООО «СК «Согласие» и признала соответствующими требованиям Конкурсной документации заявки участников АО «СОГАЗ», САО «ВСК» и ПАО «Росгосстрах».

Техническое задание на оказание услуг по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Приложение № 1 к Конкурсной документации) (далее – Техническое задание) содержит характеристики и их значения объекта закупки, в частности такие характеристики «Марка, модель ТС», «Государственный регистрационный знак» (далее – гос. знак) и «КБМ 2016».

В Техническом задании (Приложение № 1 к Конкурсной документации) в столбце 13 государственным заказчиком для каждой марки, модели транспортного средства с определенным государственным регистрационным знаком установлено конкретное неизменяемое значение характеристики «КБМ 2016», а именно:

- позиция 1 «ВАЗ-21060» гос. знак «В 539 МР 53» указано значение «0,65»;

-  позиция 3 «ВАЗ-21074» гос. знак «В 881 ХМ 53» указано значение «0,65»;

-  позиция 10 «ВАЗ-21310» гос. знак «Р 253 РР 53» указано значение «0,85»;

-  позиция 13 «ВАЗ-21053» гос. знак «В 475 ОВ 53» указано значение «0,60»;

- позиция 17 «Skoda Octavia» гос. знак «Р 037 РР 53» указано значение «0,95».

Заявки участников АО «СОГАЗ», ПАО «Росгосстрах» и ООО «СК «Согласие» по вышеуказанным позициям Технического задания содержат значения характеристики «КБМ 2016» соответствующие значениям Технического задания.

При этом, заявка участника САО «ВСК» содержит следующие значения характеристики «КБМ 2016» Технического задания:

- позиция 1 «ВАЗ-21060» гос. знак «В 539 МР 53» указано значение «0,60»;

- позиция 3 «ВАЗ-21074» гос. знак «В 881 ХМ 53» указано значение «0,60»;

- позиция 10 «ВАЗ-21310» гос. знак «Р 253 РР 53» указано значение «0,80»;

- позиция 13 «ВАЗ-21053» гос. знак «В 475 ОВ 53» указано значение «0,55»;

- позиция 17 «Skoda Octavia» гос. знак «Р 037 РР 53» указано значение «0,90».

Следовательно, заявка участника САО «ВСК» не соответствовала требованиям, установленным Конкурсной документации, поскольку содержала в себе сведения об объекте рассматриваемого открытого конкурса, которые не соответствуют потребностям государственного заказчика, установленным в Техническом задании.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Пунктом 15.5 Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:

- цена контракта;

- квалификация участника закупки.

 Участник САО «ВСК» был допущен к участию в открытом конкурсе, и наравне с другими, заявка САО «ВСК» оценивалась на основе критериев, указанных в пункте 15.5 Конкурсной документации, что отражено в Приложении № 1 к Протоколу № ПРО1.

Согласно части 8 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

В соответствии с Протоколом № ПРО1 победителем признан участник с номером заявки № 6/4, получившей первый номер –  САО «ВСК», второй номер присвоен участнику с номером заявки № 6/2 - АО «СОГАЗ».

 При этом, заявка САО «ВСК» в нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе не отвечала требованиям Конкурсной документации в части описания предмета контракта.

Таким образом, в действиях конкурсной комиссии уполномоченного органа – Департамента закупок Новгородской области содержится нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении порядка рассмотрения заявок, поступивших на участие в открытом конкурсе.

Следовательно, Жалоба является обоснованной.

  1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Описание объекта рассматриваемого открытого конкурса содержится в  пункте 3.2 Конкурсной документации, из содержания которого также следует, что иные характеристики объекта закупки указаны в Техническом задании (Приложении № 1 к Конкурсной документации).

Техническое задание (Приложение № 1 к Конкурсной документации) содержит 17 позиций и соответственно для каждой позиции установлено значение характеристики «КБМ 2016».

Частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Приложение № 5 к Конкурсной документации содержит Проект государственного контракта (далее – Проект контракта).

В Техническом задании (Приложение № 1 к Проекту контракта) также отражены 17 позиций и соответственно для каждой позиции в столбце 13 указаны значения характеристики  «КБМ 2016». При этом, данные значения отличаются от значений содержащихся в Техническом задании (Приложение № 1 к Конкурсной документации).

Таким образом, установленное государственным заказчиком в Конкурсной документации описание объекта закупки носит необъективный характер, поскольку отдельные разделы Конкурсной документации противоречат друг другу, а именно Техническое задание (Приложение № 1 к Конкурсной документации) содержит противоречивые сведения о значениях показателя «КБМ 2016» по каждой позиции Технического задания (Приложение № 1 к Проекту контракта), что может привести к необъективной оценке предложений участников, негативно отразится на количестве поданных заявок и заключению государственного контракта на условиях не предусмотренных Техническим заданием (Приложение № 1 к Конкурсной документации) и соответственно, не отвечающих потребностям заказчика.

Согласно части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

Конкурсная документация содержит необъективное описание объекта закупки, вводит участников открытого конкурса в заблуждение относительно сведений о значениях характеристики «КБМ 2016» по каждой позиции Технического задания (Приложение № 1 к Конкурсной документации), необходимых для расчета страховой премии по договору обязательного страхования.

При этом, необходимо отметить, что победителем открытого конкурса в заявке предложены значения противоречащие, не только Техническому заданию, установленному в Приложении № 1 к Конкурсной документации, но и Техническому заданию, установленному в Приложении № 1 к Проекту контракта.

Учитывая изложенное, в действиях государственного заказчика – Управления Гостехнадзора Новгородской области содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в необъективном описании объекта закупки.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика – Управления Гостехнадзора Новгородской области и членов конкурсной комиссии уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородской области существенно повлияли на результаты закупки, послужили основанием для обращения подателя Жалобы в антимонопольный орган, нарушают права и законные интересы участников открытого конкурса, что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

Доводы Жалобы о возможном нарушении государственным заказчиком – Управлением Гостехнадзора Новгородской области антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы рассмотрения Жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.

Руководствуясь статьями 33, 50, 53, 54, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) –Акционерного общества «СОГАЗ» (173003, Великий Новгород, ул. Людогоща, д. 6/13) на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) при осуществлении им и государственным заказчиком – Управлением Гостехнадзора Новгородской области (173001, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 6) закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта (договора) на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для обеспечения государственных нужд Новгородской области, извещение № 0150200000616000100 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 26.02.2016, обоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Управления Гостехнадзора Новгородской области нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях конкурсной комиссии уполномоченного органа – Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе

4. Выдать государственному заказчику – Управлению Гостехнадзора Новгородской области,  уполномоченному органу – Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

5. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Управления Гостехнадзора Новгородской области  и членов конкурсной комиссии уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области.

 

Председатель Комиссии                                                                                                               О.С. Виниченко

 

 Члены Комиссии                                                                                       

 Д.А. Раскоснов

 

                                                                                                                                                              Д.А. Руднева

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны