Предупреждение №4141/02 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ... от 16 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «НОВГОРОДОБЛЭЛЕКТРО»

                 

ул. Кооперативная, д. 8, г. Великий Новгород, 173003

 

факс: 797669

e-mail: mail@nokes.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«16» сентября 2022 года                                                                     г. Великий Новгород

 

В связи с наличием в действиях (бездействии) Акционерного общества  «НОВГОРОДОБЛЭЛЕКТРО» (место нахождения: ул. Кооперативная, д. 8, г. Великий Новгород, 173003) (далее – АО «Новгородоблэлектро», Сетевая организация) признаков нарушения  антимонопольного  законодательства,  предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) сообщает следующее.

В Новгородское УФАС России поступило обращение гражданина, содержащее информацию о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях АО «Новгородоблэлектро».

Гражданином представлены фотографии ЦОП АО «Новгородоблэлектро»:

- сообщение о приеме документов исключительно в электронном виде;

- сообщение о том, что прием документов осуществляется только по электронной почте.

По результатам разговора по указанному АО «Новгородоблэлектро» телефону гражданину было сообщено, что все заявки принимаются лишь посредством личного кабинета, без наличия которого «с ним работать не будут».

По поступившей от гражданина информации, гражданин не смог получить обслуживание в ЦОП 09.08.2022, 10.08.2022, 15.08.2022 и 17.08.2022.

Порядок технологического присоединения установлен «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила)

В соответствии с п. 8 Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

Согласно п. 8(3) Правил ТП заявка направляется заявителем в сетевую организацию в 2 экземплярах письмом с описью вложения. Заявитель вправе представить заявку в сетевую организацию лично или через уполномоченного представителя, а сетевая организация обязана принять такую заявку.

Заявители вправе направлять заявку и прилагаемые документы посредством официального сайта сетевой организации (в том числе посредством переадресации на официальный сайт, обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые документы) или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.

Подача заявок и документов в электронной форме осуществляется заявителем с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством сайта сетевой организации в порядке, установленном сетевой организацией. Информация о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля размещается на сайте сетевой организации.

Для получения идентификатора и пароля заявитель проходит процедуру регистрации на указанном сайте с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета заявителя - для физических лиц, основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя и идентификационного номера налогоплательщика - для индивидуальных предпринимателей, основного государственного регистрационного номера и идентификационного номера налогоплательщика - для юридических лиц.

Сетевая организация обязана обеспечить принятие в электронном виде заявок и прилагаемых документов от заявителей (в том числе возможность бесплатного получения заявителями идентификатора и пароля) и возможность получения заявителем сведений об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию о дате поступления заявки и ее регистрационном номере, направлении в адрес заявителей подписанного со стороны сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий, о дате заключения договора, о ходе выполнения сетевой организацией технических условий, о фактическом присоединении и фактическом приеме (подаче) напряжения и мощности на объекты заявителя, а также о составлении и подписании документов о технологическом присоединении, на своем официальном сайте (в том числе посредством переадресации на официальный сайт, обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые документы) или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 105 Правил в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

- условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

- счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

- технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

- инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В случае отсутствия у заявителя личного кабинета потребителя сетевая организация обязана его зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа к личному кабинету потребителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя, определяемый в соответствии с едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

В отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в офисах очного обслуживания потребителей обязана обеспечить доступ к личному кабинету потребителя на безвозмездной основе.

К заявителям, указанным в пункте 14, относятся физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Таким образом, в связи с тем, что очное обслуживание потребителей предусмотрено законодательством, прекращение очного обслуживания потребителей    неправомерно и противоречит нормам, предусмотренным пунктами 8, 8(3), 105 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Действия по прекращению очного обслуживания потребителей приводят (могут привести) к ущемлению интересов неопределенного круга лиц, а именно создают препятствия потребителям услуг в регистрации заявок и заключении договоров об осуществлении технологического присоединения, что может быть квалифицировано как отказ либо уклонение от заключения договора хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке.

В действиях АО «Новгородоблэлектро» выразившихся в прекращении очного обслуживания потребителей в нарушение пунктов 8, 8(3), 105 Правил технологического присоединения, содержатся признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Приказом Министерства энергетики РФ № 186 от 15 апреля 2014 г. утверждены Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (далее – Единые стандарты).

В соответствии с пунктом 1 Единых стандартов Настоящие Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций устанавливают требования к обслуживанию сетевыми организациями лиц, являющихся потребителями услуг сетевых организаций по передаче электрической энергии (за исключением сетевых организаций, энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков), в том числе обслуживаемых энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком, и лиц, обратившихся в сетевую организацию с целью заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии или осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (за исключением сетевых организаций, энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков) (далее - потребители, технологическое присоединение).

Согласно пункту 2 Единых стандартов сетевая организация обеспечивает рассмотрение обращений потребителей, поступивших в устной, письменной форме или в форме электронного документа. Взаимодействие сетевой организации с потребителями в части разрешения вопросов, содержащихся в обращениях потребителей и предоставления им возможности реализации прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - обслуживание потребителей), осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Единых стандартов.

Согласно пункту 12 Единых стандартов, обслуживание потребителей посредством личного контакта работника сетевой организации с потребителем (далее - очное обслуживание) осуществляется в офисах обслуживания потребителей, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с выездом к потребителю работника сетевой организации.

В соответствии с пунктом 19 Единых стандартов, Сетевая организация при осуществлении очного обслуживания потребителей в офисах обслуживания потребителей обеспечивает совершение действий по перечню согласно приложению N 3 к настоящим Единым стандартам.

Согласно вышеуказанному приложению к Единым стандартам к

основным действиям сетевой организации при осуществлении очного обслуживания потребителей в офисах обслуживания потребителей относится прием и регистрация очного обращения потребителя, регистрация контактной информации потребителя, проверка корректности оформления заявок на оказание услуг, комплектности документов и полноты сведений в заявке в соответствии с требованиями нормативных правовых актов:в частности прием заявки/заявления на оказание услуг в письменной форме, в том числе: заявки на технологическое присоединение.

Таким образом, Единые стандарты предусматривают обязательность очного обслуживания в офисах обслуживания потребителей и, как один из элементов данного обслуживания является прием заявки на технологическое присоединение в письменной форме.

Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (далее – Стандарты раскрытия информации).

Согласно пункту 1 Стандартов раскрытия информации настоящий документ в соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об электроэнергетике», статьями 8 и 8.1 Федерального закона «О естественных монополиях» устанавливает требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии, в том числе собственников и иных законных владельцев объектов микрогенерации (далее - субъекты рынков электрической энергии), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

Согласно подпункту «п» пункта 19 Стандартов раскрытия информации Сетевая организация, помимо прочего, обязана раскрыть информацию о паспортах услуг (процессов) согласно единым стандартам качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций. Под паспортом услуги (процесса) понимается документ, содержащий систематизированную в хронологическом порядке информацию об этапах и о сроках оказываемой потребителям услуги (осуществляемого процесса), порядок определения стоимости, если законодательством Российской Федерации предусмотрено взимание платы за исполнение услуги (процесса), а также описание результата с указанием нормативных правовых актов, регламентирующих оказание соответствующей услуги (осуществление процесса).

Согласно пункту 29 Правил информация, указанная в подпункте «п» пункта 19 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети «Интернет», предоставляется потребителям путем размещения в печатном виде в центрах очного обслуживания.

В соответствии с требованиями Правил Обществом данная информация раскрыта в на странице «Паспорта услуг» официального сайта Общества по адресу:

http://новгородоблэлектро.рф/page.php?id=104

 

Согласно опубликованной информации данный паспорт является приложением №2 к приказу Общества №217 от 13.09.2017г., таким образом является локальным нормативным актом.

Паспорт услуги № 19/2 предусматривает описание предоставления услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей –физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Согласно Паспорту услуги № 19/2  заявка направляется заявителем в сетевую организацию в 2 экземплярах письмом с описью вложения почтой, лично или через уполномоченного представителя. Другим способом подачи предусмотрено заполнение на официальном сайте сетевой организации: новгородоблэлектро.рф

При таких обстоятельствах АО «Новгородоблэлектро» самостоятельно доводит до сведения неопределенного круга лиц посредством размещения на официальном сайте в соответствии с требованиямии Стандартов раскрытия информации сведения о возможности подачи заявки очно в центре обслуживания потребителей, однако, как следует из фактически сложившихся обстоятельств, Общество не в полной мере обеспечивает таковую возможность.

 

Таким образом, как требованиями Единых стандартов, так и в соответствии с локальным нормативным актом Сетевой организации предусматривается возможность подачи заявки на технологическое присоединение физическими лицами очно в офисах обслуживания Сетевой организации.

 

Кроме того, обязательность приема заявок на технологическое присоединение очно подтверждается также имеющейся судебной практикой.

В частности, как отмечено в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 N 17АП-3947/2021-АКу по делу N А60-63671/2020 положения Раздела X Правил технологического присоединения «Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил» не исключают возможности подачи данной заявки способами, указанными в п. 8 Правил технологического присоединения, т.е. очно либо почтой и не должны ущемлять права потребителей.

 

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Сведения об АО «Новгородоблэлектро» включены в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе согласно сведениям из Реестра субъектов естественных монополий, опубликованных на сайте ФАС России http://fas.gov.ru/pages/activity/tariffregulation/reestr-subektov-estestvennyix-monopolij.html

            Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении АО «Новгородоблэлектро» основным видом деятельности данного юридического лица является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям ГРН 2055300947062, дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения, 08.04.2005

Таким образом, в рассматриваемый период времени (2021 год и истекший период) АО «Новгородоблэлектро» занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии Новгородской области, и на данное Общество распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В данном случае Сетевая организация ущемляет права неопределенного круга лиц, поскольку практика носит не единичный, а множественный (систематический) характер и в целях недопущения дальнейшего осуществления подобных действий хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, имеются основания и требуется принятие мер, предусмотренных законодательством о защите конкуренции.

Согласно пункту 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018) под неопределенным кругом потребителей для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции следует понимать множественность (не единичность) числа потребителей, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение на рынке.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» в тех случаях, когда Закон о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Закона), судам необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В том числе, согласно пункту 5 части 1 вышеуказанной статьи установлен запрет на экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

            При таких обстоятельствах действия (бездействие) Сетевой организации, по необеспечению надлежащего обслуживания неопределенного круга потребителей и (или) некорректному доведению информации содержат признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку свидетельствуют об уклонении от заключения договоров на технологическое присоединение одним из обязательных в соответствии с действующим законодательством способов, а именно путем очной подачи заявки в офисе обслуживания сетевой организации.

По полученной от АО «Новгородоблэлектро» информации исх. от 15.09.2022 № 8/1644 АО «Новгородоблэлектро» не было вовремя ликвидировано недействующее в настоящее время объявление о том, что с 25.11.2020 прием документов осуществляется только в электронном виде в связи с введением ограничений связанных с пандемией COVID-19.

Однако, как представлено заявителем, также Обществом было размещено еще и объявление о том, что все документы принимаются исключительно посредством электронной почты, что также не соответствует требованиям действующего правового регулирования соответствующих правоотношений. Сведений об устранении данного объявления не имеется.

Кроме того, как указал заявитель, по телефону ему также была сообщена информация о необходимости завести «личный кабинет» и о том, что в ином случае с ним «не будут работать». Вместе с тем, как отмечалось, согласно пункту 105 Правил, в случае отсутствия у заявителя личного кабинета потребителя сетевая организация обязана его зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа к личному кабинету потребителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя, определяемый в соответствии с едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

Следовательно, такое информирование граждан о предоставляемой услуге недопустимо.

Из поступившего ответа Общества неясно, была ли проведена какая-либо разъяснительная работа со всеми, имеющими отношение к консультированию и приему граждан в центре обслуживания потребителей Общества, сотрудниками.

В связи с наличием в вышеуказанных действиях (бездействии) АО «Новгородоблэлектро», выразившихся в отказе для неопределенного круга лиц в заключении договоров на технологическое присоединение, очное обслуживание в специально отведенных центрах по работе с клиентами, признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Новгородское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) и с этой целью в срок до 05.10.2022:

- обеспечить бесперебойный прием в центре обслуживания клиентов в установленный требованиями локальных актов АО «Новгородоблэлектро» график граждан с целью подачи заявок на технологическое присоединение, получения доступа к личному кабинету потребителя и (или) иными целями, установленными законодательством для личного приема в офисах сетевых организаций;

- снять письменные и иные объявления (информацию) АО «Новгородоблэлектро» о том, что прием документов осуществляется только по электронной почте;

- провести ознакомление под роспись должностных лиц и сотрудников АО «Новгородоблэлектро», ответственных за работу с гражданами (ответ на звонки, очный прием), о необходимости осуществления очного приема посетителей, а также о недопустимости консультирования (в том числе посредством телефонной связи) о невозможности личного приема граждан подачи заявлений на технологическое присоединение, создания личного кабинета и (или) иными целями, установленными законодательством для личного приема в офисах сетевых организаций.

 

           О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Новгородское УФАС России   в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения с приложением подтверждающих документов. В случае различного установленного срока исполнения отдельных пунктов предупреждения – представить информацию по исполнению каждого пункта в течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для выполнения каждого конкретного пункта предупреждения.

 

Руководитель Управления

Государственный советник РФ 1 класса                                                <….>

 

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение                             не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны