Решение №262/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-13/2021 по результатам рассмотрения жалоб... от 26 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказчику – МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1

г. Сольцы»

 

Советский проспект, д. 78,

г. Сольцы, Новгородская обл., 175040

 

 

 

Оператору электронной площадки –

ООО «Торги-онлайн» (для сведения)

 

e-mail: info@torgi-online.com

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «Кухня»

 

ул. Бестужева, д. 29,

г. Владивосток, 690003

 

 

 

Исх. № 262/03 от 26.01.2021

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/07/3-13/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

21 января 2021 года                                                                                  Великий Новгород

 

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Комиссия) в составе:

…..

в присутствии представителей:

- заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сольцы»  – …..

- податель жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Кухня» – надлежащим образом уведомлен о месте и времени заседания Комиссии, представителей не направил,

рассмотрев жалобу заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «Кухня» (690003, г. Владивосток, ул. Бестужева, д. 29; далее – ООО «Кухня») на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сольцы» (175040, Новгородская обл., г. Сольцы, Советский проспект, д. 78; далее – МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы») и его закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения контракта на аутсорсинг питания в МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы», извещение № 32009807873 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 16.12.2020,

 

УСТАНОВИЛА:

 

30.12.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «Кухня» на действия заказчика – МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы» и его закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения контракта на аутсорсинг питания в МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы», извещение № 32009807873 о проведении которого было размещено на официальном сайте 16.12.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику – МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы» было направлено уведомление (исх. № 04/03 от 11.01.2021 Новгородского УФАС России) о приостановлении торгов до рассмотрения Жалобы по существу, которое не было и не могло быть исполнено в связи с заключением договора по итогам рассматриваемой закупки 11.01.2021 в 14 часов 08 минут (уведомление было направлено на электронную почту заказчику 11.01.2021 в 17 часов 29 минут).

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

1. Заказчиком с учетом начальной максимальной цены договора (далее – НМЦД)  (4 504 014,85 руб.) неверно и в нарушение собственного положения о закупках выбран способ закупки (запрос предложений).

2. Заказчиком предъявляются требования к выполнению работ в рамках рассматриваемой закупки (косметический ремонт помещений пищеблока, установка технологического кухонного оборудования) без указания объема таких работ/количества и видов оборудования.

3. В протоколе подведения итогов закупки закупочная комиссия заказчика не указала сведения об оценке заявок и присвоении баллов по критерию «Квалификация», что не позволяет признать законным выбор победителя торгов.

Заказчик – МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях на нее (исх. № 7 от 14.01.2021), суть которых сводится к тому, что, по мнению заказчика, доводы Жалобы о выборе способа закупки и оспаривании положений документации о проведении запроса предложений должны быть оставлены без рассмотрения, поскольку ООО «Кухня» злоупотребляет правом и имело возможность обжаловать указанные действия заказчика только до окончания срока подачи заявок, а что касается содержания итогового протокола, то отсутствие в нем оценки заявок по критерию «Квалификация» является технической ошибкой, фактически закупочной комиссией заказчика заявки по данному критерию оценивались, и баллы участникам закупки были начислены, к нарушению порядка определения победителя торгов указанная ошибка не привела, новая редакция итогового протокола подготовлена заказчиком и будет размещена на официальном сайте.

На рассмотрении Жалобы представители заказчика – МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы» поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

Необходимо отметить, что в силу части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, лица, подавшие заявки на участие в торгах, обладают правом на обжалование как действий заказчика, включая выбор способа закупки и определение положений документации о закупке, так и действий его закупочной комиссии при рассмотрении и оценки заявок, оформлении протоколов.

 ООО «Кухня» является участником рассматриваемой закупки, его заявка на участие в запросе предложений была принята и рассмотрена закупочной комиссией заказчика.

В связи с изложенным, доводы Жалобы подлежат рассмотрению антимонопольным органом в полном объеме.

При этом согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика – МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы» и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки не проводится, Комиссией Новгородского УФАС России рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

Исследовав представленные материалы и заслушав доводы представителей сторон, Комиссия Новгородского УФАС России проходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В данном случае имело место осуществление вышеуказанной закупки заказчиком – МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы» в соответствии с положениями Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено председателем Наблюдательного совета учреждения 21.06.2020 Положение о закупке товаров, работ, услуг для Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Сольцы» (далее – Положение).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Согласно пункту 5.5 Положения заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений при одновременном выполнении следующих условий:

5.5.1. Начальная (максимальная) цена договора не превышает 2 млн. рублей;

5.5.2. Предметом закупки являются товары, работы, услуги, в отношении которых целесообразно проводить оценку по ценовым и неценовым критериям.

Однако как указано выше, НМЦД в данном случае составляет 4 504 014,85 руб., т.е. более чем в 2 раза превышает предельную цену договора, при которой допускается осуществление закупки способом запроса предложений.

 С учетом иных норм Положения (пункты 5.1, 5.2) при указанном размере НМЦД заказчик – МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы» должен был выбрать способом проведения конкурентной закупки либо конкурс, либо аукцион.

При этом в силу положений частей 17, 19, 23 статьи 3.2 Закона о закупках при проведении закупки путем конкурса или аукциона заказчиком устанавливается существенно более продолжительный срок подачи заявок по сравнению с запросом предложений, что позволяет большему количеству потенциальных участников ознакомиться с содержанием извещения и документации о закупке и принять решение о подаче заявки.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика – МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы» содержатся нарушения части 1 статьи 2 Закона о закупках, пункта 5.5 Положения, выразившиеся в принятии решения о выборе способа закупки в нарушение собственного положения заказчика о закупках товаров, работ, услуг.

2. Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке среди прочего должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

При этом в соответствии с пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В данном случае описание предмета рассматриваемой закупки приведено в Техническом задании (Приложение № 1 к документации о проведении запроса предложений) (далее – ТЗ, Документация).

Так, согласно пункту 13 ТЗ организатор питания среди прочего должен:

- обеспечить установку недостающего технологического кухонного оборудования за свой счет,  включая посудомоечные машины при наличии технической возможности;

- произвести косметический ремонт  помещений кухни, столовой, подсобных помещений, прочих помещений пищеблока.

При этом ни ТЗ, ни прочие разделы Документации не определяют ни видов, ни объемов работ по ремонту помещений пищеблока, ни количество, состав и характеристики недостающего технологического кухонного оборудования.

Кроме того, согласно пункту 4.2.1 Проекта договора (Приложение № 2 к Документации) заказчик обязуется обеспечить организатора питания помещениями пищеблока отвечающими необходимым санитарно-гигиеническим требованиям, для приготовления и хранения пищи у заказчика, а так же горячей и холодной водой, отоплением, электроэнергией.

Из указанных положений Проекта договора следует, что пищеблок заказчика соответствует действующим в Российской Федерации санитарно-гигиеническим требованиям, что ставит под сомнение само наличие действительной потребности заказчика в выполнении работ по ремонту и дооснащению пищеблока.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика – МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы» содержится нарушение пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в установлении непрозрачных и необоснованных требований к работам по предмету закупки, что вводит заблуждение и необоснованно ограничивает количество участников закупки.

3. Согласно пункту 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

- результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок).

Согласно пункту 13 Документации при оценке предложений заказчиком применяется следующая балльная система оценки заявок с учетом следующих показателей (критериев):

1. Цена договора

50

2. Квалификация

50

 

 

 

В протоколе подведения итогов рассматриваемой закупки от 28.12.2020 (далее – Протокол) закупочной комиссией заказчика указаны следующие сведения о результатах рассмотрения, оценки заявок и определении победителя торгов:

 

Сведения об участниках закупки, которым присвоены первый и второй порядковые номера:

Участник, которому присвоен первый порядковый номер (победитель)

Участник, которому присвоен второй порядковый номер

Общество с ограниченной ответственностью «Новплан», 173020, Российская Федерация, Новгородская область, Великий Новгород г., Державина ул., д. 11, 30
Предложение о цене договора (лота):
4 053 613.36 руб.

ООО «Кухня», 690003, Российская Федерация, Приморский край, Владивосток г., Бестужева ул., д. 29
Предложение о цене договора (лота):
4 504 014.00 руб.

 

При этом в Протоколе отсутствуют какие-либо сведения о результатах оценки  заявок указанных участников запроса предложений и количестве присвоенных баллов по критерию «Квалификация».

Данные сведения были указаны закупочной комиссией заказчика только в новой редакции Протокола, размещенной на официальном сайте 18.01.2021, т.е. уже после заключения договора по итогам рассматриваемой закупки.

Следует отметить, что и редакции Протокола от 28.12.2020 и в редакции от 18.01.2021 победителем закупки признано Общество с ограниченной ответственностью «Новплан», с которым и заключен договор по результатам торгов.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика – МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы» и его закупочной комиссии содержится нарушение пункта 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках, выразившееся в несоблюдении требований к содержанию итогового  протокола закупки, а именно в отсутствии в протоколе информации о  присвоении каждой такой заявке значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок.

Таким образом, все доводы Жалобы нашли свое подтверждение.

Установленные в действиях должностного лица (лиц) заказчика нарушения указывают на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Установленные в действиях заказчика – МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы» и его закупочной комиссии нарушения являются существенными, ограничивают количество участников торгов, привели к неверному выбору способа закупки, противоречат принципам прозрачности и информационной открытости закупки.

Однако, Комиссия Новгородского УФАС России не имеет возможности выдать  предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, по причине заключения по итогам рассматриваемой закупки договора № 5 от 11.01.2021 на аутсорсинг питания в МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы».

Вместе с тем, Комиссия Новгородского УФАС России обращает внимание на то, что согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

 

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать жалобу заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «Кухня» (690003, г. Владивосток, ул. Бестужева, д. 29) на действия заказчика–  Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сольцы» (175040, Новгородская обл., г. Сольцы, Советский проспект, д. 78) и его закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения контракта на аутсорсинг питания в МАОУ «СОШ №1 г. Сольцы», извещение № 32009807873о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 16.12.2020, обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сольцы» и его закупочной комиссии нарушения части 1 статьи 2, пункта 2 части 6.1 статьи 3, пункта 6 части 14 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 5.5 Положения о закупке товаров, работ, услуг для Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Сольцы», утвержденного председателем Наблюдательного совета учреждения 21.06.2020.

3. Предписание об устранении нарушений порядка организации, проведения  торгов, обязательных в соответствии законодательством Российской Федерации, не выдавать в связи с заключением между заказчиком – Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сольцы» и победителем запроса предложений – Обществом с ограниченной ответственностью «Новплан» договора на аутсорсинг питания по итогам рассматриваемой закупки.

4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела (дел) об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица (лиц) заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сольцы».

 

 

Председатель Комиссии                                                                             

                    

 

Члены Комиссии                                                                                         

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны