Постановление №1921/03 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 3-р/18 об админис... от 16 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

ООО «АСГАРД М» (ООО «Сберегательный фонд «Сберкнижка»)

 

ул. Купчинская, д. 12, лит. А,

пом. 2-Н, оф. 6,

г. Санкт-Петербург, 192281

 

ул. Федоровский ручей, д. 2/13,

Великий Новгород, 173000

 

 

 

 

 

Исх.№1921/03 от 16.05.18

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 3-р/18

об административном правонарушении

 

Резолютивная часть оглашена 11.05.2018

В полном объеме изготовлено 16.05.2018

 

                                 

                                          Великий Новгород

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) Куриков Илья Андреевич, рассмотрев протокол № 3-р/18 от 11.04.2018 и другие материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «АСГАРД М» (ИНН 7816640336; 192281, г. Санкт-Петербург, ул. Купчинская, д. 12, лит. А, пом. 2-Н, оф. 6; до 27.09.2017 наименование юридического лица Общество с ограниченной ответственностью  «Сберегательный фонд «Сберкнижка»; далее – ООО «АСГАРД М», далее – ООО «Сберегательный фонд «Сберкнижка») в связи с обнаружением в его действиях нарушения пункта 2 части 2 статьи 28, части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) и иных достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП),

 

УСТАНОВИЛ:

 

09.06.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) поступило заявление физического лица – Ф. о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы услуг по приему сбережений, размещенной в периодическом печатной издании – газете «Новгород» от 08.06.2017 на 9 полосе (вх. № 3152 Новгородского УФАС России; далее – Заявление).

Из Заявления следует, что в газете «Новгород» (свидетельство Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новгородской области ПИ № ТУ 53 – 00052 от 22.09.2009) № 22 (51) от 08.06.2017 года на 9 полосе распространено рекламное объявление под заголовком «Сберкнижка Сберегательный фонд», в котором указывается на прием сбережений от граждан лицом, которое такие услуги оказывать не имеет права.

В результате рассмотрения Заявления установлено следующее.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В вышеуказанном выпуске газеты «Новгород» на 9 полосе было размещено рекламное объявление следующего содержания:

«Сберкнижка Сберегательный фонд. Позвольте себе больше. Сбережения 21 % годовых. Приходите в офис и получите подарок. ТЦ «Диез», ул. Федоровский ручей 2/13. ООО Сберегательный фонд «Сберкнижка».

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, в данном случае объектом рекламирования является финансовая услуга по привлечению денежных средств в качестве сбережений.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В указанной рекламе содержится только одно условие оказания рекламируемой в ней финансовой услуги, влияющее на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, а именно процентная ставка (21 % годовых).

Иных условий оказания рекламируемой услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, (минимальная и максимальная сумма принимаемых сбережений, срок хранения сбережений и порядок начисления процентов, возможность/невозможность досрочного полного либо частичного снятия денежных средств, переданных в качестве сбережений, и размер процентных ставок в данном случае; возможность/невозможность пополнения указанных сбережений и т.д.) указанная реклама не содержит.  

Таким образом, в распространенном на 9 полосе периодического печатного издания – газеты «Новгород» № 22 (51) от 08.06.2017 года рекламном объявлении о финансовой услуге по привлечению денежных средств в качестве сбережений под заголовком «Сберкнижка Сберегательный фонд» имеется нарушение  пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, выразившееся в умалчивании в рекламе финансовой услуги, содержащей одно условие ее оказания, влияющее на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, информации об иных условиях оказания данной услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица.

2. Согласно части 14 статьи 28 Закона о рекламе, если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации финансовая деятельность по привлечению денежных средств физических и юридических лиц с условием возврата сумм этих средств и выплаты процентов допускается либо путем заключения договора банковского вклада (статья 834 Гражданского кодекса Российской Федерации) либо договора передачи личных сбережений (статья 4 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»; далее – Закон о кредитной кооперации).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4 Закона о кредитной кооперации кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов на основании договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с  частью 1 статьи 3 Закона о кредитной кооперации кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством:

1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива;

2) размещения указанных в пункте 1 настоящей части денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.

Согласно части 1 статьи 30 Закон о кредитной кооперации для осуществления предусмотренной частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона деятельности кредитные кооперативы, членами которых являются физические лица, вправе привлекать денежные средства указанных лиц на основании договоров передачи личных сбережений.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона о кредитной кооперации по договору передачи личных сбережений физическое лицо, являющееся членом кредитного кооператива (пайщиком), передает кредитному кооперативу денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закон о кредитной кооперации регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Закон о кредитной кооперации Банк России  ведет государственный реестр кредитных кооперативов на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, и от саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы, в порядке, установленном Банком России.

 В соответствии  со сведениями, содержащимися в  Едином государственном реестре кредитных кооперативов, размещенными на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» по адресу: https://www.cbr.ru/, ООО «Сберегательный фонд «Сберкнижка», указанное в рассматриваемой рекламе в качестве лица, оказывающего услуги по приему сбережений, в данном реестре отсутствует.

Кроме того, ООО «Сберегательный фонд «Сберкнижка» с учетом указанной в рекламе организационно-правовой формы (хозяйственное общество) не может обладать статусом кредитного кооператива, так как является коммерческой организацией.

Учитывая, что ООО «Сберегательный фонд «Сберкнижка» не является лицом, осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению финансовых услуг и не имеет в соответствии с действующим законодательством права на заключение договоров передачи личных сбережений, в распространенном на 9 полосе периодического печатного издания – газеты «Новгород» № 22 (51) от 08.06.2017 года рекламном объявлении о финансовой услуге по привлечению денежных средств в качестве сбережений под заголовком «Сберкнижка Сберегательный фонд» имеется нарушение  части 14 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за вышеуказанные нарушения законодательства о рекламе соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).

Из информации, представленной рекламораспространителем рассматриваемой рекламы – Муниципальным автономным учреждением «Редакция газеты «Новгород» (ИНН 5321026987; 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 10) (вх. № 3579 от 26.06.2017 Новгородского УФАС России) следует, что рекламодателем указанного рекламного объявления является ООО «Сберегательный фонд «Сберкнижка». Договор на распространение рассматриваемой рекламы не заключался. Оригинал-макет указанного рекламного объявления был прислан ООО «Сберегательный фонд «Сберкнижка» в  редакцию газеты «Новгород» по электронной почте. Плательщиком по счету № 0000-001046 от 01.06.2017 за размещение указанного рекламного объявления в газете «Новгород» (приходной кассовый ордер № 525 от 07.06.2017) также выступало ООО «Сберегательный фонд «Сберкнижка».

 Следовательно, в данном случае рекламодателем рекламы, содержащей признаки ненадлежащей, является ООО «Сберегательный фонд «Сберкнижка».

Согласно данным единого государственного реестра юридических лиц размещенных на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети «Интернет» по адресу: https://egrul.nalog.ru/, c 27.09.2017 в учредительные документы ООО Сберегательный фонд «Сберкнижка» внесены изменения, касающихся наименования юридического лица. С указанной даты ООО «Сберегательный фонд «Сберкнижка» переименовано в  ООО «АСГАРД М».

В соответствии с частью 1 статьей 14.3 КоАП нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей

О месте и времени рассмотрения дела ООО «АСГАРД М» было надлежащим образом уведомлено, на рассмотрение дела представители не явились.

Запрошенные в соответствии с определением от 11.04.2018 о назначении времени и места рассмотрения дела № 3-р/18 об административном правонарушении документы ООО «АСГАРД М» не представило.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо, рассматривающее настоящее дело, приходит к следующим выводам.

Материалами дела № 3-р/18  от 11.04.2018 об административном правонарушении подтверждается факт наличия в рассматриваемой рекламе, рекламодателем которой является ООО «АСГАРД М» (бывшее наименование юридического лица ООО «Сберегательный фонд «Сберкнижка»), нарушения  пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, выразившегося в умалчивании в рекламе финансовой услуги, содержащей одно условие ее оказания, влияющее на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, информации об иных условиях оказания данной услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, а также части 14 статьи 28 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы финансовых услуг, лицом которое не вправе осуществлять финансовую деятельность.

Следовательно, в действиях ООО «АСГАРД М» (бывшее наименование юридического лица ООО «Сберегательный фонд «Сберкнижка») по распространению данной ненадлежащей рекламы содержится событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП, в соответствии с которой нарушение рекламодателем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП дминистративным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу этой нормы права юридическое лицо как коллективный субъект располагает соответствующими этому статусу возможностями и способно предпринять иные (более весомые) меры, нежели физическое или должностное лицо, в целях соблюдения требований публичного порядка.

Действующее законодательство Российской Федерации, в том числе и Закон о рекламе, является общедоступной, а не закрытой информацией. Поэтому ООО «АСГАРД М» имело возможность и должно было изучить действующее законодательство, проявить должное отношение к осуществлению деятельности рекламораспространителя, предвидеть и не допустить установленное нарушение законодательства о рекламе.

Однако ООО «АСГАРД М» как рекламодатель не проявило должной степени ответственности и осмотрительности, что привело к совершению им действий по распространению рассматриваемой ненадлежащей рекламы, содержащих событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП.

Анализ материалов дела позволяет сделать вывод о том, что у ООО «АСГАРД М»  имелась возможность для соблюдения пункта 2 части 2 статьи 28, части 14 статьи 28 Закона о рекламе и недопущения распространения ненадлежащей рекламы.

При этом объективных обстоятельств, делавших невозможным выполнение ООО «АСГАРД М» (бывшее наименование юридического лица ООО «Сберегательный фонд «Сберкнижка») требований Закона о рекламе, не установлено.

Таким образом, установленное нарушение законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы совершено по вине её рекламодателя – ООО «АСГАРД М». Следовательно, в его действиях имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП.

Место и время совершения административного правонарушения – Великий Новгород; 08.06.2017.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП, не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.

При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства дела, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьями 4.2 и 4.3 КоАП, привлекаемого к административной ответственности.

Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП гарантий, не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП, соблюдены.

Руководствуясь частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать в действиях рекламодателя – Общества с ограниченной ответственностью «АСГАРД М» (ИНН 7816640336; 192281, г. Санкт-Петербург, ул. Купчинская, д. 12, лит. А, пом. 2-Н, оф. 6; до 27.09.2017 наименование юридического лица Общество с ограниченной  ответственностью  «Сберегательный фонд «Сберкнижка») при распространении рекламы услуг по приему сбережений, размещенной в периодическом печатной издании – газете «Новгород» № 22 (51)  от 08.06.2017 на 9 полосе, административное правонарушение, выразившееся в нарушении им законодательства о рекламе (пункта 2 части 2 статьи 28, части 14 статьи 28), ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на рекламодателя – Общество с ограниченной ответственностью «АСГАРД М»  административный штраф за совершенное правонарушение в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

3. Сумму штрафа Обществу с ограниченной ответственностью «АСГАРД М» надлежит перечислить в бюджет:

 

ИНН 5321047553

КПП 532101001

Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское УФАС России)

Счет: 40101810900000010001

Банк: Отделение Новгород

БИК: 044959001

Кор. счёт:  Нет

ОКТМО: 49701000

Код БК: 16111626000016000145

(Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе)

 

 

 

Заместитель руководителя

Новгородского УФАС России                                                                     И.А. Куриков

 

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны