Решение №1954/03 от 21.06.2012 РЕШЕНИЕ по результатам проверки факта уклонения участника ра... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исходящий № 1954/03 от 21.06.2012

РЕШЕНИЕ по результатам проверки факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта и осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о размещении заказов

18 июня 2012 года                                                                                        Великий Новгород

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее также – Новгородское УФАС России, Управление) в составе:

<…> – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

<…> – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

<…> – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителя:

- муниципального заказчика – Администрации Старорусского муниципального района – заместителя Главы Администрации муниципального района <….> (доверенность № <…> от 15.06.2012);

- участник размещения заказа (победитель аукциона) – Общество с ограниченной ответственностью «СПАРТА» – уведомлен о месте и времени заседания Комиссии, на заседание Комиссии не явился,

рассмотрев сведения, поступившие от муниципального заказчика – Администрации Старорусского муниципального района – об уклонении участника размещения заказа, признанного победителем открытого аукциона в электронной форме – Общества с ограниченной ответственностью «СПАРТА» (ИНН 5408281371, место нахождения: 630060, г. Новосибирск, ул. Экваторная, д. 15, кв. 113; далее – ООО «СПАРТА») – от заключения муниципального контракта по результатам размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по монтажу структурированной кабельной системы (СКС) для Администрации Старорусского муниципального района, извещение № 0350300030412000037 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru  11.03.2012 (начальная (максимальная) цена контракта – 2 228 088 рублей 63 копейки),

УСТАНОВИЛА:

1 июня 2012 года в Новгородское УФАС России от муниципального заказчика – Администрации Старорусского муниципального района – поступили сведения об уклонении участника размещения заказа, признанного победителем открытого аукциона в электронной форме – ООО «СПАРТА» – от заключения муниципального контракта по результатам размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по монтажу структурированной кабельной системы (СКС) для Администрации Старорусского муниципального района (далее – Сведения о недобросовестном поставщике).

Сведения о недобросовестном поставщике поданы в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (с изм. и доп., далее – Закон о размещении заказов) и Положением о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 № 292 (далее – Положение).

Поскольку среди Сведений о недобросовестном поставщике отсутствовали документы, свидетельствующие об отказе участника размещения заказа – ООО «СПАРТА» – от заключения муниципального контракта, в соответствии с частью 8 статьи 19 Закона о размещении заказов и пунктом 12 Положения Новгородское УФАС России приняло решение о проверке факта уклонения участника размещения заказа – ООО «СПАРТА» – от заключения муниципального контракта по результатам рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме.

Кроме того, на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, в связи с поступлением Сведений о недобросовестном поставщике, осуществлена внеплановая проверка размещения муниципальным заказчиком – Администрацией Старорусского муниципального района – вышеуказанного муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

В результате рассмотрения Сведений о недобросовестном поставщике и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В марте-апреле 2012 муниципальным заказчиком – Администрацией Старорусского муниципального района – проводилось размещение муниципального заказа на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по монтажу структурированной кабельной системы (СКС) для Администрации Старорусского муниципального района.

Извещение и документация по проведению вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке Закрытого акционерного общества «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» (далее – ЗАО «Сбербанк – АСТ») в сети «Интернет» по адресу: www.sberbank-ast.ru 11.03.2012.

На участие в рассматриваемом открытом аукционе в электронной форме были поданы и рассмотрены 9 заявок, в том числе от участника размещения заказа – ООО «СПАРТА».

26.03.2012 на электронной площадке ЗАО «Сбербанк – АСТ» был проведен аукцион в электронной форме, в котором приняли участие 8 из 9 участников размещения заказа, подавших заявки и допущенных к участию в аукционе. Согласно Протоколу проведения аукциона от 26.03.2012 минимальному предложению о цене контракта, сделанному ООО «СПАРТА», был присвоен первый номер.

29.03.2012 состоялось заседание аукционной комиссии Администрации Старорусского муниципального района по рассмотрению вторых частей заявок участников размещения заказа и подведению итогов рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме. Заявка ООО «СПАРТА» была признана соответствующей требованиям документации об открытом аукционе, что отражено в Протоколе № 2 заседания аукционной комиссии по подведению итогов открытого аукциона в электронной форме от 29.03.2012 (размещен на официальном сайте и электронной площадке 30.03.2012).

Таким образом, ООО «СПАРТА» было признано победителем рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме.

В соответствии с частью 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме. 

02.04.2012, то есть в срок, предусмотренный частью 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, муниципальный заказчик – Администрация Старорусского муниципального района – направил оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк – АСТ» – проект муниципального контракта без электронной цифровой подписи заказчика.

В соответствии с частью 3 статьи 41.12 З Закона о размещении заказов в течение одного часа с момента получения проекта контракта оператор электронной площадки направляет проект контракта без электронной цифровой подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика, участнику открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт.

В соответствии с частью 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта или предусмотренный частью 4.1 настоящей статьи протокол разногласий.

В данном случае согласно разделу 13 документации об открытом аукционе в электронной форме муниципальным заказчиком – Администрациий Старорусского муниципального района – было установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере 15 процентов начальной максимальной цены контракта.

Таким образом, победитель аукциона – ООО «СПАРТА» – должен был в течение пяти дней со дня получения проекта контракта направить оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк – АСТ» – подписанный электронной цифровой подписью проект муниципального контракта и документ об обеспечении исполнения контракта, либо, в случае наличия разногласий по проекту контракта, протокол таких разногласий. При этом способ обеспечения исполнения контракта ООО «СПАРТА»  должно было определить самостоятельно.

09.04.2012 ООО «СПАРТА» направило оператору электронной площадки протокол разногласий, согласно которому победитель аукциона определил способ обеспечения исполнения контракта в виде безотзывной банковской гарантии. Вместе с тем, 10.04.2012 ООО «СПАРТА» изменило способ обеспечения исполнения  контракта, выбрав вместо безотзывной банковской гарантии обеспечение контракта в виде договора поручительства, и направило оператору электронной площадки подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени ООО «СПАРТА», проект муниципального контракта, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ, представленный в качестве обеспечения исполнения контракта – Договор поручительства № 691/04-12 от 09.04.2012. Поручителем по указанному договору выступило Общество с ограниченной ответственностью «СПБ ГРУП» (101000, г. Москва, Армянский пер., д. 9, стр. 2; далее – ООО «СПБ ГРУП»).

При этом данный Договор поручительства № 691/04-12 от 09.04.2012, направленный ООО «СПАРТА» оператору электронной площадки и полученный муниципальный заказчиком,  был подписан и скреплен печатью только со стороны  поручителя – ООО «СПБ ГРУП». Победителем аукциона – ООО «СПАРТА» – указанный договор подписан и скреплен печатью не был.

Установив данный факт, муниципальный заказчик – Администрация Старорусского муниципального района – принял решение об отказе от заключения муниципального контракта с ООО «СПАРТА» по причине уклонения победителя аукциона от заключения контракта, что выразилось в непредоставлении надлежащего обеспечения его исполнения.

18.06.2012 вх. № 3483э в Новгородское УФАС России поступили письменные объяснения ООО «СПАРТА» по факту уклонения от заключения контракта следующего содержания.

Отказ от заключения контракта произошел по инициативе заказчика в связи с тем, что ООО «СПАРТА» был предоставлен договор поручительства, в котором отсутствовали подпись руководителя и печать организации со стороны ООО «СПАРТА».

Данная ситуация произошла вследствие того, что на момент подписания муниципального контракта договор поручительства был получен ООО «СПАРТА» от ООО «СПБ ГРУП» только отсканированным в электронном виде. Так как технически на имеющемся у ООО «СПАРТА» оборудовании процедура распечатки документа на бумажном носителе, подписание и его последующее сканирование привели бы к полной потере читаемости содержания договора поручительства, ООО «СПАРТА» было принято решение оставить договор поручительства без изменений, подписав его, так же как и государственный контракт, электронной цифровой подписью. На бумажном носителе договор поручительства был получен ООО «СПАРТА» только по истечении пяти дней со дня подписания муниципального контракта, после чего был подписан и направлен заказчику почтовой связью.

Со стороны ООО «СПАРТА» не было умысла на уклонение от заключения муниципального контракта, форма договора поручительства была согласована между Администрацией Старорусского муниципального района и ООО «СПБ ГРУП».

Исследовав материалы проверки факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, оценив доводы ООО «СПАРТА», Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 11 статьи 41.12 Закона о размещении заказов участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частями 4, 4.4 и 4.6 настоящей статьи, не направил оператору электронной площадки подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, проект контракта или протокол разногласий в случаях, предусмотренных настоящей статьей, либо не направил подписанный электронной цифровой подписью указанного лица проект контракта по истечении тринадцати дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола в случае, предусмотренном частью 4.4 настоящей статьи, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Согласно части 19 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных в настоящей части способов определяется таким участником открытого аукциона в электронной форме самостоятельно.

В данном случае участник размещения заказа, признанный победителем рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме – ООО «СПАРТА», избрал способ обеспечения исполнения контракта в виде договора поручительства.

Таким образом, документом, подтверждающим предоставление обеспечения исполнения муниципального контракта, который ООО «СПАРТА» должно было направить оператору электронной площадки в установленный срок, должен был быть именно договор поручительства, заключенный в порядке и по форме , редусмотренной для таких договоров гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 362 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК) договор поручительства должен быть совершен в письменной форме.

В соответствии с частью 2 статьи 434 ГК договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами.

Положениями статьи 153 ГК установлено, что любой договор, в том числе договор поручительства, является актом волеизъявления сторон.

Согласие участника размещения заказа и поручителя на заключение договора поручительства выражается в подписании письменной формы такого договора, волеизъявлением заказчика на принятие представленного участником размещения заказа поручительства является подписание заказчиком контракта после предоставления участником размещения заказа договора поручительства.

Указанная позиция изложена в письме ФАС России от 23.05.2011 № ИА/19715 «О порядке заключения договора поручительства».

Договор поручительства № 691/04-12 от 09.04.2012, направленный ООО «СПАРТА» оператору электронной площадки, содержал собственноручную подпись уполномоченного лица поручителя (генерального директора ООО «СПБ ГРУП» Сидорова М.А.) и был скреплен печатью ООО «СПБ ГРУП». Подпись лица, имеющего право действовать от имени победителя аукциона, и оттиск печати  ООО «СПАРТА» на указанном договоре отсутствовали.

При этом из вышеуказанных письменных объяснений ООО «СПАРТА» следует, что на момент подписания муниципального контракта и направления его оператору электронной площадки (10.04.2012) в распоряжении победителя  фактически не было оригинала Договора поручительства № 691/04-12 от 09.04.2012, была получена только копия указанного договора, полученная в результате сканирования оригинала бумажного документа.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что договор поручительства, который представил победитель аукциона – ООО «СПАРТА» – в качестве обеспечения исполнения контракта, не может считаться заключенным, поскольку волеизъявление одной из сторон договора на его заключение фактически выражено не было, письменная форма договора не соблюдена (отсутствует один единый документ, подписанный сторонами).

Таким образом, надлежащий документ об обеспечении исполнения муниципального контракта, заключаемого по итогам рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме, участником размещения заказа, признанным победителем аукциона – ООО «СПАРТА», в установленный срок направлен не был, то есть обеспечение исполнения контракта не было предоставлено, что в соответствии с частью 11 статьи 41.12 Закона о размещении заказов признается уклонением участника размещения заказа от заключения контракта.

Тот факт, что Договор поручительства № 691/04-12 от 09.04.2012, направленный оператору электронной площадки, был подписан электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени ООО «СПАРТА» при проведении на электронной площадке ЗАО «Сбербанк – АСТ» открытых аукционов в электронной форме, не свидетельствует о предоставлении  победителем аукциона обеспечения исполнения муниципального контракта, поскольку согласно части 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов электронной цифровой подписью указанного лица подписывается документ об обеспечении исполнения контракта, а Договор поручительства № 691/04-12 от 09.04.2012, направленный 10.04.2012 ООО «СПАРТА» оператору электронной площадки, таким документом не является по вышеизложенным основаниям.

В соответствии с действующим законодательством в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности юридические лица несут предпринимательские риски. Согласно абзацу 3 части 1 статьи 2 ГК предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Каких-либо непреодолимых обстоятельств или уважительных причин непредоставления ООО «СПАРТА» в установленный срок обеспечения исполнения муниципального контракта, заключаемого по итогам проведения рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме, не установлено.

Учитывая вышеизложенное, основания для невключения Сведений о недобросовестном поставщике, представленных Администрацией Старорусского муниципального района в отношении ООО «СПАРТА», в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.

Руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 8 статьи 19 Закона о размещении заказов, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные муниципальным заказчиком – Администрацией Старорусского муниципального района – в отношении участника размещения заказа – Общества с ограниченной ответственностью «СПАРТА» (ИНН 5408281371, место нахождения: 630060, г. Новосибирск, ул. Экваторная, д. 15, кв. 113) – включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с уклонением Общества с ограниченной ответственностью «СПАРТА» от заключения муниципального контракта по результатам размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по монтажу структурированной кабельной системы (СКС) для Администрации Старорусского муниципального района, извещение № 0350300030412000037 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru  11.03.2012.

2. Нарушений законодательства о размещении заказов в результате проведения внеплановой проверки и проверки факта уклонения участника размещения заказа от заключения муниципального контракта в действиях муниципального заказчика – Администрации Старорусского муниципального района – не установлено.

Председатель Комиссии                                                                           

Члены Комиссии                                                                                      

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны