Решение №1969/02 РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольног... от 18 мая 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПубликация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.
<…..>
Исх.№1969/02 от 18.05.18
РЕШЕНИЕ
по делу о нарушении
антимонопольного законодательства № А-8/18
г. Великий Новгород
Резолютивная часть решения оглашена «04» мая 2018 года
В полном объеме решение изготовлено «18» мая 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Пашкова Г.Н. – председатель комиссии, заместитель руководителя Управления,
Куриков И.А. - член комиссии, начальник отдела контроля закупок и рекламы;
Левченко И.В. – член комиссии, специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля Управления.
Бондарь Н.В. - член комиссии, специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля Управления,
рассмотрев дело № А-8/18 по признакам нарушения <….> части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии на заседаниях:
<….>. – ведущий юрисконсульт <….>, доверенность от 02.12.2017 года № 38,
<….>. – начальник тендерного отдела , доверенность от 09.04.2018 года № 189,
УСТАНОВИЛА:
Новгородским УФАС России была проведена плановая выездная проверка в отношении <….>
В ходе проверки установлено следующее:
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
<….>, являясь организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении закупок для собственных нужд применяет положения Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положения).
В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено решением № б/н от 29.06.2017 единственного участника <….> - <…> в лице генерального директора <….> (в предыдущей редакции решением № б/н от 16.01.2017 генерального директора <….>.) Положение о закупках товаров, работ, услуг <…>» (далее – Положение).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
26.09.2017 на официальном сайте заказчиком – <….> было размещено извещение № 31705559055 о проведении закупки путем открытого запроса предложений № ЗП-84ПМ/2017 по отбору организации на право заключения с <….> Договора на поставку мазута топочного малозольного ГОСТ 10585-2013 для проведения отопительного сезона 2017-2018 годов: Лот № 1 – Поставка мазута топочного 100, 2,5 %, малозольный, 25С0 по ГОСТ 10585-2013 (начальная (максимальная) цена договора – 29 526 915 рублей); Лот № 2 – Поставка мазута топочного 100, 3,0 %, малозольный, 25С0 по ГОСТ 10585-2013 (начальная (максимальная) цена договора – 44 050 335 рублей).
Документация о рассматриваемом открытом запросе предложений была утверждена заместителем генерального директора по снабжению <….> (далее – Документация).
Согласно пункту 2 части 10 статьи 3 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 9.1 раздела 9 Положения для участия в закупке участник размещения заказа подает заявку на участие в закупке в срок и по форме, которые установлены документацией о закупке.
При этом согласно пункту 9.3.10 раздела 9 Положения заявка на участие в закупке должна помимо прочего содержать копию письма из банка обо всех открытых счетах.
Аналогичные требования к содержанию заявки на участие в рассматриваемом запросе предложений установлены подпунктом «з» пункта 13 раздела I.4 Документации (Информационная карта).
В соответствии с пунктом 6.4.2 раздела 6 Положения для участия в запросе предложений потенциальный поставщик закупки подает заявку на участие в запросе предложений в соответствии с требованиями, установленными в документации о запросе предложений.
Пунктом 6.6.2 раздела 6 Положения установлено, что комиссия рассматривает заявки на участие в запросе предложений, в частности на наличие документов, определенных документацией о запросе предложений.
Согласно пункту 6.6.4 раздела 6 Положения по результатам рассмотрения и проверки информации о потенциальных поставщиках запроса предложений Комиссия вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений, в том числе, в случае отсутствия в составе заявки на участие в запросе предложений документов, определенных документацией о запросе предложений.
Согласно протоколам от 03.10.2017 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом запросе предложений № ЗП-84ПМ/2017 на участие в рассматриваемой закупке по лотам № 1 и № 2 поступило по 3 заявки, в том числе, от участника <…> (ИНН 7604208149, г. Ярославль).
Согласно протоколам от 04.10.2017 рассмотрения заявок на участие в открытом запросе предложений № ЗП-84ПМ/2017 заявки <….>по лотам № 1 и № 2 были признаны соответствующими требованиям Документации и допущены до стадии оценки.
Однако в составе заявок <….> отсутствовали предусмотренные Положением и Документацией документы, выданные кредитной организацией (банком), в котором у участника закупки открыты счета.
Учитывая изложенное, заявки <….> не отвечали объявленным условиям участия в запросе предложений, должны были быть признаны несоответствующими требованиям Документации, а подавший их участник должен был быть отстранен от участия в закупке.
Однако, как уже отмечалось, <….> не только не было отстранено от участия в запросе предложений, но и согласно протоколам от 05.10.2017 по подведению итогов в открытом запросе предложений № ЗП-84ПМ/2017 было признано победителем рассматриваемой закупки по лотам № 1 и № 2.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
Таким образом, в действиях заказчика – <….> в лице его закупочной комиссии содержатся нарушения пункта 6.6.2 раздела 6 Положения, части 1 статьи 2 и части 6 статьи 3 Закона о закупках, выразившиеся в нарушении порядка отбора участников закупки (необоснованном допуске к участию в закупке участника, заявка которого не соответствовала требованиям документации о запросе предложений).
Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О Защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, в действиях <….>, выразившихся в нарушении порядка отбора участников вышеуказанного запроса предложений, имеются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
Управлением приказом от 02.03.2018 № 19/18 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № А-8/18 по признакам нарушения <….> части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и создана комиссия по рассмотрению данного дела.
Довод, приведенный в письменных пояснениях <….> (от 10.04.2018 исх. № 1126), о том, что согласно пункту 12 Информационной карты Документации участнику необходимо было предоставить сведения и документы, содержащие письмо обо всех открытых счетах. Данные сведения были предоставлены <…>, в том числе в виде сведений из Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области. Таким образом, считает <….>, необходимые сведения об открытых счетах в банках были представлены указанным участником.
Однако, согласно пункту 2 статье 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Пункт 9.3.10 раздела 9 Положения, указывает, что заявка на участия в закупке должна помимо прочего содержать копию письма из банка обо всех открытых счетах.
Управлением в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), проведен анализ состояния конкуренции на закупке путем открытого запроса предложений на право заключение договора на поставку мазута топочного 100, 2.5% малозольный 25С0 по ГОСТ 10585-2013, поставка мазута топочного 100, 3,0% малозольный, 25С0 по ГОСТ 10585-2013.
Временной интервал исследования товарного рынка определен с 26.09.2017 по 09.10.2017. В связи с тем, что данный анализ исследует состояние конкурентной среды при проведении определённой закупочной процедуры: открытого запроса предложений в электронной форме, временной интервал исследования ограничивается периодом фактического проведения данных процедур: с даты публикации извещения (начало приёма заявок на участие в аукционе) до заключения договора с победителем аукциона.
Извещение № 31705559055 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме было опубликовано в ЕИССЗ 26.09.2017.
Согласно сведениям из ЕИССЗ по результатам проведения рассматриваемого открытого запроса предложений в электронной форме 26.09.2017 заказчиком – <….> (далее - заказчик) с участником закупки - Обществом <….> заключены договора №830, №831.
Согласно пункту 1.3 Документации об открытом запросе предложений, предметом закупки является закупка товаров, работ, услуг, а именно поставка мазута топочного малозольного. Код ОКПД:23.20.17.311.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в закупке от 05.10.2017 № 31705559055-02 (далее – Протокол) на участие в закупке было подано 3 заявки – <….>, <….>, <….>.
Решением членов аукционной комиссии участник закупки <….> был не допущен к закупке. <…> подавший заявку на участие в закупке, и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об открытом запросе предложений.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в частности нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений (п.3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.
В соответствии с частью 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать: фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства, а также доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Согласно частям 4, 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела. Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.
В соответствии с вышеуказанными положениями Закона о защите конкуренции Новгородским УФАС России было изготовлено заключение об обстоятельствах дела № А-08/18 (исх. № 1547/02 от 18.04.2018 Новгородского УФАС России) о нарушении антимонопольного законодательства, копия которого была направлена лицам, участвующим в деле.
04.05.2018 на заседании Комиссии Новгородского УФАС России представители <….> устно пояснили, что каких-либо возражений и замечаний относительно доводов, изложенных в заключении, <…..> не имеет.
От <….> каких-либо возражении в отношении заключения также не поступало.
Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.
Факт нарушения <….> части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в том числе, пункта 3 части 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции, при проведении закупки путем открытого запроса предложений в электронной форме ответчиком не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Руководствуясь статьей 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать <….> нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Предписание не выдавать.
Председатель Комиссии Г.Н. Пашкова
Члены Комиссии И.А.Куриков
Н.В.Бондарь
Решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня принятия решения. Датой изготовления решения в полном объеме считается дата его принятия