Предупреждение №ИК/2591/23 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ... от 12 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«12» июля 2023 года                                                                        г. Великий Новгород

 

В связи с наличием в действиях индивидуального предпринимателя <…> (далее – Предприниматель) признаков нарушения антимонопольного законодательства, запрет на которое установлен пунктом 1 статьи 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) Управление федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) сообщает следующее.

В Новгородское УФАС Росии поступило заявление, содержащее информацию о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию питьевой воды на территории Великого Новгорода.

Рынок реализации питьевой воды населению и организациям посредством ее доставки до потребителя на территории Великого Новгорода является конкурентным, на нем действуют различные хозяйствующие субъекты — конкуренты.

Как следует из информации, опубликованной на сайте в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://<...>.ru данный сайт принадлежит индивидуальному предпринимателю  <…> (далее — Сайт, Предприниматель). Информация о регистрации сайта Предпринимателем подтверждается также информацией организации, осуществляющей регистрацию доменных имен.

В частности, заявление содержит указание на распространение на Сайте информации следующего содержания (в разделе «О нас»): «...Наша вода признана народным лидером по вкусу и качеству в Новгродской области.»

Данный факт подтверждается на дату выдачи настоящего предупреждения.

Таким образом, на Сайте размещается информация о том, что питьевая вода, реализуемая Предпринимателем является народным лидером, т.е. лучшей по вкусу и качеству в Новгородской области. При этом не приведено никаких объективных подтверждений данному утверждению, как то результаты исследований, конкурсов, иных мероприятий по результатам которых фактически оценивались такие характеристики питьевой воды как вкусовые свойства, качество и по результатам которых реализуемая Предпринимателем вода была признана лидером (победителем). Также отсутствуют какие-либо сноски, указания на информацию о проведенных исследованиях. Без какой-либо конкретизации указанная информация содержит признаки недобросовестной конкуренции, поскольку такое сравнение с хозяйствующими субъектами-конкурентами указывает на преимущественное положение продукции Предпринимателя в целом, способно формировать соответствующее представление у потребителей и потенциальных потребителей, клиентов, в том числе, хозяйствующих субъектов — конкурентов. Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1606-ст введен в действие «ГОСТ 32220-2013. Межгосударственный стандарт. Вода питьевая, расфасованная в емкости. Общие технические условия» (далее — ГОСТ).

Согласно пункту 4.3 ГОСТ, в зависимости от качества питьевой воды расфасованную воду подразделяют на две категории: - первая категория - вода питьевого качества (независимо от источника ее получения) безопасная для здоровья, полностью соответствующая критериям благоприятности органолептических свойств, безопасности в эпидемическом и радиационном отношении, безвредности химического состава и стабильно сохраняющая свои высокие питьевые свойства; - высшая категория - вода питьевого качества безопасная для здоровья из самостоятельных подземных (родниковых или артезианских) водоисточников, надежно защищенных от биологического и химического загрязнения и оптимальная по качеству. При сохранении всех критериев для расфасованной воды первой категории расфасованная вода высшей категории должна удовлетворять физиологическим потребностям человека по содержанию основных биологически необходимых макро- и микроэлементов и более жестким нормативам по ряду органолептических, физико-химических показателей и химическому составу.

Таким образом, расфасованная питьевая вода имеет две степени качественных характеристик (первая и высшая категории), объективно установить лидерство по такой характеристике как качество, например, для двух аналогичных с точки зрения ГОСТ (относящихся к высшей категории) товаров, без указания какой-либо конкретизации (т.е. помимо термина «качество») не представляется возможным.

Кроме того, даже безотносительно требований ГОСТ, объективно обосновать такой критерий как «качество» без какой-либо конкретизации (по каким качественным характеристикам) в отношении питьевой воды не представляется возможным. Оценочным суждением является и понятие «вкус» относительно питьевой воды.

Статьей 14.3 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения.

Согласно пункту 1 вышеуказанной статьи не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.

Из содержания сайта Предпринимателя однозначно возможно установить, что вышеуказанное утверждение «Наша вода признана народным лидером по вкусу и качеству в Новгородской области» имеет своим назначением указание на превосходство реализуемого Предпринимателем товара (воды питьевой) по сравнению с другими участниками соответствующего рынка, без какой-либо привязки к объективным подтвержденным данным проведенных мероприятий/исследований/опросов. Такая формулировка является некорректным сравнением поскольку по существу утверждает о превосходстве товара Предпринимателя в целом, безотносительно каких-либо критериев, временных рамок.

Соответствующая информация, размещенная на сайте Предпринимателя, доводится до сведения неопределенного круга лиц, в том числе потенциальных клиентов Предпринимателя, таким образом, влияет на распределение спроса среди приобретателей соответствующего товара.

Данные утверждения создают впечатление о превосходстве товара, реализуемого Предпринимателем, однако не содержат конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, позволяющих определить по результатам каких конкретно исследований данная продукция является лидером.

Таким образом, действия Предпринимателя содержат в себе признаки нарушения пункта 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в вышеуказанных действиях Предпринимателя признаков нарушения пункта 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции Новгородское УФАС России предупреждает о необходимости прекращения указанных действий в течение 15 дней со дня получения настоящего предупреждения путем осуществления следующих действий:

- руководствуясь мотивировочной частью настоящего предупреждения удалить с сайта текст следующего содержания «Наша вода признана народным лидером по вкусу и качеству в Новгородской области» либо изменить его на информацию с указанием конкретных и имеющих подтверждение характеристик, а также обосновывающих результатов опросов/исследований/иных объективно и документально подтверждаемых мероприятий по результатам которых продукция, реализуемая Предпринимателем, была признана лидером в Новгородской области.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Новгородское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Врио руководителя Управления

 

<…>

     

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны