Постановление №874/02 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 053/04/9.2-46/2021 об административн... от 20 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада»

 

пл.  Конституции, д. 3, литер А, пом. 16Н, г. Санкт-Петербург, 196247

 

филиал Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Новгородэнерго»

 

ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 3,

Великий Новгород, 173001

 

post@novgor.elektra.ru

 

<И…>

 

 

 

Исх. № 874/02 от 20.02.2021

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу № 053/04/9.2-46/2021 об административном правонарушении

 

Резолютивная часть оглашена 19.02.2021

В полном объеме изготовлено 20.02.2021                                      Великий Новгород

 

Руководитель Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Управление, Новгородское УФАС России), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 053/04/9.2-46/2021, возбужденного

в отношении юридического лица:

Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», Общество, сетевая организация) (место нахождения: пл. Конституции, д. 3, литер А, пом. 16Н, Санкт-Петербург, 196247, ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785),

 

У С Т А Н О В И Л:

В Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление    <И…> от 22.12.2020  вх. №8827.

В заявлении указано, что  между <И…> и ПАО  «МРСК Северо-Запада» заключен договор об осуществлении технологического присоединения  к электрическим сетям от 16.12.2019 №СПБ80-00858-И/19 объекта заявителя (далее - договор техприсоединения).

В соответствии с пунктом 5 договора от 16.12.2019 №СПБ80-00858-И/19 и абзацем 10 подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила) срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Срок осуществления технологического присоединения  к электрическим сетям Общества по договору от 16.12.2019 №СПБ80-00858-И/19 истек 17.06.2020.

До настоящего времени технологическое присоединение энергопринимающих устройств <И…> в установленный срок (6 месяцев) к электрическим сетям Общества не произведено.

Из письменных пояснений ПАО «МРСК Северо-Запада» от 13.01.2021 исх. № МР2/6/05-01-11/62 следует, что мероприятия по осуществлению технологического присоединения в рамках исполнения обязательств по договору №СПБ80-00858-И/19  Обществом выполнены в полном объеме.

Письмом от 13.01.2021 исх. № 12 Общество направило Заявителю уведомление о выполнении сетевой организацией обязательств по договору №СПБ80-00858-И/19.

Также Общество указало, что технологическое присоединение по договору с <И…> в настоящее время не завершено, поскольку потребитель <И…> не выполнил мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные техническими условиями к Договору о техприсоединении.

Акт о технологическом присоединении объекта <И…> в Управление Обществом не представлен.

Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

В соответствии с  частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике.

Основным видом деятельности ПАО «МРСК Северо-Запада» является оказание услуг по передаче электрической энергии, то есть ПАО «МРСК Северо-Запада» является субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, в частности, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.

В силу статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно части 2 статьи 28.7 КоАП РФ, решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 Постановления Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 Федеральная антимонопольная служба наделена полномочиями по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Определением о возбуждении дела и проведении административного расследования от 22.01.2021 было возбуждено дело № 053/04/9.2-46/2021 в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада», начато административное расследование. К участию в деле в качестве потерпевшего был привлечен <И…> Из дополнительных письменных пояснений ПАО «МРСК Северо-Запада» от 18.01.2021 исх. № МР2/6/05-01-11/241 (письмо поступило в Управление 27.01.2021 вх. № 359) следует, что 01.11.2020 между ПАО «МРСК Северо-Запада» и <И…> было заключено дополнительное соглашение к договору от 16.12.2019 №СПБ80-00858-И/19, которым срок осуществления технологического присоединения  к электрическим сетям Общества по соглашению сторон продлен до 01.02.2021. 

В соответствие с определением о возбуждении дела и проведении административного расследования от 22.01.2021 ПАО «МРСК Северо-Запада» представило в Управление письменные пояснения из которых следует, что принимая во внимание то обстоятельство, что к моменту истечения первого срока по мероприятиям по технологическому присоединению (17.06.2020) <И…> сам не выполнил мероприятия и не был готов получать электроэнергию и в последствии обратился с заявлением о продлении срока на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, ПАО «МРСК Ссвсро-Запала» просит производство по делу об административном правонарушении на основании определения от 22.01.2021 № 053/04/9.2-46/2021 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования прекратить в связи с отсутствием в действиях ПАО «МРСК Севера-Запада» состава административного правонарушении. предусмотренного частью 2 статьи 9.21  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)

Управлением в ходе административного расследования было установлено, что  дополнительное соглашение к договору от 16.12.2019 №СПБ80-00858-И/19 между Обществом и <И…> было заключено 01.11.2020 то есть уже после истечения срока по мероприятиям по технологическому присоединению (17.06.2020).

Кроме того, следует отметить, что представленное Обществом в Управление дополнительное соглашение №СПБ80-00858-И/19 от 01.11.2020 содержит фактический текст о том, что оно относиться к договору от 14.01.2020 №СПБ80-00858-И/19, а не к договору техприсоединения от 16.12.2019 №СПБ80-00858-И/19, заключенному Обществом с <И…>

Следует констатировать, что окончание процедуры технологического присоединения подтверждается актом о технологическом присоединении.

Акт о технологическом присоединении объекта <И…> до составления протокола №053/04/9.2-46/2021 об административном правонарушении Обществом в Управление представлен не был.

При таких обстоятельствах административным расследованием установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Время и место совершения административного правонарушения – 17.06.2020, Новгородская область.

В ходе административного расследования у Общества были затребованы копии документов: приказа об исполнении договора с <И…> технического задания на выполнение проектной документации, актов выполненных работ, проектно-сметной документации, договоров подряда на выполнение проектной документации и строительно-монтажных работ по данному объекту, извещения, протоколы, процедуры отбора и иных документов вопросу технологического присоединения объектов <И…> Однако, Общество кроме приказа об исполнении договора с <И…> технического задания на выполнение проектной документации не представило документов, подтверждающих выполнение каких-либо мероприятий, направленных на технологическое присоединение объекта <И…> Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Учитывая, что ПАО «МРСК Северо-Запада» на дату совершения административного правонарушения являлось привлеченным к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление Новгородского УФАС России по делу № 053/04/9.21-444/2019, исполненное 30.12.2019), деяние Общества является нарушением части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

На составлении протокола № 053/04/9.2-46/2021 об административном правонарушении присутствовала представитель ПАО «МРСК Северо-Запада»  по доверенности № 123-20 от 28.12.2020.

09.02.2021 руководителем Новгородского УФАС России было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №053/04/9.21-46/2021. Данным определением у Общества были повторно запрошены документы, подтверждающие исполнение отдельных мероприятий, направленных на технологическое присоединение.

На определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в Управление представлены письменные пояснения от ПАО «МРСК Северо-Запада» (вхд. № 700 от 10.02.2021). При этом, в данных пояснениях Обществом также не были представлены документы в полном объеме, подтверждающие выполнение мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя.

В Управление на рассмотрение дела № 053/04/9.2-46/2021 об административном правонарушении от ПАО «МРСК Северо-Запада» поступило письменное ходатайство о нижеследующем.

ПАО «МРСК Северо-Запада» ранее уведомило Управление о том, что сетевой организацией мероприятия по технологическому присоединению в соответствии с договором от 16.12.2019 № СПБ80-00858-Иl9 в отношении объекта электросетевого хозяйства потребителя <И…> выполнены в полном объеме Общество просит принять во внимание, что несоблюдение срока выполнения мероприятий по договору техприсоединения от 16.12.2019 №СПБ80-00858-И/19 в отношении потребителя <И…> со стороны сетевой компании вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, а именно распространение коронавирусной инфекции. По указанной причине большая часть сотрудников ПАО «МРСК Северо-Запада» была переведена на удаленный режим работы, часть сотрудников находилась на больничном.

Согласно разъяснению, размещенному на официальном сайте Министерства финансов РФ и Федеральной антимонопольной службы от 19.03.2020 под форс-мажором, подразумевают непреодолимые обстоятельства, которые мешают сторонам договора выполнить свои обязательства. Среди таких обстоятельств стихийные бедствия, военные действия, запретительные меры государства, массовые заболевания и другие препятствия. Пандемия коронавируса тоже считается форс-мажором.

19 март 2020 Министерство финансов и Федеральная антимонопольная служба признали пандемию COVID-19 форс-мажором:

По мнению Минфина России, распространение новой коронавирусной инфекции носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.

ПАО «МРС Северо-Запада» направило в Управление копию отчета о прибылях и убытках Общества за 2020 год, копию бухгалтерского баланса Общества за 2020 год. Указанные документы отражают финансовое положение ПАО «МРСК Север -Запада»,

Общество просит принять во внимание, что оно входит в холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний, головной организацией которых является ПАО «Россети», ПАО «Россети» включено в перечень стратегических предприятий на основании Указа Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 (п/п 518.l) и обеспечивает уровень надежности Потребителей по 1 категории, что само по себе должно исключить аварийные отключения и технологические отказы энергопринимающих устройств Потребителей, относящихся к этой категории.

К первой категории электроснабжения относят такие Потребители, перерыв в электроснабжении энергопринимающих устройств которых, может повлечь опасность для жизни людей, массовый брак продукции, расстройство сложного технологического процесса, нарушение важных элементов сетей инженерно-технического обеспечения.

Также Общество указывает на тяжелое финансовое положение, указывая на необоснованный котловой тариф, установленный Комитетом по тарифной политике Новгородской области.

Таким образом, из-за экономически необоснованного тарифа Общество уже в течение 11 месяцев недополучает денежные средства, однако продолжает исполнять свои обязательства перед Потребителями, подрядчиками, заказчиками надлежащим образом.

При этом, ПАО «МРСК Северо-Запада» занимается регулируемой деятельностью и все затраты Общества должны покрываться через тарифное регулирование.

Экономически необоснованный тариф не обеспечивает ПАО «МРСК Северо-Запад» необходимыми денежными средствами для расчета с вышеназванной категорией юридических лиц, с которыми Общество обязано заключить договоры во исполнение своих обязательств перед потребителями, заявителями, возложенных на ПАО «МРСК Северо-Запада» законом, а не принятых в добровольном порядке.

Взыскание штрафа в размере, предусмотренном ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ с ПАО «МРСК Северо-запада» в рамках настоящего дела, по мнению Общества приведет к необоснованным, необратимым финансовым последствиям для ПАО «МРСК Северо-Запад».

Также Общество указывает, что в нарушение пункта 6.2 Договора о техприсоединении, которым предусмотрена ответственность потребителя по уведомлению сетевой организации о выполнении потребителем со своей стороны мероприятий по технологическому присоединению, потребитель <И…> до настоящего времени не уведомил Общество о выполнении им со своей стороны обязательств по договору техприсоединения.

Вместе с тем мероприятий по технологическому присоединению в соответствии договором техприсоединения от 16.12.2019 № СПБ80-00858-И/19 за потребителя <И…> выполнила ПАО «МРСК Северо-Запада». Акт технологического присоединения прилагается.

11.02.2021 <И…> направил в адрес ПАО «МРСК Северо-Запада» для сведения свое заявление, согласно которому он отзывает заявление на действия ПАО «МРСК Северо-Запада» в рамках договора техприсоединения от 16.12.2019 №СПБ80-00858-И/19, ранее направленное в УФАС России по Новгородской области, и просит его не рассматривать.

ПАО «МРСК Северо-Запада» просит УФАС России по Новгородской области дать оценку указанному заявлению <И…>, производство по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» прекратить.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления ких-либо последствий.

ПАО «МРСК Северо-Запада» полагает, что в связи с тем, что что сетевой организацией мероприятия по технологическому присоединению в соответствии с договором техприсоединения от 16.l2.2019 № СПБ80-00858-И/19 в отношении объекта <И…> выполнены в полном объеме в установленный дополнительным соглашением срок, с учетом характера совершенного деяния, отсутствия вреда и угрозы причинения вреда охраняемым общественным отношениям, несоблюдение срока выполнения мероприятий по договору техприсоединения от 16.12.2019 № СПБ80-00858-И/19 вследствие обстоятельств непреодолимой силы, с учетом материального положения ПАО «МРСК Северо-Запада», недобросовестного поведения потребителя, который до настоящего времени не выполнил мероприятий в соответствии с договором Общество полагает возможным освободить его от административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 9.21 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.

В случае если УФАС России по Новгородской области не найдет оснований для освобождения ПАО «МРСК Северо-Запада» от административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 9.21 КоАП РФ, Общество просит заменить административный штраф на предупреждение.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных право нарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, чрезвычайных ситуаций природного отсутствии имущественного ущерба.                 Учитывая, что в результате действий ПАО «МРСК Северо-Запада» отсутствует имущественный вред или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, руководствуясь статьями 4.l.1, 3.4, 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПАО «МРСК Северо-Запада» полагает возможным заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.                                                                                                                             ПАО «МРСК Северо-Запада» просит производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 9.21 КоАП РФ в отношении ПАО «МРСК Северо¬Запада» прекратить, освободить ПАО «МРСК Северо-Запада» от административной ответственности по ч.2 ст. 9.21 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения либо заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.                                                                                                                              На рассмотрении дела № 053/04/9.2-46/2021 об административном правонарушении присутствовал представитель ПАО «МРСК Северо-Запада»  действующая на основании доверенности № 123-20 от 28.12.2020 года.                Представитель Общества поддержала пояснения, изложенные в письменном ходатайстве Общества в полном объеме.                                                      Кроме, того представитель Общества пояснила, что Общество считает возможным прекратить дело в связи с поступившим заявлением  <И…> от 11.02.2021.                                                                                                                                         Рассмотрев материалы административного дела, письменное ходатайство ПАО «МРСК Северо-Запада» от 18.02.2021 №463, заявление <И…> от 11.02.2021 должностное лицо, рассматривающее дело, считает ходатайство Общества не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Относительно довода (ходатайства) Общества о том, что причиной неисполнения мероприятий по технологическому присоединению объектов заявителя явилась эпидемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Общество, вместе с тем, не представило в Управление никаких документов, подтверждающих причинно-следственную связь введенных карантинных ограничений и нарушений сроков технологического присоединения.

При таких обстоятельствах, не представляется возможным установить причинно-следственную связь между введенными ограничениями и невозможностью Общества своевременно в соответствии с условиями дополнительного соглашения исполнить принятые на себя обязательства.

Ссылаясь на введение ограничительных мер, как на обстоятельство непреодолимой силы, Общество не раскрывает, в чем конкретно выразились обстоятельства, не позволявшие на протяжении столь длительных временных интервалов осуществить технологическое присоединение.

Должностное лицо, рассматривающее настоящее дело, полагает возможным указать, что согласно позиции, изложенной в разделе 2 (вопрос 7) Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать, помимо прочего,  наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств,  добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков (далее – Обзор).

Несмотря на то, что вышеуказанной Обзор в названной части относится к нормам гражданского, а не административного законодательства, по аналогии и в правоотношениях, связанных с применением КоАП РФ, обоснованным представляется подход при котором не само по себе наличие обстоятельств непреодолимой силы является обстоятельством, допускающим во всех случаях совершение административных правонарушений, а напротив, обстоятельства непреодолимой силы могут иметь значение для квалификации действий лица, привлекаемого к ответственности именно и только тогда, когда наличествует прямая причинно-следственная связь, указывающая на непреодолимые препятствия для исполнения требований и обязанностей.

Иное бы означало нарушение общеправового принципа законности, освобождение от обязанности соблюдать закон при любых фактических обстоятельствах, что, с очевидностью, недопустимо.

Ссылку Общества на разъяснения ФАС России о том, что пандемия коронавируса считается форс-мажором также не представляется признать надлежащей.

Как отмечено в Письме ФАС России от 18.03.2020 № ИА/21684/20, продление сроков исполнения договора о технологическом присоединении по инициативе заявителя или по обоюдному согласию заявителя и сетевой организации, не является нарушением, подпадающим под диспозицию статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку не несет в себе негативных последствий для заявителя или ущемления его интересов.

Таким образом, в письме ФАС России указывается на возможность продления срока договора о технологическом присоединении посредством дополнительного соглашения.

Однако, в рассматриваемом случае дополнительное соглашение к договору техприсоединения от 16.12.2019 №СПБ80-00858-И/19 между Обществом и <И…> было заключено 01.11.2020, то есть уже после истечения установленного срока для технологического присоединения (17.06.2020).

Кроме того, дополнительным соглашением от 01.11.2020 срок исполнения договора продлевался на три месяца, то есть до 01.02.2021, но согласно представленным в Управление (вх. от 05.02.2021 №547 Управления) письменным пояснениям <И…> на 04.02.2021 фактическое технологическое присоединение Обществом не осуществлено.

Таким образом, просрочка по технологическому присоединению с момента первоначального установленного срока для технологического присоединения (17.06.2020) составила более чем 7 месяцев.

Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, за нарушение которых предусмотрена ответственность статьей 9.21 КоАП РФ, представлено не было. Как отмечалось, Обществом по существу не представлено в Управление никаких документов, свидетельствующих об исполнении мероприятий (их отдельных этапов), направленных на осуществление рассматриваемого технологического присоединения.

Вместе с тем, Общество не могло не знать о необходимости представления соответствующих документов в установленные сроки, за непредставление информации в антимонопольные органы предусмотрена ответственность частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, на что указывалось в запросе в адрес Общества.

При таких обстоятельствах при вынесении настоящего постановления не представляется возможным установить, что сетевая организация выполняла какие-либо мероприятия, направленные на рассматриваемое технологическое присоединение в обозначенный временной период, существенно превышающий установленный срок, что свидетельствует о совершении административного правонарушения.

Относительно довода (ходатайства) Общества о тяжелом финансовом положении и необоснованном тарифе, установленном органом регулирования, необходимо отметить следующее.

Заявляя доводы о необоснованном тарифе, Общество не раскрывает, какие именно затраты и в каком объеме недофинансировались.

Факт удовлетворения Новгородским областным судом по делу №03а-70/2019 административного искового заявления Общества не свидетельствует о тяжелом финансовом положении Общества.

Согласно отчётам о финансовых результатах, размещенным ПАО «МРСК Северо-Запада» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.mrsksevzap.ru/investors/1yearfinreport/#tab1, а также представленным в материалы дела, деятельность Общества в 2018 (чистая прибыль свыше 599 млн. руб.), 2019 (чистая прибыль свыше 553 млн. руб.) и 1 полугодии 2020 года (чистая прибыль свыше 550 млн. руб.) являлась прибыльной.

Каких-либо доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с финансовым положением Общества, не представлено.

Относительно довода (ходатайства) Общества о том, что в нарушение пункта 6.2 договора техприсоединения от 16.12.2019 № СПБ80-00858-И/19, которым предусмотрена ответственность потребителя по уведомлению сетевой организации о выполнении потребителем со своей стороны мероприятий по технологическому присоединению, потребитель <И…> до настоящего времени не уведомил Общество о выполнении им со своей стороны обязательств по договору техприсоединения.

Вместе с тем мероприятий по технологическому присоединению в соответствии договором техприсоединения от 16.12.2019 № СПБ80-00858-И/19 за потребителя <И…>  выполнила ПАО «МРСК Северо-Запад». Акт технологического присоединения прилагается. Данный довод не находит своего подтверждения по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа, «акт об осуществлении технологического присоединения (акт о технологическом присоединении)» - документ, составленный по окончании процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям и подтверждающий технологическое присоединение в установленном порядке, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства;

«документы о технологическом присоединении» - документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

В соответствии с пунктом 7 Правил технологического присоединения, Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже) к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).

В отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, - обеспечение сетевой организацией возможности осуществить действиями заявителя фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке в целях обеспечения поставки электрической энергии.

Для целей настоящих Правил под осуществлением действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя. Фактический прием напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата, расположенного после прибора учета (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

На основании вышеизложенного надлежит констатировать, что окончание процедуры технологического присоединения подтверждается актом о технологическом присоединении.

Таким образом, на дату рассмотрения дела нет подтверждений осуществления технологического присоединения.

Как отмечалось, согласно абз. 2 подпункта «д» пункта 7 Правил технологического присоединения, одним из этапов процедуры технологического присоединения, предшествующим составление акта об осуществлении технологического присоединения, является (в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже) - обеспечение сетевой организацией возможности осуществить действиями заявителя фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке в целях обеспечения поставки электрической энергии.

Каких-либо документов, свидетельствующих о выполнении вышеуказанного, то есть, фактического исполнения в полном объёме мероприятий по технологическому присоединению до границ участка заявителя со стороны сетевой организации и в установленные сроки, в Управление не представлено.

При этом неисполнение обязательств одной из сторон договора технологического присоединения не влечет для другой право не исполнять свои обязательства.

Соответственно, довод о том, что неисполнение обязанности по технологическому присоединению было обусловлено недобросовестностью заявителя, не является обоснованным.

Так, пункт 6.2 договора техприсоединения, на который ссылается Общество, устанавливает обязанность сетевой организации (раздел 6 – обязанности сетевой организации) в течении 10 дней со дня получения от заявителя уведомления о выполнении им технических условий в случае выполнения сетевой организацией мероприятий, предусмотренных техническими условиями, осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, а также допуск в эксплантацию установленного в процессе технологического присоединения прибора учета.

Таким образом, вышеуказанный пункт договора техприсоединения устанавливает обязанность сетевой организации оперативно завершить технологическое присоединение после получения соответствующего уведомления от заявителя, но не ставит обязательства по выполнению ею мероприятий, согласно техническим условиям, в зависимость от предварительного выполнения технических условий заявителем.

Данный пункт регламентирует окончание процесса технологического присоединения и не может освобождать Общество от необходимости выполнения в установленный срок своих обязательств.

Учитывая отсутствие документальных подтверждений выполнения сетевой организацией каких-либо мероприятий по технологическому присоединению <И…> (таковые не были предоставлены административному органу несмотря на неоднократные запросы), данное обстоятельство не могло являться объективным препятствием для выполнения технологического присоединения в установленных срок.

Относительно довода (ходатайства) Общества о том, что оно считает возможным прекратить дело в связи с поступившим заявлением  <И…> от 11.02.2021 Управление считает не состоятельным.

В силу части 1 статьи 28.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).

Таким образом, заявления (сообщения) физических лиц содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

Заявление (сообщение) <И…> содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада», было рассмотрено, возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада».

Статьей 24.5 КоАП РФ предусмотрен перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Указанный перечень является закрытым.

В данном перечне обращения физических лиц о прекращении рассмотрения их заявлений (сообщений), содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, не поименованы.

На основании изложенного следует, что соответствующее обращение о прекращении ранее поданного <И…> сообщения об административном правонарушении не является основанием для прекращения рассмотрения возбужденного ранее дела об административном правонарушении.

Относительно довода (ходатайства) Общества о возможности применения в рассматриваемой ситуации положений о малозначительности совершенного административного правонарушения, необходимо отметить следующее.

Пунктом 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Кроме того, согласно абзацу 3 пункта 18.1 Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Часть 2 ст. 9.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Ранее ПАО «МРСК Северо-Запад» было привлечено к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ, следовательно, совершение указанного административного правонарушения нельзя отнести к категории малозначительного.

При этом, ссылка на отсутствие вредных общественных последствий совершенных сетевой организации административного правонарушения несостоятельна, поскольку состав вмененного правонарушения является формальным.

Кроме того, фактически на дату рассмотрения дела, Обществом не было предоставлено никаких документов, подтверждающих выполнение каких-либо мероприятий по технологическому присоединению.

Информационное письмо ПАО «МРСК Северо-Запада» в адрес потребителя, направленное к тому же после истечения сроков присоединения, к числу таковых не отнесено.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении ПАО «МРСК Северо-Запад» к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований, предусмотренных Правилами технологического присоединения № 861.

Учитывая нарушение согласованных сторонами сроков технологического присоединения (более длительных, нежели определены Правилами технологического присоединения), признать допущенное правонарушение малозначительным не представляется возможным.

Относительно довода (ходатайства) о возможности замены административного штрафа на предупреждение необходимо отметить следующее.

Мера административной ответственности, предусмотренная статьей 3.4 КоАП РФ (предупреждение) не является применимой для всех административных правонарушений. Законодателем предусмотрены отдельные составы административных правонарушений, в качестве меры административной ответственности за нарушение которых может применяться предупреждение.

К числу таковых правонарушений нарушение ст. 9.21 КоАП РФ не относится.

Статья 4.1.1 КоАП РФ предусматривает возможность её применения к субъектам малого и среднего предпринимательства, к числу которых ПАО «МРСК Северо-Запада» не относится.

При таких обстоятельствах замена административного штрафа на предупреждение в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» осуществлена быть не может.

В данной связи ходатайство Общества от 18.02.2021 №4636 не удовлетворено.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Общества признано то, что  ПАО «МРСК «Северо-Запада» до рассмотрения дела № 053/04/9.2-46/2021 об административном правонарушении осуществило технологическое присоединение объекта <И…>.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность Общества, предусмотренные ст. 4.3 КоАП РФ, не установлены.

В данном случае повторность совершения административного правонарушения является квалифицирующим признаком нарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и не может считаться отягчающим административную ответственность обстоятельством.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ПАО «МРСК Северо-Запада» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, заключается в том, что у Общества имелась возможность для соблюдения требований Правил, однако им не были предприняты все необходимые для этого меры.

Совершенное ПАО «МРСК Северо-Запад» правонарушение посягает на установленный нормативно-правовыми актами порядок в сфере правоотношений, подлежащий особой охране со стороны государства. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении сетевой организации к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Таким образом, совокупностью доказательств и материалами дела доказано событие административного правонарушения, совершение его Обществом, вина Общества, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

        • назначении административного наказания выяснялись и исследовались обстоятельства, предусмотренные статьями 4.1, 4.2, 4.3, 26.1 КоАП РФ.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

Рассматриваемое административное правонарушение относится к нарушениям в сфере электроэнергетики. В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об электроэнергетике равен одному году со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за рассматриваемое административное правонарушение не истек.

Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП РФ гарантий, не установлено.

Каких-либо иных заявлений, ходатайств или отводов от Общества и его представителя не поступало.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 1.7, 2.1, 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,            

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

1. Признать Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (место нахождения: пл. Конституции, д. 3, литер А, пом. 16Н, Санкт-Петербург, 196247, ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, по факту нарушения ПАО «МРСК Северо-Запада» Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

2.    Применить к Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 600 000 (Шестьсот тысяч) рублей 00 копеек.

       3. Сумму штрафа Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» надлежит перечислить в бюджет:

ИНН 5321047553

КПП 532101001

Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское УФАС России)

Счет: 03100643000000015000

Банк:  Отделение    Новгород Банка России// УФК по Новгородской области

г. Великий Новгород

БИК: 014959900

Кор. Счет: 40102810145370000042

ОКТМО   49701000

Код БК: 161 1 16 01091 01 0021 140

(Штраф за нарушение порядка подключения (технологического присоединения)

           УИН   16100500000000870902 *

 

* При оплате штрафа обязательно указывать номер УИН 

 

 

Руководитель Управления                                                        

Государственный советник РФ 1 класса                                                О.С. Виниченко

 

 

 

Согласно пункту 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны