Решение №2007/02 от 22.06.2012 Решение по делу № 9 по признакам нарушения Советом депутатов... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исходящий № 2007/02 от 22.06.2012      

 

РЕШЕНИЕ  по делу № 9

                                                  Великий Новгород

 Резолютивная часть решения оглашена 20 июня 2012 года

 В полном объеме решение изготовлено 22 апреля 2012 года

Комиссия Новгородского УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

<…> - председатель комиссии, заместитель руководителя Управления – начальник отдела антимонопольного контроля,

<…> – член комиссии, главный специалист-эксперт отдела    антимонопольного контроля Управления.

<…>  – специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля Управления.

при  участии представителя Совета депутатов Маловишерского городского поселения Новгородской области - начальника общего отдела Администрации  Маловишерского городского поселения (доверенность от 19.06.2012 исх.№ 612), <….>,

рассмотрев дело № 9 по признакам нарушения Советом депутатов Маловишерского городского поселения Новгородской области (далее – Совет депутатов) (ул. Володарского, д. 14, г. Малая  Вишера, Маловишерский район, Новгородская область) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Советом депутатов принято решение от 15.10.2007 № 52 «О земельном налоге», которым утверждено Положение о земельном налоге.

Положение о земельном налоге в действующей редакции решения Совета депутатов от 22.03.2012 № 105 содержит пункт 7 раздела 4, которым  установлено, что освобождаются от уплаты земельного налога налогоплательщики, работающие в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальной защиты населения, осуществляющие перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении, автономные учреждения, финансируемые или получающие ассигнования за счет средств областного бюджета и (или) бюджетов муниципальных образований, - в отношении земельных участков, предоставляемых нормативными правовыми актами муниципального района, подтверждающими вид разрешенного использования земельного участка.

Вышеприведенный пункт 7 раздела 4 Положения о земельном налоге в действующей редакции решения Совета депутатов от 22.03.2012 № 105 изложен в  редакции решения Совета депутатов от 23.12.2008 № 124 (в редакции решения Совета депутатов от 17.12.2009 № 176). При этом автономные учреждения  включены в перечень налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога в соответствии с пунктом 7 раздела  4 Положения о земельном налоге, в соответствии с пунктом 1.1 решения Совета депутатов от 17.12.2009 № 176 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Маловишерского городского  поселения от 23.12.2008 № 124».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ), автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 4 Федерального закона № 174-ФЗ кроме указанных в части 2 настоящей статьи государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.

Пунктом 5 статьи 4  Закона о конкуренции»  определено, что хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из анализа вышеприведенных норм законов следует, что автономные учреждения могут являться хозяйствующими субъектами, поскольку являются некоммерческими организациями, которые вправе осуществлять деятельность, приносящую им доход. При этом на тех же товарных рынках, на которых осуществляют деятельность автономные учреждения, а именно на рынках выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (часть 1 статьи 2 Федерального закона № 174-ФЗ), могут осуществлять деятельность и другие хозяйствующие субъекты с иной организационно-правовой формой, нежели автономные учреждения, и  при этом .иметь иной источник финансирования (не получающие ассигнования за счет средств областного бюджета и (или) бюджетов муниципальных образований).

Согласно части 1 статьи 15 Закона о конкуренции в  действующей на дату принятия решения Совета депутатов от 17.12.2009 № 176 редакции  Федерального закона от 17.07.2009 № 173-ФЗ, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

При наличии в актах местного самоуправления о предоставлении налоговых льгот определенных ограничений, обуславливающих получение этих льгот (в том числе, определенная организационно-правовая форма, источники финансирования), такие акты не соответствуют требованиям части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.

В соответствии с частями 2 и 4 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги не могут иметь дискриминационный характер и не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Под дискриминационными условиями в силу пункта 8 статьи 4 Закона о конкуренции, следует понимать такие условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами. 

Таким образом, установив налоговые льготы только для автономных учреждений,  финансируемых за счет средств областного бюджета и (или) бюджетов муниципальных образований, Совет депутатов предоставил им преимущества по земельному налогу по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, что вводит ограничения в отношении осуществления отдельных видов деятельности и создаёт дискриминационные условия доступа на рынок для хозяйствующих субъектов, занятых на том же товарном рынке, что и автономные учреждения, и имеющих другую организационно-правовую форму и/или другой источник финансирования деятельности, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению  конкуренции.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции  в действующей в настоящее время редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 401-ФЗ запрещается федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Таким образом, решение Совета депутатов от 15.10.2007 № 52 «О земельном налоге» в действующей редакции решения Совета депутатов от 22.03.2012 № 105 имеет признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о конкуренции в части недопущения, ограничения, устранения  конкуренции между хозяйствующими субъектами путём необоснованного установления налоговых льгот.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

Из ответа Администрации Маловишерского городского поселения от 15.06.2012 исх. № 605,  а также пояснений, данных Комиссии представителем Совета депутатов в ходе рассмотрения дела, следует, что решение Совета депутатов от 17.12.2009 № 176, которым внесены изменения в решение Совета депутатов от 23.12.2008 № 124, принято в соответствии с письмом Администрации Новгородской области от 25.12.2009 исх.№ 3366/5Н-25 об освобождении с 2010 года автономных учреждений от уплаты земельного налога.

На заседании  представитель Совета депутатов согласились с доводами Комиссии, и заявила о готовности внесения изменений в  решение Совета депутатов, устраняющих нарушение антимонопольного законодательства.

Изучив имеющиеся в деле материалы, заслушав пояснения представителя Совета депутатов, на основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу, что Совет депутатов Маловишерского городского поселения своими действиями нарушил часть 1 статьи 15 Закона о конкуренции, издав акт, который может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, когда несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с  другими    хозяйствующими субъектами на соответствующем  товарном рынке, что создает возможность для последних в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, в том числе, в силу более выгодных условий деятельности по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка), на формирование уровня цены товара (услуги), не связанное с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Совета депутатов Маловишерского городского поселения Новгородской области нарушение частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии акта, который может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в части установления налоговых льгот отдельным хозяйствующим субъектам, не предусмотренных федеральными законами.

2. Выдать Совету депутатов Маловишерского городского поселения Новгородской области обязательное для исполнения предписание об изменении нарушающего антимонопольное  законодательство решения  Совета депутатов Маловишерского городского поселения от 15.10.2007 № 52 «О земельном налоге» в редакции решения Совета депутатов Маловишерского городского поселения от 22.03.2012 № 105, а именно, внести изменения в пункт 7 раздела 4 Положения о земельном налоге, утвержденного указанным решением Совета депутатов Маловишерского городского поселения.

3. Основания для  принятия иных мер по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного  законодательства отсутствуют.

Председатель комиссии                                                      

Члены комиссии                                                        

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны