Предупреждение №796/02 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ... от 2 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация Марёвского муниципального округа

 

ул. Советов, д.27, Новгородская обл., Марёвский р-н, с. Марёво, 175350

 

admin@marevoadm.ru

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«2» марта 2023 года                                                                              г. Великий Новгород

 

В связи с наличием в действиях Администрации Марёвского муниципального округа (место нахождения: ул. Советов, д.27, Новгородская обл., Марёвский р-н, с. Марёво, 175350) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Правила осуществления закупок автономными учреждениями и (в отдельных случаях) бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках  положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 2.1 статьи 2 Закона о закупках орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации, автономного учреждения субъекта Российской Федерации, муниципального бюджетного учреждения, муниципального автономного учреждения, осуществляющие полномочия собственника имущества государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации, муниципального унитарного предприятия, либо иной уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией орган вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить соответственно бюджетные учреждения субъекта Российской Федерации, муниципальные бюджетные учреждения, автономные учреждения субъекта Российской Федерации, муниципальные автономные учреждения, государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, муниципальные унитарные предприятия, для которых применение такого типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений.

Согласно части 2.2 статьи 2 Закона о закупках в типовом положении о закупке определяется в том числе дата, до наступления которой соответствующие бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке либо утвердить новое положение о закупке в соответствии с этим типовым положением.

В соответствии с частью 2.3 статьи 2 Закона о закупках типовое положение о закупке должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями положения о закупке следующие сведения:

1) порядок подготовки и (или) осуществления закупки;

2) способы закупок и условия их применения;

3) срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу части 3.2 статьи 3 Закона о закупках способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Таким образом, орган местного самоуправления вправе определить для подведомственных ему муниципальных автономных, бюджетных учреждений и унитарных предприятий случаи осуществления закупок, включая закупки у единственного поставщика, путем их включения в типовое положение о закупке, а такие учреждения и предприятия обязаны следовать условиям и случаям осуществления закупок, в том числе у единственного поставщика, установленным в типовом положении.

При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В этой связи орган местного самоуправления, реализуя вышеуказанные властные полномочия по определению случаев проведения неконкурентных закупок своими муниципальными автономными, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями, обязан учитывать положения антимонопольного законодательства, включая требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 

Постановлением Администрации Марёвского муниципального округа от 20.01.2023   № 18 утверждено Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для муниципальных автономных и бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий Марёвского муниципального округа, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Типовое положение).

Согласно пункту 1.3. Типового положения, утвержденного Постановлением Администрации Марёвского муниципального округа от 20.01.2023 М 18 « Об утверждении Типового положения о закупке товаров, работ, услуг для муниципальных автономных и бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий Марёвского муниципального округа, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года  № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Заказчик имеет право дополнить разработанное заказчиком положение о закупке иными дополнительными пунктами в соответствии со спецификой деятельности заказчика с обязательным письменно оформленным обоснованием необходимости внесения данных пунктов. Данное обоснование подлежит размещению в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) вместе с положением о закупке заказчика.

В частности, как установлено из анализа ЕИС, данное право реализовано МАОУ «Марёвская средняя школа», которой внесен в собственное положение о закупках (принятое на основании Типового положения) пункт 5.6.25 о допустимости закупки у единственного поставщика в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг в рамках государственной программы Новгородской области «Модернизация школьных систем образования Новгородской области в 2022-2026 годах», утвержденной постановлением Правительства Новгородской области от 11.10.2022 № 544» (далее – Программа модернизации).

Из вышеизложенного следует, что принятое Администрацией Типовое положение допускает дополнение подведомственными учреждениями собственных положений о закупках дополнительными пунктами, в том числе, как это следует из буквального толкования пункта 1.3 Типового положения и фактически имевших место обстоятельств, не исключая и дополнительные пункты об основаниях закупки у единственного поставщика.

В силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

В частности, согласно паспорту Программы модернизации, целью данной программы является модернизация школьных систем образования за счет проведения капитальных ремонтов зданий государственных и муниципальных общеобразовательных организаций на территории Новгородской области в соответствии с современными условиями обучения.

Рынок общестроительных работ, в том числе услуг по капитальному ремонту зданий и сооружений на территории Новгородской области является конкурентным, с большим числом участников.

Пунктом 1.3 Типового положения Администрация создала подведомственным учреждениям возможность для непроведения конкурентных процедур по их усмотрению, в том числе на конкурентных товарных рынках на которых присутствует большое количество хозяйствующих субъектов, что не соответствует требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее - предупреждение).

В связи с наличием признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в вышеуказанных действиях Администрации Марёвского муниципального округа, выразившихся в утверждении пункта 1.3 Типового положения, которым Администрация создала подведомственным учреждениям возможность для непроведения конкурентных процедур по их усмотрению, в том числе на конкурентных товарных рынках, Новгородское УФАС России предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем:

            - приведения в течение 10 календарных дней со дня получения настоящего предупреждения пункта 1.3 Типового положения в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.

 

         О выполнении предупреждения сообщить в Новгородское УФАС России   в   течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

Руководитель Управления

Государственный советник РФ 1 класса                                                <…>

 

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение                             не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны