Заключение №МА/2809/24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 053/01/17-331/2024 О НА... от 10 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ГОБУЗ "Новгородский областной наркологический диспансер "Катарсис" 173001, г. Великий Новгород, ул. Яковлева, д. 18 nd_katarsis@mail.ru ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АЛЬТЕРЛАБ" 197227, г. Санкт-Петербург, ул. Байконурская, дом 9, Литер А, пом 2Н alterlab@yandex.ru

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА

053/01/17-331/2024 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Резолютивная часть оглашена: 04.07.2024

В полном объеме изготовлено: 10.07.2024 г. Великий Новгород

 

Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии:

<...> – заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля,

членов Комиссии:

<...> – главного специалиста-эксперта Управления,

<...>- ведущего специалиста-эксперта Управления

рассмотрев дело № 053/01/17-331/2024 по признакам нарушения Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения «Новгородский областной наркологический диспансер «Катарсис» (ИНН 5321027973, 173001, Новгородская область, г Великий Новгород, ул Яковлева, д. 18); Обществом с ограниченной ответственностью «АльтерЛаб» (ИНН 7814407214, 197349, город Санкт-Петербург, Байконурская ул, д. 9 литера а, пом. 2н); пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее — Новгородское УФАС России, Управление) по требованию прокуратуры Новгородской области в соответствии с приказом от 03.10.2023 № 91/23 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородский областной наркологический диспансер «Катарсис» (ИНН 5321027973, 173001, Новгородская область, г Великий Новгород, ул Яковлева, д. 18) (далее - Учреждение, Заказчик) на предмет выявления нарушений требований антимонопольного законодательства (далее - Проверка).

Согласно акту проверки № 2 от 29.12.2023 (далее — Акт) в действиях Учреждения выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В частности, как отмечено в Акте, по итогам Проверки выявлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении Учреждением закупки (аукциона) № 0850200000423001210.

Предметом закупки явилась поставка реагентов для КДЛ (код ОКПД2 – 21.20.23.110, 21.20.23.111).

Начальная (максимальная) цена по данной закупке составила 173 408,00 руб. 00 коп.

Закупка проведена в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» (далее – Закон о контрактной системе), в виде аукциона в электронной форме.

В силу части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе в редакции, актуальной на дату проведения закупок, под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).

Согласно статье 59 Закона о контрактной системе в редакции, актуальной на дату проведения закупок, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Извещение о проведении Аукциона № 0850200000423001210 опубликовано в ЕИС 02.08.2023 (далее – от Аукцион от 02.08.2023).

При проведении Аукциона от 02.08.2023 заявок от участников не поступало. Аукцион признан несостоявшимся.

Единственным участником Аукциона № 0850200000423001210 явилось ООО «АльтерЛаб» с которым 21.08.2023 был заключен государственный контракт № 0850200000423001210 (номер в реестре контарктов № 2532102797323000047) от 21.08.2023 (далее – Государственный контракт).

Государственный контракт был заключен по начальной (максимальной) цене контракта, его итоговая цена составила 173 408,00 руб. 00 коп.

Таким образом, при проведении вышеуказанного аукциона конкуренция отсутствовала, а с единственным участником Аукциона от 02.08.2023 – ООО «АльтерЛаб»» государственный контракт был заключен по начальной (максимальной) цене.

В рамках проведения Проверки скопирована электронная переписка из электронной почты, указанной Учреждением в качестве электронной почты заказчика при проведении закупок в Единой информационной системе в сфере закупок https//zakupki. gov. ru, (далее - ЕИС) - t60036@yandex. ru.

Управлением была скопирована, в том числе, следующая электронная переписка между Учреждением и ООО «АльтерЛаб» по вопросу участия Общества в Аукционе от 02.08.2023.

Как следует из анализа переписки, в конце июня 2023 года между Учреждением и ООО «АльтерЛаб» начато неформальное взаимодействие по вопросу поставки реагентов для клинико-диагностической лаборатории для нужд Учреждения.

Переписка велась от лица <...>— сотрудника Учреждения, и преимущественно от лица <...> — генерального директора Общества (действующего на момент заключения соглашения).

Согласно реквизитам сторон, указанным в пункте 18 заключенного по результатам проведенного Аукциона от 02.08.2023 государственного контракта № 0850200000423001210 на поставку реагентов для КДЛ электронная почта alterlab@yandex.ru используется в в качестве официальной электронной почты Общества.

Электронная почта t60036@yandex.ru указана в извещении о проведении вышеуказанных закупок в качестве официальной электронной почты Заказчика.

Взаимодействие участников началось до официального опубликования информации о процедуре закупки и начала срока подачи заявок для участия в Аукционе от 02.08.2023.

Также необходимо отметить, что взаимодействие между сотрудниками Учреждения и Общества велось и ранее, по процедуре № 0850200000423000881.

Так, до проведения торговой процедуры имела место следующая переписка. Пунктуация и орфография сохранены.

Согласно данной переписке 23.06.2023 в 00:08 с электронной почты t60036@yandex.ru в адрес ООО «АльтерЛаб» направлено письмо следующего содержания:

«Доброе время суток! Нет заявок на 0850200000423000881 до 09.00 23.06.2023

С уважением, <...>

Контактный телефон: 951 727 53 43»

23.06.2023 в 11:06 с электронной почты alterlab@yandex.ru от ООО «АльтерЛаб» был направлен ответ:

«Добрый день! <...> в отпуске, к сожалению. Информации, что торги объявлены у нас не было. Аукцион будет повторно объявлен?

С уважением, <...>

ООО «АльтерЛаб»

<...>

Далее 23.06.2023 в 11:11 с электронной почты t60036@yandex.ru пришло письмо следующего содержания:

«Доброе утро! Да, объявлю повторно. Цены устраивают, менять не будем? Вопрос: тест-полоски на мочу можно объединить с другими реагентами? По Вашей практике»

На данное письмо 23.06.2023 в 12:02 пришел с электронной почты alterlab@yandex.ru на t60036@yandex.ru пришёл следующий ответ:

«Добрый день! Объединять можно. По цене изменились. В понедельник <...> выходит из отпуска и примем решение

С уважением, <...>

<...>

23.06.2023 в 12:10 с электронной почты t60036@yandex.ru было направлено следующее письмо:

«ОК, только если примете решение на изменение цены, то мне сразу КП на эту почту пришлите. Мне необходимо срочно все сделать.»

26.06.2023 в 17:13 с электронной почты alterlab@yandex.ru на t60036@yandex.ru направлено письмо следующего содержания:

«Добрый день, <...>! Все цены оставили без изменения. На позиции:

Контрольная сыворотка «Норма» (TruLab N) 6*5 мл, Контрольная сыворотка «Патология» (TruLab P) 6*5 мл, Мультипликатор (TruCal U) 6*3 мл изменилась фасовка, они теперь поставляются упаковками по 6 флаконов. Последнюю поставку получали со сроком годности декабрь 2024. Просим вас согласовать изменение количества

С уважением, <...>

ООО «АльтерЛаб»

г<...>

26.06.2023 в 22:01 с электронной почты t60036@yandex.ru на электронную почту alterlab@yandex.ru было направлено письмо с темой «Re: КАТАРСИС до 09.00 подача заявок на кдл» следующего содержания: «<...>. Добрый вечер! Переслала <...> ТЗ если меняется, то если не затруднит, направьте измененное. КП не меняется, правильно? Спасибо»

27.06.2023 в 08:53 с электронной почты alterlab@yandex.ru на электронную почту t60036@yandex.ru было направлено письмо с темой «Re: КАТАРСИС до 09.00 подача заявок на кдл» следующего содержания:

«Доброе утро! ТЗ не меняется, цены не меняются. Меняются:

1) Количества по указанным позициям, нужно указать по 6 флаконов

2) Сумма, в связи с увеличением количества»

С уважением, <...>

ООО «АльтерЛаб»

<...>

27.06.2023 в 15:22 с электронной почты t60036@yandex.ru на электронную почту alterlab@yandex.ru было направлено письмо с темой «Re: КАТАРСИС до 09.00 подача заявок на кдл» следующего содержания: «<...>, если не затруднит можете меня набрать.»

02.08.2023 года в 13:14 в день начала подачи заявок с электронной почты alterlab@yandex.ru на электронную почту t60036@yandex.ru было направлено письмо с темой «Re: КАТАРСИС до 09.00 подача заявок на кдл» следующего содержания:

«Добрый день, <...>! На всякий случай посмотрите, пожалуйста)))»

С уважением, <...>

ООО «АльтерЛаб»

<...>

К данному письму был приложен файл: Часть1-085020000423001125- 2.doc, представляющий собой первую часть заявки на участие в Аукционе. 02.08.2023 года в 13:14 с электронной почты t60036@yandex.ru на электронную почту alterlab@yandex.ru было направлен ответ с темой «Re: КАТАРСИС до 09.00 подача заявок на кдл» следующего содержания:

«Добрый день, <...>! Вроде все ОК)))»

02.08.2023 года в 13:32 с электронной почты alterlab@yandex.ru на электронную почту t60036@yandex. ru было направлено письмо с темой «Re: КАТАРСИС до 09.00 подача заявок на кдл» следующего содержания:

«Спасибо!!!» С уважением, <...>

ООО «АльтерЛаб»

<...>

Заявка ООО «АльтерЛаб» на участие в Аукционе от 02.08.2023 была подана 02.08.2023 в 13 часов 42 минуты, то есть, спустя около получаса уже после получения ответа от Учреждения.

 

Единственным участником Аукциона от 02.08.2023, как отмечалось, явилось ООО «АльтерЛаб». По результатам Аукциона от 02.08.2023 с данным Обществом заключен государственный контракт с реестровым № 2532102797323000047 от 21.08.2023 на сумму 173 408,00 ₽ (то есть, по начальной максимальной цене контракта).

Проверка заказчиком заявки участника на участие в торгах, взаимодействие по вопросу разработки технического задания, указывает на предоставление участнику торгов преимущественных условий.

Как отмечалось, рассматриваемые аукционы были проведены Учреждением в соответствии с Законом о контрактной системе.

В силу части 1 статьи 46 Закона о контрактной системе проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Данное обстоятельство обусловлено необходимостью соблюдения такого основополагающего принципа контрактной системы как обеспечение конкуренции.

Указанное свидетельствует о преимущественном положении Общества перед иными участниками конкурентного рынка поставки реагентов КДЛ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещается координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается, в том числе, договоренность в устной форме. Вышеуказанные действия Заказчика и участника торгов свидетельствует о достижении ими запрещенного соглашения, в рамках которого Общество взаимодействовало с заказчиком по планируемой закупочной процедуре, было ознакомлено в преимущественном порядке с потребностями заказчика, а также получило возможность «проверки» своей заявки на соответствие требованиям заказчика.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что между Обществом и Учреждением имелось устное соглашение, которое привело (могло привести) к предоставлению Обществу преимущественных условий участия в торгах.

На основании вышеизложенного издан приказ Новгородского УФАС России от 31.05.2024 № 40/2024 о возбуждении дела № 053/01/17-331/2024 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Обществом и Учреждением пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

К участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков привлечены Общество и Учреждение.

Вх. письмом № 4452-ЭП/24 от 21.06.2024 года Общество представило пояснения по делу № 053/01/17-331/2024, согласно которым Общество не преследовало цели ограничения конкуренции, но вместе с тем в дальнейшем будет воздерживаться от каких-либо действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

К данному письму была приложена выписка из штатного расписания по состоянию с 1 июня по 31 августа 2023 г. включительно, согласно которой генеральным директором Общества в указанный период являлся <...>.

Вх. письмом № 4427-ЭП/24 от 20.06.2024 года Учреждение представило пояснения по делу № 053/01/17-331/2024, согласно которым переговоры/переписка с Обществом велась неумышленно ввиду того, что Учреждение и раньше контактировало с данным поставщиком и более того, с ним ранее заключались контракты на поставку реагентов для КДЛ.

Также в пояснениях Учреждения указано, что Учреждением было проведено три закупочные процедуры предметом которых являлась поставка реагентов для КДЛ, при этом закупочная процедура с № 0850200000423000881 была признана несостоявшейся по причине отсутствия заявок. Аукцион № 0850200000423001125 был признан несостоявшимся по причине того, что поступившая на него заявка была признана не соответствующей, поскольку в составе заявки участника отсутствовали конкретные значения, соответствующие показателям (характеристикам), установленным в разделе 1 Приложения № 1 «Описание объекта закупки» к извещению о проведении электронного аукциона, а именно: с 1 по 10 пункты в отношении показателей (характеристик) товара, к которым заказчик установил минимальное и/или максимальное значение, участник не указал конкретное значение показателей.

Согласно пояснениям Учреждения, в случае если объявленный повторно аукцион также был бы признан несостоявшимся, Учреждение бы осталось без реагентов для работы.

Таким образом, согласно представленным пояснениям Общества и Учреждения по существу имевшийся факт взаимодействия и проверки заявки участника торгов ими не опровергается.

В целях всестороннего исследования Управлением был направлен запрос в адрес электронной торговой площадки, на которой проходили указанные в пояснениях Учреждения закупочные процедуры.

Согласно ответу АО «Единая электронная торговая площадка» (далее — АО «ЕЭТП») вх. № 4709-ЭП/24 от 02.07.2024, электронный аукцион № 0850200000423001125 был признан несостоявшимся, контракт по итогам аукциона на электронной площадке не заключался.

Также, на основании переставленной АО «ЕЭТП» информации, а именно заявки на участие в электронном аукционе № 0850200000423000881 Управлением установлено, что файл: Часть1-085020000423001125-2.doc, направленный сотрудником Общества в адрес Учреждения в качестве приложения к письму от 02.08.2023 года в 13:14 в день начала подачи заявок с электронной почты alterlab@yandex.ru на электронную почту t60036@yandex.ru для «проверки» указанного файла представляющего собой по сути первую часть заявки на участие в Аукционе полностью идентичен приложенному файлу в качестве заявки на электронной торговой площадке. Управлением установлено, что контрольная сумма файла, направленного в адрес Учреждения для «проверки» до подачи посредством электронной почты, а также поданного посредством функционала электронной торговой площадки файла, идентичны, что свидетельствует о том, что это фактически был один и тот же электронный файл. Данное обстоятельство, кроме того, подтверждает достоверность электронной переписки.

Проведение электронного аукциона согласно Закону о контрактной системе регламентировано, в частности, статьей 49 Закона о контрактной системе.

В силу подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, члены комиссии по осуществлению закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

В частности, пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

Необходимо отметить, что ранее поданная Обществом заявка на предшествующий (аналогичный по закупаемым товарам) Аукцион № 0850200000423001125 от 14.07.2023 была признана несоответствующей извещению о проведении закупки со следующей формулировкой: «В составе заявки участника отсутствуют конкретные значения, соответствующие показателям (характеристикам), установленным в разделе 1 Приложение №1(Описание объекта закупки) к извещению о проведении электронного аукциона. А именно: с 1 по 10 пункты в отношении показателей (характеристик) товара, к которым заказчик установил минимальное и/или максимальное значение, участник не указал конкретное значение показателей.

Согласно п. 3.6 Приложения №3 к извещению о проведении электронного аукциона (Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе) «При установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и (или) 6 раздела 1 Приложения № 1 к извещению (описание объекта закупки), в том числе с использованием математических знаков «»,«», участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6».

Поскольку в представленной участником заявке невозможно достоверно установить действительное конкретное значение показателей предлагаемого объекта закупки, её нельзя признать соответствующей потребностям заказчика.»

Таким образом, проверка заказчиком, в том числе членом комиссии по осуществлению закупок заказчика, заявки участника на соответствие требованиям извещения о проведении закупки до ее подачи, и подтверждение ее соответствия требованиям, создает для участника преимущественные условия, поскольку участник заблаговременно получает мнение заказчика относительно заявки и имеет возможность, в случае необходимости, внести корректировки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, открытый конкурентный способ признается несостоявшимся в случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 52 Закона о контрактной системе , если в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, электронный аукцион признан несостоявшимся по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке, контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, соответствующую требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Таким образом, соответствующая проверка заявки заказчиком до ее подачи имеет практический смысл для участника также и в случае, если он будет признан единственным участником, поскольку, в таком случае с ним заключается контракт именно по результатам признания его заявки соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

Вышеуказанные действия Заказчика и участника торгов свидетельствуют о достижении ими запрещенного соглашения, в рамках которого Учреждение, проверив первую часть заявки Общества, фактически подтвердило правильность данного документа заблаговременно, до подачи заявки участником, тем самым предоставило участнику преимущественное положение в Аукционе от 02.08.2023.

Таким образом, в действиях Учреждения и Общества усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Управлением проведен анализ состояния конкуренции на Аукционе от 02.08.2023.

По результатам проведенного анализа установлено, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 02.08.2023 Аукцион от 02.08.2023 признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие. На рассмотренном Аукционе от 02.08.2023 конкуренция отсутствовала по причине подачи единственной заявки ООО «АльтерЛаб», с которым был заключен государственный контракт по начальной (максимальной) цене контракта – 173 408,00 руб. 00 коп

На основании вышеизложенного Комиссия полагает необходимым квалифицировать действия ООО «Альтерлаб» и Учреждения в качестве нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

 

Согласно пункту 5 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», лица участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Связанные организации

Связанные организации не указаны