Решение №2127/02 РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодател... от 29 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

 

 

ООО «ТК Новгородская»

 

173015, Великий Новгород, Нехинская д.1А

 

mail@tk.nov.ru

 

 

 

Исх.№2127/02 от 29.05.18

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                       по делу о нарушении

               антимонопольного законодательства № А-5/18          

                     

  Великий   Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 28  мая 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 29 мая 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о  нарушении  антимонопольного  законодательства   составе:

Председатель Комиссии

П…. – заместитель руководителя Управления – начальник отдела антимонопольного контроля;

Члены Комиссии

К…. –  заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок и рекламы;

И…. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

П…. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

рассмотрев дело № А-5/18 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Тепловая компания «Новгородская», (далее – ООО «ТК Новгородская», Общество)  (юридический адрес: 175000,  Новгородская область, Батецкий район, п. Батецкий, ул. Лесная д.3а, ИНН 5301003692, ОГРН 1135321001639) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании представителей  ООО «ТК «Новгородская»:

           начальника тендерного отдела Е…., 

начальника юридического отдела Д….,  

 ведущего юрисконсульта А…..,   

 ведущего юрисконсульта тендерного отдела С….,    

 

УСТАНОВИЛА:

Управление)   проведена   плановая выездная проверка   в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Тепловая компания «Новгородская» (далее – ООО «ТК «Новгородская»).

В ходе  проверки   установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

ООО «ТК «Новгородская», являясь организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении закупок для собственных нужд применяет положения Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положения).

В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено решением № б/н от 29.06.2017 единственного участника ООО «ТК Новгородская» - ОАО «НордЭнерго» в лице генерального директора ОАО «НордЭнерго» Петрова В.В.  (в предыдущей редакции решением № б/н от 16.01.2017 генерального директора ОАО «НордЭнерго» Васенева Г.Б.)  Положение о закупках товаров, работ, услуг ООО «ТК Новгородская» (далее – Положение).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.

Между тем, в силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Учитывая изложенное, заказчик – ООО «ТК Новгородская», применяя нормы Положения при осуществлении своей закупочной деятельности, должен исходить прежде всего из необходимости обеспечения максимального уровня открытости и эффективности процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что достигается применением преимущественно конкурентных способов закупки  (конкурс, аукцион, запрос предложений) и ограничением использования способов закупок у единственного поставщика, которые должны применяться только в виде исключения и в случаях прямо предусмотренных Положением.

 Однако в результате проведения проверки в действиях ООО «ТК Новгородская» установлены следующие нарушения при проведении закупок неконкурентными способами (у единственного поставщика, подрядчика исполнителя).

Руководствуясь подпунктом 10.2.9 пункта 10.2 Положения ООО «ТК Новгородская» также были заключены следующие договоры:

- № 54 от 09.01.2017 об оказании курьерских услуг с ООО «Бизнес-Медиа» (ИНН 5321124166, Великий Новгород) (доставка почтовых отправлений в городах: Великий Новгород, Боровичи, Старая Русса; общая цена договора – не более 600 000 рублей; фактически оплачено за оказанные услуги согласно представленных платежным поручениям – 337 555,48 рублей);

- № 572 от 10.07.2017 об оказании курьерских услуг с ООО «Интерлайн» (ИНН 5321137687, Великий Новгород) (доставка почтовых отправлений в городах: Великий Новгород, Боровичи, Старая Русса, общая цена договора – не более 350 000 рублей, фактически оплачено за оказанные услуги согласно представленных платежным поручениям – 139 114,25 рублей).

Оказание почтовой связи (в данном случае курьерской доставки корреспонденции) не обладает признаками индивидуальной определенности и уникальности, поскольку может осуществляться любыми лицами (организациями почтовой связи и индивидуальными предпринимателями), имеющими лицензию на оказание услуг почтовой связи, полученную с соответствии с положениями   Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»,  Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий».

Так, согласно данным официального сайта Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в сети «Интернет»: https://rkn.gov.ru/communication/register/license/ в Российской Федерации зарегистрировано 451 хозяйствующий субъект, имеющий лицензии на оказание услуг почтовой связи с территорией оказания услуг: Новгородская область.

Таким образом, рынок оказания услуг почтовой связи (курьерской доставки корреспонденции) является высококонкурентным с большим числом участников и не ограничивается не только географическими границами Новгородской области, но и Северо-Западного федерального округа.

Учитывая изложенное, в данном случае заказчик –  ООО «ТК Новгородская» в нарушение собственного Положения вместо проведения конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) совершил закупку неконкурентным способом (заключил прямой договор с единственным поставщиком), что противоречит  части 1 статьи 2 и пунктам 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Действия ООО «ТК Новгородская» привели к недопущению конкуренции, поскольку заказчик заключил все вышеуказанные договоры для удовлетворения собственных потребностей без проведения конкурентной процедуры (конкурса, аукциона, запроса предложений), в результате чего были нарушены права потенциальных участников закупки, не была обеспечена открытость, эффективность, состязательность при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 29.11.2011 по делу № А66-7056/2010 разъяснено, что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, в действиях ООО «ТК Новгородская» при осуществлении вышеуказанных закупок, выразившихся в недопущении, ограничении или устранении конкуренции, а именно в заключении контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем без проведения конкурентной процедуры, имеются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно проведенному Управлением  обзору состояния конкуренции при определении исполнителя на право заключении договоров по оказанию курьерских услуг, конкуренция отсутствовала, поскольку вместо проведения конкурентной процедуры определения исполнителя по оказанию курьерских услуг  ООО «ТК Новгородская»  совершило закупку неконкурентным способом (заключило прямые договоры с единственным поставщиком),

Действия ООО «ТК Новгородская» привели к недопущению конкуренции, поскольку заказчик заключил вышеуказанный договор для удовлетворения собственных потребностей без проведения конкурентной процедуры (конкурса, аукциона, запроса предложений), в результате чего были нарушены права потенциальных участников закупки, не была обеспечена открытость, эффективность, состязательность при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

  Из письменных пояснений ООО «ТК Новгородская» от 09.04.2018 исх  №1091 по настоящему делу, озвученных представителями в ходе рассмотрения дела, следует, что ООО «ТК Новгородская» является областной организацией и нуждается в своевременной доставке почтовой корреспонденции в районы области. Данные договоры были заключены после исследования рынка данного вида услуг, которое показало отсутствие организаций осуществляющих доставку почтовых отправлений в городах Великий Новгород, Боровичи, Старая Русса Новгородской области. Кроме того, характер деятельности общества требует беспрерывного почтового сообщения между районами, что так же послужило основанием к заключению договора с единственным исполнителем.

  Представители ООО «ТК Новгородская» признали, что действия ООО «ТК Новгородская» по заключению указанных договоров привели к недопущению конкуренции.

ООО «ТК Новгородская» отказалось от оказания услуг по договору №54 от 09.01.2017 путем подписания дополнительно соглашения от 21.07.2017, и от оказания услуг по договору №572 от 10.07.2017.

В 2018 году определены исполнители путем проведения запроса предложений на право заключения договора оказания услуг по доставке документов адресатам посредством перевозки в качестве груза (письмо от 20.04.2018 исх. № 1257).

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В соответствии с частью 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать: фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства, а также доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Согласно частям 4, 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела. Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

В соответствии с вышеуказанными положениями Закона о защите конкуренции Новгородским УФАС России было изготовлено заключение об обстоятельствах дела № А-4/18 от 28.04.2018 (исх. № 1708/02 от 28.04.2018 Новгородского УФАС России) о нарушении антимонопольного законодательства, копия которого была направлена лицам, участвующим в деле.

На заседании Комиссии Новгородского УФАС России 28.05.2018 представитель ООО «ТК Новгородская» устно пояснил, что каких-либо возражений и замечаний относительно доводов, изложенных в заключении, ООО «ТК Новгородская» не имеет.

От ООО «ТК Новгородская» письменные возражения в отношении заключения также не поступали.

Исследовав материалы дела и оценив доводы ответчика, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Факт нарушения ООО «ТК Новгородская» требований антимонопольного законодательства при заключении договоров   на доставку почтовых отправлений в городах: Великий Новгород, Боровичи, Старая Русса №54 от 09.01.2017 с ООО «Бизнес-Медиа», №572 от 10.07.2017 с ООО «Интерлайн» подтверждается материалами дела.

Руководствуясь статьей 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «ТК Новгородская» (ул. Нехинская, д. 1а, г. Великий Новгород, 173015) нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.  В связи с добровольным  устранением  нарушения до принятия настоящего решения,   предписания не выдавать.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                     П…..

 

Члены Комиссии                                                                                . К….

                                                                                                               

                                                                                                   И……

 

                                                                                                 П…..                                                         

                                                                                              

 

 

Решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня принятия решения. Датой изготовления решения в полном объеме считается дата его принятия

                                                                                                                 

Связанные организации

Связанные организации не указаны