Решение №2161/03 Решение по результатам рассмотрения жалобы о нарушении закон... от 2 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

 

Государственному заказчику –

ГУ – НРО ФСС Российской Федерации

 

ул. Псковская, д. 15,

Великий Новгород, 173009

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

пр-кт 60-я Октября, д. 9,

г. Москва, 117312

e-mail: info@roseltorg.ru

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Медпроект»

 

ул. Марата, 184 Б, оф. 220б,

г. Тула, 300004

 

ул. Марата, 184 Б, оф. 220а,

г. Тула, 300004

 

 

№ 2161/03 от 28.04.2017

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

25 апреля 2017 года Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Михайлов С.О. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – <…….>;

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Медпроект» - <…….>,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Медпроект» (300004, г. Тула, ул. Марата, 184 Б, оф. 220б; 300004, г. Тула, ул. Марата, 184 Б, оф. 220а; далее – ООО «Медпроект») на действия государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15; далее – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами, извещение № 0250100000317000054 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 01.04.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.04.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика)ООО «Медпроект» на действия государственного заказчика – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами, извещение № 0250100000317000054 о проведении которого было размещено на официальном сайте 01.04.2017 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.05.2016 № 226н был утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области слухопротезирования (сурдоаккустик)» (далее – Стандарт).

Стандарт дает право специалисту осуществлять свою деятельность на основании документа, подтверждающего его квалификацию, и не предусматривает наличие лицензии, выдаваемой в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности, Постановление № 291).

Стандарт устанавливает требования к необходимым умениям и знаниям специалиста, а также месту оказания услуг.

Из Стандарта следует, что специалист в области слухопротезирования (сурдоаккустик) оказывает услуги по слухопротезированию в любом месте, при условии, что помещение, в котором будут оказываться услуги, соответствует условиям, изложенным в Стандарте.

По мнению подателя Жалобы оказывать услуги по слухопротезированию может либо организация на основании лицензии, предусмотренной Положением о лицензировании медицинской деятельности, либо специалист в области слухопротезирования (сурдоаккустик) на основании документа, подтверждающего его квалификацию.

2. В документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее – Документация об электронном аукционе) государственным заказчиком - ГУ – НРО ФСС Российской Федерации установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, при осуществлении рассматриваемой закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 (далее – Постановление № 102).

По мнению ООО «Медпроект», положения Постановления № 102 не применимы при объекте рассматриваемой закупки в виде оказания услуг.

Также, исходя из объекта рассматриваемой закупки, ООО «Медпроект» считает, что в извещении, сформированном средствами официального сайта (далее – Извещение), государственным заказчиком неверно определен код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2): 26.60.14.120 «Аппараты слуховые».

3. По мнению подателя Жалобы, в Документации об электронном аукционе отсутствует часть информации, послужившей источником при определении государственным заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, поскольку информация, полученная по запросу государственного заказчика у поставщиков (исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров и оказывающих аналогичные услуги, входящие в объект рассматриваемой закупки, не содержит сведений о стоимости услуг по слухопротезированию.

4. В нарушение правил описания объекта закупки государственным заказчиком - ГУ – НРО ФСС Российской Федерации в Документации об электронном аукционе использованы показатели, непредусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации, в частности положениями ГОСТ Р 51024-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний».

При этом, обоснование использования таких показателей, непредусмотренных ГОСТ Р 51024-2012, в Документации об электронном аукционе отсутствует.

Кроме того, согласно статье 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов) индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА) - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

В соответствии со статьей 11.1 Закона о социальной защите к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Указанный порядок установлен Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 (далее – Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

Из пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации следует, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.12.2014 № 998н утвержден Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Пунктом 17 данного перечня в качестве технических средств реабилитации названы слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, а также приведены медицинские показания и противопоказания для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Из письма ФГБУ ФБ МСЭ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.06.2016 № 17237/2016 следует, что нуждаемость в слуховом аппарате определяется по результатам проведенной медико-социальной экспертизы с учетом заключения врача-специалиста в данной области (врача – сурдолога) медицинской организации.

Таким образом, самостоятельное добавление государственным заказчиком каких-либо сведений, непредусмотренных действующим законодательством, в ИПРА не имеет правовых оснований.

Также, по мнению подателя Жалобы - ООО «Медпроект», требованиям государственного заказчика по позициям 1, 4 части 3 «Техническое задание» Документации об электронном аукционе (далее – Техническое задание) соответствуют единственные модели слуховых аппаратов производства ReSound и Widex.

На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать государственному заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

На рассмотрении представитель подателя Жалобы поддержала ее доводы в полном объеме.

В соответствии с возражениями на Жалобу (вх. № 2313 от 24.04.2017 Новгородского УФАС России) государственный заказчик – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации считает ее необоснованной по следующим основаниям.

1. Согласно статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

В соответствии с частью 2 статьи 195.3 ТК РФ характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью 1 статьи 195.3 ТК РФ, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Таким образом, вопреки мнению подателя Жалобы, профессиональный стандарт лишь определяет требования к профессиональной деятельности, а также выполнению определенной трудовой функции, а не подменяет и не отменяет требования к лицензированию отдельных видов деятельности, установленные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) и другими соответствующими нормативными актами.

Лицензируемые виды деятельности могут осуществляться исключительно при наличии соответствующей лицензии. Лицензированию подлежит медицинская организация, занимающаяся медицинской деятельностью, поскольку в ней не только работает персонал, но и имеется определенная инфраструктура, оснащение, лаборатории и т.д.

Стандарт, в свою очередь, устанавливает квалификационные требования к специалистам в области слухопротезирования, методике проверки соответствия уровня имеющейся у претендента компетенции требованиям законодательства.

Таким образом, указание в Документации об электронном аукционе требования о представлении копии документа, подтверждающего квалификацию сурдоаккустика, вместо копии лицензии на медицинскую деятельность, являлось бы требованием к медицинскому персоналу, а не участнику закупки.

2. В Документации об электронном аукционе государственным заказчиком установлен объект рассматриваемой закупки в виде оказания услуг с использованием товара.

Таким образом, ограничение допуска в соответствии с Постановлением № 102 государственным заказчиком установлено правомерно, поскольку в утвержденный им перечне под кодом ОКПД2 26.60.14.120 названы слуховые аппараты неимплантируемые.

По мнению государственного заказчика, код по ОКПД2 в Извещении, исходя из объекта закупки, также определен правомерно.

3. Информация, послужившая источником при определении государственным заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, в Документации об электронном аукционе приведена в полном объеме.

При направлении потенциальным участникам закупки запросов о стоимости слуховых аппаратов и услуг по слухопротезированию государственным заказчиком - ГУ – НРО ФСС Российской Федерации прикладывалось Техническое задание.

Следовательно, информация, полученная по запросам государственного заказчика у поставщиков (исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров и оказывающих идентичные услуги, входящих в объект рассматриваемой закупки, также содержит сведения о стоимости услуг по слухопротезированию.

4. Список технических характеристик и функций, приведенный в ГОСТ Р 51024-2012, не является исчерпывающим, поскольку ГОСТ Р 51024-2012 допускает дополнительные параметры слуховых аппаратов.

В данном случае, в силу Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации потребность государственного заказчика определена на основании заявлений инвалидов и ИПРА инвалидов.

Из Технического задания следует, что потребность заказчика была определена на основании рекомендаций и заключений врачей-сурдологов, выданных инвалидам для целей реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов. Предусмотренные в Документации об электронном аукционе технические и функциональные характеристики необходимы конечным пользователям для достижения максимального реабилитационного эффекта в части компенсации утраченного естественного слуха, а также для защиты остаточного слуха от резких воздействий шумов.

Таким образом, указанные в Техническом задании функциональные и качественные характеристики слуховых аппаратов являются не избыточными, а необходимыми и подтвержденными соответствующими документами.

На рассмотрении представитель государственного заказчика поддержала доводы возражений в полном объеме, а также дополнительно указала, что между государственным заказчиком - ГУ – НРО ФСС Российской Федерации и Новгородским региональным отделением общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» (далее – НРО «ОООИ ВОГ») 09.09.2015 заключено соглашение о взаимодействие (далее – Соглашение о взаимодействие), из пункта 2.1 которого следует, что представители НРО «ОООИ ВОГ» участвуют при подготовке государственным заказчиком технических заданий для разработки технических требований с учетом мнений экспертов и потребителей государственных услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.

Результаты совместной работы государственного заказчика с НРО «ОООИ ВОГ» также легли в обоснование потребностей государственного заказчика при осуществлении рассматриваемой закупки.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В апреле 2017 года государственным заказчиком – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами (начальная (максимальная) цена контракта – 6 007 828, 76 рублей).

Документация об электронном аукционе утверждена заместителем управляющего ГУ – НРО ФСС Российской Федерации <…….> 31.03.2017.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Государственным заказчиком – ГУ-НРО ФСС Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 1 части 2 «Информационная карта аукциона» Документации об электронном аукционе (далее – Информационная карта) определен объект рассматриваемой закупки – оказание услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации – слуховыми аппаратами в количестве 402 штук.

Согласно пункту 21 Информационной карты описание объекта закупки, а также конкретные показатели используемого в ходе оказания услуг товара, приведены государственным заказчиком в Техническом задании.

Техническое задание содержит требования к качеству, техническим характеристикам, к функциональным характеристикам, размерам, комплектации и количеству приобретаемого товара.

В Техническом задании государственным заказчиком – ГУ-НРО ФСС Российской Федерации установлены требования (характеристики) к следующим слуховым аппаратам:

- слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности с ушным вкладышем индивидуального изготовления;

- цифровые программируемые слуховые аппараты заушные средней мощности с ушным вкладышем индивидуального изготовления;

- аппарат слуховой цифровой триммерный программируемый воздушного звукопроведения заушного типа большой мощности с ушным вкладышем индивидуального изготовления;

- слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный с ушным вкладышем индивидуального изготовления;

- аппарат слуховой цифровой программируемый воздушного звукопроведения заушного типа сверхмощный с ушным вкладышем индивидуального изготовления.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В Техническом задании государственным заказчиком - ГУ-НРО ФСС Российской Федерации установлено, что слуховые аппараты должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51407-99 «Совместимость технических средств электромагнитная. Слуховые аппараты. Требования и методы испытаний», ГОСТ Р 51024-2012, ГОСТ Р 50444-92 (р.3.4) «Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия», ГОСТ Р ИСО 9999-2014 «Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология».

Из действующего законодательства о социальной защите инвалидов следует, что ИПРА содержит ограниченную информацию о потребностях инвалидов в тех или иных технических средствах реабилитации и не содержит сведений относительно конкретных технических характеристик данных средств реабилитации, подлежащих применению инвалидом.

Однако, из пункта 4.6 ГОСТ Р 51024-2012 следует, что в технических условиях на носимые слуховые аппараты индивидуального пользования с электронным усилением (СА) конкретных типов дополнительно к перечисленным должны быть приведены другие параметры в соответствии с функциональными особенностями и назначением СА.

Согласно пункту 4.7 ГОСТ Р 51024-2012 технические требования, предъявляемые к СА, изготовляемым по индивидуальным заказам (СА, снабженные индивидуальным ушным вкладышем, имеющие корпус, изготовленный по индивидуальному слепку, имеющие индивидуально изготовленный электронный тракт и т.п.), должны быть уточнены для каждого СА отдельно или для группы однотипных изделий. Отклонение индивидуальных электроакустических параметров СА, измеренных у заказчика и изготовителя, объем и методы испытаний, тип измерительного оборудования должны быть указаны в договоре на поставку.

Таким образом, список технических характеристик и функций, приведенный в ГОСТ Р 51024-2012 действительно не является исчерпывающим, поскольку ГОСТ Р 51024-2012 допускает дополнительные параметры слуховых аппаратов.

На основании вышеизложенного, в Техническом задании государственным заказчиком - ГУ-НРО ФСС Российской Федерации относительно данных слуховых аппаратов установлены не только требования к их характеристикам, предусмотренным положениями вышеназванных ГОСТ, но и требования к дополнительным функциям и требования к дополнительным параметрам слуховых аппаратов.

Как следует из Технического задания, потребность государственного заказчика, в том числе потребность в наличии у слуховых аппаратов дополнительных функций и параметров, была определена на основании рекомендаций и заключений врачей-сурдологов, выданных инвалидам для целей реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов.

В материалы Жалобы соответствующие заключения врачей-сурдологов государственного заказчика - ГУ-НРО ФСС Российской Федерации были представлены, в связи с чем указаное в Техническом задании обоснование использования дополнительных характеристик СА соответствует действительным потребностям государственного заказчика, выраженным в обеспечении инвалидов надлежащими и подходящими им техническими средствами реабилитации.

Предусмотренные в Документации об электронном аукционе технические и функциональные характеристики необходимы конечным пользователям для достижения максимального реабилитационного эффекта в части компенсации утраченного естественного слуха, а также для защиты остаточного слуха от резких воздействий шумов.

Кроме того, в соответствии с частью 11 Закона о социальном обслуживании инвалидов федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов.

Как следует из пояснений представителя государственного заказчика, данных им на рассмотрении Жалобы, при осуществлении государственным заказчиком – ГУ-НРО ФСС Российской Федерации рассматриваемой закупки специалисты НРО «ОООИ ВОГ» в рамках Соглашения о взаимодействии участвовали в подготовке Технического задания.

Таким образом Техническое задание составлялось с учетом мнений экспертов НРО «ОООИ ВОГ», а также потребителей государственных услуг, то есть инвалидов, а результаты совместной работы государственного заказчика с НРО «ОООИ ВОГ» также легли в обоснование потребностей государственного заказчика при осуществлении рассматриваемой закупки.

Следовательно, предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе требование о наличии в документации об электронном аукционе обоснования необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, непредусмотренных вышеназванными ГОСТ, в Документации об электронном аукционе государственным заказчиком – ГУ-НРО ФСС Российской Федерации приведено надлежащим образом.

В материалах Жалобы имеются коммерческие предложения поставщиков (исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров (слуховых аппаратов) и оказывающих идентичные услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, запрошенные государственным заказчиком в ходе обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Из содержания данных коммерческих предложений следует, что описание объекта рассматриваемой закупки по позициям 1, 4 Технического задания в части установления требований к тем или иным показателям слуховых аппаратов не влечет за собой ограничения количества участников рассматриваемой закупки, поскольку по данным позициям Технического задания возможно предложить к поставке модели нескольких производителей слуховых аппаратов, отвечающих по своим техническим характеристикам как потребностям государственного заказчика, так и требованиям Документации об электронном аукционе.

В частности, по позиции 1 Технического задания требованиям Документации об электронном аукционе и потребностям государственного заказчика соответствуют слуховые аппараты Вист (ОАО «Исток-Аудио Интернэшнл»), Ino PRO BTE 13 Oticon A/S (Дания), по позиции 4 Технического задания – Enzo 2EN598 GN ReSound A/S (Дания), Оникс 4SP (ОАО «Исток-Аудио Интернэшнл»).

Согласно протоколу № 60 от 19.04.2017 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0250100000317000054 на участие в рассматриваемой закупке поступили первые части заявок 2 участников, оба участника единой комиссией государственного заказчика допущены до участия в электронном аукционе.

Также необходимо отметить, что оба участника закупки предложили к поставке слуховые аппараты, отличные от приведенных ООО «Медпроект» в Жалобе моделей в качестве единственно соответствующих требованиям Документации об электронном аукционе (Технического задания).

Учитывая изложенное, действия государственного заказчика – ГУ-НРО ФСС Российской Федерации по описанию объекта рассматриваемой закупки не противоречат требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку требования государственного заказчика к поставляемому товару обусловлены его действительными потребностями (отражающими потребности получателей услуг по обеспечению техническими средствами реабилитации), носят объективный характер и позволяют потенциальным участникам закупки предложить к поставке слуховые аппараты, соответствующие требованиям Документации об электронном аукционе.

2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления № 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 Информационной карты объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации – слуховыми аппаратами в количестве 402 штук.

В пункте 21 Информационной карты государственным заказчиком - ГУ – НРО ФСС Российской Федерации определен вид рассматриваемой закупки – оказание услуг с использованием товара.

Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Так пункт 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе устанавливает требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар.

Согласно подпункту «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части (согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги), а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В пункте 21 Информационной карты государственным заказчиком – ГУ-НРО ФСС Российской Федерации требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в аналогичном виде, поскольку при оказании услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами, предусмотренных объектом рассматриваемой закупки, исполнителями услуг должны использоваться слуховые аппараты, требования к которым предусмотрены государственным заказчиком в Техническом задании.

Согласно пункту 17 Информационной карты государственным заказчиком при осуществлении рассматриваемой закупки установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с положениями Постановления № 102.

При этом, подлежащие использованию при оказании услуг товары (слуховые аппараты) включены в утвержденный Постановлением № 102 перечень (код ОКПД2 26.60.14.120 - слуховые аппараты неимплантируемые) и, следовательно, требования, установленные Постановлением № 102, к объекту рассматриваемой закупки должны применяться в полном объеме.

Таким образом, ограничение допуска, предусмотренное Постановлением № 102, исходя из объекта рассматриваемой закупки и установленных государственных заказчиком требований к содержанию первых частей заявок ее участников, ГУ-НРО ФСС Российской Федерации в Документации об электронном аукционе установлено правомерно.

Исходя из объекта рассматриваемой закупки код по ОКПД2 в Извещении государственным заказчиком также установлен обосновано.

3. Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает единые требования к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В пункте 7 Информационной карты государственным заказчиком – ГУ-НРО ФСС Российской Федерации установлено требование к исполнителю услуг, входящих в объект рассматриваемой закупки, о наличии у него или соисполнителя (в случае привлечения соисполнителя) лицензии на медицинскую деятельность по: сурдологии - оториноларингологии, выданной в соответствии с Законом о лицензировании и в соответствии с Постановлением № 291.

Из статьи 195.1 ТК РФ следует, что профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

В соответствии с частью 2 статьи 195.3 ТК РФ характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью 1 статьи 195.3 ТК РФ, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Следовательно, Стандарт устанавливает требования к специалистам в области слухопротезирования (сурдоаккустику), методику проверки соответствия имеющейся у претендента компетенции требованиям законодательства, методику подготовки специалистов, то есть требования к медицинскому персоналу, осуществляющему индивидуальную настройку слуховых аппаратов.

Таким образом, профессиональный стандарт лишь определяет требования к профессиональной деятельности, а также выполнению определенной трудовой функции.

Установление в Документации об электронном аукционе требования о представлении копии документа, подтверждающего квалификацию сурдоаккустика, вместо копии лицензии на медицинскую деятельность являлось бы требованием к медицинскому персоналу.

В свою очередь, из пункта 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании следует, что обязательному лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

В соответствии с Постановлением № 291 в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по сурдологии – оториноларингологии.

Таким образом, Стандарт не подменяет и не отменяет требования к лицензированию отдельных видов деятельности, установленные в соответствии с действующим законодательством. Лицензируемые виды деятельности, в свою очередь, в частности деятельность по сурдологии - оториноларингологии, могут осуществляться исполнителями исключительно при наличии соответствующей лицензии.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о надлежащем установлении государственным заказчиком – ГУ-НРО ФСС Российской Федерации в Документации об электронном аукционе требований к участникам рассматриваемой закупки.

4. В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе одним из методов определения начальной (максимальной) цены контракта является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Согласно части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

Таким образом, из части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе запрашивать у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, информацию о ценах данных товаров, работ, услуг.

Из пункта 22 Информационной карты следует, что при расчете начальной (максимальной) цены государственного контракта государственным заказчиком - ГУ-НРО ФСС Российской Федерации применялся метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).

В силу части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе государственным заказчиком - ГУ-НРО ФСС Российской Федерации в адрес 5 потенциальных поставщиков (исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров (слуховых аппаратов) и оказывающих идентичные услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, 22.02.2017 были направлены запросы о стоимости таких товаров и услуг. Указанные запросы содержали таблицу, соответствующую по своему содержанию Техническому заданию, а также предусмотренные им требования к оказанию услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации – слуховыми аппаратами.

27.02.2017 государственный заказчик получил 3 коммерческих предложения потенциальных поставщиков (исполнителей), также содержащих сведения о стоимости товаров и услуг, входящих в объект рассматриваемой закупки.

Согласно пункту 22 Информационной карты указанные сведения послужили источниками обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, приведенное в Документации об электронном аукционе обоснование начальной (максимальной) цены контракта в полной мере отвечает описанию объекта рассматриваемой закупки, поскольку коммерческие предложения поставщиков содержали информацию не только о стоимости товаров – слуховых аппаратов, но и согласие на оказание услуг по обеспечению ими инвалидов в соответствии с установленными государственным заказчиком в Техническом задании требованиями.

Следовательно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.

При проведении внеплановой проверки действий государственного заказчика – ГУ-НРО ФСС Российской Федерации и его единой комиссии нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не установлено.

Руководствуясь статьями 14, 22, 31, 33, 64, 66, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Медпроект» (300004, г. Тула, ул. Марата, 184 Б, оф. 220б; 300004, г. Тула, ул. Марата, 184 Б, оф. 220а) на действия государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами, извещение № 0250100000317000054 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 01.04.2017, необоснованной.

 

Председатель Комиссии И.А. Куриков

 

Члены Комиссии Д.А. Петров

 

С.О. Михайлов

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны