Решение №2172/03 Решение по результатам рассмотрения жалобы о нарушении закон... от 2 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

 

Заказчику –

ОАУСО «Маловишерский психоневрологический интернат «Оксочи»

и его комиссии по закупкам

 

Новгородская обл., Маловишерский р-н,

дер. Подгорное, 174283

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

ул. Большая Якиманка, д. 23,

г. Москва, 119180

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «Перспектива»

 

ул. Куйбышева, д. 79, 64,

г. Самара, 443099

 

исх. № 2172/03 от 02.05.2017

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

26 апреля 2017 года Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

Михайлов С.О. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Маловишерский психоневрологический интернат «Оксочи» – ….. (доверенность № б/н от 24.04.2017);

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» – надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии своих представителей не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (443099, г. Самара, ул. Куйбышева, д. 79, 64; далее – ООО «Перспектива») на действия заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Маловишерский психоневрологический интернат «Оксочи» (далее – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи») при осуществлении закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля, извещение № 1050200000217000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 24.03.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

19.04.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Перспектива» на действия заказчика – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» при осуществлении закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля, извещение № 1050200000217000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте 24.03.2017 (начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) – 28 585 490 рублей 00 копеек) (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Из Жалобы следует, что заказчик в нарушение пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе неправомерно установил ограничение участия в закупке, указав что она проводится у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, поскольку НМЦК в данном случае превышает 20 млн. рублей.

В соответствии с возражениями на Жалобу (вх. № 2329 от 24.04.2017 Новгородского УФАС России) заказчик – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» считает Жалобу необоснованной по следующим основаниям.

В извещении и документации о закупке ограничение участия в аукционе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе не установлено.

Заказчик лишь на основании части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе установил требование к подрядчику о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

На рассмотрении Жалобы представитель заказчика – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» поддержал доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В течение марта-апреля 2017 года заказчиком – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля.

Извещение и документация о проведении рассматриваемого аукциона утверждены директором ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» 24.03.2017 (далее – Извещение, Документация).

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В данном случае Извещение и Документация не содержат ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

При этом в пункте 11.3 Извещения и 7.3 Документации заказчик установил требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 % от цены контракта.

Таким образом, рассматриваемая закупка не проводится исключительно среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе. Однако на участников рассматриваемого аукциона, не являющихся субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями, распространяется предусмотренное частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе требование о привлечении указанных лиц к исполнению контракта.

При этом в силу пункта 2 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на основании части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе каких-либо ограничений по размеру НМЦК не устанавливается.

Следовательно доводы Жалобы не нашли своего подтверждения.

 

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В данном случае инструкция по заполнению заявки представлена в пункте 10.4 Документации, из содержания которого следует, что она относится к заполнению первой части заявки на участие в аукционе, поскольку описывает правила указания в заявке сведений о товарах, используемых при выполнении работ, являющихся предметом контракта.

Между тем, Приложение № 2 к Документации также содержит инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в закупке.

Таким образом, Документация фактически содержит две инструкции по заполнению заявок участников аукциона, причем отличных по содержанию

При этом между указанными инструкциями имеются противоречия относительно порядка указания в первых частях заявок конкретных показателей товаров, используемых для выполнения работ.

Так, согласно инструкции, содержащейся в пункте 10.4 Документации, «участник закупки в заявке на участие в аукционе указывает конкретные показатели без указания… интервальных значений».

В свою очередь инструкция, установленная в Приложении № 2 к Документации, определяет такой вид показателя как диапазон значений, и указывает на необходимость представления в заявке на участие в аукционе по ряду товарных позиций конкретных диапазонов (т.е. интервалов) значений в отношении характеристик предлагаемых участником закупки товаров.

Указанные обстоятельства создают риск введения участников закупки в заблуждение при подготовке ими первых частей заявок на участие в аукционе и могут повлечь за собой нарушение порядка отбора участников и ограничение доступа к участию в закупке.

Таким образом, в действиях заказчика – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» содержится нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в не установлении в документации об аукционе надлежащей и непротиворечивой инструкции по заполнению заявок участников закупки.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Заказчиком – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля. При этом согласно пункту 3.2 Документации описание объекта закупки приведено в Приложении № 2 к ней.

Приложение № 2 к Документации устанавливает требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам приобретаемого товара (товара, используемого для выполнения работ или оказания услуг) в виде таблицы из 10 столбцов (далее – Требования).

Согласно позициям №№ 1, 3, 4, 5 Требований при выполнении работ должны быть использованы краны шаровые, соответствующие ГОСТ 21345-78.

Однако, указанный государственный стандарт не мог быть указан заказчиком в документации об аукционе в связи с тем, что данный ГОСТ 21345-78 «Краны конусные, шаровые и цилиндрические на условное давление Ру <= 25 МПа (250 кгс/см кв.). Общие технические условия» утратил силу с 01.04.2008 в соответствии с Приказом Росстандарта от 27.03.2008 № 65-ст и заменен на ГОСТ 21345-2005 «Краны шаровые, конусные и цилиндрические на номинальное давление не более PN 250. Общие технические условия».

Кроме того, согласно позиции 9 Требований поставке и использованию при выполнении работ подлежит трансформатор тока ТТИ-А, соответствующий ГОСТ 7746-2001.

Указанный государственный стандарт также не мог быть использован в документации об аукционе для установления характеристик подлежащий поставке товаров и определения их соответствия потребностям заказчика в связи с тем, что данный ГОСТ 7746-2001 «Трансформаторы тока. Общие технические условия» утратил силу с 01.03.2017 в соответствии с Приказом Росстандарта от 23.06.2016 № 674-ст и заменен на ГОСТ 7746-2015.

Требование заказчика о соответствии поставляемых для выполнения работ товаров положениям государственных стандартов утративших силу не отвечает установленному статьей 33 Закона о контрактной системе правилу об объективном описании объекта закупки.

Таким образом, в действиях заказчика – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки, а именно в установлении требований о соответствии товаров, используемых для выполнения работ, техническим регламентам, стандартам, не предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации (ссылки на недействующие ГОСТ 21345-78 и ГОСТ 7746-2001).

Решая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных заказчиком нарушений, Комиссия Новгородского УФАС России учитывает следующее.

Фактически установленные в Документации наименования показателей и требования к их значениям в отношении кранов шаровых и трансформатора тока не противоречат положениям действующих в настоящее время государственных стандартов на указанную продукцию (ГОСТ 21345-2005 и ГОСТ 7746-2015).

Запросов о даче разъяснений положений документации об аукционе от участников рассматриваемой закупки относительно указания в Документации недействующих ГОСТ, а также относительно содержания инструкции по заполнению заявки, не поступало. На участие в аукционе поступило 8 заявок участников, по результатам электронных торгов НМЦК снижена на 28 % до 20 581 552,80 руб. (протокол проведения электронного аукциона от 24.04.2017 № 1050200000217000002-2).

Таким образом, вследствие отсутствия доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на осуществление закупки, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания об их устранении.

 

Руководствуясь статьями 30, 33, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (443099, г. Самара, ул. Куйбышева, д. 79, 64) на действия заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Маловишерский психоневрологический интернат «Оксочи» при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля, извещение № 1050200000217000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 24.03.2017, необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Маловишерский психоневрологический интернат «Оксочи» нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты осуществления закупки (определения поставщика), не установлено.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Маловишерский психоневрологический интернат «Оксочи».

 

 

Председатель Комиссии И.А. Куриков

 

Члены Комиссии Д.А. Петров

 

С.О. Михайлов

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны