Решение №2172/03 Решение по результатам рассмотрения жалобы о нарушении закон... от 2 мая 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПубликация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством
Заказчику –
ОАУСО «Маловишерский психоневрологический интернат «Оксочи»
и его комиссии по закупкам
Новгородская обл., Маловишерский р-н,
дер. Подгорное, 174283
Оператору электронной площадки –
ЗАО «Сбербанк-АСТ»
ул. Большая Якиманка, д. 23,
г. Москва, 119180
e-mail: ko@sberbank-ast.ru
Участнику закупки (подателю жалобы) –
ООО «Перспектива»
ул. Куйбышева, д. 79, 64,
г. Самара, 443099
исх. № 2172/03 от 02.05.2017
РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
26 апреля 2017 года Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:
Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Петров Д.А. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
Михайлов С.О. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Маловишерский психоневрологический интернат «Оксочи» – ….. (доверенность № б/н от 24.04.2017);
податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» – надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии своих представителей не направил,
рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (443099, г. Самара, ул. Куйбышева, д. 79, 64; далее – ООО «Перспектива») на действия заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Маловишерский психоневрологический интернат «Оксочи» (далее – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи») при осуществлении закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля, извещение № 1050200000217000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 24.03.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
19.04.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Перспектива» на действия заказчика – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» при осуществлении закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля, извещение № 1050200000217000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте 24.03.2017 (начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) – 28 585 490 рублей 00 копеек) (далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из Жалобы следует, что заказчик в нарушение пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе неправомерно установил ограничение участия в закупке, указав что она проводится у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, поскольку НМЦК в данном случае превышает 20 млн. рублей.
В соответствии с возражениями на Жалобу (вх. № 2329 от 24.04.2017 Новгородского УФАС России) заказчик – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» считает Жалобу необоснованной по следующим основаниям.
В извещении и документации о закупке ограничение участия в аукционе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе не установлено.
Заказчик лишь на основании части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе установил требование к подрядчику о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
На рассмотрении Жалобы представитель заказчика – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» поддержал доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В течение марта-апреля 2017 года заказчиком – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля.
Извещение и документация о проведении рассматриваемого аукциона утверждены директором ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» 24.03.2017 (далее – Извещение, Документация).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В данном случае Извещение и Документация не содержат ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
При этом в пункте 11.3 Извещения и 7.3 Документации заказчик установил требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 % от цены контракта.
Таким образом, рассматриваемая закупка не проводится исключительно среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе. Однако на участников рассматриваемого аукциона, не являющихся субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями, распространяется предусмотренное частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе требование о привлечении указанных лиц к исполнению контракта.
При этом в силу пункта 2 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на основании части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе каких-либо ограничений по размеру НМЦК не устанавливается.
Следовательно доводы Жалобы не нашли своего подтверждения.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В данном случае инструкция по заполнению заявки представлена в пункте 10.4 Документации, из содержания которого следует, что она относится к заполнению первой части заявки на участие в аукционе, поскольку описывает правила указания в заявке сведений о товарах, используемых при выполнении работ, являющихся предметом контракта.
Между тем, Приложение № 2 к Документации также содержит инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в закупке.
Таким образом, Документация фактически содержит две инструкции по заполнению заявок участников аукциона, причем отличных по содержанию
При этом между указанными инструкциями имеются противоречия относительно порядка указания в первых частях заявок конкретных показателей товаров, используемых для выполнения работ.
Так, согласно инструкции, содержащейся в пункте 10.4 Документации, «участник закупки в заявке на участие в аукционе указывает конкретные показатели без указания… интервальных значений».
В свою очередь инструкция, установленная в Приложении № 2 к Документации, определяет такой вид показателя как диапазон значений, и указывает на необходимость представления в заявке на участие в аукционе по ряду товарных позиций конкретных диапазонов (т.е. интервалов) значений в отношении характеристик предлагаемых участником закупки товаров.
Указанные обстоятельства создают риск введения участников закупки в заблуждение при подготовке ими первых частей заявок на участие в аукционе и могут повлечь за собой нарушение порядка отбора участников и ограничение доступа к участию в закупке.
Таким образом, в действиях заказчика – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» содержится нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в не установлении в документации об аукционе надлежащей и непротиворечивой инструкции по заполнению заявок участников закупки.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля. При этом согласно пункту 3.2 Документации описание объекта закупки приведено в Приложении № 2 к ней.
Приложение № 2 к Документации устанавливает требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам приобретаемого товара (товара, используемого для выполнения работ или оказания услуг) в виде таблицы из 10 столбцов (далее – Требования).
Согласно позициям №№ 1, 3, 4, 5 Требований при выполнении работ должны быть использованы краны шаровые, соответствующие ГОСТ 21345-78.
Однако, указанный государственный стандарт не мог быть указан заказчиком в документации об аукционе в связи с тем, что данный ГОСТ 21345-78 «Краны конусные, шаровые и цилиндрические на условное давление Ру <= 25 МПа (250 кгс/см кв.). Общие технические условия» утратил силу с 01.04.2008 в соответствии с Приказом Росстандарта от 27.03.2008 № 65-ст и заменен на ГОСТ 21345-2005 «Краны шаровые, конусные и цилиндрические на номинальное давление не более PN 250. Общие технические условия».
Кроме того, согласно позиции 9 Требований поставке и использованию при выполнении работ подлежит трансформатор тока ТТИ-А, соответствующий ГОСТ 7746-2001.
Указанный государственный стандарт также не мог быть использован в документации об аукционе для установления характеристик подлежащий поставке товаров и определения их соответствия потребностям заказчика в связи с тем, что данный ГОСТ 7746-2001 «Трансформаторы тока. Общие технические условия» утратил силу с 01.03.2017 в соответствии с Приказом Росстандарта от 23.06.2016 № 674-ст и заменен на ГОСТ 7746-2015.
Требование заказчика о соответствии поставляемых для выполнения работ товаров положениям государственных стандартов утративших силу не отвечает установленному статьей 33 Закона о контрактной системе правилу об объективном описании объекта закупки.
Таким образом, в действиях заказчика – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки, а именно в установлении требований о соответствии товаров, используемых для выполнения работ, техническим регламентам, стандартам, не предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации (ссылки на недействующие ГОСТ 21345-78 и ГОСТ 7746-2001).
Решая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных заказчиком нарушений, Комиссия Новгородского УФАС России учитывает следующее.
Фактически установленные в Документации наименования показателей и требования к их значениям в отношении кранов шаровых и трансформатора тока не противоречат положениям действующих в настоящее время государственных стандартов на указанную продукцию (ГОСТ 21345-2005 и ГОСТ 7746-2015).
Запросов о даче разъяснений положений документации об аукционе от участников рассматриваемой закупки относительно указания в Документации недействующих ГОСТ, а также относительно содержания инструкции по заполнению заявки, не поступало. На участие в аукционе поступило 8 заявок участников, по результатам электронных торгов НМЦК снижена на 28 % до 20 581 552,80 руб. (протокол проведения электронного аукциона от 24.04.2017 № 1050200000217000002-2).
Таким образом, вследствие отсутствия доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на осуществление закупки, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания об их устранении.
Руководствуясь статьями 30, 33, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (443099, г. Самара, ул. Куйбышева, д. 79, 64) на действия заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Маловишерский психоневрологический интернат «Оксочи» при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля, извещение № 1050200000217000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 24.03.2017, необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Маловишерский психоневрологический интернат «Оксочи» нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты осуществления закупки (определения поставщика), не установлено.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Маловишерский психоневрологический интернат «Оксочи».
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии Д.А. Петров
С.О. Михайлов
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.