Решение №4507/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/54.3-626/2021 по результатам рассмотрения ... от 10 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному  заказчику –

Государственному бюджетному учреждению «Управление капитального строительства Новгородской области»

 

Воскресенский бульвар, д. 3,

Великий Новгород, 173002

 

 

Уполномоченному органу  –

Администрации Губернатора

Новгородской области и его конкурсной комиссии

 

пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

e-mail: info@roseltorg.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «Стройтраст»

 

1-й Смоленский пер, д. 5, стр. 1, этаж/ помещ. 4/1 ком.

г. Москва, 121099

       

Исх. № 4507/03 от 10.08.2021

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/54.3-626/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

05 августа 2021 года                                                                              Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

…– председатель Комиссии, руководитель Управления;

….– член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

….  – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

  • государственного заказчика – Государственного бюджетного учреждения «Управление капитального строительства Новгородской области» (173002, г. Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 3; далее – ГБУ «УКС Новгородской области») – … (доверенность № 13 от 20.04.2021);

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Стройтраст» надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял,

уполномоченный орган - Администрация Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350; далее – Администрация) надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, возражений на жалобу не представил,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Стройтраст» (121099, г. Москва, 1-й Смоленский пер., д. 5, стр. 1, этаж/помещ. 4/1; далее – ООО «Стройтраст») на действия государственного заказчика – ГБУ «УКС Новгородской области») при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией закупки (определении подрядчика) путем проведения открытый конкурс в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции ГОБУЗ «Областной клинический родильный дом» и строительству перехода к ГОБУЗ «Областная детская клиническая больница», по адресу: г. Великий Новгород, ул. Державина, д. 1, извещение № 0150200003921000591  о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 08.07.2021, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.07.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Стройтраст» на действия государственного заказчика – ГБУ «УКС Новгородской области») при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией закупки (определении подрядчика) путем проведения открытый конкурс в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции ГОБУЗ «Областной клинический родильный дом» и строительству перехода к ГОБУЗ «Областная детская клиническая больница», по адресу: г. Великий Новгород, ул. Державина, д. 1, извещение № 0150200003921000591  о проведении которого было размещено на официальном сайте 08.07.2021 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть довода Жалобы сводится к следующему.

Подателем Жалобы оспаривается установленный в документации о проведении открытого конкурса в электронной форме (далее – Конкурсная документация) порядок оценки заявок участников закупки по нестоимостному критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Так податель Жалобы считает, что установленный по вышеуказанному нестоимостному критерию показатель «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема», в рамках которого оценивается исключительно успешно исполненный один государственный контракт (договор), заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог федерального, регионального, муниципального значения  без применения штрафных санкций, и исполненные не ранее чем за 3 (три) года до даты подачи заявки в настоящем конкурсе, нарушает требования законодательства о контрактной системе,  поскольку требование о предоставлении контракта заключенного исключительно в рамках Закона о контрактной системе или Закона о закупках еще и без применения штрафных санкций к данному участнику приводит к ограничению количества участников рассматриваемой закупки.

Кроме того, податель Жалобы считает, что установленное государственным заказчиком  требование к опыту участника, а именно что контракт должен быть исполнен не ранее чем за 3 (три) года до даты подачи заявки в настоящем конкурсе, также приводит к ограничению количества участников рассматриваемой закупки.

2. Государственным заказчиком в конкурсной документации не установлено требование о наличии взносов в компенсационный фонд возмещения вреда, для участников конкурса в электронной форме, являющихся членами саморегулируемой организации.

3. В составе конкурсной документации на официальном сайте государственным заказчиком не размещен том 6 проектно-сметной документации «Проект организации строительства», что делает невозможным по мнению подателя Жалобы выполнение работ в полном соответствии с проектно-сметной документации.  

Государственный заказчик – ГБУ «УКС Новгородской области»  считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее и дополнениях к ним (вх. №№ 6517 от 04.08.2021 и 6574 от 03.08.2021 Новгородского УФАС России Новгородского УФАС России)суть которых сводится к следующему.

1. По мнению государственного заказчика порядок оценки по нестоимостным критериям установлен постановлением Правительства Российской Федерации № 1083 от 28.11.2013. Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо обязательных требований по давности срока исполнения контрактов, предоставляемых в качестве опыта, при проведении открытых конкурсов.   

 2. В соответствии с частью 2 ст. 55.16. Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее-Грк РФ) саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных  частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 4 ст. 55.4. Грк РФ в случае, если не менее чем тридцать членов некоммерческой организации, указанной в части 3 настоящей статьи, подали в саморегулируемую организацию заявления о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, такая некоммерческая организация на основании заявлений указанных членов по решению ее постоянно действующего коллегиального органа управления обязана дополнительно сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств».

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 55.4. Градостроительного кодекса некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии наличие у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном статьей 55.16 настоящего Кодекса.

Таким образом, Заказчиком правомерно установлено требование только к наличию компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств

        3. Пунктом 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (далее – Положение), указана информация, содержащаяся в разделе «Проект организации строительства».

Раздел ПОС содержит общие сведения об объекте капитального строительства, сведения об использовании рабочей силы и по организации работ. При этом, такие сведения дублируются в проектной документации рассматриваемой закупки  в разделах Пояснительная записка (пункт 10 Положения) и разделах применительно к выполнению работ (Схема планировочной организации земельного участка (пункт 12 Положения), Конструктивные и объемно-планировочные решения (пункт 14 Положения), Архитектурные решения и т.д. (пункт 13 Положения)).

            Требования подпунктов «а»-«т2» пункта 23 Положения (текстовая часть раздела ПОС) также изложены в соответствующих разделах проектной документации рассматриваемой закупки, а именно:

            - характеристика района и земельного участка приведена в разделе ПЗУ (листы 1-7 текстовой части раздела ПЗУ проектной документации).

            - схемы транспортной коммуникации, существующих зданий и сооружений, охранные зоны электросетей и газораспределительной сети, приведены в разделе ПЗУ (листы 6-7 текстовой части и листы 1-2 графической части раздела ПЗУ проектной документации).

            - место временного накопления твердыми коммунальными отходами (ЖО) указано на листе 1 графической части раздела Перечень мероприятий по охране окружающей среды.

            - подпункты  «ж», «з», «к», «л», «р», «с», с учетом выполнения работ в сроки сжатые сроки, установленные документацией, определяются подрядчиком самостоятельно.

            - подпункты  «н» и «о»: строительный контроль будет осуществляться заказчиком (ГБУ «УКС Новгородской области» является членом саморегулируемой организации в области строительства), и с ООО «Норма» (разработчик проектной организации) будет заключен договор на ведение авторского надзора. Кроме того, информация об осуществлении строительного контроля заказчика (подрядчик осуществляет строительный контроль (входной контроль) собственными силами, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ № 468 от 21.06.2010)), не включается в проектную документацию.

Помимо этого, раздел ПОС не размещался чтобы не вводить потенциальных участников закупки, подрядчиков в заблуждение с учетом следующего.

В соответствии с разделами 23 и 24 раздела ПОС нормативная продолжительность строительства установлена как 18 месяцев.

Вместе с тем, согласно документации и проекта контракта, срок выполнения работ установлен как «не позднее 20 декабря 2021 года», в связи с выделением средств на выполнение работ только в пределах 2021 года (соглашение о предоставлении субсидии № 60-2021-00100).

Условиями проекта контракта (п. 7.8. контракта) предусмотрена передача Заказчиком в срок не позднее 15 рабочих дней с даты подписания Контракта, по акту приема—передачи 1 экземпляр утвержденной проектной документации.

        Кроме того, на участие в закупке подана одна заявка, то есть участником закупки дано согласие на выполнение работ в соответствии с требованиями Документации.      

Уполномоченный орган – Администрация Губернатора письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В июле-августе 2021 года государственным заказчиком – ГБУ «УКС Новгородской области» и уполномоченным органом – Администрацией осуществляется закупка путем проведения открытого конкура в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции ГОБУЗ «Областной клинический родильный дом» и строительству перехода к ГОБУЗ «Областная детская клиническая больница», по адресу: г. Великий Новгород, ул. Державина, д. 1  (начальная (максимальная) цена контракта – 151 410 000,00 рублей).

Конкурсная документация утверждена директором ГБУ «УКС Новгородской области»….

          1. Довод подателя Жалобы относительно неправомерного установления в Конкурсной документации дополнительного требования по показателю «общее количество исполненных контрактов (договоров)» нестоимостного критерия «Квалификация участника закупки», а именно что предоставляемые участником закупки контракты в рамках подтверждения своего опыта,  должны быть исполнены не ранее чем за 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в рассматриваемом конкурсе, также является несостоятельным, поскольку действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе не предусматривает каких-либо обязательных требований по сроку исполнения контрактов, предоставляемых в качестве подтверждения опыта, при проведении открытых конкурсов, оставляя данные вопросы на усмотрение заказчика, который при этом не должен совершать действий, влекущих необоснованное сокращение участников закупки.

Таким образом, рассматриваемый довод является несостоятельным.

2.Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии с частью 1 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.

Части 12 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ устанавливают требования к минимальным размерам взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена СРО и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена СРО, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров.

В соответствии с частью 1 статьи 55.6 ГрК РФ в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель при условии соответствия таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требованиям, установленным саморегулируемой организацией к своим членам, и уплаты такими лицами в полном объеме взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, если иное не установлено настоящей статьей.

Согласно частями 4, 5 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Положений о получении членами СРО документов, подтверждающих уплату ими взносов в компенсационные фонды, и форму таких документов ГрК РФ не предусматривает.

Таким образом, согласно действующему законодательству о градостроительной деятельности наличие действующей выписки из реестра членов СРО является надлежащим и достаточным подтверждением статуса лица как члена СРО и его права на заключение договоров строительного подряда.

Требование о подтверждении таким лицом также факта уплаты им взносов в компенсационные фонды СРО является излишним и необоснованным.

Пунктами 9.3.1 и 10.4.3 Документации предусмотрены необходимые требования к участникам рассматриваемой закупки о членстве в СРО, имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, и о предоставлении выписки из реестра членов такой СРО.

Данные требования соответствуют положениям ГрК РФ и пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются обоснованными и достаточными для подтверждения права участника закупки на выполнение работ, являющихся предметом аукциона.

Таким образом, Жалоба в данной части является необоснованной.

            3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;

            Пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) (пункты 10, 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Согласно части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 48 ГрК РФ установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно пункту 4 части 12 статьи 48 Грк РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства с учетом особенностей, предусмотренных частью 13 настоящей статьи, включается проект организации строительства объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 13 статьи 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Требования к содержанию разделов проектной документации с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации в части необходимости обеспечения строительства установлены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее – Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее – Постановление № 87).

Согласно пункту 1 Положения настоящее Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:

а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;

б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - строительство).

В соответствии с пунктом 2 Положения  в целях настоящего Положения объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:

а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;

б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);

в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).

Пунктом 3 Положения установлено, что проектная документация состоит из текстовой и графической частей.

Согласно пункту 9 Положения проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 настоящего Положения.

Одним из таких разделов является «Проект организации строительства», который является шестым разделом проектной документации (пункт 23 Положения).

Также, в пункте 23 Положения указано, что проект должен содержать раздел 6 «Проект организации строительства» проектной документации в текстовой и графической части.

Поскольку предметом рассматриваемой закупки является возведение объекта капитального строительства, государственный заказчик - ГБУ «УКС Новгородской области» должен был включить в состав Конкурсной документации проектную документацию по данному объекту.

В составе Конкурсной документации на официальном сайте размещена проектная документация (Приложение № 1), которая также является Приложением № 4 к Проекту контракта.

При этом, на официальном сайте в составе Документации размещено положительное заключение подготовленной проектной документации, выданное ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области».

Как следует из данного заключения, проектная документация представлена в составе, определенном Постановлением № 87, в состав проектной документации входит, в том числе, раздел 6 «Проект организации строительства». При этом, проектная документация получила положительное заключение экспертизы.

Однако, в составе проектной документации, размещенной на официальном сайте, раздел 6 «Проект организации строительства» отсутствует.

Отсутствие в Документации указанного раздела проектной документации свидетельствует о ее неполноте и недостаточной информативности, что может негативно повлиять на принятие участниками аукциона решения об участии в таком конкурсе, а впоследствии осложнить выполнение работ победителем конкурса, который до момента заключения контракта не мог ознакомиться с необходимыми документами и сведениями ввиду их отсутствия на официальном сайте по причине неразмещения. При этом, данный раздел проектной документации в распоряжении заказчика имеется, что подтверждается положительным заключением экспертизы проектной документации. У заказчика отсутствовали какие-либо объективные обстоятельства для неразмещения данного раздела проектной документации на официальном сайте.

 Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГБУ «УКС Новгородской области» содержится нарушение пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в неразмещении на официальном сайте документов (раздела 6 проектной документации «Проект организации строительства»), размещение которых прямо предусмотрено Законом о контрактной системе.

В результате внеплановой проверки установлено следующее.

           1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;

            Пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) (пункты 10, 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Согласно части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 48 ГрК РФ установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно пункту 4 части 12 статьи 48 Грк РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства с учетом особенностей, предусмотренных частью 13 настоящей статьи, включается проект организации строительства объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 13 статьи 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Требования к содержанию разделов проектной документации с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации в части необходимости обеспечения строительства установлены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее – Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее – Постановление № 87).

Согласно пункту 1 Положения настоящее Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:

а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;

б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - строительство).

В соответствии с пунктом 2 Положения  в целях настоящего Положения объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:

а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;

б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);

в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).

Пунктом 3 Положения установлено, что проектная документация состоит из текстовой и графической частей.

Согласно пункту 9 Положения проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 настоящего Положения.

Одним из таких разделов является «Проект организации строительства», который является шестым разделом проектной документации (пункт 23 Положения).

Также, в пункте 23 Положения указано, что должен содержать раздел 6 «Проект организации строительства» проектной документации в текстовой и графической части.

Поскольку предметом рассматриваемой закупки является возведение объекта капитального строительства, государственный заказчик - ГБУ «УКС Новгородской области» должен был включить в состав Конкурсной документации проектную документацию по данному объекту.

В составе Конкурсной документации на официальном сайте размещена проектная документация (Приложение № 1), которая также является Приложением № 4 к Проекту контракта.

При этом, на официальном сайте в составе Документации размещено положительное заключение подготовленной проектной документации, выданное ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области».

Как следует из данного заключения, проектная документация представлена в составе, определенном Постановлением № 87, в состав проектной документации входит, в том числе, раздел 12 «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства». При этом, проектная документация получила положительное заключение экспертизы.

Однако, в составе проектной документации, размещенной на официальном сайте, раздел 12 «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства» отсутствует.

Отсутствие в Документации указанного раздела проектной документации свидетельствует о ее неполноте и недостаточной информативности, что может негативно повлиять на принятие участниками аукциона решения об участии в таком конкурсе, а впоследствии осложнить выполнение работ победителем конкурса, который до момента заключения контракта не мог ознакомиться с необходимыми документами и сведениями ввиду их отсутствия на официальном сайте по причине неразмещения. При этом, данный раздел проектной документации в распоряжении заказчика имеется, что подтверждается положительным заключением экспертизы проектной документации. У заказчика отсутствовали какие-либо объективные обстоятельства для неразмещения данного раздела проектной документации на официальном сайте.

 Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГБУ «УКС Новгородской области» содержится нарушение пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в неразмещении на официальном сайте документов (раздела 12 проектной документации «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства»), размещение которых прямо предусмотрено Законом о контрактной системе.

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

            Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

          Согласно пункту 3.1 Документации предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по реконструкции ГОБУЗ «Областной клинический родильный дом» и строительству перехода к ГОБУЗ «Областная детская клиническая больница», по адресу: г. Великий Новгород, ул. Державина, д. 1.

          В соответствии с частью 4 статьи 110 Закона о контрактной системе результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

       В соответствии с пунктом 1.14 приложения № 3 к Документации (проект контракта) результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГБУ «УКС Новгородской области» содержится нарушении части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требования в пункте 1.14 проекта контракта в соответствии с частью 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе в неактуальной редакции, утратившим законную силу на момент размещения Документации.

            3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги

 

 критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В соответствии с пунктом 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В силу пункта 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается показатель "общая стоимость исполненных контрактов (договоров)".

Подпунктом "а" пункта 27(3) Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько видов контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки.

К таким видам объектов капитального строительства относятся:

- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);

- линейные объекты капитального строительства;

- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;

- объекты культурного наследия.

Таким образом объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов) и особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства относятся к разным видам объектов капитального строительства.

Объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту зданий.       

Следовательно опытом выполнения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки, будет являться именно опыт по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов).

          В пункте 10.4.7 Документации государственным установлено Показатель № 1 подтверждаются наличием за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта(ов) (договора(ов)) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу по следующим видам объектов:

           -объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);

-особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства.

При этом у особо опасным, технически сложным и уникальным объектам капитального строительства относятся в том числе и некоторые линейные объекты, например линии электропередач.

Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГБУ «УКС Новгородской области» содержится нарушении пунктов 1, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требования к опыту участников закупки по выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, тогда как предметом рассматриваемой закупки являются объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов).

Вышеуказанные действия государственного заказчика указывают на наличие в действиях его должностного лица, утвердившего конкурсную документацию, признаков нарушения Закона о контрактной системе.

Решая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении допущенного нарушения, Комиссия Новгородского УФАС России учитывает следующее.

Установленные в действиях государственного заказчика нарушения являются существенными, ограничивают конкуренцию, могут привести к нарушению порядка определения победителя торгов, в связи с чем, требуют устранения путем выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения в Документацию соответствующих изменений.

Руководствуясь статьями 32, 33, 54.3, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, статьей 110.2 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «Стройтраст» (121099, г. Москва, 1-й Смоленский пер., д. 5, стр. 1, этаж/помещ. 4/1; далее – ООО «Стройтраст») на действия государственного заказчика – Государственного бюджетного учреждения «Управление капитального строительства Новгородской области» (173002, г. Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 3) при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350; далее – Администрация) закупки (определении поставщика) путем проведения открытый конкурс в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции ГОБУЗ «Областной клинический родильный дом» и строительству перехода к ГОБУЗ «Областная детская клиническая больница», по адресу: г. Великий Новгород, ул. Державина, д. 1, извещение № 0150200003921000591  о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru  08.07.2021,  частично обоснованной в части  довода № 3.

2. Признать в действиях государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения «Управление капитального строительства Новгородской области» нарушения части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 33, пунктов 1, 8 части 1 статьи 54.3, части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

3. Выдать государственному заказчику – Государственному бюджетному учреждению «Управление капитального строительства Новгородской области», оператору электронной площадки – АО «ЕЭТП» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Государственного бюджетного учреждения «Управление капитального строительства Новгородской области».

 

Председатель Комиссии                                                                               …

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                           …                 

                                                                               

                                                                                                    …           

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны