Решение №2202/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «ФОРЭНЕРГО-ТР... от 4 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

 

исх. № 2202/03 от 04.06.2018

 

Заказчику – АО «Новгородоблэлектро» и его закупочной комиссии

 

ул. Кооперативная, д. 8,

Великий Новгород, 173003

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) – ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД»

 

ул. Нижняя Сыромятническая, д. 11, корп. 2, комн. 2.3,

г. Москва, 105120

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

30 мая 2018 года                                                                                          Великий Новгород

 

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

Михайлова С.О. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Фомин М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

- заказчика – Акционерного общества «Новгородоблэлектро» – …..;

- подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» - …..,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» (105120, г. Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 11, корп. 2, комн. 2.3; далее – ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД») на действия заказчика – Акционерного общества «Новгородоблэлектро» (173003, Великий Новгород, ул. Кооперативная, д. 8; далее – АО «Новгородоблэлектро») при проведении открытого одноэтапного запроса предложений № 162 на право заключения договоров поставки материалов в соответствии с лотами для выполнения работ хозяйственным способом во 2-3 кварталах 2018 года (для субъектов малого и среднего предпринимательства), извещение № 31806447443 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 04.05.2018,

 

УСТАНОВИЛА:

 

21.05.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» на действия заказчика – АО «Новгородоблэлектро» при проведении открытого одноэтапного запроса предложений № 162 на право заключения договоров поставки материалов в соответствии с лотами для выполнения работ хозяйственным способом во 2-3 кварталах 2018 года (для субъектов малого и среднего предпринимательства), извещение № 31806447443 о проведении которого было размещено на официальном сайте 04.05.2018 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» было подано предложение на участие в вышеуказанном запросе предложений. Предложение было направлено в запечатанном конверте с указанием на нем наименования закупки («Открытый одноэтапный запрос предложений № 162 на право заключения договоров поставки материалов в соответствии с лотами для выполнения работ хозяйственным способом во 2-3 кварталах 2018 года») и номера извещения (31806447443).

Конверт был доставлен АО «Новгородоблэлектро» 10.05.2018. При этом согласно извещению о проведении рассматриваемой закупки дата и время окончания приема предложений – 15.05.2018 в 9 часов 00 минут

Однако из содержания протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом одноэтапном запросе предложений от 16.05.2018 № 162-П/1 (далее – Протокол вскрытия конвертов) ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» не обнаружило себя среди участников рассматриваемой закупки.

В результате телефонных переговоров с ответственным должностным лицом заказчика ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» стало известно, что конверт с предложением подателя Жалобы был возвращен отправителю по причине неуказания на нем номера лота, на который подано предложение.

С данным решением заказчика ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» не согласно, поскольку полагает, что конверт был оформлен в строгом соответствии с требованиями документации о закупке, согласно которой на конверте требовалось указать только предмет запроса предложений, а не номер лота.

С учетом вышеизложенного, ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» просит отменить результаты запроса предложений, вскрыть предложение подателя Жалобы и рассмотреть его наряду с прочими участниками закупки.

На рассмотрении Жалобы представитель ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» поддержала ее доводы в полном объеме.

Заказчик – АО «Новгородоблэлектро» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях на нее (исх. № 24/836 от 28.05.2018) и дополнений к ним (вх. № 3095 от 30.05.2018 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.

Предмет запроса предложений, если закупка многолотовая, включает в себя наименование лота, в противном случае определить на участие в каком лоте подано предложение без вскрытия конверта не представляется возможным.

Поскольку на поданном ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» конверте отсутствовало полное наименование предмета запроса предложений, заказчику не было ясно, на какой лот подан конверт. В целях недопущения ограничения конкуренции заказчик принял решение вернуть предложение в адрес отправителя.

Понятие «предмет запроса предложений» включает в себя, в том числе предмет договора, то есть товар, указанный в документации о закупке в разбивке по лотам. Участник закупки подает предложение в отношении определенного лота и в отношении каждого лота заключает договор.

Предложение ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» было незамедлительно на следующий день после его поступления (11.05.2018) направлено обратно подателю Жалобы с целью устранения недочетов и правильного оформления предложения.

На рассмотрении Жалобы представитель заказчика – АО «Новгородоблэлектро» поддержала доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика – АО «Новгородоблэлектро» и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки не проводится, Комиссией Новгородского УФАС России рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Аналогичная позиция изложена в Письме ФАС России от 23.01.2018 № ИА/3655/18 «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг».

Исследовав представленные материалы и заслушав доводы представителей сторон, Комиссия Новгородского УФАС России проходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В данном случае имело место осуществление вышеуказанной закупки заказчиком – АО «Новгородоблэлектро» в соответствии с положениями Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки

В соответствии с вышеуказанной нормой разработан и утвержден решением совета директоров АО «Новгородоблэлектро» (Протокол № 01/12 от 30.12.2011) Стандарт регулирующий деятельность АО «Новгородоблэлектро» в области закупок товаров, работ и услуг (далее – Стандарт), который регламентирует закупочную деятельность АО «Новгородоблэлектро».

Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

В соответствии с главой  10 Стандарта предусмотрен следующий способ закупки – закупка путем проведения запроса предложения.

Согласно части 1 статьи 50 Стандарта в запросе предложений может принять участие любое лицо, своевременно подавшее надлежащим образом оформленное предложение по предмету запроса предложений и документы согласно размещенным на официальном сайте извещению и документации о проведении открытого запроса предложений.

Согласно части 1 статьи 51 Стандарта для участия в запросе предложений любое лицо представляет организатору размещения заказа (лично или через своего представителя) либо посредством почтового отправления, курьерской службы в установленный срок свое предложение, оформленное согласно требованиям, извещения и документации о проведении запроса предложений.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Стандарта предложение подается в запечатанном конверте, на котором указывается следующая информация:

1) наименование и адрес организатора размещения заказа  в соответствии извещением;

2) полное фирменное наименование (фамилия, имя, отчество) участника и его почтовый адрес;

 3) предмет запроса предложений.

Документация по проведению рассматриваемого запроса предложений утверждена генеральным директором АО «Новгородоблэлектро»  Муравиным А.А. 04.05.2018 (далее – Документация).

Подпункт 4.5.3.1 пункта 4.5.3 Документации воспроизводит положения части 1 статьи 52 Стандарта относительно содержания информации, которая указывается на конверте с предложением.

Иных требований к оформлению участниками рассматриваемой закупки своих предложений, указанию иной информации и поясняющих надписей на конвертах Документация не содержит. Извещение о проведении рассматриваемого запроса предложений (далее – Извещение) также не содержит никаких дополнительных требований к оформлению участия в закупке.

Согласно части 1 статьи 11 Стандарта заказчик вправе использовать разделение товаров (работ, услуг) на лоты, в отношении которых в извещении и документации о проведении закупки отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник закупки подает заявку (предложение) в отношении определенного лота и в отношении каждого лота заключает договор.

Согласно Извещению (пункт 2) и Документации (пункт 3 раздела 6 «Информационная карта») предметом договоров заключаемых по итогам рассматриваемой закупки является:

«Поставка материалов для выполнения работ хозяйственным способом во 2-3 кварталах 2018 года:

Лот №1: Опоры

Лот №2 – Зажимы для СИП.

Лот №3 – Кабель.

Лот №4 – Провод».

Таким образом, в данном случае в рамках предмета запроса предложений выделяется 4 лота, каждый из которых имеет свое собственное наименование (предмет договора).

При этом согласно титульному листу Документации, заголовку Извещения, а также информации, размещенной на официальном сайте («Извещение о проведении закупки (в редакции № 1 от 04.05.2018)») наименованием рассматриваемой закупки и, соответственно, обобщенным предметом запроса предложений является:

«Право заключения договоров поставки материалов в соответствии с лотами  для выполнения работ хозяйственным способом во 2-3 кварталах 2018 года (для субъектов малого и среднего предпринимательства)».

Именно вышеприведенное название предмета закупки было отражено на конверте с предложением ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД». Кроме того, подателем Жалобы также был дополнительно указан номер извещения о проведении закупки согласно данным официального сайта (31806447443), что однозначно идентифицировало конкурентную процедуру определения поставщика, в которой желало принять участие ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД».

Вышеприведенные положения Извещения, Документации и Стандарта не обязывают участника запроса предложений указывать на конверте номер и наименование конкретного лота, выделяемого из обобщенного наименования предмета закупки.

При этом из приложенной к Жалобе копии предложения, содержавшегося в конверте, направленном АО «Новгородоблэлектро», следует, что ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» оформило необходимый пакет документов (опись, заявка о подаче предложения, предложение о цене договора, пояснительная записка и т.д.) для участия в рассматриваемой закупке по лоту № 2 (Зажимы для СИП).

Данное обстоятельство подтверждается также тем фактом, что 08.05.2018 на счет АО «Новгородоблэлектро» платежным поручением № 861 от 08.05.2018 (плательщик ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД») поступили денежные средства в размере 56 839,12 руб. с назначением платежа «Внесение обеспечения предложения на участие в открытом одноэтапном запросе предложений № 162 по лоту № 2».

Учитывая изложенное, Комиссия Новгородского УФАС России считает установленным факт подачи ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» необходимых документов на участие в рассматриваемой закупке с соблюдением требований к их оформлению, установленных Извещением, Документацией и Стандартом.

При этом следует отдельно отметить, что, не определяя необходимость указания на конверте с предложением номера лота, заказчик обязывает участников закупки указывать данную информацию в назначении платежа, перечисляемого в качестве обеспечения предложения, что и было сделано подателем Жалобы.

Таким  образом, на момент поступления заказчику конверта с предложением ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» (10.05.2018) АО «Новгородоблэлектро» уже обладало сведениями о перечислении данным участником денежных средств в обеспечения своего участия в закупке по лоту № 2.

Из Протокола вскрытия конвертов, а также пояснений представителя АО «Новгородоблэлектро», данных на рассмотрении Жалобы, следует, что комиссией по закупкам заказчика было проведено одно единое заседание по вскрытию всех конвертов с предложениями на участие в рассматриваемой закупке по всем лотам. При этом независимо от номера лота состав комиссии по закупкам, дата и время начала вскрытия конвертов, место проведения заседания комиссии оставались неизменными.

При таких обстоятельствах Комиссия Новгородского УФАС России не усматривает никакой практической необходимости в указании на конверте с предложением номера и наименования конкретного лота, тем более, что, как уже отмечалось, соответствующих требований к оформлению участия в закупке заказчик не установил.

Согласно части 5 статьи 52 Стандарта предложения, поданные после окончания срока подачи предложений и не принятые организатором размещения заказа, возвращаются участнику в тот же день вместе с описью документов (с отметкой об отказе в приеме) путем вручения их участнику или его уполномоченному представителю под расписку либо путем отправления по почте с уведомлением о вручении.

Иных оснований возвращения конвертов с предложениями без их допуска до процедуры вскрытия Стандарт не предусматривает.

Тем не менее, 11.05.2018 АО «Новгородоблэлектро», не имея необходимых правовых оснований, письмом исх. № 24/727 вернуло в адрес ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» конверт с его предложением на участие в рассматриваемой закупке, оформленный с соблюдением требований, установленных заказчиком в Извещении и Документации. При этом, как пояснила на рассмотрении Жалобы представитель ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД», конверт с предложением в адрес подателя Жалобы до настоящего времени не поступил.

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следовательно, в действиях заказчика – АО «Новгородоблэлектро» содержатся нарушения части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 50 и части 1 статьи 51 Стандарта, выразившиеся в безосновательном непринятии и отказе в допуске к процедуре вскрытия надлежащим образом оформленного конверта с предложением участника закупки.

Таким  образом, Жалоба является обоснованной.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Решая вопрос о необходимости выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения рассматриваемых торгов, Комиссия Новгородского УФАС России исходит из следующего.

В результате неправомерного возвращения предложения подателя Жалобы было необоснованно сокращено количество участников закупки по лоту № 2 (согласно  Протоколу вскрытия конвертов поступило всего два предложения, при этом в дальнейшем один из участников был отстранен по результатам рассмотрения предложений).

ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» было лишено возможности принять участие в конкурентной борьбе за право заключить с АО «Новгородоблэлектро» договор по итогам запроса предложений.

В связи с вышеизложенным имеются достаточные основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц путем отмены (аннулирования) рассматриваемой закупки по лоту № 2.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать жалобу заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» (105120, г. Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 11, корп. 2, комн. 2.3) на действия заказчика – Акционерного общества «Новгородоблэлектро» при проведении открытого одноэтапного запроса предложений № 162 на право заключения договоров поставки материалов в соответствии с лотами для выполнения работ хозяйственным способом во 2-3 кварталах 2018 года (для субъектов малого и среднего предпринимательства), извещение № 31806447443 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 04.05.2018, обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Акционерного общества «Новгородоблэлектро» нарушения части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», части 1 статьи 50 и части 1 статьи 51 Стандарта регулирующего деятельность АО «Новгородоблэлектро» в области закупок товаров, работ и услуг, утвержденного решением совета директоров АО «Новгородоблэлектро» (Протокол № 01/12 от 30.12.2011).

3. Выдать заказчику – Акционерному обществу «Новгородоблэлектро» и его комиссии по закупкам обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений порядка организации, проведения  торгов, обязательных в соответствии законодательством Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                             И.А. Куриков

                    

 

Члены Комиссии                                                                                         С.О. Михайлов

 

                                                                                                                      М.Е. Фомин

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.


зак

Связанные организации

Связанные организации не указаны