Решение №2202/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «ФОРЭНЕРГО-ТР... от 4 июня 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПубликация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.
исх. № 2202/03 от 04.06.2018
Заказчику – АО «Новгородоблэлектро» и его закупочной комиссии
ул. Кооперативная, д. 8,
Великий Новгород, 173003
Участнику закупки (подателю жалобы) – ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД»
ул. Нижняя Сыромятническая, д. 11, корп. 2, комн. 2.3,
г. Москва, 105120
РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии
с законодательством Российской Федерации торгов
30 мая 2018 года Великий Новгород
Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Комиссия) в составе:
Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Михайлова С.О. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Фомин М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- заказчика – Акционерного общества «Новгородоблэлектро» – …..;
- подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» - …..,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» (105120, г. Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 11, корп. 2, комн. 2.3; далее – ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД») на действия заказчика – Акционерного общества «Новгородоблэлектро» (173003, Великий Новгород, ул. Кооперативная, д. 8; далее – АО «Новгородоблэлектро») при проведении открытого одноэтапного запроса предложений № 162 на право заключения договоров поставки материалов в соответствии с лотами для выполнения работ хозяйственным способом во 2-3 кварталах 2018 года (для субъектов малого и среднего предпринимательства), извещение № 31806447443 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 04.05.2018,
УСТАНОВИЛА:
21.05.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» на действия заказчика – АО «Новгородоблэлектро» при проведении открытого одноэтапного запроса предложений № 162 на право заключения договоров поставки материалов в соответствии с лотами для выполнения работ хозяйственным способом во 2-3 кварталах 2018 года (для субъектов малого и среднего предпринимательства), извещение № 31806447443 о проведении которого было размещено на официальном сайте 04.05.2018 (далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Доводы Жалобы сводятся к следующему.
ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» было подано предложение на участие в вышеуказанном запросе предложений. Предложение было направлено в запечатанном конверте с указанием на нем наименования закупки («Открытый одноэтапный запрос предложений № 162 на право заключения договоров поставки материалов в соответствии с лотами для выполнения работ хозяйственным способом во 2-3 кварталах 2018 года») и номера извещения (31806447443).
Конверт был доставлен АО «Новгородоблэлектро» 10.05.2018. При этом согласно извещению о проведении рассматриваемой закупки дата и время окончания приема предложений – 15.05.2018 в 9 часов 00 минут
Однако из содержания протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом одноэтапном запросе предложений от 16.05.2018 № 162-П/1 (далее – Протокол вскрытия конвертов) ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» не обнаружило себя среди участников рассматриваемой закупки.
В результате телефонных переговоров с ответственным должностным лицом заказчика ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» стало известно, что конверт с предложением подателя Жалобы был возвращен отправителю по причине неуказания на нем номера лота, на который подано предложение.
С данным решением заказчика ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» не согласно, поскольку полагает, что конверт был оформлен в строгом соответствии с требованиями документации о закупке, согласно которой на конверте требовалось указать только предмет запроса предложений, а не номер лота.
С учетом вышеизложенного, ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» просит отменить результаты запроса предложений, вскрыть предложение подателя Жалобы и рассмотреть его наряду с прочими участниками закупки.
На рассмотрении Жалобы представитель ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» поддержала ее доводы в полном объеме.
Заказчик – АО «Новгородоблэлектро» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях на нее (исх. № 24/836 от 28.05.2018) и дополнений к ним (вх. № 3095 от 30.05.2018 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.
Предмет запроса предложений, если закупка многолотовая, включает в себя наименование лота, в противном случае определить на участие в каком лоте подано предложение без вскрытия конверта не представляется возможным.
Поскольку на поданном ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» конверте отсутствовало полное наименование предмета запроса предложений, заказчику не было ясно, на какой лот подан конверт. В целях недопущения ограничения конкуренции заказчик принял решение вернуть предложение в адрес отправителя.
Понятие «предмет запроса предложений» включает в себя, в том числе предмет договора, то есть товар, указанный в документации о закупке в разбивке по лотам. Участник закупки подает предложение в отношении определенного лота и в отношении каждого лота заключает договор.
Предложение ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» было незамедлительно на следующий день после его поступления (11.05.2018) направлено обратно подателю Жалобы с целью устранения недочетов и правильного оформления предложения.
На рассмотрении Жалобы представитель заказчика – АО «Новгородоблэлектро» поддержала доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика – АО «Новгородоблэлектро» и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки не проводится, Комиссией Новгородского УФАС России рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.
Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Аналогичная позиция изложена в Письме ФАС России от 23.01.2018 № ИА/3655/18 «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг».
Исследовав представленные материалы и заслушав доводы представителей сторон, Комиссия Новгородского УФАС России проходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В данном случае имело место осуществление вышеуказанной закупки заказчиком – АО «Новгородоблэлектро» в соответствии с положениями Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки
В соответствии с вышеуказанной нормой разработан и утвержден решением совета директоров АО «Новгородоблэлектро» (Протокол № 01/12 от 30.12.2011) Стандарт регулирующий деятельность АО «Новгородоблэлектро» в области закупок товаров, работ и услуг (далее – Стандарт), который регламентирует закупочную деятельность АО «Новгородоблэлектро».
Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В соответствии с главой 10 Стандарта предусмотрен следующий способ закупки – закупка путем проведения запроса предложения.
Согласно части 1 статьи 50 Стандарта в запросе предложений может принять участие любое лицо, своевременно подавшее надлежащим образом оформленное предложение по предмету запроса предложений и документы согласно размещенным на официальном сайте извещению и документации о проведении открытого запроса предложений.
Согласно части 1 статьи 51 Стандарта для участия в запросе предложений любое лицо представляет организатору размещения заказа (лично или через своего представителя) либо посредством почтового отправления, курьерской службы в установленный срок свое предложение, оформленное согласно требованиям, извещения и документации о проведении запроса предложений.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Стандарта предложение подается в запечатанном конверте, на котором указывается следующая информация:
1) наименование и адрес организатора размещения заказа в соответствии извещением;
2) полное фирменное наименование (фамилия, имя, отчество) участника и его почтовый адрес;
3) предмет запроса предложений.
Документация по проведению рассматриваемого запроса предложений утверждена генеральным директором АО «Новгородоблэлектро» Муравиным А.А. 04.05.2018 (далее – Документация).
Подпункт 4.5.3.1 пункта 4.5.3 Документации воспроизводит положения части 1 статьи 52 Стандарта относительно содержания информации, которая указывается на конверте с предложением.
Иных требований к оформлению участниками рассматриваемой закупки своих предложений, указанию иной информации и поясняющих надписей на конвертах Документация не содержит. Извещение о проведении рассматриваемого запроса предложений (далее – Извещение) также не содержит никаких дополнительных требований к оформлению участия в закупке.
Согласно части 1 статьи 11 Стандарта заказчик вправе использовать разделение товаров (работ, услуг) на лоты, в отношении которых в извещении и документации о проведении закупки отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник закупки подает заявку (предложение) в отношении определенного лота и в отношении каждого лота заключает договор.
Согласно Извещению (пункт 2) и Документации (пункт 3 раздела 6 «Информационная карта») предметом договоров заключаемых по итогам рассматриваемой закупки является:
«Поставка материалов для выполнения работ хозяйственным способом во 2-3 кварталах 2018 года:
Лот №1: Опоры
Лот №2 – Зажимы для СИП.
Лот №3 – Кабель.
Лот №4 – Провод».
Таким образом, в данном случае в рамках предмета запроса предложений выделяется 4 лота, каждый из которых имеет свое собственное наименование (предмет договора).
При этом согласно титульному листу Документации, заголовку Извещения, а также информации, размещенной на официальном сайте («Извещение о проведении закупки (в редакции № 1 от 04.05.2018)») наименованием рассматриваемой закупки и, соответственно, обобщенным предметом запроса предложений является:
«Право заключения договоров поставки материалов в соответствии с лотами для выполнения работ хозяйственным способом во 2-3 кварталах 2018 года (для субъектов малого и среднего предпринимательства)».
Именно вышеприведенное название предмета закупки было отражено на конверте с предложением ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД». Кроме того, подателем Жалобы также был дополнительно указан номер извещения о проведении закупки согласно данным официального сайта (31806447443), что однозначно идентифицировало конкурентную процедуру определения поставщика, в которой желало принять участие ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД».
Вышеприведенные положения Извещения, Документации и Стандарта не обязывают участника запроса предложений указывать на конверте номер и наименование конкретного лота, выделяемого из обобщенного наименования предмета закупки.
При этом из приложенной к Жалобе копии предложения, содержавшегося в конверте, направленном АО «Новгородоблэлектро», следует, что ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» оформило необходимый пакет документов (опись, заявка о подаче предложения, предложение о цене договора, пояснительная записка и т.д.) для участия в рассматриваемой закупке по лоту № 2 (Зажимы для СИП).
Данное обстоятельство подтверждается также тем фактом, что 08.05.2018 на счет АО «Новгородоблэлектро» платежным поручением № 861 от 08.05.2018 (плательщик ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД») поступили денежные средства в размере 56 839,12 руб. с назначением платежа «Внесение обеспечения предложения на участие в открытом одноэтапном запросе предложений № 162 по лоту № 2».
Учитывая изложенное, Комиссия Новгородского УФАС России считает установленным факт подачи ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» необходимых документов на участие в рассматриваемой закупке с соблюдением требований к их оформлению, установленных Извещением, Документацией и Стандартом.
При этом следует отдельно отметить, что, не определяя необходимость указания на конверте с предложением номера лота, заказчик обязывает участников закупки указывать данную информацию в назначении платежа, перечисляемого в качестве обеспечения предложения, что и было сделано подателем Жалобы.
Таким образом, на момент поступления заказчику конверта с предложением ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» (10.05.2018) АО «Новгородоблэлектро» уже обладало сведениями о перечислении данным участником денежных средств в обеспечения своего участия в закупке по лоту № 2.
Из Протокола вскрытия конвертов, а также пояснений представителя АО «Новгородоблэлектро», данных на рассмотрении Жалобы, следует, что комиссией по закупкам заказчика было проведено одно единое заседание по вскрытию всех конвертов с предложениями на участие в рассматриваемой закупке по всем лотам. При этом независимо от номера лота состав комиссии по закупкам, дата и время начала вскрытия конвертов, место проведения заседания комиссии оставались неизменными.
При таких обстоятельствах Комиссия Новгородского УФАС России не усматривает никакой практической необходимости в указании на конверте с предложением номера и наименования конкретного лота, тем более, что, как уже отмечалось, соответствующих требований к оформлению участия в закупке заказчик не установил.
Согласно части 5 статьи 52 Стандарта предложения, поданные после окончания срока подачи предложений и не принятые организатором размещения заказа, возвращаются участнику в тот же день вместе с описью документов (с отметкой об отказе в приеме) путем вручения их участнику или его уполномоченному представителю под расписку либо путем отправления по почте с уведомлением о вручении.
Иных оснований возвращения конвертов с предложениями без их допуска до процедуры вскрытия Стандарт не предусматривает.
Тем не менее, 11.05.2018 АО «Новгородоблэлектро», не имея необходимых правовых оснований, письмом исх. № 24/727 вернуло в адрес ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» конверт с его предложением на участие в рассматриваемой закупке, оформленный с соблюдением требований, установленных заказчиком в Извещении и Документации. При этом, как пояснила на рассмотрении Жалобы представитель ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД», конверт с предложением в адрес подателя Жалобы до настоящего времени не поступил.
В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следовательно, в действиях заказчика – АО «Новгородоблэлектро» содержатся нарушения части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 50 и части 1 статьи 51 Стандарта, выразившиеся в безосновательном непринятии и отказе в допуске к процедуре вскрытия надлежащим образом оформленного конверта с предложением участника закупки.
Таким образом, Жалоба является обоснованной.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Решая вопрос о необходимости выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения рассматриваемых торгов, Комиссия Новгородского УФАС России исходит из следующего.
В результате неправомерного возвращения предложения подателя Жалобы было необоснованно сокращено количество участников закупки по лоту № 2 (согласно Протоколу вскрытия конвертов поступило всего два предложения, при этом в дальнейшем один из участников был отстранен по результатам рассмотрения предложений).
ООО «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» было лишено возможности принять участие в конкурентной борьбе за право заключить с АО «Новгородоблэлектро» договор по итогам запроса предложений.
В связи с вышеизложенным имеются достаточные основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц путем отмены (аннулирования) рассматриваемой закупки по лоту № 2.
Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «ФОРЭНЕРГО-ТРЕЙД» (105120, г. Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 11, корп. 2, комн. 2.3) на действия заказчика – Акционерного общества «Новгородоблэлектро» при проведении открытого одноэтапного запроса предложений № 162 на право заключения договоров поставки материалов в соответствии с лотами для выполнения работ хозяйственным способом во 2-3 кварталах 2018 года (для субъектов малого и среднего предпринимательства), извещение № 31806447443 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 04.05.2018, обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика – Акционерного общества «Новгородоблэлектро» нарушения части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», части 1 статьи 50 и части 1 статьи 51 Стандарта регулирующего деятельность АО «Новгородоблэлектро» в области закупок товаров, работ и услуг, утвержденного решением совета директоров АО «Новгородоблэлектро» (Протокол № 01/12 от 30.12.2011).
3. Выдать заказчику – Акционерному обществу «Новгородоблэлектро» и его комиссии по закупкам обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений порядка организации, проведения торгов, обязательных в соответствии законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии С.О. Михайлов
М.Е. Фомин
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
зак