Решение №2284/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «Новплан» от 7 июня 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПубликация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.
Заказчику –
МАОУ «Гимназия № 3»
ул. Зелинского, д. 6,
Великий Новгород, 173016
Оператору электронной площадки –
«Универсальная электронная торговая площадка ESTP.RU»
ул. Садовническая, д.14, стр. 2,
г. Москва, 11 5035
ул. Моховая, д.27-29
г. Санкт-Петербург, 191028
e-mail: support@estp.ru
Участнику закупки
(подателю жалобы) –
ООО «Новплан»
ул. Державина, д. 11, кв.30,
Великий Новгород, 173020
Исх.№2284/03 от 07.06.2018
РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии
с законодательством Российской Федерации торгов
04 июня 2018 года Великий Новгород
Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Комиссия) в составе:
Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Герасимова М.В. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Фомин М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- муниципального заказчика – Муниципального автономного учреждения «Гимназия № 3» – главного бухгалтера «…», также являющегося членом закупочной комиссии;
- податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью «Новплан» - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Новплан» (173020, Великий Новгород, ул. Державина, д. 11; далее – ООО «Новплан») на действия заказчика – Муниципального автономного учреждения «Гимназия № 3» (173025, Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 42; далее – МАОУ «Гимназия № 3») при проведении им закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме по оказанию услуг по организации питания в период летнего отдыха во П квартале 2018 года учащихся МАОУ «Гимназия № 3» в возрасте от 6,5 до 17 лет, извещение № 31806458372 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 08.05.2018,
УСТАНОВИЛА:
17.05.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «Новплан» на действия заказчика – МАОУ ««Гимназия № 3» при проведении им закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме по оказанию услуг по организации питания в период летнего отдыха во П квартале 2018 года учащихся МАОУ «Гимназия № 3» в возрасте от 6,5 до 17 лет, извещение № 31806458372 о проведении которого было размещено на официальном сайте 08.05.2018 (далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Доводы Жалобы сводятся к следующему.
Согласно информации, установленной в извещении о проведении запроса предложений, сформированном средствами официального сайта, срок предоставления документации с «08» мая 2018 года 12 часов 00 минут» по «15» мая 2018 года 13 часов 00 минут», однако 15 мая 2018 года на официальном сайте был опубликован протокол заседания закупочной комиссии № 01/2018 (далее – Протокол), согласно которому комиссией было принято решение отказаться от проведения закупки на основании пункта 2.3 раздела 2 Главы 9 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 3».
Кроме того, в Протоколе содержится недостоверная информация о процедуре не соответствующая действительности, а именно:
- извещение о проведении торгов (код закупки): Е40021;
- дата публикации извещения: 16.05.2017 12:59:48.
Действия заказчика по отмене закупки путем запроса предложений в электронной форме неправомерны по отношению - ООО «Новплан», поскольку привели к ограничению конкуренции, искусственно создали условия для отказа от проведения вышеуказанной закупки
Заказчик – МАОУ «Гимназия № 3» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях на нее (вх. № 2988 от 24.05.2018 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.
В процессе проведения рассматриваемой закупки, заказчиком было установлено, что потребность в данной закупке сформирована некорректно и требует доработки. На основании этого, заказчиком было принято решение отказаться от проведения данной закупки, внести изменения в документацию и в последующем опубликовать новую закупку. Данное пояснение было указано в Протоколе.
Однако, в самом Протоколе заказчиком - МАОУ «Гимназия № 3» были допущены технические ошибки, а именно:
- в пункте 1 Протокола «Информация о процедуре» дата публикации извещения и номер извещения о проведении торгов (код закупки) указаны неверно;
- в подпункте 2.1 пункта 2 Протокола «Решение комиссии» ссылка, на основании которой отменена закупка, указана неверно.
Изменить Протокол заказчик - МАОУ «Гимназия № 3» не имел технической возможности, поскольку функционалом единой информационной системы данное действие не предусмотрено.
Также заказчик – МАОУ «Гимназия № 3» считает, доводы указанные в Жалобе несущественными, поскольку закупка № 31806458372 от 08.05.2018 отменена, а заказчиком опубликовано новое скорректированное извещение № 31806487118 от 17.05.2018.
На рассмотрении Жалобы представитель заказчика – МАОУ «Гимназия № 3» поддержал доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика – МАОУ «Гимназия № 3» и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки не проводится, Комиссией Новгородского УФАС России рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.
Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Аналогичная позиция изложена в Письме ФАС России от 23.01.2018 № ИА/3655/18 «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг».
Исследовав представленные материалы и пояснения представителей одной из сторон, Комиссия Новгородского УФАС России проходит к следующим выводам.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В данном случае имело место осуществление вышеуказанной закупки заказчиком – МАОУ «Гимназия № 3» в соответствии с положениями Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки
В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено наблюдательным советом МАОУ «Гимназия № 3» (Протокол № 28 от 26.03.2016) Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 3» (далее – Положение), которое регламентирует закупочную деятельность МАОУ «Гимназия № 3».
Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, при проведении рассматриваемого запроса предложений МАОУ «Гимназия № 3» должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного положения о закупках (Положения о закупках МАОУ «Гимназия № 3»).
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В соответствии с Главой 10 Положения предусмотрен следующий способ закупки – закупка путем проведения запроса предложения.
08.05.2018 на официальном сайте заказчиком – МАОУ «Гимназия № 3» было размещено извещение № 31806458372 о проведении закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме по оказанию услуг по организации питания в период летнего отдыха во П квартале 2018 года учащихся МАОУ «Гимназия № 3» в возрасте от 6,5 до 17 лет (начальная (максимальная) цена договора – 410 497, 50 рублей).
Состав закупочной комиссии по проведения процедур закупок товаров, работ, услуг для нужд МАОУ «Гимназия № 3» утвержден Приказом МАОУ «Гимназия № 3» № 520 от 03.12.2013 (далее – Приказ № 520).
Согласно пункту 1.1 раздела 1 Главы 10 Положения под запросом предложений понимается процедура закупки, при которой комиссия по осуществлению закупок на основании критериев и порядка оценки, установленных в тексте запроса предложений, определяет участника процедуры закупки, предложившего лучшие условия выполнения договора на поставку продукции (оказание услуг).
В соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 Главы 10 Положения извещение о проведении запроса предложений размещается в единой информационной системе не менее чем за 5 (пять) дней до даты окончания приема предложений.
Согласно пункту 2.3 раздела 2 Главы 10 Положения заказчик вправе в любое время отказаться от проведения запроса предложений, разместив извещение в единой информационной системе не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения запроса предложений.
Согласно сведениям официального сайта датой размещения извещения является 8 мая 2018 года, а датой и временем окончания подачи заявок
- 15 мая 2018 года в 13 часов 00 минут.
Из дополнительных письменных пояснений представленных заказчиком - МАОУ «Гимназия № 3» (вх. № 3128 от 01.06.2018 Новгородского УФАС России) следует что, необходимость внесения изменений в извещение и документацию о проведении данной закупки появилась у заказчика 15 мая 2018 года в 12 часов 00 минут, поскольку существенно увеличилось количество заявлений поданных родителями на пребывание детей в школьном лагере (согласно списку от 07.05.2018 - 125 человек, согласно списку от 15.05.2018 – 145 человек), а также необходимо было скорректировать условия оказания услуг).
Так, в извещение о проведении запроса предложений в электронной форме необходимо было внести следующие изменения и дополнения:
- пункт 4 «Начальная (максимальная) цена договора» - 476177,10 рублей (четыреста семьдесят шесть тысяч сто семьдесят семь рублей 10 копеек);
- пункт 11 «Документы, входящие в состав предложения к участию в запросе предложений» - добавить форму № 6 «Необходимый перечень кухонной посуды в соответствии с СанПином»;
- пункт 17 «Дополнительные требования к участникам процедуры закупки» - добавить пункт 2 «Выполнение требований п.4СанПин 2.4.5.2409-08»;
Также необходимо было внести изменения и дополнения в Техническое задание (Приложение № 3 к документации о проведении запроса предложений в электронной форме):
- пункт 1.6 «Начальная (максимальная) цена договора (с учетом НДС 18%) руб.» - 476177,10 рублей (четыреста семьдесят шесть тысяч сто семьдесят семь) рублей 10 копеек;
- пункт 1.13 «Виды работ по договору и основные технические требования к работам, их объему и качеству» - добавить положение «Организатор питания обязан: доукомплектовать пищеблок Заказчика дополнительно морозильным ларем для мяса и рыбы, морозильным ларем для ягод и овощей замороженных, холодильной камерой для овощей»;
Пункт 3 Проекта договора (Приложение № 1 к документации о проведении запроса предложений в электронной форме) также подлежал изменению, а именно: дополнение подпунктом 3.1.4. «Доукомплектовать пищеблок Заказчика дополнительно морозильным ларем для мяса и рыбы, морозильным ларем для ягод и овощей замороженных, холодильной камерой для овощей».
В Приложение № 1 к проекту договора «Расчет стоимости» необходимо было изменить количество питающихся и количество дето/дней питания.
Учитывая изложенное, 15 мая 2018 года комиссия по закупкам заказчика - МАОУ «Гимназия № 3» приняла решение об отмене вышеуказанной закупки и в 14 часов 51 минуту разместила на официальном сайте Протокол.
Изучив материалы Жалобы и заслушав пояснения представителя заказчика, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу о наличии у МАОУ «Гимназия № 3» по состоянию на 15.05.2018 достаточных оснований для отмены рассматриваемой закупки.
Решение о проведении рассматриваемой закупки и утверждении документации о запросе предложении было принято директором МАОУ «Гимназия № 3» «…».
Согласно Приказу № 520 «…» в состав комиссии по закупкам не входил и Протокол не подписывал.
Однако, как следует из пункта 2.3 раздела 2 Главы 10 Положения решение об отмене закупки принимает непосредственно заказчик, а не его комиссия по закупкам.
Основной функцией Закупочной Комиссии, в соответствии с пунктом 3.11 раздела 3 Главы 2 Положения, является принятие решений в рамках конкретных процедур закупок. Конкретные цели и задачи формирования Закупочной Комиссии, права, обязанности и ответственность членов комиссии, регламент работы Закупочной Комиссии и иные вопросы деятельности Закупочной Комиссии определяется Положением о Закупочной Комиссии, утвержденным решением о создании Закупочной Комиссии.
Как пояснил представитель заказчика - МАОУ «Гимназия № 3» на рассмотрении Жалобы, Положения о Закупочной Комиссии заказчиком не разработано и не утверждено.
Учитывая вышеизложенное, комиссия по закупкам заказчика - МАОУ «Гимназия № 3», не имея для этого достаточных правовых оснований и соответствующих полномочий, приняла неправомерное решение об отмене вышеуказанной закупки.
Таким образом, в действиях комиссии по закупкам заказчика – МАОУ «Гимназия № 3» содержатся нарушения части 1 статьи 2 Закона о закупках, пункта 2.3 Раздела 2 Главы 10 Положения, выразившееся в нарушении порядка отмены закупки путем проведения запроса предложений.
2. Согласно пункту 6.12 Раздела 6 Главы 10 Положения протокол, составляемый по итогам конкурентной закупки, в том числе должен содержать:
-дату подписания протокола;
- наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица) участника закупки, с которым планируется заключить договор (в случае, если по итогам конкурентной закупки определен победитель);
- причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся (в случае, если по итогам конкурентной закупки победитель не определен).
Данный перечень информации, которая должна быть указана в протоколе не является закрытым, следовательно, в протоколе может быть указана иная информация о закупке.
Так в Протоколе, размещенном на официальном сайте в пункте 1 «Информация о процедуре» указано:
- извещение о проведении торгов (код закупки): Е40021;
- дата публикации извещения: 16.05.2017 12:59:48.
В подпункте 2.1 пункта 2 «Решение комиссии» указана ссылка, на основании которой закупочная комиссия заказчика - МАОУ «Гимназия № 3» приняла решение об отмене вышеуказанной закупки, а именно: «на основании пункта 2.3 раздела 2 Главы 9 Положения».
Однако, как следует из извещения № 31806458372 от 08.05.2018, размещенного на официальном сайте:
- извещение о проведении торгов (код закупки): Е63445;
- дата публикации извещения является – 08.05.2018 года.
Указанное заказчиком - МАОУ «Гимназия № 3» основание «пункт 2.3 Раздела 2 Главы 9 Положения» для отмены вышеуказанной закупки, относится к проведению запроса котировок, а не к запросу предложений.
Таким образом, в действиях комиссии по закупкам заказчика – МАОУ «Гимназия № 3» содержатся нарушения части 1 статьи 2 Закона о закупках, подпункта 3 пункта 6.12 Раздела 6 Главы 10 Положения, выразившееся в указании недостоверной информации относительно даты публикации извещения, номера извещение о проведении торгов (код закупки), а также основания для отмены запроса предложений.
Таким образом, Жалоба является обоснованной.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В связи с отменой закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме по оказанию услуг по организации питания в период летнего отдыха во П квартале 2018 года учащихся МАОУ «Гимназия № 3» в возрасте от 6,5 до 17 лет, извещение № 31806458372 о проведении которого было размещено на официальном сайте 08.05.2018, и повторном размещении заказчиком – МАОУ «Гимназия № 3» закупки по оказанию соответствующих услуг по организации питания с учетом вышеизложенных изменений (извещение № 31806487118 от 17.05.2018), необходимых оснований для выдачи предписания у Комиссии Новгородского УФАС не имеется.
Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Новплан» (173020, Великий Новгород, ул. Державина, д. 11) на действия заказчика – Муниципального автономного учреждения «Гимназия № 3» (173025, Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 42; далее – МАОУ «Гимназия № 3») при проведении им закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме по оказанию услуг по организации питания в период летнего отдыха во П квартале 2018 года учащихся МАОУ «Гимназия № 3» в возрасте от 6,5 до 17 лет, извещение № 31806458372 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 08.05.2018, обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии по закупкам заказчика - МАОУ «Гимназия № 3» нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также нарушения пункта 2.3 Раздела 2 Главы 10 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МАОУ «Гимназия № 3», утвержденного Наблюдательным советом МАОУ «Гимназия № 3» (протокол № 28 от 22.03.2016) и подпункта 3 пункта 6.12 Раздела 6 Главы 10 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МАОУ «Гимназия № 3», утвержденного Наблюдательным советом МАОУ «Гимназия № 3» (протокол № 28 от 22.03.2016).
3. Предписание об устранении нарушений порядка организации, проведения торгов, обязательных в соответствии законодательством Российской Федерации не выдавать в связи с повторным размещением заказчиком – МАОУ «Гимназия № 3» закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме по оказанию услуг по организации питания в период летнего отдыха во П квартале 2018 года учащихся МАОУ «Гимназия № 3» в возрасте от 6,5 до 17 лет (извещение № 31806487118 от 17.05.2018).
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии М.В. Герасимова
М.Е. Фомин
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.