Решение №2286/02 Решение по результатам рассмотрения дела № 11 в отношении ОА... от 5 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Открытому акционерному обществу

«Межрегиональная распределительная сетевая

 компания Северо-Запада»                  

                                  пл. Конституции, д. 3, лит. А, г. Санкт-Петербург, 196247

Филиалу Открытого акционерного общества

«Межрегиональная распределительная сетевая

компания Северо-Запада» «Новгородэнерго»

ул. Большая Санкт-Петербургская, д.3,

Великий Новгород, 173001

                                                

<Б…..>

       г. Великий Новгород, 173025

 

<З…..>

    г. Великий Новгород, 173020

 

<П…..>

Великий Новгород, 173018

 

<Ш…..>

 г. Великий Новгород,  173015

 

<Ш…..>

 Новгородский район, Новгородская обл., 173527

 

Исходящий № 2286/02 от 05.05.2015

 

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 11                                                  Великий Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 05 мая 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Пашкова Г.Н. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления  – начальник отдела антимонопольного контроля;

Попович ЛИ. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

Аванесян М.В. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела     антимонопольного контроля;

при участии представителя  ОАО «МРСК Северо-Запада» – Баранова И.И. (доверенность от 19.11.2014 № 53 АА 0402268); заявителей: Замулиной Т.Н., Пригодича А.Н., Шевелева П.В., Шевелева П.В;  представителя заявителя Богдановой Н.М. – Созутова А.Л. (доверенность от 09.10.2014);   рассмотрев дело № 11 по признакам нарушения ОАО «МРСК Северо-Запада» (место нахождения: ул. Соборная, д. 31, г. Гатчина, Ленинградская область, 188350) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции (далее – Закон о защите конкуренции»),

                                            УСТАНОВИЛА:

В Новгородское УФАС России поступили заявления граждан: <З….> от 04.03.2015 вх. № 1619 ,  <Ш….> от 13.03.2015 вх. № 1868, <Б….> от 19.03.2015 вх. № 2067,

<П….> от 08.04.2015 вх. № 2758; <Ш….> 08.04.2015 вх. № 2757 (далее – заявления).

Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – ОАО «МРСК Северо-Запада», Общество, Сетевая организация) заключены договора на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям с <Ш….> от 09.01.2014 № 5780-И/13; с <Б….> от 21.05.2014 65-01189-И/14; с <З….> от 14.07.2014 № 65-03090-И/14; <П….> от 14.10.2013 года № 4500-И/13, <Ш….> № 4502 – И/13 от 14.10.2013 (далее – Договора). В заявлениях граждане указывают на невыполнение ОАО «МРСК Северо-Запада» своих обязанностей по договорам на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения, договор на технологическое присоединение к электрическим сетям должен содержать, в частности, условие о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. 

В соответствии с пунктом 5 Договоров срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

  Таким образом, установленный Правилами технологического присоединения и Договорами срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям электросетевого оборудования заявителей составляет  6 месяцев.

В соответствии с пунктом 1 статьи 433 Гражданского Кодекса РФ, договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Аналогичное правило закреплено  в абзаце 19 пункта 15 Правил технологического присоединения, а также в пункте 22 Договоров.

Договора были подписаны и переданы заявителями в  Сетевую организацию:

<П….> - 16 октября 2013 года,

<Ш….> - 16 октября 2013 года; 

<Ш….> – 4 февраля 2014 года;

<З…..> - 21 июля 2014 года;

<Б…..> - 21 мая 2014.

Соответственно сроки технологического присоединения истекли для заявителей:

<П….> – 16 апреля 2014 года;

<Ш….> – 16 апреля 2014 года;

<Ш….> – 4 августа 2014 года;

<З…..> – 21 января 2015 года;

<Б…..> – 21 ноября 2014 года.

Таким образом, просрочка технологического присоединения Обществом объектов Заявителей составляет от трех месяцев до одного года.

Такая значительная просрочка Обществом выполнения технологического присоединения энергопринимающих объектов Заявителей повлекла ущемление интересов Заявителей. В частности, <Ш…> в своем заявлении указывает, что в связи с отсутствием электроэнергии не может вести строительства жилого дома с использованием электроинструментов, вынужден использовать электрогенератор. <П….> указывает, что из-за отсутствия электрической энергии затягивается строительства дома на участке, также он был вынужден приобрести электрогенератор за 24000 рублей. <Ш….> указывает, что в связи с неисполнением условий договора Сетевой организацией он не имеет возможности начать строительство на участке. <З….> указывает, что не может использовать построенный ею на участке дом для постоянного проживания ввиду отсутствия электроэнергии. <Б….> представлены пояснения к заявлению, в соответствии с которыми ущемление ее интересов заключается в невозможности начать работы по строительству дома и хозяйственных построек, по причине отсутствия электроэнергии на участке.

Из представленных в Управление от ОАО «МРСК Северо-Запада» материалов следует, что имеют место значительные временные разрывы между осуществлением отдельных этапов мероприятий, направленных на технологическое присоединение объектов Заявителей.

В частности, по объекту заявителя <Ш….> в ответе Общества от 03.04.205 исх. № МР2/6/06-00-09-224 представлена следующая хронология осуществления действий по технологическому присоединению объектов заявителей.

Приказ об исполнении договоров на технологическое присоединение № 102 издан 4 февраля 2014 года. Техническое задание согласовано 18 февраля 2014 года. Запрос цен № 1000603010516 проведен 09 апреля 2014 года. Протокол выбора победителя запроса цен составлен 16 апреля 2014 года. В соответствии с данным протоколом победителем является ООО «Горизонт». Договор подряда № 250-02/14 на строительство участка ВЛИ-0,4 кВ от Л-1 СТП-10/0,4 кВ «Сперанская Мыза-1» для электроснабжения н.п. Сперанская Мыза Новгородского района Новгородской области (заявитель <Ш….>)» подписан 23 апреля 2014 года. В соответствии с пунктом 3.2. Договора подряда срок завершения работ – 23 июня 2014 года. Сроком завершения работ Подрядчиком на объекте является дата утверждения Заказчиком акта ввода в эксплуатацию (форма КС-14) по установленной форме после проведения пусковых испытаний.

Акт приемки выполненных работ по вышеназванному договору подряда и акт ввода в эксплуатацию отсутствует. В то же время Общество указывает, что неисполнение сетевой организацией в срок технологического присоединения обусловлено отсутствием подъезда к участку заявителя. Обществом не представлена переписка с ООО «Горизонт» по поводу исполнения договора подряда, нет сведений о понуждении Обществом подрядчика к исполнению вышеназванного договора.

<Ш….> понуждал Общество к исполнению договора на технологическое присоединение к электрическим сетям, в материалах дела имеется копия претензии о невыполнении вышеназванного договора, принятая Обществом 10.12.2014, в которой <Ш….> требует выполнить условия договора в тридцатидневный срок с момента получения Обществом претензии.

В ответе Общества от 15.01.2015 на вышеназванную претензию указывается, что подрядная организация не имела возможности выполнить условия договора подряда, так как отсутствовал проезд на участок Заявителя, и что на сегодняшний день подрядная организация нашла выход из сложившейся ситуации и обещает закончить строительные работы до конца февраля 2015 года.

Документальные подтверждения осуществления иных мероприятий, направленных на технологическое подключение объекта заявителя <Ш….> Обществом не представлены.

По объекту заявителя  <З….> в ответе Общества от 24.03.2015 исх. № МР2/6/06-00-09-201 представлена следующая хронология осуществления действий по технологическому присоединению объекта заявителя к электрическим сетям.

Приказ об исполнении договоров на технологическое присоединение № 651 издан 23 сентября 2014 года. Техническое задание согласовано 31 октября 2014 года.

При этом <З…..> понуждала Общество к выполнению Договора на технологическое присоединение. В частности, 30.10.2014 года ею было написано заявление на имя директора ПО «Ильменские электрические сети» И.Е. Прохорова, с просьбой дать письменные разъяснения по срокам выполнения работ.

В ответе Общества на вышеназванное заявление сообщается, что по состоянию на 14.11.2014 согласовано техническое задание на строительно-монтажные работы. Далее будет осуществлена конкурсная процедура по регламентированным закупкам. По договору с победителем конкурса будет определен срок выполнения строительно-монтажных работ ( в течение 4-х месяцев со дня заключения договора подряда). Ориентировочный срок выполнения – март 2015 года.

В то же время в ответе Общества от 24.03.2015 исх. № МР2/6/06-00-09-201 сообщается, что неисполнение сетевой организацией в срок технологического присоединения энергопринимающих устройств в рамках договора с заявителем <З…..> обусловлено отсутствием источника финансирования и превышения объемов освоения плановых капитальных вложений в филиале. Конкурсная процедура на закупку услуг по разработке проектной документации и на строительство будет проведена после определения источника финансирования.

Документальные подтверждения осуществления иных мероприятий, направленных на технологическое подключение объекта заявителя <З….> Обществом не представлены.

В отношении объекта заявителя  <Б….>. Обществом представлено подготовленное техническое задание, однако отсутствует дата его согласования и утверждения.

В отношении  объектов заявителей <П….> и <Ш….>. Обществом представлено подготовленное техническое задание, однако отсутствует дата его согласования и утверждения.

В материалах дела имеются копии письменных обращений заявителей <П….> и <Ш….> в ОАО «МРСК Северо-Запада» по вопросу исполенения договоров на технологические присоединение к электрическим сетям.

Документальные подтверждения осуществления каких-либо иных мероприятий, направленных на технологическое подключение объектов заявителей <Б….>, <П….>, <Ш….> Обществом не представлены.

Приказом Управления от  09.04.2015 № 78 возбуждено дело № 11 по признакам нарушения ОАО «МРСК Северо-Запада» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Управлением проведен обзор положения Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – ОАО «МРСК Северо-Запада») на рынке услуг по передаче электрической энергии в соответствии с положениями пункта 1.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220.

Поскольку в соответствии с Правилами технологического присоединения, технологическое присоединение энергетических установок к электрическим сетям осуществляется сетевой организацией, следовательно, только сетевая компания может предоставить услуги на рынке по передаче электрической энергии по сетям, принадлежащим этой сетевой компании,  предварительно осуществив технологическое присоединение энергетических установок потребителя к своим сетям.

Таким образом, технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Заменителей услуги по передаче электрической энергии нет.

Таким образом, продуктовые границы товарного рынка могут быть  определены как услуги на рынке по передаче электрической энергии к объектам потребителей электрической энергии.

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии.

Основным видом деятельности ОАО «МРСК Северо-Запада» является оказание услуг по передаче электрической энергии.

 Следовательно, ОАО «МРСК Северо-Запада» является субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической энергии.     

 Согласно пункту 4.5 Порядка географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории. В данном случае, покупателю необходимо осуществить технологическое присоединение своего энергопринимающего оборудования, не подключенного к электрическим сетям ОАО «МРСК Северо-Запада», по месту нахождения этого оборудования с целью последующего получения услуг по передаче электрической энергии, либо купить услуги по передаче электрической энергии по сетям  ОАО «МРСК Северо-Запада» своему энергопринимающему оборудованию, ранее подключенному к указанным сетям. 

Поскольку услуги на рынке по передаче электрической энергии могут оказывать только хозяйствующие субъекты, имеющие в собственности или пользовании такие сети, т.е. субъекты естественных монополий, в соответствии с пунктом 4.3 Порядка при определении географических границ учтены такие особенности предоставления вышеуказанных услуг как наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), возможности покупателя по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).

Деятельность филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» регламентируется Положением о филиале ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго», утвержденным приказом Генерального директора ОАО «МРСК Северо-Запада» от 03.03.2008 № 70.

В структуру филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» входят четыре производственных отделения (далее – ПО), каждое их которых осуществляющих деятельность на территории нескольких муниципальных  районов Новгородской области. В свою очередь, в каждое ПО  входят территории организационных обособленных районов обслуживания электрических сетей (РЭС).

В частности, в состав ПО «Ильменские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» входят шесть районов электрических сетей: Новгородский, Батецкий, Маловишерский, Солецкий, Шимский, Чудовский.

Энергопринимающие устройства располагаются на территории Новгородского района Новгородской области на земельных участках заявителей по адресам:

заявитель <П….> – Новгородский район, Савинское с.п., д. Любитово, кад. № <….>:

заявитель <Ш….> - Новгородский район, Савинское с.п., д. Любитово, кад. № <…>;

заявитель <Ш…..> - Новгородский район, Савинское с.п., д. Сперанская Мыза, кад. № <….>,

заявитель <З….> – Новгородский район, Савинское с.п., д. Дубровка, кад. № <….>;

заявитель <Б….> - Новгородский район, Савинское с.п.,  кад. № <….>.

В рассматриваемом случае, нарушение антимонопольного законодательства совершено в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, то есть в границах территории организационного обособленного района обслуживания электрических сетей  - Новгородского РЭС ПО «Ильменские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго».

Таким образом, в рассматриваемом случае географические границы рынка в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе по услуг по технологическому присоединению, на котором совершено правонарушение, определены как территория организационного обособленного района обслуживания электрических сетей - Новгородского РЭС ПО «Ильменские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго».

На рассмотрении дела заявителями были даны пояснения, подтверждающие ранее изложенные в письменных заявлениях фактические обоснования ущемления их интересов.  Представитель заявителя <Б….> указал, что заявитель неоднократно в Ильменские электрические сети по вопросу исполнения договора на технологическое присоединение, при этом Общество обещало осуществить технологическое подключение, однако не указывало каких-либо конкретных сроков. Согласно пояснениям заявителя <Ш….> проезд к его участку имеется, был непосредственно продемонстрирован представителю подрядной организации, однако до настоящего времени работы подрядчиком не выполнены. Также <Ш….> пояснил, что ущемление его интересов заключается в невозможности ввиду отсутствия электроэнергии осуществить запланированное строительство жилого дома. В подтверждение изложенного  <Ш….> представлена согласованная с Администрацией Сельского поселения схема планировочной организации земельного участка, копия вышеназванной схемы в материалах дела имеется. 

Таким образом, что следует из представленных в Управление заявлений и пояснений Заявителей, данных на рассмотрении дела, во всех случаях Заявители понуждали Общество к исполнению договоров на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Представитель ОАО «МРСК Северо-Запада» на рассмотрении дела дал следующие пояснения. Неосуществление Обществом в срок своих обязанностей по договорам на технологическое присоединение объектов заявителей к электрическим сетям обусловлено отсутствием финансирования в случаях неподключения объектов заявителей: <Б….>, <З….>, <П….>, <Ш….>. Относительно объекта <Ш….> представитель ОАО «МРСК Северо-Запада» подтвердил ранее указанные в ответе Общества на запрос Управления факты о невыполнении подрядной организацией работ по договору подряда  по причине отсутствия подъезда.

Однако данное обстоятельство <Ш….> опровергает и  утверждает обратное. ОАО «МРСК Северо-Запада» со своей стороны заявления подрядчика об отсутствии проезда не проверяло, осмотр местности на предмет наличия проезда к участку заявителя не производило.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «МРСК Северо-Запада», занимая доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в том числе услуг по технологическому присоединению, допустило в отношении заявителей бездействие, ущемив тем самым интересы заявителей.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В действиях (бездействии) Общества имеются признаки нарушения абзаца 2 п.п. б п. 16 Правил в части нарушения, установленного нормативным правовым актом и договором срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям Общества, следствием чего является ущемление интересов заявителей и нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в  действиях (бездействии) ОАО «МРСК Северо-Запада» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «МРСК Северо-Запада» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                             Г.Н. Пашкова

 

Члены Комиссии:                                                                        Л.И. Попович

 

                                                                                                      М.В. Аванесян

 

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны