Решение №3112/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/54.3-420/2021 по результатам рассмотрения ж... от 7 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному  заказчику –

Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор»

 

ул. Славная, д. 55,

Великий Новгород, 173000

 

 

Уполномоченному органу  –

Администрации Губернатора

Новгородской области и его конкурсной комиссии

 

пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Электронные торговые системы» (НЭП)

 

e-mailauditors@etpz.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «Джули»

 

ул. Чапаева, стр. 14, корп. 3, часть пом. 19,

г. Екатеринбург, 620063

 

Исх. №3112/03 от 07.06.2021

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/54.3-420/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

02 июня 2021 года                                                                                     Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

«.,» – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

«..» – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

«..» – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителя государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» – «..» (доверенность № 30 от 11.02.2021) и «.,»(доверенность № 28 от 27.01.2021);

уполномоченный орган – Администрация Губернатора Новгородской области надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направил, ходатайств не заявлял,

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Джули» - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Джули» (620063, г. Екатеринбург, ул. Чапаева, стр. 14, корп. 3, часть пом. 19; далее – ООО «Джули») на действия государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, г. Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее – ГОКУ «Новгородавтодор») при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350; далее – Администрация) закупки (определении поставщика) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения № 49Н-1001 «Красная Гора – Петрово - Морозово» - Ореховно км 0+000 – км 6+200 в Мошенском муниципальном районе Новгородской области., извещение № 0150200003919001157 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 28.04.2021, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

27.05.2021 в Новгородское УФАС России из Федеральной антимонопольной службы поступила жалоба участника закупки – ООО «Джули» на действия государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» при осуществлении им и уполномоченным органом - Администрацией закупки (определении поставщика) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения № 49Н-1001 «Красная Гора – Петрово - Морозово» - Ореховно км 0+000 – км 6+200 в Мошенском муниципальном районе Новгородской области, извещение № 0150200003919001157 о проведении которого было размещено на официальном сайте 28.04.2021 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Подателем Жалобы оспаривается установленный в документации о проведении открытого конкурса в электронной форме (далее – Конкурсная документация) порядок оценки заявок участников закупки по нестоимостному критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Так податель Жалобы считает, что установленный по вышеуказанному нестоимостному критерию показатель «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема», в рамках которого оценивается исключительно успешно исполненный один государственный контракт (договор), заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог федерального, регионального, муниципального значения  без применения штрафных санкций, и исполненные не ранее чем за 3 (три) года до даты подачи заявки в настоящем конкурсе, нарушает требования законодательства о контрактной системе,  поскольку требование о предоставлении контракта заключенного исключительно в рамках Закона о контрактной системе или Закона о закупках еще и без применения штрафных санкций к данному участнику приводит к ограничению количества участников рассматриваемой закупки.

Кроме того, податель Жалобы считает, что установленное государственным заказчиком  требование к опыту участника, а именно что контракт должен быть исполнен не ранее чем за 3 (три) года до даты подачи заявки в настоящем конкурсе, также приводит к ограничению количества участников рассматриваемой закупки.

С учетом вышеизложенного, податель Жалобы просит признать в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» нарушения Закона о контрактной системе и выдать ему обязательное для исполнения предписание об устранении таких нарушений.

Государственный заказчик  – ГОКУ «Новгородавтодор» письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил, на заседании Комиссии по ее рассмотрению представители государственного заказчика  устно пояснили, что содержащийся в пункте 13.5.2 Конкурсной документации порядок оценки заявок по нестоимостному критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в рамках которого установлен показатель «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» и оценивается успешно исполненный один государственный контракт (договор), заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе или Закона о закупках на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог федерального, регионального, муниципального значения  без применения штрафных санкций, и который исполнен не ранее чем за 3 (три) года до даты подачи заявки в настоящем конкурсе соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе, Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее - Правила), а также соответствует потребностям государственного заказчика.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В апреле-июне 2021 года государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» и уполномоченным органом – Администрацией осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения № 49Н-1001 «Красная Гора – Петрово - Морозово» - Ореховно км 0+000 – км 6+200 в Мошенском муниципальном районе Новгородской области  (начальная (максимальная) цена контракта – 47 842 774,69 рублей).

Конкурсная документация утверждена начальником ГОКУ «Новгородавтодор» «»» 29.04.2021.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Государственным заказчиком в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения № 49Н-1001 «Красная Гора – Петрово - Морозово» - Ореховно км 0+000 – км 6+200 в Мошенском муниципальном районе Новгородской области.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Согласно пункту 1 Правил, настоящие правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.

Согласно пункту 4 Правил, в целях настоящих правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 11 Правил, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

В соответствии с пунктом 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

В разделе 13 Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок участников настоящего открытого конкурса в электронной форме:

- «Цена контракта» (стоимостной критерий, величина значимости критерия - 60 %);

- «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (нестоимостной критерий, величина значимости критерия – 40 %).

Согласно пункту 13.5.2 Конкурсной документации, содержание нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки» раскрывает вышеуказанный показатель:

            - Для оценки заявок по критерию «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» используется показатель «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (показатель П), а именно наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения одного государственного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог федерального, регионального, муниципального значения без применения штрафных санкций, рублей.

Таким образом, Конкурсная документация  предусматривает предоставление успешно исполненного контракта, заключенным в рамках законодательства Российской Федерации, регулирующего закупочную деятельность не только в рамках государственных и муниципальных закупок.

Кроме того, Законом о контрактной системе и Законом о закупках регламентирован порядок размещения в реестре договоров сведений и документов о заключенных договорах, что позволяет проверить достоверность информации, содержащейся в заявке участника закупки, в том числе статус приложенного контракта (исполнение, в стадии исполнения, расторжение), в отличии от договоров заключенных в рамках обычной хозяйственной деятельности.

Аналогичные выводы содержатся в Решении ФАС России от 26.03.2021 № КГОЗ-073/21, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2021 № Ф07-16299/2020 по делу № А05-5797/2020 и в Определении Верховного Суда РФ от 01.12.2016 № 303-КГ16-12778 по делу № А59-3392/2015.

При этом, законодательство о контрактной системе  не обязывает заказчика в рамках показателя «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» устанавливать все существующие виды контрактов (договоров) предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное рассматриваемый довод Жалобы является необоснованным.

Довод подателя Жалобы, относительно неправомерного установления в Конкурсной документации дополнительного требования по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия «Квалификация участника закупки», а именно что предоставляемые участником закупки контракты в рамках подтверждения своего опыта,  должны быть исполнены не ранее чем за 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в рассматриваемом конкурсе, также является несостоятельным, поскольку действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе не предусматривает каких-либо обязательных требований по сроку исполнения контрактов, предоставляемых в качестве подтверждения опыта, при проведении открытых конкурсов, оставляя данные вопросы на усмотрение заказчика, который при этом не должен совершать действий, влекущий необоснованное сокращение участников закупки.

Доказательств того, что вышеуказанное требование нарушает права и законные интересы участников закупки, в частности  ООО «Джули» как потенциального участника конкурса, не имеется. 

Таким образом, рассматриваемый довод является несостоятельным.

Вместе с тем, установленное государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» дополнительное требование по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия «Квалификация участника закупки», а именно исполнение участником закупки контрактов без применения штрафных санкций, является неправомерным, нарушает права участников закупки, ставит их в неравное положение, поскольку применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником закупки в составе своей заявки, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту рассматриваемой закупки, но ограничивает возможность такого участника получить максимальное количество баллов по оспариваемому показателю.

 Данная позиция подтверждается Решением ФАС России от 03.12.2020 по делу № 20/44/99/279.

На основании вышеизложенного в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения части 8 статьи 32,  пункта 8 части 1 статьи 54.3  Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» критерия «Квалификация участника закупки», не позволяющего определить лучшие условия исполнения контракта.

 

Установленные в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица, утвердившего Конкурсную документацию, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Установленные в действиях государственного заказчика нарушения являются существенными, неправомерно ограничивают количество участников закупки, могут привести к нарушению порядка определения победителя торгов, в связи с чем требуют устранения путем выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения в Конкурсную документацию соответствующих изменений.

 

Руководствуясь статьями 8, 32, 54.3,  пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Джули» (620063, г. Екатеринбург, ул. Чапаева, стр. 14, корп. 3, часть пом. 19) на действия государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, г. Великий Новгород, ул. Славная, д. 55) при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350) закупки (определении поставщика) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения № 49Н-1001 «Красная Гора – Петрово - Морозово» - Ореховно км 0+000 – км 6+200 в Мошенском муниципальном районе Новгородской области, извещение № 0150200003919001157 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru  28.04.2021, частично обоснованной в части довода относительно неправомерного установления государственным заказчиком требования по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия «Квалификация участника закупки», а именно исполнение участником закупки контрактов без применения штрафных санкций.

  1. Признать в действиях  государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор»  нарушения части 8 статьи 32,  пункта 8 части 1 статьи 54.3  Закона о контрактной системе.
  2.  Выдать государственному заказчику – Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор», уполномоченному органу – Администрации Губернатора Новгородкой области  и его конкурсной комиссии, оператору электронной площадки - АО «Электронные торговые системы» (НЭП), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица  государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор».

 

 

Председатель Комиссии                                                                                         «..»

                                                                                                                     

Члены Комиссии                                                                                                     «..»

                                

                                                                                                                                  «.,»

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны