Решение №4276/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-489/2022 по результатам рассмотрения жал... от 26 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику – МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» и его аукционной комиссии

 

ул. 3 КДО, д. 33,

г. Малая Вишера, Новгородская обл., 174260

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Подателю жалобы – ООО «Здравко»

 

ул. Евсеева, д. 20,

г.о. Раменское, Московская обл., 140108

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/33-489/2022

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

21 сентября 2022 года                                                                                 Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…;

…;

…,         

в присутствии представителей:

заказчик – Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» – надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял, письменных возражений в отношении доводов жалобы не представил;

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Здравко» - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Здравко» (140108, Московская обл., г. Раменское, ул. Евсеева, д. 20; далее – ООО «Здравко») на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» (174260, Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. 3 КДО, д. 33; далее – МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова») при осуществлении им и его аукционной комиссией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку интерактивного оборудования для нужд МАОУ «Гимназия им. Мельникова» г. Малая Вишера, извещение № 1050600003722000007 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 08.09.2022

УСТАНОВИЛА:

 

15.09.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Здравко» на действия заказчика – МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» при осуществлении им и его аукционной комиссией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку интерактивного оборудования для нужд МАОУ «Гимназия им. Мельникова» г. Малая Вишера, извещение № 1050600003722000007 о проведении которого было размещено на официальном сайте 08.09.2022 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

1. В описании объекта закупки (Приложение № 1 к извещению о проведении электронного аукциона; далее – Приложение № 1) наименования закупаемого оборудования и его количество не совпадают с наименованиями и количеством, указанными в обосновании начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) (Приложение № 2 к извещению о проведении аукционе;  далее – Приложение № 2), а также в электронном извещении о проведении рассматриваемого аукциона, сформированном средствами официального сайта. Описание объекта закупки сформировано некорректно, не позволяет потенциальному участнику в полной мере понять, какое именно оборудование необходимо и как сформирована НМЦК:

Наименование закупаемого товара (Приложение № 2 и электронное извещение о проведении рассматриваемого аукциона, сформированное средствами официального сайта)

 

Наименование закупаемого товара

(Приложение № 1)

   

Мобильный компьютерный класс

МФУ лазерное А 4

 

Мобильный компьютерный лингафонный класс

Принтер струйный, цветной

 

Шкаф для хранения ноутбуков с раздающим устройством

Интерактивная панель для образования с мобильной стойкой

 

Оборудование для интерактивного обучения (мобильный класс 15+1)

Интерактивная панель для образования

 

Шкаф для хранения ноутбуков с раздающим устройством

Интерактивный комплект: интерактивная доска, с короткофокусным проектором, крепление, кабель

 

Планшет  ученика с предустановленным ПО

Мобильный класс на базе ноутбуков

 

Ноутбук учителя с предустановленным ПО

Мобильный класс начальной школы в станции

 

Автоматизированное рабочее место ученика

Лингафонный мобильный класс в станции

 

Автоматизированное рабочее место учителя

Мобильный класс на базе планшетов

 

Интерактивный комплекс с вычислительным блоком и креплением

Ноутбук

 

Интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным
Креплением

Ноутбук

 

Документ-камера RIXET DK002

Автоматизированное рабочее место

 

ОКПД 2-26.20.18.000-Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений

Стационарный компьютерный класс на моноблоках

 

ОКПД 2:  26.20.16.160 (Устройства ввода сенсорные) Интерактивный комплект

Документ-камера

 

Мобильная программно-аппаратная платформа интерактивного обучения

   

Мобильная программно-аппаратная платформа интерактивного обучения

   

ОКПД 2-    26.20.18.000-Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений
Характеристики:
Брэнд - CANON

2. Извещение о закупке должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила формирования КТРУ), а также Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).

Товары, закупаемые заказчиком в рамках данной закупки, включены в каталог товаров, работ, услуг (КТРУ), однако, заказчиком не использовано описание объекта закупки, предусмотренное соответствующими позициями КТРУ.

3. На коды ОКПД2 26.20.18.000, 26.12.16.120, 26.30.13.000 распространяются нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 (далее – Постановление № 878) и Приказа Минфина России от 04.06.2018 №126н (далее – Приказ № 126н).

На коды ОКПД 26.20.13.000, 26.20.11.110 распространяются нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 (далее – Постановление № 616).

Заказчик необоснованно объединил в одной закупке товары с различными кодами ОКПД2, попадающие под различные нормативные правовые акты, регламентирующие ограничения по закупке товаров, происходящих из иностранных государств.

Нормативными правовыми актами, регламентирующими применение национального режима, указано, что недопустимо объединение в одну закупку товаров, попадающих под различные ограничительные и запретные меры.

Также, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 (далее – Постановление № 1236) установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Заказчики при закупках программного обеспечения обязаны или установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, или обосновать невозможность соблюдения указанного запрета.

Заказчиком установлено требование о наличии в составе закупаемого оборудования операционных систем (в частности, Microsoft Windows), предустановленного программного обеспечения, различного дополнительного образовательного программного обеспечения.

Однако запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств или обоснование невозможности соблюдения указанного запрета, отсутствуют.

4. Заказчиком в Приложении № 1 приведено указание на товарные знаки закупаемых товаров: документ-камера (RIXET DK002) и принтер (бренд - CANON IX6840) - без указания фразы «или эквивалент», а также обоснования необходимости взаимодействия данных товаров с оборудованием, уже имеющимся у заказчика. Такие требования и указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Также, описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В Приложении № 1 товары документ-камера, принтер, МФУ указаны с конкретными значениями показателей.

5. Проект контракта (Приложение № 3 к извещению о проведении электронного аукциона; далее – Проект контракта) содержит условие о том, что расчеты между заказчиком и поставщиком производятся не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Между тем, Законом о контрактной системе предусмотрено, что оплата поставленного товара осуществляется в срок не более 7 (семи) рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В сентябре 2022 года заказчиком – МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» и его аукционной комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку интерактивного оборудования для нужд МАОУ «Гимназия им. Мельникова» г. Малая Вишера, извещение № 1050600003722000007 о проведении которого было размещено на официальном сайте 08.09.2022 (начальная (максимальная) цена контракта - 19 849 618, 66 рублей).

Извещение о проведении электронного аукциона (далее - Извещение) утверждено … 08.09.2022.

Также, заказчиком средствами официального сайта сформировано электронное извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее – Извещение в электронной форме).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) проект контракта;

6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;

б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;

в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В Извещении заказчиком определен следующий объект рассматриваемой закупки – поставка  интерактивного оборудования для нужд МАОУ «Гимназия им. Мельникова» г. Малая Вишера.

1. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (части 2, 3 статьи 22 Закона о контрактной системе).

Обоснование НМЦК является Приложение № 2 к Извещению и размещено на официальном сайте.

В соответствии с данным приложением, заказчиком при подготовке обоснования НМЦК в адрес хозяйствующих субъектов был направлен запрос о предоставлении коммерческих предложений.

При этом, в соответствии с Приложением № 2 заказчиком были запрошены коммерческие предложений в отношении следующих товаров: МФУ лазерное А4; принтер струйный, цветной; интерактивная панель для образования с мобильной стойкой; интерактивная панель для образования; интерактивный комплект: интерактивная доска, с короткофокусным проектором, крепление, кабель; мобильный класс на базе ноутбуков; мобильный класс начальной школы в станции; лингафонный мобильный класс в станции; мобильный класс на базе планшетов; ноутбук; ноутбук; автоматизированное рабочее место; стационарный компьютерный класс на моноблоках; документ-камера.

Аналогичный перечень требуемых к поставке товаров приведен в Извещении в электронной форме.

Как отмечалось выше, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Описание объекта закупки, а именно перечень требуемых к поставке товаров, их показатели (характеристики) и требования к значениям таких показателей, приведено в Приложении № 1.

При этом, наименования требуемых к поставке товаров, указанных в Приложении № 1, отличны от наименований товаров, приведенных в Извещении в электронной форме и Приложении № 2.

Так, в Приложении № 1 указаны следующие требующиеся к поставке товары: мобильный компьютерный класс; мобильный компьютерный лингафонный класс; шкаф для хранения ноутбуков с раздающим устройством; ноутбук ученика с предустановленным ПО; ноутбук учителя с предустановленным ПО; шкаф для хранения ноутбуков с раздающим устройством; планшет  ученика с предустановленным ПО; ноутбук учителя с предустановленным ПО; автоматизированное рабочее место ученика; автоматизированное рабочее место учителя; интерактивный комплекс с вычислительным блоком и креплением; интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением; документ-камера RIXET DK002; устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений; устройства ввода сенсорные; мобильная программно-аппаратная платформа интерактивного обучения; мобильная программно-аппаратная платформа интерактивного обучения; устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений.

То есть, между различными разделами Извещения (Приложение № 1 и Приложение № 2), Извещением в электронной форме, имеются существенные расхождения в перечне требуемых к поставке товаров. При этом, Приложение № 2 содержит информацию о перечне товаров, в отношении которых заказчиком проводилось обоснование НМЦК.

Подобные противоречия непосредственным образом затрудняют действительное уяснение того, какие именно товары (а также их количество) требуются к поставке и являются действительной потребностью заказчика.

Обоснование наличия такого противоречия заказчиком в материалы Жалобы не представлено.

Следовательно, в действиях заказчика - МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в неоднозначном, противоречивом, некорректном указании в Извещении (Приложения №№ 1, 2), Извещении в электронном виде перечня требующихся к поставке товаров.

В данной части Жалоба является обоснованной.

2. Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Как отмечено выше, требования к значениям показателей требуемых к поставке товаров приведены в Приложении № 1.

В Извещении не указано, что заказчиком при описании объекта закупки использовалось КТРУ («Код КТРУ (при наличии):-»).

В соответствии с пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как следует из части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В развитие данных норм Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ.

Согласно пунктам 2, 3 Правил формирования КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами. Формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок, в том числе путем информационного взаимодействия с иными информационными системами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информационными системами, ведение которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 10 Правил формирования в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (пункт 12 Правил формирования).

Согласно подпункту «а» пункта 13 Правил формирования в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» включаются потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом следующих сведений:

в случае если указанные характеристики имеют количественную оценку, то используются единицы измерения в соответствии с ОКЕИ. При отсутствии в ОКЕИ единицы измерения, в отношении которой уполномоченным органом принято решение о включении в описание товара, работы, услуги, уполномоченный орган направляет в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение ОКЕИ, обращение о включении такой единицы измерения в ОКЕИ. При этом до включения соответствующей единицы измерения в ОКЕИ такая единица измерения включается в описание товара, работы, услуги и считается временным значением;

в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения, в том числе с учетом требований к товару, работе, услуге, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона;

в отношении каждой характеристики, не имеющей количественной оценки, указывается исчерпывающий перечень соответствующих свойств товара, работы, услуги, в том числе с учетом требований к объектам закупки, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:

извещении об осуществлении закупки;

приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);

документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);

контракте;

реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В Приложении № 1 указаны следующие коды ОКПД2 требуемых к поставке товаров: 32.99.53.130; 26.30.13.000; 26.20.16.160; 26.20.18.000.

Аналогичные коды ОКПД2 закупаемых товаров указаны в Извещении в электронной форме.

Согласно сведениями официального сайта, в КТРУ имеются позиций, соответствующие определенным заказчиком кодам ОКПД2. При этом, заказчиком не применены соответствующие позиций КТРУ, что противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.

Более того, в отношении товара документ-камера RIXET DK002 в Приложении № 1 приведено указание на КТРУ (26.30.13.000-00000001), однако, приведенное заказчиком описание данного товара не соответствует данной позиции КТРУ.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» содержится нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, выразившееся в неприменении заказчиком КТРУ.

В данной части Жалоба является обоснованной.

3. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В развитие данных норм приняты, в частности, Постановление № 1236, Постановление № 616, Постановление № 878 и Приказ № 126н.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В пункте 6 Извещения, а также в Извещении в электронной форме заказчиком установлены условия допуска в рамках Приказа № 126н, а также ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 617 (далее – Постановление № 617).

Вместе с тем, заказчиком не было учтено следующее.

3.1. Ряд закупаемых товаров (коды ОКПД2 26.20.18.000, 26.20.16.160, 26.30.13.30) включен в перечень товаров, предусмотренный Постановлением № 878, и не включен в перечень товаров, предусмотренный Постановлением 617. Закупаемые товары, включенные в перечень товаров в рамках Постановления № 617, не включены в перечень товаров по  Постановлению № 878.

Между тем, как отмечено выше, ограничения допуска товаров в рамках Постановления № 878 заказчиком установлены не были.

При этом, пунктом 5 Постановления № 617 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящего постановления; пунктом 7 Постановления № 878 установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.

Таким образом, в нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в рассматриваемом случае заказчиком в один лот неправомерно объединена продукция, подпадающая под действие различных нормативных правовых актов, которые регламентируют применение национального режима при осуществлении закупок.

В данной части Жалоба является обоснованной.

При этом, утверждение подателя Жалобы о том, что при проведении рассматриваемой закупки также закупается товар, на которые распространяются положения Постановления № 616, в ходе рассмотрения Жалобы не нашло подтверждения.

Так, податель Жалобы указывает, что на коды 26.20.13.000 (товар интерактивные комплексы), 26.20.11.110 (товар мобильная программно-интерактивная платформа интерактивного обучения) ОКПД2 распространяются нормы Постановления № 616. Также, податель Жалобы указывает, что верным кодом ОКПД2 для товаров автоматизированное место ученика и автоматизированное место учителя является код 26.20.15.000 ОКПД2.

Между тем, вышеуказанные коды ОКПД2 не приведены заказчиком ни в Извещении (в том числе в Приложении № 1), ни в Извещении в электронной форме.

Доказательств того, что для товара интерактивные комплексы верным является код ОКПД2 26.20.13.000, для товара мобильная программно-интерактивная платформа интерактивного обучения верным является код ОКПД2 26.20.11.110, а для товаров автоматизированное место ученика и автоматизированное место учителя верным является код ОКПД2 26.20.15.000, подателем Жалобы не представлено, участия в рассмотрении Жалобы представители подателя Жалобы не приняли, обоснования данного довода подателем Жалобы не приведено.

Данный довод Жалобы в ходе ее рассмотрения не нашел своего подтверждения.

3.2. Пунктом 2 Постановления № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Также, Постановлением № 1236 предусмотрен порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такое обоснование размещается на официальном сайте одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.

Поскольку в рамках исполнения контракта предполагается поставка товара - программного обеспечения (например: Windows; EliteBoard) – заказчиком должен был быть установлен запрет, предусмотренный Постановлением № 1236.

Между тем, запрет, предусмотренный Постановлением № 1236, в Извещении и в Извещении в электронной форме не установлен; обоснование невозможности соблюдения данного запрета на официальном сайте также не размещено.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержится нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в неприменении заказчиком положений Постановления № 1236.

В данной части Жалоба является обоснованной.

4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Между тем, в нарушение данного требования в Приложении № 1 указаны следующие товары с указанием на конкретные товарные знаки:

- документ-камера RIXET DK002;

- устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений – в отношении данного товара установлен показатель «Брэнд» и следующее требование к его значению – «CANON».

Фраза «или эквивалент» или указание на необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, отсутствуют.

Таким образом, в действиях заказчика - МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном указании в описании объекта закупки конкретных товарных знаков подлежащих поставке товаров.

Данный довод Жалобы является обоснованным.

Вместе с тем, довод подателя Жалобы о том, что заказчиком в Приложении № 1 указаны товары документ-камера, принтер, МФУ указаны с конкретными значениями показателей данных товаров, является необоснованным, поскольку данные действия заказчика не противоречат правилам описания объекта закупки.

Так, согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

5. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если:

1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;

2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;

3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;

4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

В рассматриваемом случае срок оплаты поставленного товара должен составлять не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Между тем, в пункте 2.6 Проекта контракта указано, что расчеты между заказчиком и поставщиком производятся не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, на основании счета на оплату, счет-фактуры (при наличии).

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» содержится нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в Проекте контракта срока оплаты поставленных товаров.

В данной части Жалоба является обоснованной.

Таким образом, Жалоба является обоснованной частично.

Одновременно с рассмотрением Жалобы внеплановая проверка рассматриваемой закупки не проводится в связи с ее проведением в ходе рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Технологии образования» (156012, г. Кострома, ул. Костромская, д. 103а, лит. А; далее – ООО «Технологии образования»), поданной на действия МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» при осуществлении рассматриваемой закупки.

Жалоба ООО «Технологии образования» была признана частично обоснованной, в ходе проведения внеплановой проверки в действиях МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» и его аукционной комиссии были выявлены также иные нарушения, не указанные в жалобе ООО «Технологии образования».

Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки было выдано обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений путем аннулирования торгов.

 

Руководствуясь статьями 7, 14, 23, 31, 33, 34, 42 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Здравко» (140108, Московская обл., г. Раменское, ул. Евсеева, д. 20) на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» (174260, Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. 3 КДО, д. 33) при осуществлении им и его аукционной комиссией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку интерактивного оборудования для нужд МАОУ «Гимназия им. Мельникова» г. Малая Вишера, извещение № 1050600003722000007 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 08.09.2022, частично обоснованной в части доводов жалобы №№ 1, 2, 3 (в части неправомерного объединения в один лот товаров, в отношении которых действуют различные нормативные правовые акты в отношении применения национального режима, а также неприменения положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236), 4 (в части включения в описание объекта закупки конкретных товарных знаков закупаемых товаров), 5.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» нарушения части 3 статьи 7, части 3 статьи 14, части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с его выдачей по итогам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Технологии образования», поданной на действия заказчика - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» при осуществлении им вышеуказанной закупки.

 

Председатель Комиссии                                                                                       …

 

Члены Комиссии                                                                                                    …

                                                                                                                     

                                                                                                                                …

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны