Решение №241/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «Северо-запад... от 28 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Исх. №241/03 от 28.01.2019

Заказчику – Муниципальному унитарному предприятию «Новгородский водоканал»

 

ул. Германа, д. 33,

Великий Новгород, 173003

 

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) -

ООО «Северо-западный регион»

 

ул. Народная, д.8а, оф. 11,

Великий Новгород, 173000

 

 

Участнику закупки (победителю) –

ООО «Алекс-СтройСервис»

 

ул. Нехинская, д. 59б,

Великий Новгород, 173021

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

23 января 2019 года                                                                                    Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, главный  специалист-эксперт Управления;

Михайлов С.О. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,                

в присутствии представителей:

- заказчика – Муниципального унитарного предприятия «Новгородский водоканал» - «……»;

- подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Северо-западный регион» – генерального директора «…..»;

- победитель закупки - Общество с ограниченной ответственностью «Алекс-СтройСервис» надлежащим образом уведомлено времени и месте, представителей на рассмотрение жалобы не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Северо-западный регион» (173000, Великий Новгород, ул. Народная, д.8а, оф. 11; далее – ООО  «Северо-западный регион») на действия котировочной комиссии заказчика – Муниципального унитарного предприятия «Новгородский водоканал» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 33; далее – МУП «Новгородский водоканал») при осуществлении им закупки путем проведения запроса котировок на право заключения контракта на поставку песка 1 класса для производственных нужд МУП «Новгородский водоканал», извещение № 0550600002218000240 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 25.12.2018 (далее – официальный сайт), и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.01.2019 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Северо-западный регион» на действия котировочной комиссии заказчика -  МУП «Новгородский водоканал» при осуществлении им закупки путем проведения запроса котировок на право заключения контракта на поставку песка 1 класса для производственных нужд МУП «Новгородский водоканал», извещение № 0550600002218000240 о проведении которого было размещено на официальном сайте 25.12.2018 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Из Жалобы следует, что ООО «Северо-западный регион» приняло участие в рассматриваемой закупке. Котировочной комиссией заказчика, заявка подателя Жалобы признана несоответствующей требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок (далее - Извещение).

С указанным решением котировочной комиссии ООО «Северо-западный регион» не согласно, поскольку указанные в заявки показатели товара строго соответствовали требованиям Извещения (Технического задания).

На основании изложенного, податель Жалобы просит отменить решение котировочной комиссии об отказе в допуске ООО «Северо-западный регион» к участию в запросе котировок.

На рассмотрении представитель ООО «Северо-западный регион» поддержал доводы Жалобы в полном объеме.

Заказчик – МУП «Новгородский водоканал» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. № 312 от 24.01.2019 Новгородского УФАС России).

ООО «Северо-западный регион» была подана заявка на участие в запросе котировок, которая в качестве характеристики предлагаемого товара (песка) содержала значение показателя – удельная эффективность активности естественных радионуклидов Аэфф до 740 Бк/кг, то есть данный показатель не имеет конкретного значения, а может находиться от 0 до 740  Бк/кг.

Кроме того, на заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что ООО «Северо-западный регион» не была указана конкретная группа песка, предлагаемого к поставке (мелкий или крупный), что также противоречит требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия котировочной комиссии, отклонившей заявку подателя Жалобы, являются законными и обоснованными.

На заседании Комиссии представители заказчика поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В декабре 2018 - январе 2019 года заказчиком – МУП «Новгородский водоканал» осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку песка 1 класса для производственных нужд МУП «Новгородский водоканал», извещение № 0550600002218000240 о проведении которого было размещено на официальном сайте 25.12.2018 (начальная (максимальная) цена контракта – 473 330, 00 рублей).

Извещение о проведении рассматриваемого запроса котировок утверждено заместителем директора по капитальному строительству МУП «Новгородский водоканал» «…..».

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), пункте 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), пунктах 9 - 11 статьи 42 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

 В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчиком – МУП «Новгородский водоканал» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в Извещении определен объект рассматриваемой закупки – поставка песка 1 класса для производственных нужд МУП «Новгородский водоканал».

Согласно Извещению описание объекта закупки содержатся в Техническом задании (Приложении № 1 к Извещению).

В соответствии частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 - 7 (за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона) части 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

Из содержания Протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 15.01.2019 (далее – Протокол) следует, что на участие в аукционе поступило три заявки от участников закупки, заявка участника с порядковым номером 007 (ООО «Северо-западный регион») признана не соответствующей требованиям Извещения, а именно «в заявке не представлены конкретные показатели товара: группа и удельная эффективность активности естественных радионуклидов».

Согласно позиции «Песок» Технического задания заказчиком  была установлена следующая характеристика товара - «Группа» и значение данного показателя – «Средний или мелкий».

Из анализа данного требования к поставляемым товарам следует, что нужно указать один из вариантов значения показателя, так как союз «или» по своему грамматическому смыслу предполагает выбор одной из нескольких альтернатив (в данном случае или средний или мелкий).

При этом, в составе котировочной заявки  участника закупки – ООО «Северо-западный регион»  характеристика поставляемого товара указана как в Техническом задании (аналогичным образом)   «Группа: Мелкий или средний».

То есть, в первой части заявки участника закупки – ООО «Северо-западный регион»  воспроизведены требования заказчика, указанные в Техническом задании. Указанные сведения о товаре, предложенном ООО «Северо-западный регион», нельзя признать конкретными и соответствующими потребностям заказчика, поскольку из содержания заявки данного участника невозможно определить, какую именно группу песка он предлагает к поставке.

Следовательно, заявка участника закупки – ООО «Северо-западный регион»   не соответствовала требованиям, установленным Извещением (Техническим заданием) и пунктом 1 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе.

Таким образом, принятое котировочной комиссией заказчика – МУП «Новгородский водоканал»  решение об отказе в допуске подателя Жалобы к участию в аукционе на основании части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе, является правомерным, а Жалоба необоснованной.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  запроса котировок.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

Как уже указывалось выше, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Как уже указывалось выше, требования к значениям показателей (характеристик) товаров, позволяющие определить их соответствие потребностям заказчика, содержатся в Техническом задании.

По позиции «Песок» Технического задания заказчиком  была установлена следующая характеристика товара – «Удельная эффективность активности естественных радионуклидов – Аэфф. до 740 Бк/кг».

Согласно возражениям на Жалобу и исходя из содержания Протокола заказчиком установлено требование об указании в котировочной заявке конкретного значения данного показателя товара (от 0 до 740 Бк/кг). Так, по причине не указания конкретного (неизменяемого) значения данного показателя были отклонены заявки 2 участников закупки (ООО «Северо-западный регион», ИП Дараселия Н.В.). 

Согласно данным Технического задания песок должен соответствовать ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия».

В соответствии с разделом 4.3 ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия» пескам должна быть дана радиационно-гигиеническая оценка, по результатам которой устанавливают область его применения. Песок в зависимости от значений удельной эффективности применяют:

  • Аэфф до 370 Бк/кг  - во вновь строящихся жилых и общественных зданиях;

- Аэфф св. 370 до 740 Бк/кг – для дорожного строительства в пределах территории населенных пунктов и зон перспективной застройки, а также при возведении производственных зданий и сооружений;

-  Аэфф св. 740 до 1500 Бк/кг – в дорожном строительстве вне населенных пунктов.

Таким образом, по вышеуказанным показателям ГОСТ 8736-2014  не предусматривает их конкретные (неизменяемого) значения.

Согласно пункту 5.4 ГОСТ 8736-2014 при периодических испытаниях песков определяют один раз в год и при каждом изменении свойств разрабатываемой породы истинную плотность зерен, содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, удельную эффективную активность естественных радионуклидов.

Периодический контроль удельной эффективной активности естественных радионуклидов проводят в специализированных лабораториях, аккредитованных в установленном порядке на право проведения гамма-спектрометрических испытаний или в радиационно-метрических лабораториях органов надзора.

Таким образом, указанные в Техническом задании значения показателя по позиции  «Песок» определяются по результатам испытаний каждой партии товара и соответственно не могут быть достоверно известны участнику закупки на момент подачи заявки.

Следовательно, участники рассматриваемой закупки, подавая заявки на участие в ней, руководствуясь требованиями к значениям показателей (характеристик) товаров (материалов), содержащимся в Извещении (Техническом задании), должны указать среди прочего и значения конкретных показателей (характеристик) результатов испытаний определенных партий товара,  по вышеуказанным позициям Технического задания.

Вместе с тем, при установлении заказчиком в извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Письма ФАС России № ИА/44536/16 от 01.07.2016, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

Таким образом, Извещение (Техническое задание) устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в запросе котировок, помимо конкретных показателей поставляемого товара,  также результаты испытаний.

Указанные требования заказчика привело к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при оформлении заявки иметь в наличии товар (материал), предлагаемый к поставке, для представления подробных сведений относительно его технологии производства, результатов его испытания.

Данная информация будет известна только после производства определенной партии товара и проведения ее испытания предприятием-изготовителем или при взятии проб потребителем при приемочном контроле.

Для потенциальных участников закупки, в свою очередь, данная информация станет достоверно известной только при приобретении определенной партии товара, поскольку конкретные значения показателей в отношении разных партий товара могут отличаться в пределах, установленных ГОСТ.

Таким образом, в действиях заказчика – МУП «Новгородский водоканал» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описании заказчиком объекта закупки, влекущем за собой ограничение количества участников запроса котировок.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях заказчика – МУП «Новгородский водоканал» являются существенными, нарушают права и законные интересы участников закупки, повлияли на результаты закупки (отклонены заявки двух из трех участников, запрос котировок не состоялся) что дает основания для выдачи соответствующего предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Руководствуясь статьями 33, 42, 73, 78,  пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Северо-западный регион» (173000, Великий Новгород, ул. Народная, д.8а, оф. 11) на действия котировочной комиссии заказчика – Муниципального унитарного предприятия «Новгородский водоканал» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 33) при осуществлении им закупки путем проведения запроса котировок на право заключения контракта на поставку песка 1 класса для производственных нужд МУП «Новгородский водоканал», извещение № 0550600002218000240 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 25.12.2018, необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального унитарного предприятия «Новгородский водоканал»  нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73  Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику  – Муниципальному унитарному предприятию «Новгородский водоканал» и его котировочной комиссии  обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального унитарного предприятия «Новгородский водоканал».

 

 

Председатель Комиссии                                                                               И.А. Куриков

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                           Д.А. Петров

 

                                                                                                                    С.О. Михайлов           

           

Решение и предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны