Предупреждение №2483/02 Предупреждение № 7 о прекращении действий, которые содержат ... от 24 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

 

ООО «СК «Согласие»

 ул. Гиляровского, д. 42, г. Москва, 129110

 

Северо-Западный региональный филиал ООО «СК «Согласие»

 ул. Тихвинская, д. 10А, г. Великий Новгород, 173001

 

 

Исходящий № 2483/02  от 19.05.2017

 

Предупреждение № 7

о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

19 мая 2017 года                                                             Великий Новгород

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) поступила жалоба страхового акционерного общества «ВСК» (далее - САО «ВСК», заявитель) (вх. № 1874 от 31.03.2017) на действия акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» (далее – АО «СОГАЗ»), общества с ограниченной ответственностью Страховая компания «Согласие» (далее – ООО «СК «Согласие», публичного акционерного общества Страховая компания «Росгосстрах» (далее - ПАО СК «Росгосстрах»), публичного акционерного общества «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» (далее - ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ»),  предоставивших в ходе проведения электронного аукциона  на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств для нужд Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (далее - Управление Росреестра по Новгородской области, заказчик) (извещение № 0150100003417000012 о проведении электронного аукциона размещено 27.02.2017 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет по адресу www.zakupki.gov.ru ) (далее – аукцион) ценовые предложения со значительным снижением начальной (максимальной) цены контракта, не соответствующей нормам действующего законодательства.

Начальная (максимальная) цена контракта на рассматриваемом аукционе составила 133623,11 рублей.

В соответствии с проколом № 0150100003417000012-3 от 20.03.2017 подведения итогов электронного аукциона от участников аукциона поступили следующие предложения по цене контракта: АО «СОГАЗ» (победитель аукциона) - 116668,05 рублей, ООО СК «Согласие» - 117336,17 рублей, ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» - 119328,87 рублей, ПАО СК «Росгосстрах» - 124052,62 рублей, САО «ВСК» 130073, 41 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002  № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее Закон об ОСАГО) страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленных Банком России.

Страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленные Банком России. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя (пункт 6 статьи 9 Закона об ОСАГО).

Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов, а также порядок их применения установлены Указанием Банка России от 19.09.2014 №3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее Указание ЦБ РФ)

Указанием ЦБ РФ установлен порядок расчета страховых премий, предусматривающий применение при расчете суммы страховой премии базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов, значение которых устанавливается в зависимости от ряда обстоятельств, влияющих на степень страхового риска, в том числе, коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - КБМ).

В соответствии с примечанием к пункту 2 Указаний ЦБ РФ сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО.

В разделе III «Техническая часть документации электронного аукциона» аукционной документации заказчика указано, что оказание услуг должно осуществлять в полном соответствии с нормами федерального законодательства об ОСАГО. Применение страховых тарифов, рассчитанных с нарушением нормативных документов, не допускается. Аналогичное требование содержится и в приложении № 1 « Техническое задание» к государственному контракту.

Таким образом, при определении размера страховой премии по государственному контракту страховщики обязаны руководствоваться установленными действующим законодательством страховыми тарифами и коэффициентами, обязательными для применения всеми страховщиками.

Из жалобы заявителя следует, что каждый участник рассматриваемой закупки при определении цены контракта должен был руководствоваться разделом III Технической частью документации электронного аукциона в совокупности с положениями законов и нормативных правовых актов и исходить из того, что тарифы ОСАГО регулируются государством, следовательно, страховые тарифы на конкретное транспортное средство заказчика должны быть применены всеми страховщиками (а также заказчиком, готовившим документацию закупки) для расчета страховой премии одинаковыми (при наличии достоверных сведений страхователя).

Согласно пункта 1.8 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, являющихся приложением №1 к Положению о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России от 19.09.2014 № 431-П, при выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений.

Аукционная документация не содержала сведений о КБМ на транспортные средства. Следовательно, страховщики должны были использовать КБМ только по сведениям, полученным от РСА. Исходя из этого заявитель сделал вывод, что у любого участника была возможность использовать в этой части только одинаковые коэффициенты, необходимые для расчета страховой премии и цена контракта должна была формироваться участниками на основе прилагаемого заказчиком расчета начальной (максимально) цены. САО «ВСК» участвовало в аукционе с ценой 130073,41 рублей, рассчитанной на основании данных заказчика с учетом минимальных ставок страховых тарифов ОСАГО с использованием КБМ, исходя их данных, полученных их АИС РСА. Действия страховых компаний, предложивших меньшую цену, заявитель характеризует как недобросовестную конкуренцию, поскольку такие действия направлены на причинение убытков другим хозяйствующим субъектам – конкурентам на данном рынке в виде упущенной выгоды.

На запрос Управления заказчиком были представлены пояснения от 13.04.2017 № 3092, из которых следует, что определение начальной (максимальной) цены контракта осуществлялось методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании информации, содержащихся к коммерческих предложениях, полученных от страховщиков. В объем предоставляемых Управлению Росреестра по Новгородской области услуг были включены услуги по предоставлению бесплатных юридических консультаций по вопросам ОСАГО в течение срока действия страховых полисов, по закреплению персонального менеджера для решения возникающих вопросов по исполнению контрактов, по круглосуточной диспетчерской службе по сопровождению страховых случаев, по круглосуточному выезду аварийных комиссаров на место аварии на территории Новгородской области, по обеспечению по заявке заказчика бесплатной круглосуточной эвакуации автомобиля с места аварии по всей территории Новгородской области. Таким образом, формирование начальной (максимальной) цены контракта в сумме 133623,11 рублей осуществлялось, в том числе, с учетом вышеуказанных услуг.

ООО СК «Согласие» в пояснениях от 07.04.2017 № 342 и от 20.04.2017 № 21000/00132/691/2017 указало, что снижение цены контракта относительно максимальной цены контракта произведено им в соответствии с Указаниями ЦБ РФ. Расчет цены не прикладывался при подаче заявки на аукционе, так как он не предусмотрен аукционной документацией. Соответственно, в Управление такой расчет также не представлен.

По запросу Управления Российский союз страховщиков (РСА) письмом от 12.05.2017 № И-38239 предоставил сведения из АИС РСА в отношении 25 транспортных средств заказчика, в том числе, сведения о значениях КБМ по действующим и предыдущим договорам ОСАГО.

Руководствуясь Указаниями ЦБ РФ, сведениями, предоставленными Управлению РСА, и применяя минимальную базовую ставку, Управлением произведен расчет минимально возможной суммы страховой премии по указанным заказчиком в аукционной документации 25 транспортным средствам, размер которой составил 118666,55 рублей. Таким образом, ценовые предложения участников аукциона ниже данной суммы, в том числе, ООО «СК «Согласие», заявленные в ходе проведения аукциона с целью одержать победу, не смогут обеспечить выполнение государственного контракта с соблюдением требований действующего законодательства в сфере ОСАГО.

Кроме того, необходимо учитывать, что согласно аукционной документации в объем предоставляемых заказчику услуг включено не только непосредственно  услуги ОСАГО на 25 транспортных средств заказчика, но  и услуги по предоставлению бесплатных юридических консультаций по вопросам ОСАГО в течение срока действия страховых полисов, по закреплению персонального менеджера для решения возникающих вопросов по исполнению контрактов, по круглосуточной диспетчерской службе по сопровождению страховых случаев, по круглосуточному выезду аварийных комиссаров на место аварии на территории Новгородской области, по обеспечению по заявке заказчика бесплатной круглосуточной эвакуации автомобиля с места аварии по всей территории Новгородской области. Таким образом, цена контракта должна формироваться и с учетом оказания страховщиком данных услуг.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

При подаче предложений по цене контакта в ходе проведения электронного аукциона ООО «СК «Согласие» не учитывало невозможность понижения цены контракта ниже размера минимальной суммы страховой премии по транспортным средствам заказчика, рассчитанной с учетом Указаний ЦБ РФ и сведений АИС РСА, что позволило ему предложить цену контракта ниже, чем у остальных участников аукциона, в частности, ПАО «ЭНЕРГОГАРАНТ», ПАО СК «Росгосстрах», САО «ВСК», являющихся конкурентами ООО «СК «Согласие» на рынке оказания услуг ОСАГО в Новгородской области. Такие действия лишают конкурентов возможности вести добросовестную борьбу за победу на электронном аукционе и могут причинить им убытки в виде упущенной выгоды вследствие незаключения контракта.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 указанной статьи).

Принципами обеспечения конкуренции согласно статье 8 Закона о контрактной системе является то, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 указанной статьи). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (часть 2 указанной статьи).

Отступление от указанных принципов участниками закупок, желающих обеспечить себе преимущество перед иными участниками процедуры закупок, полностью исключает конкурентные начала, положенные в основу антимонопольного законодательства (Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции).

Кроме того, согласно ст.10-bis Парижской конвенции («Конвенция по охране промышленной собственности», заключена в Париже 20.03.1883 г.), актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Согласно ст. 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

Таким образом, в действиях ООО «СК «Согласие», предложившего на электронном аукционе цену контракта, не соответствующую требованиям действующего законодательства к страховым тарифам по ОСАГО, содержатся признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

 

В связи с наличием в действиях ООО «СК «Согласие» (г. Москва, ул. Гиляровского, д. 42) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 14.8 Закона о защите конкуренции, Новгородское УФАС России  на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает АО «СОГАЗ» о необходимости прекращения указанных действий путем принятия мер, обеспечивающих прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, а именно:

- производить расчет минимального размера страховой премии при участии во всех торгах на оказание услуг по ОСАГО, в том числе, и в электронных аукционах, проводимых на территории Новгородской области, в соответствии с Указанием ЦБ РФ и на основании достоверных данных из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО, либо информации, указанной страхователем.

- руководствуясь мотивировочной частью настоящего предупреждения, довести (под подпись) до сведения сотрудников ООО «СК «Согласие», в должностные обязанности которых входит расчет и дальнейшая подача ценового предложения для участия в торгах на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории Новгородской области,  о недопущении действий по понижению ценовых предложений ниже минимального размера суммы страховой премии для транспортных средств, соответствующего требованиям действующего законодательства к страховым тарифам по ОСАГО, при участии в торгах на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории Новгородской области.

 

Данное предупреждение подлежит исполнению в срок до 22 июня 2017 года.

О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Управление в течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения, с приложением документальных доказательств.

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

 

ВРИО руководитель Управления                                                     Г.Н. Пашкова

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны