Решение №1040-03 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/05/28-6/2022 от 5 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ООО МКК «ФИНТЕРИКА»

 

ул. Дровяная, д. 6, литер А,

пом. 1-Н, пом. 60, раб. место 1,

г. Санкт-Петербург, 190103

 

 

ИП Платонову Ю.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/05/28-6/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 03 марта 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 05 марта 2022 года.

 

 

  Великий Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел о нарушениях  законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

…..

рассмотрев дело № 053/05/28-6/2022 от 14.01.2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы финансовых услуг по предоставлению займа на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной на уличной территории, прилегающей к д. 55, стр. 1 по ул. Нехинская в Великом Новгороде (пресечение ул. Нехинской и пр. Мира),

в присутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «ФИНТЕРИКА» (ИНН: 7839127177; 190103, г. Санкт-Петербург, ул. Дровяная, д. 6, литер А, пом. 1-н, пом. 60, раб. место 1) – …..

заинтересованного лица – индивидуального предпринимателя Платонова Юрия Вадимовича (ИНН 532105731572) – …..

 

УСТАНОВИЛА:

 

26.11.2021 должностными лицами Новгородского УФАС России на основании подпунктов «б», «г» пункта 2 Положения о государственном надзоре в области рекламы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2012 № 1346, было проведено мероприятие по контролю за соблюдением обязательных требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) на территории Великого Новгорода. Мероприятие по контролю осуществлялось с применением фотоаппарата Canon PowerShot A530 (цветной).

По результатам проведения мероприятия по контролю составлен Акт фиксации факта распространения наружной рекламы от 26.11.2021 и установлено следующее.

На рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной на уличной территории, прилегающей к д. 55, стр. 1 по ул. Нехинская в Великом Новгороде (пресечение ул. Нехинской и пр. Мира), размещена реклама финансовой услуги по предоставлению займа следующего содержания: «АВТОЗАЙМ. Займ до 500.000 рублей. Автомобиль остается у Вас, ПТС у нас. 8 800 770 79 91. 8 (8162) 27 00 37. www.autozaim.org. Остановка ул. Мира/ул. Нехинская».

Указанная реклама содержит одно условие оказания соответствующей услуги, исполненное крупным шрифтом, а именно максимальная сумма займа – 500 000 рублей. Помимо данного условия в рекламе содержится информация, исполненная мелким шрифтом, которая содержит сведения об остальных условиях предоставления услуги, и о лице, оказывающем услугу:

«Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «ФИНТЕРИКА» … Сумма займа от 1 000 до 30 000 рублей (для необеспеченных займов), предельное значение полной стоимости потребительского займа составит 365 % годовых, и от 30 000 до 500 000 рублей (для обеспеченных займов), предельное значение полной стоимости потребительского займа составит 88,081 % годовых. Полная стоимость займа устанавливается с учетом иных условий договора, влияющих на ее величину, в соответствии с ограничениями Банка России. Исполнение денежных обязательств производится единовременным платежом, иные существенные условия сделки согласуются в индивидуальных условиях договора. Срок возврата займов – до 30 дней, включая день предоставления займа для необеспеченных займов, и до 60 дней по обеспеченным займам ... Займы выдаются как без обеспечения, так и под залог имущественных прав на транспортное средство, принадлежащее заемщику … Индивидуальные условия предоставления займа зависят от личности заемщика и его материального положения и определяются индивидуально в отношении каждого заемщика в отдельности, исходя из указанных диапазонов. Общие условия предоставления займов размещены на вэб-сайте Общества https://mkk-finterika.ru».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении и рассчитывается в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Используемый в рекламе шрифт своим размером должен обеспечивать нормальное восприятие потребителем всего содержания преподносимой информации, без дополнительно предпринимаемых усилий по распознаванию и уяснению какой-либо ее части.

Несоразмерность шрифта не должна вести к потере читаемости существенных условий предоставления финансовой услуги, что в свою очередь создает условия для введения потребителей в заблуждение.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой.

В данном случае условия предоставлении финансовой услуги (займа), являющиеся существенной информацией для потребителя, способной обмануть его ожидания, сформированные рекламой, определяющие и влияющие на полную стоимость займа (процентная ставка, сумма и срок займа в зависимости от предоставления его обеспечения),  а также наименование лица, оказывающего такую услугу, представлены мелким, нераспознаваемым шрифтом, нечитаемым на значительном расстоянии.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом (в данном случае максимальная сумма займа), а прочих существенных условий оказания финансовой услуги способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламы и шрифта текста рекламы, а также местоположения рекламоносителя), свидетельствует о ее недобросовестности.

В данном случае принципиальное значение имеет избранный способ распространения рекламы путем ее размещения на значительной высоте от уровня земли на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной на искусственном дорожном сооружении на пересечении ул. Нехинской и пр. Мира в Великом Новгороде. Свободный доступ к данной рекламной конструкции с целью ознакомления со всеми условиями оказания рекламируемой услуги, указанными мелким шрифтом, невозможен, поскольку возможность подхода непосредственно к щиту-билборду отсутствует. Причем ближайшие доступные для потребителей точки на местности, с которых можно воспринимать информацию, размещенную на щите-билборде (пешеходный переход по ул. Нехинская; автобусная остановка пр. Мира/ул. Нехинской), находятся на расстоянии нескольких десятков метров от рекламной конструкции, что делает распознавание и уяснение условий оказания рекламируемой услуги, указанных мелким шрифтом, практически невозможным.

Таким образом, в размещенной на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной на уличной территории, прилегающей к д. 55, стр. 1 по ул. Нехинская в Великом Новгороде (пресечение ул. Нехинской и пр. Мира), рекламе финансовой услуги по предоставлению займа: «АВТОЗАЙМ. Займ до 500.000 рублей. Автомобиль остается у Вас, ПТС у нас» имеются признаки нарушения пунктов 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившегося в умалчивании (указании в неподдающейся восприятию форме) в рекламе по предоставлению займа, содержащей одно условие, влияющее на его стоимость, всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее, а также в отсутствии (указании в неподдающейся восприятию форме) в рекламе финансовой услуги наименования лица, оказывающего эту услугу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из информации, представленной рекламораспространителем рассматриваемой рекламы – индивидуальным предпринимателем Платоновым Юрием Вадимовичем (ИНН 532105731572; далее – ИП Платонов Ю.В.) следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «ФИНТЕРИКА» (ИНН: 7839127177; 190103, г. Санкт-Петербург, ул. Дровяная, д. 6, литер А, пом. 1-н, пом. 60, раб. место 1; далее – ООО МКК «ФИНТЕРИКА»).

Между ИП Платоновым Ю.В. и ООО МКК «ФИНТЕРИКА» заключен Договор № 70 от 01.07.2021 на предоставление рекламных конструкций для размещения рекламных изображений в Великом Новгороде, в рамках которого и осуществлялось размещение рассматриваемой рекламы (далее – Договор).

Согласно пункту 1.1 Договора Заказчик (ООО МКК «ФИНТЕРИКА») поручает, а Исполнитель (ИП Платонов Ю.В.) принимает на себя выполнение комплекса работ и услуг по предоставлению Конструкций-Рекламоносителей для размещения рекламных изображений (плакатов и банеров) Заказчика, а также печати рекламных изображений Заказчика с макета Заказчика.

Пунктом 2.3.4 Договора установлена обязанность Заказчика обеспечить соответствие рекламной информации законодательству РФ.

Макет рекламного изображения предоставлен ИП Платонову Ю.В. ООО МКК «ФИНТЕРИКА» по электронной почте.

Согласно Приложению № 1 к Договору оплата размещения рассматриваемой рекламы на вышеуказанном щите-билборде на территории Великого Новгорода должна была быть произведена ООО МКК «ФИНТЕРИКА» не позднее 30.06.2022. Период размещения рекламы с 01.07.2021 по 31.07.2022.

Высота опоры рекламного щита размером 3 на 6 метров, расположенного по пр. Мира/ул. Нехинская в Великом Новгороде, на котором размещается рассматриваемая реклама, не превышает 4,5 метров от уровня земли.    

Из письменных объяснений ООО МКК «ФИНТЕРИКА» (вх. № 1151 от 01.03.2022 Новгородского УФАС России) по настоящему делу следует, что рекламодатель считает, что нарушений действующего законодательства при распространении рассматриваемой рекламы допущено не было, рассматриваемая реклама соответствует требованиям законодательства.

На рассмотрении дела представитель ООО МКК «ФИНТЕРИКА» поддержал доводы указанных письменных объяснений и дополнительно пояснил, что уточнить все необходимые условия оказания услуги по предоставлению займа возможно в непосредственной близости от места размещения рекламной конструкции, поскольку на  автобусной остановке пр. Мира/ул. Нехинской размещен офис ООО МКК «ФИНТЕРИКА», в котором производится оформление договоров займа.

Также представитель ООО МКК «ФИНТЕРИКА» ходатайствовал о признании малозначительным допущенного рекламодателем нарушения Закона о рекламе, в случае признания самого факта нарушения.

 Исследовав материалы дела и оценив доводы ООО МКК «ФИНТЕРИКА»,  Комиссия приходит к следующим выводам.

Рассматриваемая реклама была направлена на привлечение внимания потенциальных клиентов ООО МКК «ФИНТЕРИКА» к услуге по предоставлению потребительских займов, на продвижение на рынке финансовой деятельности ООО МКК «ФИНТЕРИКА» и увеличение числа его заемщиков. С этой целью в рекламе было указано наиболее привлекательное условие предоставления рекламируемой услуги: максимальная сумма займа – 500 000 рублей.

Однако в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания соответствующих услуг может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

При этом отсутствие в законодательстве о рекламе четкого указания на размер шрифта рекламных надписей не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку это противоречит положениям статьи 5 Закона о рекламе.

Материалами дела, в частности фотографиями, приложенными к Акту фиксации факта распространения наружной рекламы от 26.11.2021, подтверждается, что условия предоставления финансовой услуги, кроме максимальной сумма займа,  представлены в рассматриваемой рекламе мелким, нераспознаваемым шрифтом, нечитаемым на значительном расстоянии.

При этом условие о сумме займа в рекламе распознается отчетливо, в отличие от условий указанных мелким шрифтом.

Таким же мелким, нечитаемым на значительном расстоянии шрифтом в рекламе указано наименование займодавца – ООО МКК «ФИНТЕРИКА», что фактически приводит к невозможности уяснения для потребителей, кем именно оказываются рекламируемые финансовые услуги. 

Вышеизложенные выводы подтверждаются и сложившейся судебной практикой по аналогичным делам, в частности постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013 по делу № А44-2872/2013.

Довод представителя ООО МКК «ФИНТЕРИКА» о том, что в офисе рекламодателя, расположенного рядом с рекламной конструкцией, можно узнать все условия займа, является несостоятельным, постольку необходимая информация об условиях оказания финансовых услуг должна присутствовать в самом тексте рекламы.

Довод о малозначительности совершенного правонарушения подлежит исследованию и оценке при рассмотрении дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и не может быть предметом рассмотрения Комиссией Новгородского УФАС России по настоящему делу о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.

Учитывая все изложенное, в размещенной на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной на уличной территории, прилегающей к д. 55, стр. 1 по ул. Нехинская в Великом Новгороде (пресечение ул. Нехинской и пр. Мира), рекламе финансовой услуги по предоставлению займа: «АВТОЗАЙМ. Займ до 500.000 рублей. Автомобиль остается у Вас, ПТС у нас» содержатся нарушения пунктов 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившиеся в умалчивании (указании в неподдающейся восприятию форме) в рекламе по предоставлению займа, содержащей одно условие, влияющее на его стоимость, всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее, а также в отсутствии (указании в неподдающейся восприятию форме) в рекламе финансовой услуги наименования лица, оказывающего эту услугу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

ООО МКК «ФИНТЕРИКА» самостоятельно приняло решение о размещении данной рекламы на местности таким способом, который, с учетом ее содержания и, соотношения, указанных в ней сведений, исполненных шрифтами разных размеров, не обеспечивает восприятие существенных условий соответствующей услуги и создает угрозу введения в заблуждение потребителей относительно доступности и привлекательности рекламируемого финансового продукта. 

Учитывая изложенное, собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушения частей 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы содержатся в действиях лица, определившего ее содержание, то есть рекламодателя данной ненадлежащей рекламы – ООО МКК «ФИНТЕРИКА».

 При этом в материалах настоящего дела имеются доказательства, прекращения распространения рассматриваемой рекламы (фотографии рекламной конструкции от 24.02.2022, представленные  рекламораспространителем – ИП Платоновым Ю.В., которые свидетельствуют о внесении изменений в содержание рекламы, исключивших вышеуказанные нарушения).

 

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу финансовой услуги по предоставлению займа: «АВТОЗАЙМ. Займ до 500.000 рублей. Автомобиль остается у Вас, ПТС у нас», размещенную в июле 2021 года - феврале 2022 года на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной на уличной территории, прилегающей к д. 55, стр. 1 по ул. Нехинская в Великом Новгороде (пресечение ул. Нехинской и пр. Мира), рекламодателем которой является Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «ФИНТЕРИКА» (ИНН: 7839127177; 190103, г. Санкт-Петербург, ул. Дровяная, д. 6, литер А, пом. 1-н, пом. 60, раб. место 1), поскольку в ней нарушены требования частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением совершенного нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

                                  

          

 

Члены Комиссии

          

 

 

          

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны