Решение №ОВ/1420/23 РЕШЕНИЕ № 053/06/24-143/2023 по результатам рассмотрения жал... от 10 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Заказчику –

ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ»

 

e-mail: t60036@yandex.ru

crb_chudovo@mail.ru

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора Новгородской области и его аукционной комиссии

 

e-mail: zakupki@novreg.ru 

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

e-mail: ko@roseltorg.ru

 

                                                                                                                                    Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «ДРГ БИОМЕД»

 

e-mail: drg@drgspb.ru

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/24-143/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

05 апреля 2023 года                                                                                    Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:

…….

в присутствии представителей заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Чудовская центральная районная больница» - главного врача …., ….. (доверенность № б/н от 31.03.2023);

в отсутствии представителей подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «ДРГ БИОМЕД» и уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области которые надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на рассмотрение не направили, каких-либо ходатайств не заявляли,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ДРГ БИОМЕД» (194156, г. Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 1, лит. А, пом.  28-Н; далее – ООО «ДРГ БИОМЕД», Общество) на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Чудовская центральная районная больница» (174210, Новгородская область, г. Чудово, ул. Косинова, д. 6; далее – ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ») при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее - Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы эндоскопической визуализации, извещение № 0150200003923000299 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 24.03.2023,

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.03.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «ДРГ БИОМЕД» на действия заказчика – ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ» при осуществлении совместно с уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы эндоскопической визуализации, извещение № 0150200003923000299 о проведении которого было размещено на официальном сайте 24.03.2023 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы ООО «ДРГ БИОМЕД» сводится к следующему.

  1. При проведении рассматриваемой закупки заказчиком используется позиция каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) 26.60.12.119-00000374 «Система эндоскопической визуализации» под которым в соответствии со справочной информацией, понимается - комплект работающих от сети (сети переменного тока) устройств, разработанных для получения, передачи и отображения видеоизображений во время проведения эндоскопической процедуры. Как правило, состоит из одного или нескольких видеоэндоскопов, эндоскопической камеры, блока управления камерой, источника света со световыми кабелями, устройства для записи видеоданных, блоков визуализации (иногда с функцией цветокомпенсации) и видеодисплея. Все компоненты, как правило, размещаются/устанавливаются на специальной тележке, которую можно перемещать в различные помещения для проведения осмотра/терапевтических процедур.

Однако, ввиду того, что заказчиком в комплект включены товары, которые не будут работать от сети («медицинская стойка» и «тестер герметичности»), применение указанной выше позиции КТРУ является неправомерным, поскольку закупаемый комплект не будет соответствовать описанию выбранной заказчиком позиции, а именно не будет обеспечиваться работа комплекта от сети устройств.

Кроме того, Общество считает, что входящие в состав комплекта изделия должны закупаться отдельными закупками, дабы исключить искусственное укрупление лота.

При этом, «тестер герметичности» неправомерно включен в описание объекта закупки поскольку не упоминается в таблице № 1 ГОСТ Р 56278-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии. Технические требования для государственных закупок» (далее – ГОСТ Р 56278-2014).

  1. Также Общество считает, что заказчиком также нарушаются требования Постановления Правительства от 19.04.2021 № 620 «О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 620) поскольку закупаемые в рамках закупки изделия не входят в комплект одного производителя и система не имеет регистрационного удостоверения, а система образуется из медицинских изделий, относящихся к разным видам медицинских изделий, в силу Постановления № 620 такие медицинские изделия не могут объединяться в один лот.

На основании вышеизложенного, Общество считает, что описание объекта закупки приводит к ограничению круга участников закупки, в связи с чем, просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик – ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ» согласно представленным письменным возражениям на Жалобу (вх. № 1591-ЭП/23 от 03.04.2023 Новгородского УФАС России), считает ее доводы необоснованными.

При описании объекта закупки заказчик руководствовался ГОСТ Р 56278-2014, в соответствии с примечанием к таблице 1 которого указано, что формируя требования тендерных закупок, заказчик должен руководствоваться задачами предусмотренного применения/назначения ВЭ комплекса в медицинском учреждении. Допускается включение и/или исключение рекомендуемых требований в тендере на закупку ВЭ комплекса, приведенных в таблице 1, по согласованию с заказчиком в соответствии с предусмотренным применением в медицинском учреждении.

Предметом закупки является поставка системы эндоскопической визуализации – комплекса изделий медицинской техники, состоящих из различных взаимосвязанных между собой изделий медицинского назначения, образующих единую целостность, для возможности достижения определенных клинических задач.

Медицинская стойка служит для размещения закупаемых медицинских изделий, благодаря чему изделия можно перемещать в различные помещения для проведения осмотра/терапевтических процедур, без нее у заказчика отсутствует возможность использования закупаемого товара.

Тестер герметичности служит для контроля герметичности медицинских эндоскопов, и является обязательной составляющей для обеспечения требований подпункта 2 пункта 3699 и подпункта 1 пункта 3700 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 «Об утверждении санитарных норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (далее ), аналогичное устройство для отчистки каналов эндоскопа обеспечивает соответствие требованиям подпунктов 1,3 пункта 3699 вышеуказанного СанПиН.

Следовательно, между составляющими лота имеется обязательная функциональная и техническая взаимосвязь и позволяют образовать единую систему, и закупка системы в рамках одной закупки позволит заказчику реализовать принцип эффективности осуществления закупки, поскольку проведение отдельных закупок на каждый элемент системы, приведет к затягиванию процесса начала функционирования системы в учреждении.

Используемая при проведении оспариваемой закупки позиция КТРУ содержит примерный перечень оборудования, входящего в комплекс эндоскопической визуализации.

Присутствующие на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители заказчика поддержала вышеуказанные возражения в полном объеме.

Администрация возражений на Жалобу не представила.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В марте – апреле 2023 заказчиком – ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ» совместно с уполномоченным органом – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы эндоскопической визуализации, извещение № 0150200003923000299 о проведении которого было размещено на официальном сайте 24.03.2023, начальная (максимальна) цена контракта - 4 700 000,00 рублей.

Извещение об электронном аукционе утверждено главным врачом ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ» …. 17.03.2023 (далее- Извещение).

  1. Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования КТРУ, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В пункте 3.1 Извещения заказчиками определен объект рассматриваемой закупки – поставка системы эндоскопической визуализации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 во исполнение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила; Приказ № 145).

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ, утвержденных Постановлением № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.

При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В соответствии с пунктом 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Заказчиком в Извещении в пункте 3.1.1. указан код ОКПД2: 26.60.12.119, в пункте 3.1.2. Извещения код КТРУ 26.60.12.119 – 00000374 «Система эндоскопической визуализации».

Согласно сведениям единой информационной системы (далее – ЕИС) позиция КТРУ 26.60.12.119 – 00000374 «Система эндоскопической визуализации» не содержит описание товара.

Согласно письму Минфина России от 25.08.2020 № 24-06-05/74469 в силу подпункта «д» пункта 10 Правил использования каталога в позицию каталога может включаться справочная информация - коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).

Так, в зависимости от вида товара, работы или услуги в справочную информацию позиций каталога может включаться информация в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 № 4н (далее – Приказ № 4н).

В частности, в справочную информацию позиций каталога по медицинским изделиям включается информация в соответствии с указанной номенклатурной классификацией медицинских изделий: вид медицинского изделия в числовом выражении (код), наименование вида медицинского изделия и классификационные признаки вида медицинского изделия.

Такие классификационные признаки вида медицинского изделия размещаются Минфином России в графе «Описание по классификатору» раздела «Справочная информация» вкладки «Общая информация» позиции каталога в ЕИС.

Минфин России сообщает, что справочная информация (в том числе классификационные признаки вида медицинского изделия) не образует описания товара, работы, услуги в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога обязательному использованию заказчиком.

В рассматриваемом случае, к указанной выше справочной информации, которая не образует описание объекта закупки, по позиции КТРУ 26.60.12.119 – 00000374   относится описание: «Комплект работающих от сети (сети переменного тока) устройств, разработанных для получения, передачи и отображения видеоизображений во время проведения эндоскопической процедуры. Как правило, состоит из одного или нескольких видеоэндоскопов, эндоскопической камеры, блока управления камерой, источника света со световыми кабелями, устройства для записи видеоданных, блоков визуализации (иногда с функцией цветокомпенсации) и видеодисплея. Все компоненты, как правило, размещаются/устанавливаются на специальной тележке, которую можно перемещать в различные помещения для проведения осмотра/терапевтических процедур».

В таком случае (при отсутствии характеристики товара в выбранной заказчиком позиции КТРУ) при формировании описания объекта закупки заказчик должен руководствоваться общими правилами статьи 33 Закона о контрактной системе.

При этом, формирование объекта закупки является правом заказчика, который не должен нарушать запрет, предусмотренный статьей 33 Закона о контрактной системе в части установления требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009 заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Из пункта 3.2 Извещения следует, что описание объекта закупки содержится в приложении № 1 к Извещению (далее – ТЗ).

Согласно ТЗ ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ» закупается «Система эндоскопической визуализации», включающая в себя, среди прочего, стойку медицинскую для аппаратуры и тестер герметичности.

Как следует из ТЗ, при описании стойки медицинской для аппаратуры заказчиком применялся ГОСТ Р 56278-2014, который устанавливает общие требования к подготовке проведения государственных закупок медицинского оборудования (МО): видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии (далее - ВЭ комплексы), предназначенные для диагностики различных заболеваний в организме человека (пункт 1).

ГОСТ Р 56278-2014 содержит примерный состав видеоэндоскопических комплексов и рекомендуемые требования к ним (таблица 1).

Среди приведенных в таблице 1 ГОСТ Р 56278-2014 приборов фигурирует -аппаратная стойка со следующими рекомендуемыми требованиями к ней:

 

Аппаратная стойка

Компактная тележка (высокопрочный пластик или металл)

Количество

Наличие:

Полки для оборудования

Антистатические колеса со стопорами

Выдвижная полка для клавиатуры

Трансформатор с общим тумблером

Держатель ЖК монитора

Держатель гибких эндоскопов

 

Следует отменить, что к указанной таблице ГОСТ Р 5678-2014 имеется примечание следующего содержания:

«1. Формируя требования тендерных закупок, заказчик должен руководствоваться задачами предусмотренного применения/назначения ВЭ комплекса в медицинском учреждении.

  1. Допускается включение и/или исключение рекомендуемых требований в тендере на закупку ВЭ комплекса, приведенных в таблице 1, по согласованию с заказчиком в соответствии с предусмотренным применением в медицинском учреждении».

Таким образом, содержащиеся в таблице 1 указанного ранее ГОСТ требования носят рекомендательный характер, а состав является примерным, при этом при формировании объекта закупку заказчик должен исходить из собственных потребностей, а также из задач предусмотренного применения комплекса в медицинском учреждении.

Пункт 3.7 ГОСТ Р 56278-2014 также содержит определение понятия «принадлежность», под которой понимается - дополнительный компонент, предназначенный для его использования вместе с изделием для:

- обеспечения ПРЕДУСМОТРЕННОГО ПРИМЕНЕНИЯ,

- определенного специального применения,

- облегчения использования изделия,

- расширения функциональных характеристик или

- объединения функций одного изделия с функциями другого изделия».

В качестве такого компонента, в данном случае выступает «Тестер герметичности», который согласно ТЗ служит для проверки герметичности эндоскопа и который должен иметь коннектор для подсоединения к эндоскопу, то есть является функционально и технологически взаимосвязанным с закупаемой системой.

Таким образом, наличие аппаратной стойки и тестера герметичности в Системе эндоскопической визуализации, закупаемой в рамках рассматриваемой закупки, обусловлено положениями ГОСТ Р 56278-2014 и потребностями заказчика с учетом специфики его деятельности и эффективного использования бюджетных средств, что не противоречит применяемой заказчиком – ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ» позиции КТРУ 26.60.12.119 – 00000374.

Кроме того, наличие в КТРУ указанной выше позиции позволяет осуществлять закупку именно системы эндоскопической визуализации, а не отдельных ее частей.

О том, что в рамках рассматриваемой закупки заказчиком приобретается именно система эндоскопической визуализации, а не отдельные ее части, также следует из проекта контракта, являющегося приложением № 4 к Извещения, из содержания которого следует, что поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку системы эндоскопической визуализации (код ОКПД2 – 26.60.12.119).

При этом, из приложения № 4 к Извещению не следует, что образующие систему эндоскопической визуализации части будут приниматься на баланс ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ» отдельно.

На основании вышеизложенного, указанный довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Пунктом 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

Для реализации вышеуказанных положений законодательства о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление от 19.04.2021 г. № 620 «О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 620).

Пунктом 1 Постановления № 620 предусмотрено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:

600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;

1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.

В соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Приказом № 4н (Приложение № 1 к Приказу № 4н), номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - классификация) содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.

Таким образом, согласно номенклатурной классификации каждый отдельный вид медицинского изделия обладает уникальным идентификационным номером записи в формате шестизначного кода.

Как указывалось ранее, в рамках рассматриваемой закупки приобретается система эндоскопической визуализации (позиция КТРУ 26.60.12.119 – 00000374).

Согласно используемой при проведении рассматриваемой закупки позиции КТРУ, Системе эндоскопической визуализации присвоен вид медицинского изделия – 271790.

Какие-либо другие медицинские изделия заказчиком – ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ» не приобретаются.

Таким образом, в связи с осуществлением закупки одного вида медицинского изделия, положения Постановления № 620 не подлежат применению, в связи с чем указанный довод Жалобы также не нашел своего подтверждения.

С учетом изложенного, Жалоба является необоснованной полностью.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

  1. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

3.1 В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В развитие данной нормы принят Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ № 126н).

В пункте 6 Извещения определено, что при проведении рассматриваемой закупки применяются положения Приказа № 126н.

Следует отметить, что рассматриваемая закупка осуществляется в рамках национального проекта «Здравоохранение».

Согласно пункту 1.1 Приказа № 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.

В соответствии с пунктом 3.2.1 Извещения описание объекта закупка осуществлено заказчиком – ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ» в соответствии с позицией КТРУ 26.60.12.119-00000374, включающей в себя код ОКПД2: 26.60.12.119.

В соответствии с пунктом 2 Правил формирования КТРУ под каталогом понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

Пунктом 12 Правил формирования КТРУ предусмотрено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Таким образом, на основании вышеприведенных положений Правил формирования КТРУ, позиция КТРУ содержит в своем составе код ОКПД2.

Объектами классификации в ОКПД2 является продукция (услуги, работы).

ОКПД2 предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных с, в том числе, размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд.

В ОКПД2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:

 

XX

класс

XX.X

подкласс

XX.XX

группа

XX.XX.X

подгруппа

XX.XX.XX

вид

XX.XX.XX.XX0

категория

XX.XX.XX.XXX

подкатегория

 

Группа промышленной продукции ОКПД2 26.20 «Оборудование для облучения, электрическое диагностическое и терапевтическое, применяемые в медицинских целях» содержится в Приложении № 2 (позиция 188).

Следовательно, при проведении рассматриваемой закупки заказчиком должны устанавливаться преимущества в отношении цены контракта в размере 20 процентов.

Согласно экранной форме извещения, сформированного средствами официального сайта, условия допуска по Приказу № 126н установлено в соответствии с Приложением № 2 к такому Приказу и размер преимущества в отношении цены контракта составляет 20 процентов.

Вместе с тем, в пункте 6 Извещения преимущество в отношении цены контракта указано в размере 15 процентов, что свидетельствует о наличие противоречивой информации о размере преимущества в отношении цены контракта в размещенных на официальных на официальном сайте документах.

3.2 Частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

Согласно извещению, сформированному средствами официального сайта, требование к гарантии качества товара, работ, услуг не установлено.

Вместе с тем, в ТЗ заказчиком установлены требования к гарантии качества товара:

- поставщик гарантирует качество поставляемого Товара в течение гарантийного срока, установленного изготовителем данного товара. Гарантийный срок товара на момент поставки – не менее 12 месяцев. Претензии по качеству товара Заказчик вправе предъявить в течение всего гарантийного срока на Товар.

- поставщик гарантирует, что Оборудование является новым, неиспользованным, серийно выпускаемым.

- поставщик гарантирует, что Оборудование не имеет дефектов, связанных с конструкцией, материалами или функционированием при штатном использовании Оборудования технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) Оборудования.

- поставщик предоставляет Заказчику гарантии производителя оборудования и Поставщика, оформленные соответствующими гарантийными талонами или аналогичными документами, подтверждающими надлежащее качество материалов, используемых для изготовления оборудования, а также надлежащее качество Оборудования.

- гарантия производителя на Оборудование, срок действия которой должен составлять не менее 12 месяцев, оформленная в виде отдельного документа.

- гарантия Поставщика на Оборудование, срок действия которой должен составлять не менее срока действия гарантии производителя на Оборудование, оформленная в виде отдельного документа.

- гарантийный срок начинает исчисляться со дня подписания Акта ввода оборудования в эксплуатацию, оказания Услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов.

- неисправное или дефектное Оборудование будет возвращено Поставщику за его счет в сроки, согласованные Заказчиком и Поставщиком. В случае замены или исправления дефектного Оборудования гарантийный срок на данное Оборудование продлевается.

Кроме того, в приложении № 4 к Извещению (далее - Проект контракта) содержится раздел 8 «Гарантии», который, в том числе, предусматривает:

- гарантия Поставщика на поставленное Оборудование составляет ______ месяцев.  Гарантия производителя на Оборудование составляет _______ месяцев. Гарантийный срок начинает исчисляться со дня подписания соответствующего Акта ввода оборудования в эксплуатацию, оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов (приложение  № 4 к Контракту).;

- поставщик не несет гарантийной ответственности за неполадки и неисправности Оборудования, если они произошли:

а) в результате внесения Получателем или третьей Стороной модификаций или изменений Оборудования без письменного согласия Поставщика;

б) в результате нарушения правил эксплуатации и обслуживания Оборудования, предусмотренных технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) Оборудования;

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ» содержится нарушение частей 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в наличии в извещении о проведении электронного аукциона, сформированном средствами официального сайта, и документах, размещенных на официальном сайте в составе Извещения, противоречивой информации относительно требований к гарантии качества товара и к размеру преимущества в отношении цены контракта и о размере преимущества в отношении цены контракта.

  1. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной систем контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

Как указывалось ранее, Проект контракта является Приложением № 4 к Извещению.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Указанный порядок установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее - Правила определения размера штрафа).

Правилами определения размера штрафа предусмотрен специальный размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, в случае его заключения по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Учитывая, что указанная закупка осуществляется с предоставлением преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (пункт 5.1 Извещения), заказчику следовало руководствоваться положениями пункта 4 Правил определения размера штрафа, согласно которым за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.

Однако, в пункте 11.11 Проекта контракта указано, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Поставщик выплачивает Заказчику штраф.

Размер штрафа определяется в соответствии с Правилами определения размера штрафа в следующем порядке:

- 10 процентов цены Контракта (этапа) в случае, если цена Контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

- 5 процентов цены Контракта (этапа) в случае, если цена Контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ» содержатся нарушения частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в проекте контракта меры ответственности поставщика в виде штрафа.

Вышеуказанные действия заказчика указывают на наличие в действиях его должностного лица, утвердившего Извещение, признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке содержатся в Приложении № 3 к Извещению (далее – Требования к заявке).

Согласно подпункту «в» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 323) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Действие данных требований может быть изменено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», с учетом требований, установленных правом Евразийского экономического союза.

Государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия) (пункт 2 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1416).

Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение).

Таким образом, заказчику при закупке медицинских изделий необходимо устанавливать требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупки копии регистрационного удостоверения на медицинское изделие, являющееся предметом закупки.

Ввиду того, что объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинского изделия, в пункте 2.3 Требований к заявке установлена необходимость предоставления копии регистрационного удостоверения с приложениями на все составляющие товара.

Следовательно, заявки участников рассматриваемой закупки должны содержать регистрационное удостоверение на систему эндоскопической визуализации, что также подтвердили на рассмотрении Жалобы представители заказчика.

Состав аукционной комиссии утвержден приказом Администрации от 24.03.2023 № 312-зк.

Как следует из протокола от 05.04.2023 подведения итогов поставщика на участие в рассматриваемой закупки поступила заявка единственного участника, которая признана аукционной комиссией уполномоченного органа – Администрации соответствующей требованиям Извещения

Порядок проведения электронного аукциона регламентирован статьей 49 Закона о контрактной системе.

Из части 9 статьи 49 Закона о контрактной системе следует, что если электронный аукцион признан несостоявшимся в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 52 настоящего Федерального закона, такой аукцион проводится с учетом особенностей, установленных частями 2, 5 и 7 статьи 52 настоящего Федерального закона.

Одним из оснований признания конкурентной процедуры несостоявшейся является поступление только одной заявки на участие в закупке (пункт 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе).

Подпунктом «а» пункта 2 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и принимают решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным частями 5 и 12 статьи 48 (в случае проведения электронного конкурса), пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 (в случае проведения электронного аукциона) настоящего Федерального закона, а также подписывают усиленными электронными подписями сформированный заказчиком с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

С учетом Требований к содержанию заявок (пункт 2.3) и положений законодательства о контрактной системе, в случае отсутствия в составе заявки единственного участника закупки регистрационного удостоверения на систему эндоскопической визуализации, такая заявка подлежит отклонению.

03.04.2023 электронного площадкой – Акционерным обществом «ЕЭТП» была представлена заявка единственного участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью Эндо-Кросс (вх. № 1589-ЭП/23 Новгородского УФАС России).

Комиссией Новгородского УФАС установлено отсутствие в составе заявке единственного участника закупки копии регистрационного удостоверения на предлагаемую к поставке систему эндоскопической визуализации.

При этом, представленные в составе заявки единственного участника закупки – ООО «Эндо-Кросс» регистрационные удостоверения:

№ ФСЗ 2008/02026 от 28.12.2021 на медицинское изделие: «Видеопроцессор медицинский для эндоскопии «ПЕНТАКС» ЕРК с принадлежностями;

№ РЗН 2013/1123 от 24.09.2019 на медицинское изделие: «Видеогастроскопы «ПЕНТАКС» «EG» с принадлежностями;

№ ФСЗ 2009/03872 от 24.09.2019 на медицинское изделие: «Видеогастроскопы «ПЕНТАКС» «EG» с принадлежностями;

№ РЗН 2021/13960 от 06.04.2021 на медицинское изделие: «Стойка эндоскопическая E-CART» по ТУ 32.50.50.206-89134710-2020;

№ РЗН 2020/13118 от 31.12.2020 на медицинское изделие: «Устройство для очистки каналов эндоскопа «D-FREE» по ТУ 32.50.50.204-89134710-2020;

№ РЗН 2013/998 от 13.01.2020 на медицинское изделие: «Мониторы для визуализации в хирургии Endo Vue, Radiance» с принадлежностями,

не отвечают требованию пункта 2.3 Требований к содержанию заявки, поскольку выданы не на систему эндоскопической визуализации, которая подлежит поставке в рамках рассматриваемой закупки, а на различные самостоятельные медицинские изделия.

При этом, как уже отмечалось ранее, несмотря на отсутствие в составе заявки единственного участника закупки регистрационного удостоверения на медицинское изделие «система эндоскопической визуализации» заявка ООО «Эндо-Кросс» признана аукционной комиссией уполномоченного органа – Администрации соответствующей требованиям Извещения.

На основании вышеизложенного, в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа – Администрации содержится нарушение подпункта «а» пункта 2 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном признании заявки единственного участника закупки соответствующей, тогда как заявка данного участника закупки должна была быть отклонена.

Установленные в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа – Администрации нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях ее членов признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установленные в действиях заказчика -  ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ» и аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрации нарушения являются существенными, вводят в заблуждение потенциальных участников закупки относительно преимуществ в отношении цены контракта, способны привести к заключению контракта по итогам закупки на условиях, не соответствующих требованиям действующего законодательства о контрактной системе, а также привели к нарушению порядка рассмотрения единственной заявки участника закупки.

Указанные обстоятельства являются существенными и указывают на необходимость выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений.

 

Руководствуясь статьями 7, 14, 23, 33, 34, 42, 43, 48, 52, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ДРГ БИОМЕД» (194156, г. Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 1, лит. А, пом.  28-Н) на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Чудовская центральная районная больница» (174210, Новгородская область, г. Чудово, ул. Косинова, д. 6) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы эндоскопической визуализации, извещение № 0150200003923000299 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 24.03.2023, необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Чудовская центральная районная больница» нарушения части 3 статьи 7, частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области нарушение подпункта «а» пункта 2 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе.

4. Выдать заказчику – Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Чудовская центральная районная больница», уполномоченному органу – Администрации Губернатора Новгородской области и его аукционной комиссии, оператору Акционерного общества «ЕЭТП» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностных лиц заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Чудовская центральная районная больница» и аукционной комиссии уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области.

 

 

……

           

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны