Определение №2676/03 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 12 о нарушении антимонополь... от 10 мая 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПубликация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством
АО «НПО «Квант»
ул. Б.С.-Петербургская, д. 73,
Великий Новгород, 173001
ООО «РемСтройПрогресс»
ул. Рахманинова, д. 6, корп. 2, кв. 63,
Великий Новгород, 173020
ООО «РСУ Новкоммунсервис»
ул. Новоселов, д. 17 А,
д. Новая Мельница, Новгородский р-н,
Новгородская обл., 173021
Исходящий № 2676/03 от 05.05.2016
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о назначении дела № 12 о нарушении
антимонопольного законодательства к рассмотрению
05 мая 2016 года Великий Новгород
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Куриков Илья Андреевич на основании приказа Новгородского УФАС России № 63 от 05.05.2016 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Акционерным обществом «Научно-производственное объединение «Квант» (173001, г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д.73; далее – АО «НПО «Квант») части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту хозбытовой канализации, извещение № 31603265359 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 01.02.2016, руководствуясь частью 6 статьи 44 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛ:
05.02.2016 в Новгородское УФАС России от Общества с ограниченной ответственностью «РемСтройПрогресс» (173020, Великий Новгород, ул. Рахманинова, д. 6, корп. 2, кв. 63) поступило заявление о нарушении антимонопольного законодательства заказчиком (организатором запроса котировок) – АО «НПО «Квант» при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту хозбытовой канализации, извещение № 31603265359 о проведении которого было размещено на официальном сайте 01.02.2016 (далее – Заявление).
Из Заявления следует, что заказчиком (организатором запроса котировок) – АО «НПО «Квант» в извещении о проведении рассматриваемой котировочной сессии (далее – Извещение), утвержденном первым заместителем генерального директора – председателем закупочной комиссии АО «НПО «Квант» Н.П. Плотниковым 21.01.2016, неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов.
Указанное требование к участникам рассматриваемой закупки ограничивает конкуренцию, поскольку данный вид лицензии имеют только узкопрофилированные организации.
В результате рассмотрения Заявления установлено следующее.
В данном случае имело место осуществление закупки заказчиком (организатором запроса котировок) – АО «НПО «Квант» в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положения).
В соответствии с вышеуказанной нормой протоколом № 62 от 06.04.2016 решения Совета директоров АО «НПО «Квант» утверждено Положение о закупочной деятельности (далее – Положение).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Статья 6 Положения устанавливает способы осуществления закупок, проводимых заказчиком, в том числе котировочную сессию в качестве одного из способов конкурентных процедур.
В данном случае имело место проведение закупки в форме запроса котировок (котировочной сессии) на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту хозбытовой канализации.
Описание объекта закупки приведено заказчиком (организатором запроса котировок) – АО «НПО «Квант» в разделе 4 Извещения (Техническое задание).
Согласно статье 7 Положения при конкурентной закупке устанавливается среди прочих требований к участникам закупки требование об их соответствии требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 22 Положения извещение о котировочной сессии должно содержать требование о представлении участником в составе котировочной заявки копий документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки обязательным требованиям, установленным пунктами статьи 7 настоящего Положения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 15 раздела 1 Извещения (далее – Информационная карта) одним из требований, установленных заказчиком (организатором запроса котировок) – АО «НПО «Квант» к участникам рассматриваемой котировочной сессии является соответствии участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В пункте 16 Информационной карты заказчиком (организатором запроса котировок) – АО «НПО «Квант» установлен перечень документов, подтверждающих квалификацию и соответствие требованиям, предъявляемым к участникам котировочной сессии.
Согласно подпункту 6 пункта 16 Информационной карты в данный перечень входит представление участниками рассматриваемой закупки копий документов в электронном виде, подтверждающих соответствие участников процедуры закупки требованиям, устанавливаемым в соответстиви с пунктом 15 Информационной карты.
Кроме того, в пункте 8 Технического задания заказчиком (организатором запроса котировок) – АО «НПО «Квант» также установлены требования к количеству, качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, гарантии качества.
Согласно подпунктам 11, 12 пункта 8 Технического задания «Участник должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов» и «Исполнитель должен иметь допуск СРО к производству соответствующих строительно-монтажных работ» соответственно.
Следовательно, исходя из содержания требований статей 7, 22 Положения, а также положений подпункта 1 пункта 15 и подпункта 6 пункта 16 Информационной карты, заказчиком (организатором запроса котировок) – АО «НПО «Квант» в качестве требований о соответствии участников рассматриваемой закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов, установлено наличие у них лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов, а также свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – свидетельство СРО), а в качестве документов, представляемых участниками закупки в составе котировочных заявок и подтверждающих соответствие участников закупки названным требованиям, наличие у них вышеуказанных документов (соответствующих лицензии и свидельства СРО).
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.
Следовательно, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию и требует получения специального разрешения на право ее осуществления, то есть лицензии.
При этом, в соответствии в пунктом 6 Технического задания в объем выполняемых работ, составляющих объект рассматриваемой закупки, входят:
- прокладка канализации из трубы п/э Д-225 мм методом горизонтально-направленного бурения по существующей трубе;
- ремонт существующих колодцев.
Соответственно, в объект рассматриваемой закупки, исходя из его содержания Извещения, не входят какие-либо работы в отношении отходов I - IV классов опасности, требующие в силу действующего законодательства о лицензировании получения специального разрешения на право их выполнения.
Так, заказчиком не указан класс опасности отходов, не установлены требования к порядку, условиям и срокам выполнения работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Таким образом, требование о наличии у участников рассматриваемой закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов и ее представлении в составе котировочной заявки является неправомерным, поскольку не имеет отношения к указанным в Извещении работам, составляющим объект рассматриваемой закупки.
Какое-либо обоснование установления данного требования в Извещении заказчиком не приведено.
Кроме того, заказчиком (организатором запроса котировок) – АО «НПО «Квант» в подпункте 11 пункта 8 Технического задания при установлении данного неправомерного требования к участникам закупки и их котировочным заявкам допущено некорректное указание наименования требуемой лицензии, поскольку согласно Закону об отходах производства и потребления регулированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, а не деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, в действиях заказчика (организатора запроса котировок) – АО «НПО «Квант» содержатся нарушения подпункта 1 пункта 1 статьи 7, подпункта 12 пункта 1 статьи 22 Положения, части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившиеся в установлении в извещении о проведении запроса котировок (котировочной сессии) неправомерного требования к участникам закупки и содержанию их котировочных заявок в виде представления участниками закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов, не соответствующего принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Допущенные заказчиком (организатором запроса котировок) – АО «НПО «Квант» нарушения не позволили заявителю – ООО «РемСтройПрогресс» участвовать в рассматриваемой закупки по причине отсутствия у участника спорной лицензии.
Кроме того, согласно Протоколу № 2 от 11.02.2016 (далее – Протокол) на участие в рассматриваемом запросе котировок поступили котировочные заявки трех участников, заявки участников с порядковыми номерами 1, 3 (Общества с ограниченной ответственностью «РСУ Новкоммунсервис» (далее – ООО «РСУ Новкоммунсервис») и Общества с ограниченной ответственностью «ГИДРО-СТРОЙ») признаны соответсвующими требованиям Извещения.
При этом, обоими допущенными участниками в котировочных заявках какая-либо лицензия, разрешающая осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов, представлена не была.
Из пункта 3 статьи 26 Положения следует, что комиссия отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении и в документации о проведении котировочной сессии или в случае несоответствия участника процедуры закупки требованиям установленным в документации о проведении котировочной сессии. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
Согласно Протоколу, победителем рассматриваемой закупки признан ее участник – ООО «РСУ Новкоммунсервис» (предложение по цене контракта – 2 070 000, 00 рублей).
По итогам осуществления рассматриваемой закупки между заказчиком (организатором запроса котировок) – АО «НПО «Квант» и участником, признаннным ее победителем - ООО «Новкоммунсервис», заключен договор подряда на выполнение работ, входящих в объект закупки.
Следовательно, допущенное заказчиком (организатором запроса котировок) – АО «НПО «Квант» нарушение относительно установления неправомерных требований к участникам закупки о наличии у них рассматриваемой лицензии и ее представлении в составе котировочных заявок повлекло нарушение порядка определения участников торгов, в том числе их победителя.
Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
Рынок работ по капитальному ремонту канализационных объектов является конкурентным с большим количеством участников, что подтверждается количеством заявок, поданных на участие в данном запросе котировок.
Из вышеизложенного следует, что в действиях заказчика (организатора запроса котировок) – АО «НПО «Квант» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении неправомерных требований к участникам закупки и составу их заявок.
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело № 12 к рассмотрению на 20 июня 2016 года в 14 часов 30 минут по адресу: Воскресенский бульвар (бывший пр. Карла Маркса), д. 3, Великий Новгород, каб. 202.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 12 в качестве ответчика Акционерное общество «Научно-производственное объединение «Квант» (173001, г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д.73).
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 12 в качестве заявителя Общество с ограниченной ответственностью «РемСтройПрогресс» (173020, Великий Новгород, ул. Рахманинова, д. 6, корп. 2, кв. 63).
4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 12 в качестве заинтересованного лица Общество с ограниченной ответственностью «РСУ Новкоммунсервис» (179021, Новгородская обл., Новгородский р-н, ул. Новоселов, д. 17 А).
5. Акционерному обществу «Научно-производственное объединение «Квант» до 15 июня 2016 года представить следующие документы и информацию:
- письменные пояснения со ссылками на нормативные правовые акты по правомерности установления в извещении о проведении рассматриваемой закупки требования к участникам закупки о представлении ими в составе котировочных заявок лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов.
Явка ответчика по делу – Акционерного общества «Научно-производственное объединение «Квант», заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «РСУ Новкоммунсервис» в лице их представителей (с доверенностями на участие в рассмотрении дела) на заседание Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства обязательна.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.
Обращаю внимание, вход в административное здание по адресу: Великий Новгород, Воскресенский бульвар (бывший проспект Карла Маркса), д. 3, осуществляется только при предъявлении паспорта.