Решение №2683/02 Решение по результатам рассмотрения дела № 9 в отношении ОБУ... от 25 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

ЗАО «Производственная компания    «Корона»

 ул. Колхозная, д 2, г. Боровичи, 174400

 

ОБУ «Новгородская областная ветеринарная станция»

ул. Дворцовая, д. 11,

  Великий Новгород, 173000

 

Комитет ветеринарии Новгородской области

ул. Дворцовая, д. 11,

Великий Новгород, 173000

 

Исходящий № 2683/02 от 22.05.2015

 

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 9                                                                                      Великий Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 08 мая 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 22 мая 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Пашкова Г.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля;

Попович Л.И. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

Аванесян М.В. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

при участии

начальника  ОБУ «Новгородская областная ветеринарная станция»  - Денисова А.С.;

представителя ОБУ «Новгородская областная ветеринарная станция»  - Лисиной Н.С., действующей на основании от 27.04.2015;

представителя Комитета ветеринарии Новгородской области - Клыкова В.В., действующего на основании доверенности от 27.04.2015;

представителя Комитета ветеринарии Новгородской области – Лисиной Н.С., действующей на основании доверенности от 22.07.2013;

рассмотрев дело № 9 по признакам нарушения Областным бюджетным учреждением «Новгородская областная ветеринарная станция» (место нахождения: ул.Дворцовая, д. 11, г. Великий Новгород)  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции (далее – Закон о защите конкуренции»),

                                              УСТАНОВИЛА:

В Новгородское УФАС России 12 января 2015 года поступило заявление Закрытого акционерного общества «Производственная компания «Корона» (далее – ЗАО ПК «Корона», Общество, заявитель) с жалобой на ограничивающие конкуренцию действия Областного бюджетного учреждения «Новгородская областная ветеринарная станция» (далее – ОБУ «Новгородская областная ветеринарная станция», Новоблветстанция, Учреждение).

Между ЗАО ПК «Корона» и ОБУ «Новгородская областная ветеринарная станция» 5 февраля 2007 года заключен Договор о предоставлении платных ветеринарных услуг (далее – Договор).

В соответствии с пунктом 1.1. Договора, предметом настоящего договора является возмездное оказание ветеринарных услуг «Исполнителем» по заданию «Заказчика» в соответствии с требованиями п.1 и п.2 ст. 779 Гражданского кодекса РФ и Правилами организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации  от 16.11.2006 № 422 (далее – Правила).

Правила устанавливают порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (далее - грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.

Пунктом 2.4 Правил установлено, что при перевозке грузов между субъектами РФ в графе «Особые отметки» ветеринарного свидетельства указывают номер и дату разрешения руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ в области ветеринарии, а также номер ветеринарного сопроводительного документа, в сопровождении которого груз поступил на хранение.

В своем заявлении Общество указывает, что Учреждение направило в адрес Общества извещение от 24.12.2014 исх. № 1510 с требованием оплатить задолженность по Договору в размере 300 168,40 рублей за оказанные Учреждением ветеринарные услуги и о приостановлении с 01.01.2015 действия Договора до получения на расчетный счет Учреждения указанной суммы.

Однако Общество не оплачивает только одну конкретную услугу, предусмотренную Договором, а именно выдачу разрешений на перевозку грузов между субъектами РФ. При этом Общество ссылается на неправомерность  взимания Учреждением платы за оказание данной услуги, ссылаясь на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2013 по делу № А44-2827/2012.

Приостановление в одностороннем порядке действия Договора неизбежно повлечет за собой отказ в выдаче разрешений на перевозку грузов между субъектами РФ в  и возникновение значительных убытков у хозяйствующего субъекта, а также к ограничению конкуренции.

Из представленных по запросу Управления Учреждением письмом от 04.02.2015 № 75 сведений следует, что аналогичные договоры заключены Учреждением со 105 хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в Новгородской области.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что фФедеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15);

- установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров (пункт 3 части 1 статьи 15);

В данной связи, приказом Управления от 07.04.2015 № 75 было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 9 по признакам нарушения ОБУ «Новгородская областная ветеринарная станция» части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В своих письменных пояснениях от 21.04.2015 № 362 ОБУ «Новгородская областная ветеринарная станция» указывает, что имеет право оказывать юридическим и физическим лицам ветеринарные услуги на платной основе в силу пункта 2.6 Устава Учреждения, утвержденного приказом Комитета ветеринарии Новгородской области от 14.07.2011 №127 (далее – Устав). Порядок выдачи ветеринарных сопроводительных документов определен приказом Министерства сельского хозяйства от 16.11.2006 № 422, но до настоящего времени порядок выдачи разрешений на перевозку грузов между субъектами РФ, предусмотренных п. 2.4. Правил № 422, действующим законодательством не установлен.

В указанных пояснениях Учреждение ссылается на статью 421 ГК РФ,  согласно которой, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Договор между Учреждением и ЗАО «ПК «Корона» заключен в соответствии с ГК РФ.

Также Учреждение поясняет, что по общему правилу хозяйствующий субъект обращается в Комитет ветеринарии Новгородской области (далее – Комитет) с соответствующей заявкой и предоставлением оформленных документов на перевозку грузов (товарно-транспортные накладные,  выписанные в установленном порядке ветеринарные сопроводительные документы). Однако, по сложившейся практике, хозяйствующий субъект заключает договор на оказание платных ветеринарных услуг с Учреждением, согласно которому представитель Учреждения по заданию хозяйствующего субъекта от имени и по поручению Комитета оформляет и направляет запросы по эпизоотической обстановке в субъектах РФ, откуда ввозится или куда вывозится груз, проводит работу по обработке полученной документации; передает информацию в Комитет, получает присвоенный номер разрешения Комитета и вписывает его в ветеринарный сопроводительный документ. Учет разрешений от имени Комитета ведется Учреждением в журналах выдачи разрешений и по формам отчетов на выданные разрешения.

Аналогичные по содержанию письменные пояснения от 08.05.2015 исх. № 1133  представлены Комитетом.

Письмом от 08.05.2015 № 419 Учреждение дополнительно пояснило, что для получения разрешения на вывоз для ЗАО «ПК «Корона» гражданин Васильев О.А., действующий в интересах Учреждения, обращается к сотруднику Учреждения за получением информации о состоянии эпизоотического благополучия конкретной территории.

В материалах дела имеется копия договора на оказание возмездных услуг, заключенных между Учреждением и гражданином Васильевым О.А., в соответствии с которым он обязуется по заданию Учреждения оказывать услуги по оформлению ветеринарных сопроводительных документов на поставку продукции и животных, а Учреждение обязуется оплатить эти услуги. Срок действия договора  - с 01.01.2015 по 31.12.2015.

На рассмотрении дела представитель Учреждения дополнительно пояснил, что Васильев О.А. является сотрудником ОБУ «Боровичская районная ветеринарная станция», которое выдает Обществу ветеринарные сопроводительные документы при перевозке грузов между субъектами РФ и, соответственно, заполняет графу «Особые отметки» ветеринарного свидетельства, в том числе указывает номер и дату разрешения руководителя Комитета. До заключения вышеуказанного договора на оказание возмездных услуг (то есть, до 01.01.2015), соответствующие сведения о разрешении руководителя Комитета в графу «Особые отметки» также вносились сотрудником ОБУ «Боровичская районная ветеринарная станция», который был принят на работу по совместительству в ОБУ «Новгородская областная ветеринарная станция» для получения информации о состоянии эпизоотического благополучия территории РФ, откуда или куда перевозится груз Общества.

Однако по запросу Комиссии актов приемки-сдачи услуг, оказанных по вышеуказанному договору Васильевым О.А. Учреждению, представлено не было. Данное обстоятельство Учреждение объясняет тем, что Договор от 05.02.2007 с Обществом Учреждением расторгнут по инициативе Учреждения в связи с невыполнением Обществом условий Договора по оплате оказанных услуг. При этом, согласно письму Учреждения от 04.03.2015 № 179, направленному в адрес Общества, Договор от 05.02.2007 расторгнут Учреждением в одностороннем порядке только с 01.04.2015.

На рассмотрении дела представитель Учреждения подтвердил ранее изложенные в письменных пояснениях доводы, и пояснил, что непосредственно Учреждение ветеринарные сопроводительные документы не выдает, а по заключенным с хозяйствующими субъектами договорам сотрудники районных ветеринарных станций, с которыми, в свою очередь, Учреждением были заключены гражданско-правовые договора на оказание ветеринарных услуг,  заполняют раздел «Особые отметки» ветеринарных сопроводительных документов, а также что данная деятельность не является частью государственного задания Учреждения, а является текущей, постоянно выполняемой сотрудниками работой.

Представитель Комитета подтвердил доводы изложенные представителем Учреждения, и пояснил, что Комитет осуществляет выдачу разрешений по письменному обращению хозяйствующих субъектов, однако Общество в Комитет за выдачей разрешений не обращалось.

Кроме того, представителем Учреждения была представлена Комиссии копия письма Общества за подписью его директора В.В. Савенкова о направлении в Учреждение двух экземпляров проектов договоров возмездного оказания услуг между Обществом и Учреждением от 01.04.2015 для подписания, что, по мнению Учреждения, подтверждает добровольность заключения договора со стороны Общества и согласие с его условиями, в том числе с порядком получения разрешений и оплатой данных услуг.

Представитель Общества на рассмотрение дела не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил свои письменные пояснения  07.05.2015 вх. №3551. В них Общество указывает, что до мая 2014 года ЗАО «ПК «Корона» исполняло оплату услуг, оказанных по договору, в полном объеме. Впоследствии, в связи с установлением того факта, что часть оказываемых услуг (выдача разрешений на перевозку грузов) в силу закона должна оказываться без взимания платы, ЗАО «ПК «Корона» прекратило оплату данных услуг.

Учреждение 04.03.2015 в адрес Общества направило извещение о расторжении Договора от 05.02.2007 с 01.04.2015, и с этой даты прекратило в одностороннем порядке выдавать разрешение на перевозку грузов, что поставило Общество в тяжелейшее положение – фактически для предприятия была блокирована возможность осуществлять перевозку выпускаемой продукции.

Находясь под угрозой возникновения значительных убытков, так как продукция предприятия отгружается ежедневно, а без указанных разрешений её перемещение невозможно, Общество вынуждено было под давлением Учреждения произвести оплату услуг платежным поручение № 6464 от 02.04.2015. Одновременно ЗАО «ПК «Корона» было предложено заключить новый договор оказания возмездного оказания услуг, содержащий тот же перечень услуг, подлежащий оплате, что и предыдущий договор.

При этом Общество считает необходимым отметить, что альтернативный вариант урегулирования вопроса с выдачей ветеринарных свидетельств путем получения соответствующих разрешений непосредственно от Комитета ветеринарии, не может быть реализован в силу того, что Комитетом не отлажен механизм получения разрешений для организаций (хозяйствующих субъектов), расположенных не в областном центе, а в муниципальных районах Новгородской области, в частности необходимо оперативное ежедневное получение разрешений на перевозку грузов, что исключено при обращении хозяйствующих субъектов непосредственно в Комитет, так как в режиме работы Комитета имеется два выходных дня – суббота и воскресенье.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов (далее - Правила), утвержденные Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 422 (в ред. от 14 августа 2007 г.) (далее - Правила), согласно их пункту 1.1, устанавливают порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок.

Правилами установлено, что ветеринарные сопроводительные документы оформляют и выдают органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (пункт 1.4); ветеринарные свидетельства форм N N 1, 2, 3 и ветеринарные справки формы N 4 выдают учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии (пункт 2.1).

Согласно пункту 1.3. Правил, партии грузов, перечисленных в Приложении N 19 к настоящим Правилам, должны сопровождаться:

ветеринарными свидетельствами форм N N 1, 2, 3 (Приложения N N 1 - 3) - при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации.

В частности, в соответствии с Приложением 19 к Правилам, видами грузов, для которых необходимы вышеуказанные свидетельства, являются мясо и мясные продукты.

Основным видом экономической деятельности ЗАО «ПК «Корона» является производство готовых и консервированных продуктов из мяса, мяса птицы, мясных субпродуктов и крови животных. Для осуществления своей хозяйственной деятельности ЗАО ПК «Корона» необходимо осуществление перевозок грузов, указанных в приложении № 19 Правил, между субъектами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.4 Правил, при перевозке грузов между субъектами Российской Федерации в графе "Особые отметки" ветеринарного свидетельства указывают номер и дату разрешения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, а также номер ветеринарного сопроводительного документа, в сопровождении которого груз поступил на хранение.

Согласно пункту 3.4. ветеринарные сопроводительные документы, не соответствующие требованиям пунктов 3.1, 3.2 и 3.3 настоящих Правил, а также заполненные разными чернилами, почерками, имеющие исправления, неясный оттиск печати, без печати, без подписи, без полного наименования должности, без указания фамилии, инициалов специалиста, подписавшего ветеринарный сопроводительный документ, без указания всех требуемых сведений, в т.ч. даты их выдачи, а также копии документов считаются недействительными.

Таким образом, ветеринарный сопроводительный документ  обязательно должен иметь заполненную графу «Особые отметки», в ином случае такой документ будет считаться недействительным, и перевозка грузов между субъектами РФ с таким документом запрещена.

Из материалов дела следует, что ветеринарные сопроводительные документы Обществу выдавались до 01.04.2015 за плату ОБУ «Боровичская районная ветеринарная станция» на основании договора возмездного оказания услуг от 01.04.2011 № 12, а после 01.04.2015 выдаются на основании  договора возмездного оказания услуг от 01.04.2015 № 5. При этом ветеринарные свидетельства, выдаваемые районной ветеринарной станцией, уже имеют в графе «Особые отметки» номер и дату соответствующего разрешения, само Общество за выдачей разрешений, предусмотренных пунктом 2.4 Правил, в Комитет не обращается.

Перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) областными бюджетными учреждениями ветеринарии,  утвержден приказом Комитета от 30.12.2011 № 218, в соответствии с ним областные бюджетные учреждения ветеринарии оказывают следующие государственные услуги (работы):

1. Проведение противоэпизоотических мероприятий;

2. Лабораторно-диагностическая работа;

3. Ветеринарно-санитарная экспертиза;

4. Ветеринарное клеймение мяса;

5. Выдача ветеринарных сопроводительных документов;

6. Ветеринарно-санитарные работы.

Кроме того, в настоящее время имеется действующий административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче ветеринарных сопроводительных документов областными бюджетными учреждениями ветеринарии, который утвержден постановлением Комитета ветеринарии Новгородской области от 20.06.2014. (далее – Административный регламент). Данный регламент регулирует порядок выдачи ветеринарных сопроводительных документов городскими и районными ветеринарными станциями на территории Новгородской области.

В соответствии с пунктом 2.3. Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является либо выдача  ветеринарного сопроводительного документа, либо отказ в выдаче ветеринарного сопроводительного документ.

В то же время, согласно пункту 2.10 Административного регламента, услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, не предусмотрено.

Таким образом, не являясь самостоятельной государственной услугой, но, в то же время, являясь необходимым условием для выдачи надлежащим образом заполненного, действительного ветеринарного сопроводительного документа (в силу положений пункта 2.4. Правил), выдача разрешения и внесение номера данного разрешения в графу «особые отметки» ветеринарного сопроводительного документа данные действия должны осуществляться без взимания платы с хозяйствующего субъекта.

По договору на возмездное оказание ветеринарных услуг с Обществом областная ветеринарная станция обязуется проводить подготовительную работу, необходимую для выдачи обществу разрешений при экспортно-импортных и межобластных перевозках грузов, предусмотренных пунктом 2.4 Правил, выяснять эпизоотическое и ветеринарное состояние тех территорий, откуда планируется завозить грузы.

Однако из Устава Учреждения следует, что предметом деятельности Учреждения является обеспечение на территории Новгородской области эпизоотического благополучия, обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, растениеводства и сырья животного происхождения.

В соответствии с пунктом 2.4 Устава учреждение контролирует выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья животного происхождения, изучает эпизоотическое и ветеринарно-санитарное состояние объектов и территорий населенных пунктов, ведет ветеринарный учет и отчетность, проводит иные мероприятия, необходимые для достижения целей, предусмотренных Уставом.

Таким образом, учреждение обязано выяснять эпизоотическое и ветеринарное состояние как объектов и территорий области, так и тех территорий, откуда завозятся грузы, вне зависимости от наличия договора с Обществом и использовать эти сведения не только для выдачи разрешений Обществу, но и другим хозяйствующим субъектам. Эту деятельность учреждение, являющееся некоммерческой организацией, обязано осуществлять бесплатно.

Проставление в ветеринарных сопроводительных документах номера и даты разрешения, предусмотренного пунктом 2.4 Правил, осуществляется в рамках договора с районной ветеринарной станцией на выдачу ветеринарных сопроводительных документов.

Из пункта 2.5 Устава следует, что Учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

В пункте 2.6 Устава учреждения перечислены разрешенные виды деятельности, приносящие доход. Перечень этих видов является закрытым. Рассматриваемые работы, предусмотренные договором Учреждения с Обществом, в этот перечень не входят.

Следовательно, указанные работы должны проводиться Учреждением без взимания платы и независимо от наличия договора с хозяйствующим субъектом.

Кроме того, Правилами не установлена обязанность хозяйствующего субъекта при перевозке грузов между субъектами РФ при оформлении  ветеринарного свидетельства на такие грузы самостоятельно осуществлять какие-либо действия с целью получения разрешения руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ в области ветеринарии на перевозку грузов.

Аналогичный порядок дачи разрешения предусмотрен также и «Правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов», утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.07.2014 № 281, вступающими в силу с 1 сентября 2015 года.

Таким образом, никакими законодательными актами, в том числе Правилами, не установлена обязанность хозяйствующего субъекта при оформлении ветеринарных свидетельств самостоятельно обращаться в Комитет (либо в Учреждение) за дачей данных разрешений и/или за получением сведений о номерах и датах таких разрешений, а также представлять их организации, оформляющей данные ветеринарные свидетельства для внесения номера и даты соответствующего разрешения в графу «Особые отметки».

Соответственно, с учетом указанных выше норм, поскольку районная ветстанция за плату обязалась оформлять и выдавать Обществу ветеринарные свидетельства, то графа «Особые отметки» ветеринарного свидетельства, в котором должен быть указан номер и дата разрешения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, то есть руководителя Комитета, также должна заполняться ею. Иного какими-либо законодательными актами не установлено.

Данный вывод Комиссии соответствует позиции Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении по делу №  А44-2828/2012 от 31.05.2013.

Добровольность заключения Обществом договора не является фактом, свидетельствующим о правомерности взимания Учреждением платы за оказание услуги по оформлению и выдаче разрешений.

Областная ветеринарная станция, согласно Уставу, является некоммерческой организацией - областным бюджетным учреждением.

Согласно пункту 1.3. Устава, Учреждение находится в ведомственном подчинении Комитета ветеринарии.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете ветеринарии Новгородской области, утвержденном постановлением Администрации Новгородской области от 24.01.2012 № 19, Комитет является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные функции и реализующим на территории области полномочия в области ветеринарии.

Система государственной ветеринарной службы в соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» включает в себя в субъектах Российской Федерации уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения.

Таким образом, Учреждение входит в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Кроме того, в связи с передачей Учреждению полномочий Комитета по выдаче разрешений, предусмотренных пунктом 2.4 Правил, на ОБУ «Новгородская областная ветеринарная станция» распространяются запреты, установленные в статье 15 Закона о защите конкуренции. Данный вывод  подтверждается решением Арбитражного суда Новгородской области от 12 февраля 2013 года по делу № А44-2827/2012.

Статья 8 Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя называет гарантируемые в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.

В статье 74 Конституции Российской Федерации содержится запрет на установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Из указанных конституционных положений вытекает обязанность государства по созданию и защите единого экономического пространства.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, указанный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе по недопущению, ограничению, устранению конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями указанного федерального закона являются, в том числе, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Следовательно, принимаемые органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые ими действия, прежде всего, должны быть направлены на реализацию указанных положений Закона о защите конкуренции.

Указанные требования распространяются на Комитет ветеринарии Новгородской области и на подведомственные ему ветстанции, поскольку основными целями создания указанных учреждений является контроль за соблюдением органами власти и хозяйствующими субъектами ветеринарного законодательства Российской Федерации и осуществление государственного ветеринарного надзора на территории Новгородской области.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции, к признакам ограничения конкуренции, относится, в частности, и установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 N 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о создании ОБУ «Новгородская областная ветеринарная станция» необоснованных препятствий осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозку подконтрольных государственному ветеринарному надзору грузов между субъектами РФ путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к указанным хозяйствующим субъектам, о введении ограничений в отношении свободного перемещения товаров в РФ, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, о нарушении ОБУ «Новгородская областная ветеринарная станция» единства экономического пространства в РФ, создает на территории Новгородской области иные, менее эффективные условия функционирования рынков оптовой и розничной торговли продукцией животного происхождения, кормами и кормовыми добавками, чем в других регионах России, что свидетельствует также о реальной угрозе возникновения негативных последствий для конкуренции на указанных товарных рынках в результате рассматриваемых действий ОБУ «Новгородская областная ветеринарная станция» и о наличии в данных действиях признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в частности, пунктов.

 На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в  действиях  ОБУ «Новгородская областная ветеринарная станция» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в частности пунктов 2 и 3 части 1 статьи 15 указанного Федерального закона.

2. Выдать ОБУ «Новгородская областная ветеринарная станция» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                             Г.Н. Пашкова

Члены Комиссии:                                                                         Л.И. Попович

 

                                                                                                       М.В. Аванесян

 

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны