Решение №2709/02 Решение в отношении Администрации Угловского городского посе... от 5 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                  Администрация Угловского

                                                                  городского поселения

                                                                  ул. Центральная, д. 9,

                                                                  р.п. Угловка, Окуловский район,

                                                                  Новгородская обл., 174361

  

                                                                  Индивидуальный предприниматель

                                                                  Жданов С.Ю.

                                                                  ул. Центральная,

                                                                  р.п. Угловка, Окуловский район,

                                                                  Новгородская обл., 174361

 

                                                                  ООО «Похоронная служба»

                                                                  ул. Островского, д.39, г. Окуловка,

                                                                  Новгородская обл., 174350

                                                        

Исходящий № 2709/02 от 12.05.2014

                                                      

                                                     РЕШЕНИЕ

                                                    по делу № 18

                                                                                                              

                                                                                                               Великий Новгород

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 07 мая 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 12 мая 2014 года.

 

Комиссия Новгородского УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: Виниченко О.С. –  руководителя Управления,

                                                             

членов Комиссии:

Пашковой Г.Н.    -  заместителя руководителя Управления, начальника отдела

                                 антимонопольного контроля Управления;

Попович Л.И.       -  ведущего специалиста-эксперта Управления;

 

с участием <Д....>, главы Угловского городского поселения;

индивидуального предпринимателя Жданова С.Ю.;

<И.....>, представляющего интересы ООО «Похоронная служба» на основании  доверенности от 21.04.2014  без номера,

рассмотрев дело № 18 по признакам нарушения Администрацией Угловского городского поселения части 1  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,                                                        

                                                          у с т а н о в и л а:

В Новгородское УФАС России поступило заявление ООО «Похоронная служба» по вопросу нарушения антимонопольного законодательства Администрацией Угловского городского поселения Окуловского муниципального района при оказании ритуальных услуг.

Из заявления усматривается, что ООО «Похоронная служба» (далее – заявитель, Похоронная служба) зарегистрировано по адресу: Новгородская область, г. Окуловка, ул. Островского, д.39. Похоронная служба занимается организацией похорон и предоставлением ритуальных услуг.

На территории Угловского городского поселения сложилась негативная ситуация с отведением мест под захоронение на общественных кладбищах Угловского городского поселения. На территории поселения места под захоронение на общественных кладбищах выделяет ИП Жданов С.Ю., который предоставляет услуги по погребению. В январе 2014 года генеральный директор Похоронной службы обратился к главе Угловского городского поселения Домахиной И.В. по вопросу дачи разъяснения, к кому следует обращаться для выделения места под захоронение. На данный вопрос Домахина И.В. ответила, что захоронение умерших будет производить только ИП Жданов С.Ю., и этот же предприниматель занимается отведением мест под захоронение на  общественных кладбищах на территории Угловского городского поселения. Заявитель полагает, что наделение хозяйствующего субъекта (ИП Жданова С.Ю.) контрольно-распорядительными функциями органа местного самоуправления по отводу земельного участка под захоронение противоречит части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Проведённым по заявлению ООО «Похоронная служба» расследованием установлено следующее.

30 декабря 2013 года между Администрацией Угловского городского поселения и индивидуальным предпринимателем Ждановым С.Ю. заключён договор на проведение работ по содержанию кладбища Угловского городского поселения (далее – договор). Согласно пункту 9.1 договора срок его действия установлен с 01.01.2014 по 30.06.2014.

Предметом указанного договора является выполнение работ по содержанию кладбища Угловского городского поселения, расположенного по адресу: Новгородская область, Окуловский район, п. Угловка. В состав работ входит, в том числе, и подготовка мест захоронений, планировка грунта (пункт 1.1 договора).

Пунктом  4.1.8 договора  на ИП Жданова С.Ю. возложена обязанность по предоставлению земельных участков для осуществления захоронения по запросу хозяйствующего субъекта, с уведомлением Администрации Угловского городского поселения.

Дополнительным соглашением № 1 к договору на проведение работ по содержанию кладбища Угловского городского поселения от 24.02.2014 пункт 4.1.8 договора исключён.

Пункт 1.1 договора в части включения в состав работ по содержанию кладбища работ по подготовке мест захоронений не соответствует требованиям антимонопольного законодательства.

Приказом Управления от 25.03.2014 № 69 возбуждено дело № 18 по признакам нарушения Администрацией Угловского городского поселения и индивидуальным предпринимателем Ждановым С.Ю. (далее – ИП Жданов С.Ю.) части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела на заседании Комиссии глава Угловского городского поселения <Д...> пояснила, что проект договора готовила Администрация Угловского городского поселения, а ИП Жданов С.Ю. его только подписал, без установления с его стороны каких-либо условий договора.  Между Администрацией Угловского городского поселения и ИП Ждановым С.Ю.  24.02.2014 заключено дополнительное соглашение к договору, которым пункт 4.1.8 исключён из договора.

По мнению Комиссии, при вышеуказанных обстоятельствах в действиях ИП Жданова С.Ю. отсутствуют признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а в действиях Администрации Угловского городского поселения усматриваются признаки нарушения не статьи 16, а части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представитель ООО «Похоронная служба» <И...> пояснил, что  в Угловском городском поселении существует негласное правило, согласно которому отвод земельных участков под захоронение осуществляется ИП Ждановым С.Ю.

ИП Жданов С.Ю. пояснил, что середина кладбища в п.Угловка постоянно зарастает и замусорена, поэтому необходимо осуществлять вырубку кустарника и выкос травы. Подготовка места захоронения предполагает вырубку кустарника и уборку мусора.

В связи с тем, что в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в действиях Администрации Угловского городского поселения были обнаружены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дела, а именно: части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», определением от 28.04.2014 рассмотрение дела № 18 было отложено, ИП Жданов С.Ю. исключён из числа ответчиков и привлечён к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав представителей Администрации Угловского городского поселения, ООО «Похоронная служба», ИП Жданова С.Ю., Комиссия установила следующее.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает основы организации похоронного дела в

Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

На основании статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

Частью 1 статьи 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Статьей 6 Закона о погребении закреплено, что в случае мотивированного отказа какого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего, оно может быть исполнено лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно статье 9 Закона о погребении специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом расходы специализированной службой осуществляются за счет различных фондов.

В соответствии со статьей 10 Закона о погребении для родственников умершего, осуществивших погребение за счет собственных средств, предусмотрено право на получение социального пособия на погребение.

Из системного анализа приведённых норм следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, законодательство не исключает возможность осуществления данной деятельности другими коммерческими организациями. Кроме того, лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Включив работы по подготовке места захоронения  в работы по содержанию кладбищ, Администрация Угловского городского поселения тем самым определила единственное лицо, осуществляющее работы по погребению на муниципальном кладбище, ограничив для приобретателей услуг выбор хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги. Указанный выше пункт 1.1 договора даёт право выполнения работ по подготовке могил для погребения только одному из участников рынка оказания услуг по погребению.

Из ответа Администрации Угловского городского поселения от 14.04.2014 № 471 на запрос Управления следует, что подготовка места захоронения включает в себя копку могилы, а также подготовку мест захоронения к зиме; к планировке грунта относится работа по благоустройству участка со сложными рельефами.

Следовательно, копка могил является составной частью погребения и одной из гарантированного перечня услуг по погребению, установленного статьёй 9 Закона о погребении. При этом данную услугу вправе оказывать любое лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7); признаки ограничения конкуренции – сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17).

Включив в состав работ по содержанию кладбища работы по подготовке места захоронения, Администрация Угловского городского поселения создала необоснованное препятствие хозяйствующим субъектам на рынке оказания услуг по погребению и ритуальных услуг. Исполнение ИП Ждановым С.Ю. данного положения договора ограничивает выбор хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по копке могил, как составной части рынка оказания услуг по погребению, что может привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции.

Из собранных в ходе антимонопольного расследования документов усматривается, что на территории Окуловского муниципального района ритуальные услуги оказывают следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Похоронная служба», ИП Жданов С.Ю., ООО «Межмуниципальная специализированная служба похоронного дела в Окуловском муниципальном районе «Портал» и др. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что рынок ритуальных услуг является конкурентным. Географическими границами рынка ритуальных услуг является территория Окуловского муниципального района.

При таких обстоятельствах в действиях (бездействии) Администрации Угловского городского поселения усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

        РЕШИЛА:

  1. Признать Администрацию Угловского городского поселения   нарушившей  часть 1  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать Администрации Угловского городского поселения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путём внесения изменений в договор на проведение работ по содержанию кладбища Угловского городского поселения от 30.12.2013.

Председатель Комиссии                                                                      О.С. Виниченк

Члены Комиссии                                                                                  Г.Н. Пашкова 

                                                                                                           Л.И. Попович

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Решение может быть обжаловано  в арбитражный суд Новгородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.  

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частями 2.1 – 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.          

 

        

Связанные организации

Связанные организации не указаны