Решение №2821/02 Решение об отказе в возбуждении дела по заявлению уполномоче... от 29 мая 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПубликация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.
Уполномоченному по защите
прав предпринимателей в
Новгородской области
Ю.В. Михайлову
пл. Победы-Софийская, д.1,
Великий Новгород, 173005
Исходящий № 2821/02 от 29.05.2015
РЕШЕНИЕ
об отказе в возбуждении дела
29 мая 2015 года Великий Новгород
Новгородским УФАС России (далее – Управление) рассмотрено обращение Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новгородской области Михайлова Ю.В. (далее – Уполномоченный по защите прав предпринимателей, заявитель).
В ходе рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом
УСТАНОВЛЕНО:
Уполномоченный по защите прав предпринимателей обратился в Управление с письменным заявлением о проверке на предмет соответствия антимонопольному законодательству пункта 1.3 постановления Правительства Новгородской области от 24.06.2013 № 36 «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции».
Из заявления усматривается, что в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей поступили обращения от первого заместителя Главы администрации Великого Новгорода Земляка А.В. и индивидуальных предпринимателей Великого Новгорода о проблемах предпринимателей, связанных с введением в 2013 году пункта 1.3 постановления Правительства Новгородской области от 24.06.2013 № 36 «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции». Данное постановление устанавливает ограничения продажи алкогольной продукции: пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в зонах рекреационного назначения на территории Новгородской области организациями и индивидуальными предпринимателями, при оказании услуг общественного питания в нестационарных торговых объектах. С введением указанных дополнительных ограничений областным нормативным правовым актом ограничено право ведения деятельности хозяйствующими субъектами, что является препятствием для ведения предпринимательской деятельности и ведёт к сокращению числа таких хозяйствующих субъектов.
В ходе рассмотрения заявления Уполномоченного по защите прав предпринимателей установлено следующее.
24.06.2013 Правительством Новгородской области с целью снижения потребления алкогольной продукции было принято постановление № 36 «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции» (далее – постановление). Согласно пункту 1.3 постановления на территории Новгородской области установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озёрами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в стационарных торговых объектах.
Территориальные органы Федеральной антимонопольной службы осуществляют функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, а также согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере государственного оборонного заказа) (п.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30).
Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, осуществляя свои полномочия, в частности, возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Контроль за действиями (бездействием) органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется антимонопольным органом при наличии признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ). Целями государственного регулирования в названной сфере общественных отношений в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 171-ФЗ являются: защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности перечисленной продукции, нужд потребителей в ней, контроль за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из названного Федерального закона и иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3 Закона № 171-ФЗ).
Анализ содержания статьи 16 Закона № 171-ФЗ, которая определяет права организаций и индивидуальных предпринимателей в области розничной продажи алкогольной продукции (пункт 1), перечисляет места, в которых не допускается розничная продажа, а также устанавливает перечень документов, необходимых для такой продажи (пункт 2), устанавливает запреты в потреблении (распитии) алкогольной продукции (пункт 3), предусматривает ограничения розничной продажи алкогольной продукции по времени, требования к субъектам такой торговли (пункт 6), свидетельствует о том, что федеральный законодатель к розничной торговле алкогольной продукцией предъявляет особые требования, предоставляя широкие полномочия в этой сфере органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5).
Согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 16 Закона № 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Такое правовое регулирование определяется, в том числе и Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2128-р, которая направлена на снижение объёмов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, предусматривает в качестве принципа государственного регулирования в названной сфере обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка, а также определяет снижение доступности алкогольной продукции путём ограничения её розничной продажи по месту и времени как одну из мер по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации.
Именно после принятия названной Концепции статья 16 Закона № 171-ФЗ, предусматривающая в пункте 3.1. право субъекта Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения только времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции, Федеральным законом от 18.07.2011 № 218-ФЗ изложена в редакции, закрепляющей более широкие полномочия субъекта Российской Федерации.
Сопоставительный анализ абзаца второго пункта 5 статьи 16 Закона № 171-ФЗ о праве субъекта Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции и абзаца третьего этого же пункта, предусматривающего полномочие органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), свидетельствует о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать любые дополнительные, то есть не предусмотренные статьёй 16 Закона № 171-ФЗ, ограничения времени, условий и мест розничной торговли, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции и в таком месте, как предприятие общественного питания, расположенное в нестационарном торговом объекте, поскольку федеральный законодатель по названным вопросам (в отличие от требований к уставному капиталу) никаких ограничений для субъекта Российской Федерации не предусмотрел.
Данная правовая позиция также нашла отражение в определении Верховного суда РФ от 16.04.2014 № 77-АПГ14-1.
Таким образом, пункт 1.3 постановления Правительства Новгородской области от 24.06.2013 № 36 «Об установлении дополнительных ограничений к розничной продаже алкогольной продукции» не противоречит положениям статьи 16 Закона № 171-ФЗ.
Указанное выше постановление принято в пределах полномочий Правительства Новгородской области, поскольку полномочие по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полного запрета на розничную продажу алкогольной продукции, Областным законом от 03.03.2009 № 480-ФЗ «О разграничении полномочий областной Думы и Правительства Новгородской области в области регулирования оборота алкогольной продукции на территории области» отнесено к ведению Правительства Новгородской области.
При таких обстоятельствах в действиях Правительства Новгородской области отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган
РЕШИЛ:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новгородской области Михайлова Ю.В. в отношении Правительства Новгородской области отказать в связи с отсутствием признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Временно исполняющий обязанности
руководителя Управления Г.Н. Пашкова
Попович Л.И.
73-88-51