Решение №2821/02 Решение об отказе в возбуждении дела по заявлению уполномоче... от 29 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

                                                                       Уполномоченному по защите

                                                                       прав предпринимателей в

                                                                       Новгородской области                                                                     

                                                                       Ю.В. Михайлову

                                                                       пл. Победы-Софийская,  д.1,

                                                                       Великий Новгород, 173005

                                              

 

Исходящий № 2821/02 от 29.05.2015

 

                                                            РЕШЕНИЕ

                                             об отказе в возбуждении дела

                                                                                        

 

29  мая  2015 года                                                                              Великий Новгород

 

        Новгородским УФАС России (далее – Управление) рассмотрено обращение Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новгородской области Михайлова Ю.В. (далее – Уполномоченный по защите прав предпринимателей, заявитель).

        В ходе рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом

                                                      УСТАНОВЛЕНО:

        Уполномоченный по защите прав предпринимателей обратился в Управление с письменным заявлением о проверке на предмет соответствия антимонопольному законодательству пункта 1.3 постановления Правительства Новгородской области от 24.06.2013 № 36 «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции».

          Из заявления усматривается, что в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей поступили обращения от первого заместителя Главы администрации Великого Новгорода Земляка А.В. и индивидуальных предпринимателей Великого Новгорода о проблемах предпринимателей, связанных с введением в 2013 году пункта 1.3 постановления Правительства Новгородской области от 24.06.2013 № 36 «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции». Данное постановление устанавливает ограничения продажи алкогольной продукции: пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в зонах рекреационного назначения на территории Новгородской области организациями и индивидуальными предпринимателями, при оказании услуг общественного питания в нестационарных торговых объектах. С введением указанных дополнительных ограничений областным нормативным правовым актом ограничено право ведения деятельности хозяйствующими субъектами, что является препятствием для ведения предпринимательской деятельности и ведёт к сокращению числа таких хозяйствующих субъектов.

          В ходе рассмотрения заявления Уполномоченного по защите прав предпринимателей установлено следующее.

          24.06.2013 Правительством Новгородской области с целью снижения потребления алкогольной продукции было принято постановление № 36 «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции» (далее – постановление). Согласно пункту 1.3 постановления на территории Новгородской области установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озёрами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в стационарных торговых объектах.

           Территориальные органы Федеральной антимонопольной службы осуществляют функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа),  рекламы, а также по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных  нужд (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, а также согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере государственного оборонного заказа) (п.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30).    

Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).          

 В соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции   антимонопольный орган, осуществляя свои полномочия, в частности, возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.

            Контроль за действиями (бездействием) органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется антимонопольным органом при наличии признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

            В соответствии с  частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

          Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ). Целями государственного регулирования в названной сфере общественных отношений в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 171-ФЗ являются: защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности перечисленной продукции, нужд потребителей в ней, контроль за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

          Законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из названного Федерального закона и иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3 Закона № 171-ФЗ).

          Анализ содержания статьи 16 Закона № 171-ФЗ, которая определяет права организаций и индивидуальных предпринимателей в области розничной продажи алкогольной продукции (пункт 1), перечисляет места, в которых не допускается розничная продажа, а также устанавливает перечень документов, необходимых для такой продажи (пункт 2), устанавливает запреты в потреблении (распитии) алкогольной продукции (пункт 3), предусматривает ограничения розничной продажи алкогольной продукции по времени, требования к субъектам такой торговли (пункт 6), свидетельствует о том, что федеральный законодатель к розничной торговле алкогольной продукцией предъявляет особые требования, предоставляя широкие полномочия в этой сфере органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5).

          Согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 16 Закона № 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

          Такое правовое регулирование определяется, в том числе и Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2128-р, которая направлена на снижение объёмов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, предусматривает в качестве принципа государственного регулирования в названной сфере обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка, а также определяет снижение доступности алкогольной продукции путём ограничения её розничной продажи по месту и времени как одну из мер по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации.   

          Именно после принятия названной Концепции статья 16 Закона № 171-ФЗ, предусматривающая в пункте 3.1. право субъекта Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения только времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции, Федеральным законом от 18.07.2011 № 218-ФЗ изложена в редакции, закрепляющей более широкие полномочия субъекта Российской Федерации.

          Сопоставительный анализ абзаца второго пункта 5 статьи 16 Закона № 171-ФЗ о праве субъекта Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции и абзаца третьего этого же пункта, предусматривающего полномочие органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), свидетельствует о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать любые дополнительные, то есть не предусмотренные статьёй 16 Закона № 171-ФЗ, ограничения времени, условий и мест розничной торговли, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции и в таком месте, как предприятие общественного питания, расположенное в нестационарном торговом объекте, поскольку федеральный законодатель по названным вопросам (в отличие от требований к уставному капиталу) никаких ограничений для субъекта Российской Федерации не предусмотрел.

Данная правовая позиция также нашла отражение в определении Верховного суда РФ от 16.04.2014 № 77-АПГ14-1.

          Таким образом,  пункт 1.3 постановления Правительства Новгородской области от 24.06.2013 № 36 «Об установлении дополнительных ограничений к розничной продаже алкогольной продукции» не противоречит положениям статьи 16 Закона № 171-ФЗ.

                    Указанное выше постановление принято в пределах полномочий Правительства Новгородской области, поскольку полномочие по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полного запрета на розничную продажу алкогольной продукции, Областным законом от 03.03.2009 № 480-ФЗ «О разграничении полномочий областной Думы и Правительства Новгородской области в области регулирования оборота алкогольной продукции на территории области» отнесено к ведению Правительства Новгородской области.                   

          При таких обстоятельствах в действиях Правительства Новгородской области  отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.       

           На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 9  статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган                                                                

                                                               РЕШИЛ:

В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новгородской области Михайлова Ю.В. в отношении Правительства Новгородской области  отказать в связи с отсутствием признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Временно исполняющий обязанности

руководителя Управления                                                                         Г.Н. Пашкова

 

 

 

 

 

 

Попович Л.И.

73-88-51

Связанные организации

Связанные организации не указаны