Решение №2859/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы о нарушении закон... от 18 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

 

Государственному заказчику –

Департаменту природных ресурсов

и экологии Новгородской области

 

ул. Большая Московская, д. 24,

Великий Новгород, 173000

 

 

Уполномоченному органу –

Департаменту имущественных

отношений и государственных закупок

Новгородской области и его конкурсной комиссии

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

 

Подателю жалобы –

НРОО «Собрание коренных новгородцев»

 

ул. Андреевская, д. 18/8,

Великий Новгород, 173000

 

Исходящий № 2859/03 от 18.05.2016

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

13 мая 2016 года                                                                                         Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

Синицина К.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;  Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области – Тяпиной Евгении Сергеевны (доверенность № 29/2016 от 12.05.2016), Давыденко Нины Николаевны (доверенность № 28/2016 от 12.05.2016) и Булиной Ольги Андреевны (доверенность № 30/2016 от 13.05.2016);

уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области – Бидюгина Артёма Сергеевича (доверенность № 133 от 17.12.2015);

подателя жалобы – Новгородской региональной общественной организации «Собрание коренных новгородцев» - председателя Новгородской региональной общественной организации «Собрание коренных новгородцев» Черепановой Анны Федоровны и Петрова Анатолия Валерьевича (доверенность б/н от 11.01.2016);

рассмотрев жалобу Новгородской региональной общественной организации «Собрание коренных новгородцев» (173000, Великий Новгород, ул. Андреевская, д. 18/8; далее - НРОО «Собрание коренных новгородцев») на действия государственного заказчика – Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области (173000, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 24; далее – Департамент) при осуществлении им и уполномоченным органом – Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, 173005; далее – Департамент закупок Новгородской области) закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ на разработку территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, региональной программы в области обращения с отходами, извещение № 0150200000616000260 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 19.04.2016, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

05.05.2016 в Новгородское УФАС России поступила жалоба Новгородской региональной общественной организации «Собрание коренных новгородцев» на действия государственного заказчика – Департамента при осуществлении им и уполномоченным органом – Департаментом закупок Новгородской области закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ на разработку территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, региональной программы в области обращения с отходами, извещение № 0150200000616000260 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 19.04.2016 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. Департаментом в пункте 9.3.1 конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения (на основании Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

При этом, действующее законодательство и конкурсная документация не содержат условия о личном выполнении работ и подрядчик вправе возложить исполнение контракта в соответствующей части на третье лицо, имеющее требуемую лицензию.

Требование к участникам закупки о наличии вышеуказанной лицензии должно быть поставлено заказчиком, по мнению подателя Жалобы, под условие личного выполнения работ подрядчиком, либо данное требование не должно содержаться в конкурсной документации.

2. В соответствии с пунктом 15.5.2 конкурсной документации заказчиком в отношении каждого показателя нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки» в нарушение требований  Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила) одновременно установлена как шкала оценки, так и формула оценки предложений участников закупки, что противоречит требованиям Правил и исключает возможность объективной оценки предложений участников конкурса по данным показателям.

3. В конкурсной документации заказчиком в отношении нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки» установлены следующие максимальные значения показателей в баллах: «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» - максимальное значение показателя составляет 50 баллов; «Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ (наличие в штате участника закупки сотрудников с ученой степенью в области технических наук)» - максимальное значение показателя составляет 30 баллов; «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (наличие в штате участника закупки квалифицированного персонала со специализацией в области технического задания и степень ее соответствия)» - максимальное значение показателя составляет 20 баллов.

При этом, величины значимости вышеуказанных показателей, указанные Департаментом в Предложении участника конкурса в отношении объекта закупки (Приложение № 3 к конкурсной документации), не совпадают с вышеуказанными значениями.

4. Согласно пункту 11 Технического задания конкурсной документации заказчиком в нарушение требований части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе под видом описания объекта закупки установлены требования к производственным ресурсам участников закупки (наличие программного обеспечения для расчетов загрязнения окружающей среды; Arc GIS ESRI 10 и ГИС MapInfo Professional. Наличие лицензий: Сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и Сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 14001-2007).

5. Департаментом при описании объекта закупки использованы ссылки на государственные стандарты, которые на момент проведения рассматриваемого конкурса утратили силу (ГОСТ Р 51617-2000 и Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.07.2003 № 24).

6. В пункте 9.3.7 конкурсной документации установлено требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности: «право собственности на территориальную схему и региональную программу принадлежит Заказчику. Подрядчик обеспечивает охрану созданной интеллектуальной собственности».

При этом, согласно пункту 13.1.8 извещения об осуществлении закупки, требование обладания участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности не установлено.

На рассмотрении Жалобы представители подателя Жалобы – НРОО «Собрание коренных новгородцев» поддержали ее доводы в полном объеме.

Государственный заказчик – Департамент согласно представленным письменным возражениям (вх. № 3000 от 11.05.2016 Новгородского УФАС России) на Жалобу и устным пояснениям, данными его представителями на рассмотрении Жалобы, признают доводы Жалобы, за исключением доводов относительно правомерности установления в конкурсной документации лицензии на создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения, а также установления в  пункте 11 Технического задания конкурсной документации особых условий выполнения работ. Доводы возражений на Жалобу сводятся к следующему.

1. Данная категория работ подпадает под действие пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).

Согласно пунктам 2.1.11 и 2.1.12 Проекта контракта (Приложение № 4 к конкурсной документации) подрядчик при исполнении настоящего контракта привлекает третьих лиц (субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций). Перечень и объем товаров, работ, услуг, подлежащих поставке (выполнению) субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями в качестве субподрядчиков (соисполнителей) должен составлять 30% от цены контракта.

Большую часть работ подрядчик должен выполнить лично.

2. Включение вышеуказанных сертификатов в особые условия для выполнения работ обусловлено ожиданиями заказчика о выполнении работ более высокого уровня качества.

Департамент в настоящее время планирует приобретение программного обеспечения для расчетов загрязнения окружающей среды Arc GIS ESRI 10, а также в настоящее время у Департамента имеется программное обеспечение ГИС MapInfo Professional

В случае наличия у участника закупки иного программного обеспечения, у Департамента не будет возможности просматривать приведенные расчеты.

На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика – Департамента поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В апреле – мае 2016 года государственным заказчиком - Департаментом и уполномоченным органом – Департаментом закупок Новгородской области осуществлялась закупка путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ на разработку территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, региональной программы в области обращения с отходами, извещение № 0150200000616000260 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 19.04.2016 (начальная (максимальная) цена контракта – 10 000 166 рублей 66 копеек).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Конкурсная документация в соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе содержит информацию, указанную в извещении об осуществлении закупки.

В подпункте 13.1.1 пункта 13.1 раздела 13 извещения об осуществления закупки и в подпункте 9.3.1 пункта 9.3 раздела 9 конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения (на основании Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Государственный заказчик – Департамент в своих письменных возражениях на Жалобу указал, что работы по предмету конкурса входят в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия в соответствии с Законом о лицензировании.

Ознакомившись с описанием объекта закупки, а также с выполняемыми в ходе исполнения государственного контракта работами, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу о правомерности установления требования о наличии у участников закупки и представлении ими в составе заявки на участие в конкурсе лицензии, поскольку вид деятельности, соответствующий объекту закупки, включен в часть 1 статьи 12 Закона о лицензировании.

Таким образом, с учетом объекта закупки, государственным заказчиком – Департаментом требование наличия у участников закупки лицензии на выполнение работ, являющихся объектом закупки, установлено правомерно.

Следовательно в данной части доводы Жалобы не нашли своего подтверждения.

При этом, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает следующее.

В Законе о контрактной системе отсутствует запрет на привлечение субподрядчика к выполнению работ, оказанию услуг, поставке товара согласно предмету контракта. В случае, если возможность субподряда напрямую не запрещена конкурсной документацией, участник закупки вправе предоставить в составе своей заявки сведения о субподрядчике.

Государственным заказчиком - Департаментом требование об оказании услуг, являющихся предметом контракта, исключительно своими силами, без привлечения субподрядчика, не установлено. Конкурсная документация не содержит запрета привлекать третьих лиц при исполнении государственного контракта, заключаемого по итогам вышеуказанного конкурса. В пункте 2.1.11 Проекта контракта установлено, что Подрядчик при исполнении настоящего контракта привлекает третьих лиц (субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций).

При этом, подрядчик, в соответствии с действующим законодательством, вправе привлекать субподрядчиков не только из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Участник конкурса, выразивший при подаче заявки намерение привлечь при исполнении контракта субподрядчика и представив в составе своей заявки на участие в конкурсе лицензию данного субподрядчика, будет действовать в соответствии с нормами гражданского законодательства, законодательства о контрактной системе и условиями конкурсной документации, что подтверждается позицией Президиума Высшего Арбитражного суд Российской Федерации (Постановление от 26.02.2013 № 13844/12). Наличие договора субподряда обеспечивает выполнение требования конкурсной документации о наличии у участника закупки требуемой лицензии.

Следовательно, участники закупки могут представить в составе своей заявки на участие в конкурсе копию собственной лицензии либо копию лицензии субподрядчика.

Исходя из вышеизложенного, конкурсная комиссия при рассмотрении заявок на участие в конкурсе не имеет правовых основании для отклонения заявок участников закупок в случае, если данные участники для подтверждения своего соответствия требованиям действующего законодательства приложили лицензии субподрядчика, а в конкурсной документации не установлено требование о выполнении работ лично участником закупки.

2. Согласно частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

В соответствии с вышеуказанной нормой Правительством Российской Федерации установлены Правила.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Пунктом 20 Правил указано, что оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в подпунктах «а» и «в» пункта 25 настоящих Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном пунктами 21 - 24 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 23 Правил, в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:

 

НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),

 

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

В случае если используется один показатель, КЗ = 1;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Согласно пункту 29 Правил, для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.

При этом, заказчиком – Департаментом, в нарушение вышеуказанных требований Правил, в пункте 15.5.2 конкурсной документации в отношении каждого показателя нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки» («Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема», «Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ (наличие в штате участника закупки сотрудников с ученой степенью в области технических наук)», «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (наличие в штате участника закупки квалифицированного персонала со специализацией в области технического задания и степень ее соответствия»)») одновременно установлена как шкала оценки, так и вышеуказанная формула оценки, что не позволяет определить действительный порядок оценки заявок по нестоимостному критерию и провести процедуру оценки надлежащим образом.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Форма предложения участника конкурса в отношении объекта закупки содержится в Приложении № 3 к конкурсной документации.

В подпункте 15.5.2 пункта 15.5 раздела 15 конкурсной документации заказчиком в отношении нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки» установлены следующие максимальные значения показателей в баллах: «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» - максимальное значение показателя составляет 50 баллов; «Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ (наличие в штате участника закупки сотрудников с ученой степенью в области технических наук)» - максимальное значение показателя составляет 30 баллов; «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (наличие в штате участника закупки квалифицированного персонала со специализацией в области технического задания и степень ее соответствия)» - максимальное значение показателя составляет 20 баллов.

При этом, в Приложении № 3 к конкурсной документации установлены следующие значения показателей нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки» в процентах, отличные от установленных в конкурсной документации: «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» - 40%; «Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ (наличие в штате участника закупки сотрудников с ученой степенью в области технических наук)» – 30%; «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (наличие в штате участника закупки квалифицированного персонала со специализацией в области технического задания и степень ее соответствия)» – 30%.

Таким образом, в конкурсной документации содержатся противоречивые сведения в отношении величин значений показателей нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки», что может привести к нарушению порядка рассмотрения и оценки конкурсной комиссией заявок на участие в конкурсе.

Учитывая вышеизложенное, соответствующие доводы Жалобы нашли свое подтверждение.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Департамента содержится нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в конкурсной документации порядка оценки заявок участников конкурса и величин значимости показателей нестоимостного критерия оценки.

3. В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В пункте 11 Технического задания (Приложение № 1 к конкурсной документации) заказчиком установлены особые условия выполнения работ: «наличие программного обеспечения для расчетов загрязнения окружающей среды; Arc GIS ESRI 10 и ГИС MapInfo Professional. Наличие лицензий: Сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и Сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 14001-2007».

Однако, вышеуказанные требования относительно программного обеспечения и сертификатов соответствия не относятся к условиям выполнения работ, а предъявляют требования к участникам закупки о наличии определенных производственных ресурсов (программного обеспечения для расчетов загрязнения окружающей среды; Arc GIS ESRI 10 и ГИС MapInfo Professional) и определенного уровня квалификации трудовых ресурсов (Сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и Сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 14001-2007).

При этом, как следует из разъяснений положений конкурсной документации от 28.04.2016 № РД2 существует иное программное обеспечение, с помощью которого возможно выполнить заявленные работы.

Однако, с учетом установления Департаментом условия о наличии у участников закупки конкретного программного обеспечения, к участию в конкурсе не допускаются те лица, которые не имеют данного программного обеспечения, но могут выполнить заявленные работы с использованием иных программных средств.

Следовательно, соответствующий довод Жалобы нашел свое подтверждение.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Департамента содержится нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в конкурсной документации требования о наличии у участников закупки определенного уровня квалификации и производственных ресурсов при том, что возможность установления таких требований не предусмотрена настоящим Федеральным законом.

4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливает требование об использовании, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 3.2 конкурсной документации установлено, что подробное описание объекта закупки приведено в Техническом задании (Приложение № 1 к конкурсной  документации).

В соответствии с пунктом 3.5.3 конкурсной документации условия выполнения работ также указаны в Техническом задании.

В соответствии с пунктом 8 Технического задания конкурсной документации Подрядчик осуществляет выполнение работ в соответствии с требованиями, в том числе, следующих нормативных правовых актов и документов: Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.07.2002 № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.3.1129-02» и ГОСТа Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия».

Однако, данные нормативные правовые акты не могли использоваться государственным заказчиком при описании объекта закупки в связи с тем, что ГОСТ Р 51617-2000 и Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.07.2002 № 24 утратили силу 30.06.2015 и 09.03.2015 соответственно, взамен введены в действие ГОСТ Р 51617-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования» и Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 № 58 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Департамента содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки, а именно в установлении требований о соответствии работ, входящих в объект закупки, техническим регламентам, стандартам, иным требованиям не предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации (ссылки на недействующие ГОСТ Р 51617-2000 и Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.07.2002 № 24).

Следовательно, данный довод Жалобы нашел свое подтверждение.

5. Согласно пункту 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса (часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе).

В пункте 9.3.7 конкурсной документации установлено требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, а именно: «право собственности на территориальную схему и региональную программу принадлежит Заказчику. Подрядчик обеспечивает охрану созданной интеллектуальной собственности».

Согласно подпункту 5 пункта 10.3.1 конкурсной документации заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным в пунктах 9.3.2- 9.3.7 конкурсной документации.

Однако, согласно пункту 13.1.8 извещения об осуществлении закупки, требование обладания участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности не установлено.

Учитывая вышеизложенное, в конкурсной документации и извещении об осуществлении закупки имеются противоречия относительно предъявления к участникам закупки требования об обладании ими исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Данное противоречие может ввести в заблуждение потенциальных участников закупки при принятии ими решения об участии в торгах и формировании ими заявок на участие в конкурсе.

Следовательно, данный довод Жалобы нашел свое подтверждение.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Департамента содержится нарушение части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в наличии противоречий между извещением о проведении открытого конкурса и конкурсной документацией в части установления требования об обладании участниками закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В подпункте 13.1.1 пункта 13.1 раздела 13 извещения об осуществления закупки и в подпункте 9.3.1 пункта 9.3 раздела 9 конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения (на основании Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Однако, в действительности, с учетом объекта рассматриваемой закупки, и в соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, к участникам закупки должно было быть предъявлено требование о наличии лицензии на осуществление геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), с включенными в состав лицензируемого вида деятельности работами по созданию и ведению географических информационных систем федерального и регионального назначения.

Действующим законодательством о лицензировании не предусмотрен такой вид деятельности как создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения.

Установленное в конкурсной документации требование о наличии лицензии на создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения может ввести в заблуждение как участников конкурса при подготовке ими заявок на участие в конкурсе, так и конкурсную комиссию при рассмотрении и оценке поступивших на участие в конкурсе заявок.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Департамента содержатся нарушения пункта 1 части 1 и части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в конкурсной документации обязательного требования к участникам закупки о наличии лицензии на выполнение работ, являющихся объектом закупки.

Установленные в действиях государственного заказчика – Департамента нарушения являются существенными, могут повлиять на результаты определения поставщика и привести к нарушению порядка определения победителя торгов, что дает основания для их устранения путем выдачи предписания об аннулировании торгов.

 

Руководствуясь статьями 31, 32, 33, 49, 50, 51, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Новгородской региональной общественной организации «Собрание коренных новгородцев» (173000, Великий Новгород, ул. Андреевская, д. 18/8) на действия государственного заказчика – Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области (173000, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 24) при осуществлении им и уполномоченным органом – Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, 173005) закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ на разработку территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, региональной программы в области обращения с отходами, извещение № 0150200000616000260 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 19.04.2016 (далее – Жалоба), частично обоснованной в части доводов Жалобы №№ 2-6.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33, части 1 статьи 50, пунктов 1, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. Выдать государственному заказчику - Департаменту природных ресурсов и экологии Новгородской области, уполномоченному органу - Департаменту имущественных отношении и государственных закупок Новгородской области и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушении законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области

 

Председатель Комиссии                                                                                 И.А. Куриков

                        

                                                                                                   

Члены Комиссии                                                                                             К.А. Синицына

 

                       А.Т. Иванов

           

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны