Решение №2344/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-184/2019 по результатам рассмотрения ж... от 22 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному  заказчику –

Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор»

 

ул. Славная, д. 55,

Великий Новгород, 173000

 

 

Уполномоченному органу  –

Администрации Губернатора

Новгородской области и его аукционной комиссии

 

пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Электронные торговые системы» (НЭП)

 

ул. Тестовская, д. 10, этаж 25,

г. Москва, 123112

e-mail:  auditors@etpz.ru

 

 

Подателю жалобы

ООО «БалтСтройПроект»

 

Пискаревский проспект, д. 25, лит. А, пом. 17-Н, пом. 175А, офис 809-3,

г. Санкт-Петербург, 195176

 

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/33-184/2019

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

17 мая 2019 года                                                                                                Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководитель Управления,

Делянова В.С. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Михайлов С.О. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» - «…» (доверенность № 70 от 13.05.2019);

уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области – «…..» (доверенность б/н от 16.01.2019);

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «БалтСтройПроект»  - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «БалтСтройПроект» (195176, г. Санкт-Петербург, Пискаревский проспект, д. 25, лит. А, пом. 17-Н, пом. 175А, офис 809-3; далее – ООО «БалтСтройПроект») на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, г. Великий Новгород,    ул. Славная, д. 55; далее – ГОКУ «Новгородавтодор») при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350; далее – Администрация) закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию элементов обустройства: замена и установка недостающего дорожного металлического барьерного ограждения, установка недостающего дорожного металлического пешеходного ограждения, установка недостающих дорожных знаков; нанесение горизонтальной дорожной разметки, содержание полосы отвода, водопропускных труб, подводящих и отводящих русел на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Новгородской и Тверской областей на период 2019-2021 г.г., извещение № 0150200003919000335 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 19.04.2019, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

08.05.2019 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) – ООО «БалтСтройПроект» на действия государственного заказчика - ГОКУ «Новгородавтодор» при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию элементов обустройства: замена и установка недостающего дорожного металлического барьерного ограждения, установка недостающего дорожного металлического пешеходного ограждения, установка недостающих дорожных знаков; нанесение горизонтальной дорожной разметки, содержание полосы отвода, водопропускных труб, подводящих и отводящих русел на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Новгородской и Тверской областей на период 2019-2021 г.г., извещение № 0150200003919000335 о проведении которого было размещено на официальном сайте 19.04.2019 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Из содержания Жалобы следует, что установленные заказчиком в документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона  требования к подробному описанию химического состава и (или) компонентов в отношении, в частности, товаров (материалов):

- «Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ применяются для обозначения и ограждения мест проведения дорожных работ» по показателям «Коэффициент яркости световозвращающего  материала» и «Удельный коэффициент световозвращения световозвращающего  материала;

- «Песок для строительных работ» по показателям «содержание глины в комках», «содержании пылевидных частиц и глинистых частиц», «содержании зерен крупностью более 10 мм», содержании зерен крупностью более 5 мм» и «содержании зерен крупностью менее 0.16 мм»;

используемых при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, являются неправомерными.

Поскольку значения показателей данных товаров становятся известными только при испытании его определенной партии после его производства, податель Жалобы считает, что действия заказчика по установлению требований о подробном описании в заявке участниками закупки характеристик указанных материалов носят признаки ограничения доступа к участию в рассматриваемой закупке.

В обоснование своей позиции ООО «БалтСтройПроект» ссылается на положения письма Федеральной антимонопольной службы № ИА/44536/16 от 01.07.2016  (далее – Письмо ФАС России).

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит признать в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» нарушения Закона о контрактной системе и выдать ему обязательное для исполнения предписание об устранении таких нарушений.

Государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор»  письменных возраженияй на Жалобу не представил, при этом на рассмотрении Жалобы по существу представитель государственного заказчика устно пояснил, что  считает ее доводы необоснованными, поскольку значения показателей по вышеуказанным характеристикам товара установлены в соответствии с законодательством о стандартизации Российской Федерации, и не обязывают подробно описывать в заявке (путем предоставления показателей и их значений виде одного конкретного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

Уполномоченный орган – Администрация письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил, на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы его представитель указал, что запросов о даче разъяснений положений Документации от участников рассматриваемой закупки не поступало.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В апреле-мае 2019 года государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» и уполномоченным органом – Администрацией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию элементов обустройства: замена и установка недостающего дорожного металлического барьерного ограждения, установка недостающего дорожного металлического пешеходного ограждения, установка недостающих дорожных знаков; нанесение горизонтальной дорожной разметки, содержание полосы отвода, водопропускных труб, подводящих и отводящих русел на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Новгородской и Тверской областей на период 2019-2021 г.г., извещение № 0150200003919000335  (начальная (максимальная) цена контракта – 330 303 170, 42 рублей).

Документация  по проведению рассматриваемого электронного аукциона утверждена начальником ГОКУ «Новгородавтодор» «…..» 16.04.2019 (далее – Документация).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации об электронном аукционе определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по содержанию элементов обустройства: замена и установка недостающего дорожного металлического барьерного ограждения, установка недостающего дорожного металлического пешеходного ограждения, установка недостающих дорожных знаков; нанесение горизонтальной дорожной разметки, содержание полосы отвода, водопропускных труб, подводящих и отводящих русел на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Новгородской и Тверской областей на период 2019-2021 г.г.

Требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ содержатся в Приложении № 6 к Документации (далее – Приложение 6).

Приложение № 6 представляют собой таблицу, содержащую наименования Товаров и показателей (характеристик) Товаров, а также требования к значениям данных показателей, удовлетворяющие потребности заказчика (далее – Таблица).

Требования к значениям показателей в вышеуказанной таблице (далее – Таблица) в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе представлены в следующем виде: «Минимальное значение показателя» (столбец 5) «Максимальное значение показателя» (столбец 6), «Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений» (столбец 7), «Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться» (столбец 10), «Единицы измерения» (столбец 11), а также для случаев, когда показатели (характеристики) определяются диапазоном значений, столбец 8 – «Нижняя граница диапазона» и столбец 9 «Верхняя граница диапазона».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Во исполнение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» Раздел 10 Документации содержит требования к содержанию, составу заявки на участие и инструкцию по её заполнению.

В соответствии с пунктом 10.4.2 указанного раздела Документации первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме оформляется в произвольной форме, инструкция по её заполнению содержится в Приложении № 6 (далее – Инструкция).

Так, согласно пункту 1 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и (или) 6, участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6.

Согласно пункту 3 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 8 и (или) 9, которые определяются диапазоном, участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, который не должен быть ниже минимального значения, установленного в столбце 8, и не должен превышать максимальное значение, установленное в столбце 9.

Как было указано выше, в соответствии с содержанием Документации требования к строительным материалам, используемым при выполнении работ, являющихся объектом закупки, установлены в Таблице:

1) По позиции 1 «Песок для строительных работ» Таблицы среди прочих показателей данного товара (материала) государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлены следующие показатели и их возможные значения:

 «Содержание зерен крупностью более 10 мм» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 0 (столбец 8), верхняя граница – 5 (столбец 9) % по массе,

«Содержание зерен крупностью более 5 мм» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 0 (столбец 8), верхняя граница – 20 (столбец 9) % по массе,

«Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 0 (столбец 8), верхняя граница – 15 (столбец 9) % по массе,

«Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 0 (столбец 8), верхняя граница – 5 (столбец 9) % по массе,

«Содержание в песке глины в комках, %» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 0 (столбец 8), верхняя граница – 0,5 (столбец 9) % по массе.

 Соответственно, участники рассматриваемой закупки, подавая первые части заявок на участие в ней, должны были руководствоваться установленной государственным заказчиком в силу требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Инструкцией (пункты 1 и 3) и указывать значения вышеназванных показателей товаров (материалов) по позиции  1 Таблицы, в соответствии с  установленными государственным заказчиком в Таблице требованиям к ним.

При установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе действительно не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Письма ФАС России, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

Однако, при оценке установленных государственным заказчиком в Документации об электронном аукционе требований к показателям товаров (материалов), необходимо учитывать следующее.

Предусмотренные государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в Документации требования к показателям товара «Песок для строительных работ», соответствуют установленным ГОСТ 8736-2014 нормативным значениям и с учетом указания их в Таблице в столбцах 8 и 9 не требуют представления в заявке конкретного (неизменяемого) значения таких показателей, которые становятся известны при испытании образцов определенной партии товара.

Исходя из пункта 3 Инструкции, обязывающего участников закупки при заполнении первых частей заявок указывать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, который не должен быть ниже минимального значения, установленного в столбце 8, и не должен превышать максимальное значение, установленное в столбце 9, содержащиеся в Таблице требования к значению показателя «Содержание зерен крупностью более 10 мм» (диапазон значений показателя: нижняя граница – 0 (столбец 8), верхняя граница – 5 (столбец 9) % по массе) государственным заказчиком установлены в соответствии с положениями ГОСТ 8736-2014, аналогичные требования к значениям показателей по товару «Песок для строительных работ», также установлены в соответствии с вышеуказанным ГОСТом и предусматривает  диапазонные значения показателей.

Так согласно пункту 4.2.4 ГОСТ 8736-2014 содержание в песке зерен крупностью св. 10; 5 и менее 0,16 мм не должно превышать значений, указанных в таблице 3.

Таблица 3

В процентах по массе

         

Класс песка

Группа песка

Содержание зерен крупностью

   

Св. 10 мм

Св. 5 мм

Менее 0,16 мм

I

Повышенной крупности, крупный и средний

0,5

5

5

 

Мелкий

0,5

5

10

II

Повышенной крупности

5

20

10

 

Крупный и средний

5

15

15

 

Мелкий и очень мелкий

0,5

10

20

 

Тонкий и очень тонкий

Не допускается

Не нормируется

 

В соответствии с пунктом 4.2.5 ГОСТ 8736-2014 содержание в песке пылевидных и глинистых частиц, а также глины в комках не должно превышать значений, указанных в таблице 4.

Таблица 4

В процентах по массе

       

Класс песка

Группа песка

Содержание пылевидных и глинистых частиц

Содержание глины в комках

I

Повышенной крупности, крупный и средний

2

0,25

 

Мелкий

3

0,35

II

Повышенной крупности, крупный и средний

3

0,5

 

Мелкий и очень мелкий

5

0,5

 

Тонкий и очень тонкий

10

1,0

Примечание - Содержание пылевидных и глинистых частиц в очень мелком песке класса II по согласованию с потребителем допускается до 7% по массе.

 

 

Таким образом, материалами Жалобы подтверждается, что установленные государственным заказчиком - ГОКУ «Новгородавтодор» в Требованиях к товарам требования к значениям вышеуказанных спорных показателей товаров (материалов) в виде диапазонов значений (в столбцах 8 «Нижняя граница диапазона» и 9 «Верхняя граница диапазона» таблицы) соответствуют предельным (максимальным, минимальным) нормативам и диапазонам значений, предусмотренным вышеназванными государственными стандартами для данных показателей (характеристик) товаров (материалов), и не противоречат им.

При этом, с учетом положений Инструкции, касающихся заполнения заявки по тем позициям Таблицы, требования к значениям которых установлены государственным заказчиком в столбцах 8 и 9 именно в виде диапазонов (должны указываться значения в виде диапазона значений показателя (характеристики) предлагаемого товара (материала), которые не должны быть ниже минимальных значений, установленных в столбце 8, и не должны превышать максимальные значения, установленные в столбце 9), участник закупки не обязан иметь в наличии предлагаемый им в заявке товар (материал) и проводить его какие-либо испытания для определения значений показателей (характеристик), необходимых для заполнения заявки, поскольку Документация об электронном аукционе и Инструкция позволяют участникам закупки указывать значения спорных показателей товаров (материалов) исключительно в соответствии с положениями рассматриваемых ГОСТ (требование о соответствии товаров (материалов) данным ГОСТ установлено государственным заказчиком в Таблице в качестве императивного), то есть в границах установленных ими пределов (предельных нормативов, диапазонов).

Иными словами, исходя из положений Инструкции, участники рассматриваемой закупки при заполнении первых частей заявок на участие в ней по тем позициям Требований к товарам, требования к значениям показателей которых установлены государственным заказчиком в столбцах 8 и 9 таблицы именно в виде диапазонов, могут указать максимально возможный диапазон тех или иных характеристик товара (материала), соответствующий как требованиям Документации, так и положениям государственных стандартов.

При дальнейшей поставке победителем (единственным участником) закупки, товаров (материалов), необходимых для выполнения работ, их действительные характеристики должны будут соответствовать диапазонам, указанным в первой части заявки данного участника на участие в электронном аукционе, то есть входить в них.

2) По позиции № 2 «Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ (применяются для обозначения и ограждения мест проведения дорожных работ» Таблицы среди прочих показателей данного товара (материала) государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлены следующие показатели и их возможные значения:

«Минимальное значение удельного коэффициента световозвращения для белого цвета, при угле наблюдения 20 и угле освещения +5 (по ГОСТ 32945-2014)» - минимальное значение показателя – 5 (столбец 5) кд лк -1 м -1.

Как следует из названия указанного показателя, требования к его значению государственным заказчиком установлены в соответствии с ГОСТ 32945-2014.

Также, государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлено требование о соответствии класса светоотражающего материала для товара «Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ (применяются для обозначения и ограждения мест проведения дорожных работ» классу Iб по ГОСТ 32945-2014 (позиции № 2 Таблицы (столбец 10)) (показатель: «Класс светоотражающего материала (по ГОСТ 32945-2014)», неизменяемое значение показателя: «Iб» – в соответствии с Требованиями к товарам к товару по позиции № 2 Таблицы (столбец 10)).

В пункте 4 Инструкции указано, что при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбце 10, которые не могут изменяться, участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики), соответствующее значению установленному заказчиком.

В соответствии с пунктом 6.1.7 ГОСТ 32945-2014, в соответствии с положениями которого ГОКУ «Новгородавтодор» установлены требования к знакам дорожным для ограждения мест производства дорожных работ, удельный коэффициент световозвращения световозвращающего материала Ι класса должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 12.

Согласно таблице 12 ГОСТ 32945-2014 удельный коэффициент световозвращения световозвращающего материала белого цвета при угле наблюдения 2° и угле освещения +5 должен быть не менее 5 кд лк-1 м-1.

Согласно пункту 7 Инструкции в случае установления в документации об электронном аукционе требований о соответствии товара государственному стандарту (государственным стандартам), все использованные государственным заказчиком показатели товаров соответствуют указанным государственным стандартам и/или не противоречат им.

Предусмотренное государственным заказчиком по позиции 2 Таблицы требование к минимальному значению показателя «Минимальное значение удельного коэффициента световозвращения для белого цвета, при угле наблюдения 2° и угле освещения +5 (по ГОСТ 32945-2014)» (значение не должно быть ниже «5» кд лк-1 м-1) не противоречит пункту 6.1.7 и таблице 12 ГОСТ 32945-2014 (согласно которым значение должно быть не менее 5 кд лк-1 м-1).

При этом ГОСТ 32945-2014 в частности пункт 6.1.12 не содержит указаний относительно необходимости определения минимального значения удельного коэффициента световозвращения для белого цвета, при угле наблюдения 2° и угле освещения +5 путем проведения специальных испытаний образца определенной партии товара.

Соответственно, Документация в части требований к товару позиции № 2 «Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ (применяются для обозначения и ограждения мест проведения дорожных работ» Таблицы по показателю «Минимальное значение удельного коэффициента световозвращения для белого цвета, при угле наблюдения 2° и угле освещения +5 (по ГОСТ 32945-2014)» не содержит положений, обязывающих участников рассматриваемой закупки иметь в наличии товар (материал) в момент подачи заявки и проводить его испытания.

Следовательно, Документация в части требований к товарам по позиции № 1 «Песок для строительных работ» (в отношении всех показателей) и позиции № 2 «Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ (применяются для обозначения и ограждения мест проведения дорожных работ» (в отношении показателей «Минимальное значение удельного коэффициента световозвращения для белого цвета, при угле наблюдения 20 и угле освещения +5 (по ГОСТ 32945-2014)», не содержит положений, обязывающих участников рассматриваемой закупки иметь в наличии товары (материалы) в момент подачи заявки и проводить их испытания, а также не устанавливает нестандартных и противоречащих ГОСТ требований к указанным товарам.

При этом Комиссия Новгородского УФАС России отмечает, что вопреки указанию подателя Жалобы, такого показателя как «Коэффициента яркости световозвращающего  материала» описание товара по позиции 2 Приложение № 6 не содержит вовсе.

Учитывая изложенное, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

1. В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Как отмечалось выше, дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены Правительством Российской Федерации в Постановлении № 99.

Согласно пункту 1 Постановления № 99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению № 1.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 294 «О внесении изменений в Приложения № 1 и 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 4.12.2015  № 99» (далее – Постановление о внесении изменений) Приложение № 1 было дополнено позициями 2(1) - 2(3), а именно в Приложении № 1 к Постановлению № 99 были установлены дополнительные виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей (подпункт 2(3) Приложения № 1 к Постановлению № 99).

Согласно Постановлению о внесении изменений дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.

При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка

Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, согласно Постановлению о внесении изменений являются:

- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Законом о контрактной системе, или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Постановление о внесении изменений вступило в силу 02.04.2019.

Таким образом, с 02.04.2019 Постановление № 99 действует в редакции Постановления о внесении изменений и распространяет свое действие на закупки, извещения о проведении которых размещены на официальном сайте начиная с 02.04.2019.

Извещение в первоначальной редакции размещено на официальном сайте 19.04.2019.

В пункте 13.2 Извещения, пункте 9.4 Документации государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлено дополнительное требование к участникам рассматриваемой закупки о наличии у них опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В подпункте 3 пункта 10.2 Документации государственным заказчиком установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки установленным дополнительным требованиям.

Так, согласно подпункту 3 пункта 10.2 Документации, такими документами являются:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Следовательно, дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки данным дополнительным требованиям, государственным заказчиком в Извещении и Документации установлены в редакции Постановления № 99, действующей до 02.04.2019 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.08.2017 № 937), в том числе требования к участнику закупки указаны без учета того, что допускается предоставление копии контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Законом о контрактной системе, или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.

Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГОКУ «Новгородавтодор» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в документации об электронном аукционе дополнительных требований к участникам закупки, установленных Правительством Российской Федерации.

2. Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункты 10, 10.1 статьи 1 ГрК РФ).

Таким образом, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по ремонту и содержанию объекта капитального строительства – дорожного сооружения (выполнение работ по содержанию элементов обустройства: замена и установка недостающего дорожного металлического барьерного ограждения, установка недостающего дорожного металлического пешеходного ограждения, установка недостающих дорожных знаков; нанесение горизонтальной дорожной разметки, содержание полосы отвода, водопропускных труб, подводящих и отводящих русел на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Таким образом, для выполнения работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства  участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (далее – СРО) в сфере строительства, за исключением предусмотренных законом случаев (часть 2.1 статьи 52 ГрК РФ).

В Документации (в частности, в Ведомости объемов работ) перечислены работы, которые являются работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе, участники закупки должны быть членами СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК РФ.

Согласно части 1 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети «Интернет».

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Согласно части 5 статьи 55.17 ГрК РФ форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

В свою очередь, государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» должен был установить в Документации обязательные в соответствии с действующим законодательством требования, предъявляемые в данном случае к участникам рассматриваемой закупки, а именно, требование о членстве участников в СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также требования к составу вторых частей заявок данных участников - выписку из реестра членов СРО.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в пункте 9.3.1 Документации об электронном аукционе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено следующее требование к участникам аукциона: «Участники должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 52 и частью 3 статьи  55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение Работ:

- участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

- саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

- совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Требования не распространяются:

- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн. рублей и менее;

- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в части 2.2 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №372-ФЗ)».

Данное требование к участникам закупки правомерно установлено государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в Документации в соответствии с вышеуказанными положениями ГрК РФ.

В подпункте 2 пункта 10.3 Документации об электронном аукционе государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы (или копии документов), подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а именно: копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58, со сроком выдачи не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (документ не требуется для участников аукциона, указанных в ч 2.1 и ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации)».

При этом, государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» не было учтено, что законодательством Российской Федерации о контрактной системе не предусмотрено, что выписка из реестра членов СРО должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, вышеуказанное требование к сроку выдачи выписки не соответствует положениям Закона о контрактной системе.

Данный вывод Комиссии подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.11.2018 № Ф05-17376/2018 по делу № А40-15713/2018; Решение Арбитражного суда гор. Москвы от 16.04.2018 по делу № А40-8854/18).

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгордавтодор» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требования к участникам рассматриваемой закупки, не предусмотренного законодательством о контрактной системе (о предоставлении участниками аукциона в составе вторых частей заявок на участие в нем копии выписки из реестра членов СРО со сроком ее выдачи, не предусмотренном Законом о контрактной системе (не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе)).

3. Для товара по позиции 16 «Щебень» Приложения № 6 государственным заказчиком установлены показатели «Максимальная потеря массы после испытания «Насыщение в растворе сернокислого натрия и высушивание» щебня» и «Максимальная потеря массы после испытания «Замораживание и оттаивание» щебня, а также требования к их максимальному значению – 5 % и 5 % (соответственно) (столбец 6 «Максимальное значение показателя» Таблицы).

Требования к рассматриваемому товару установлены государственным заказчиком в соответствии с положениями ГОСТ 8267-93.

По позиции 16 Приложения № 6 государственным заказчиком также предусмотрены показатель «Морозостойкость щебня» и его минимальное значение «F100».

В соответствии с пунктом 4.6.1 ГОСТ 8267-93 морозостойкость щебня и гравия характеризуют числом циклов замораживания и оттаивания, при котором потери в процентах по массе щебня и гравия не превышают установленных значений.

Допускается оценивать морозостойкость щебня и гравия по числу циклов насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивания. При несовпадении марок морозостойкость оценивают по результатам испытания замораживанием и оттаиванием.

Согласно пункту 4.6.2 ГОСТ 8267-93 щебень и гравий по морозостойкости подразделяют на следующие марки: F15, F25, F50, F100, F150, F200, F300, F400.

Показатели морозостойкости щебня и гравия при испытании замораживанием и оттаиванием или насыщением в растворе сернокислого натрия и высушиванием должны соответствовать указанным в таблице 8.

В соответствии с пунктом 5.2 ГОСТ 8267-93 приемку и поставку щебня и гравия производят партиями. Партией считают количество щебня (гравия) одной фракции (смеси фракций), установленное в договоре на поставку и одновременно отгружаемое одному потребителю в одном железнодорожном составе или одном судне. При отгрузке автомобильным транспортом партией считают количество щебня (гравия) одной фракции (смеси фракций), отгружаемое одному потребителю в течение суток.

Согласно пункту 5.3 ГОСТ 8267-93 для проверки соответствия качества щебня (гравия) требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль и периодические испытания.

В соответствии с пунктом 5.4 ГОСТ 8267-93 при периодических испытаниях определяют:

- один раз в 10 суток - содержание зерен пластинчатой и игловатой формы и содержание дробленых зерен в щебне из гравия и валунов и содержание свободного волокна асбеста в щебне из асбестосодержащих пород;

- один раз в квартал - прочность и насыпную плотность, устойчивость структуры против распадов;

- один раз в год - морозостойкость и класс щебня (гравия) по значению удельной эффективной активности естественных радионуклидов, а также по требованию потребителей содержание вредных компонентов и примесей.

Следовательно, для определения значения показателей «Потеря массы после «Насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивание» щебня» и «Потеря массы после «Замораживание и оттаивание» щебня участники рассматриваемой закупки до подачи заявки на участие в аукционе должны получить результаты испытания образцов от партии щебня для указания конкретного (неизменного) значения данного показателя в первой части заявки.

Таким образом, ГОСТ 8267-93 не предусматривает конкретного значения рассматриваемого показателя, а лишь предусматривает, что его истинное значение становится известным только после проведения необходимых испытаний образцов товара в предусмотренном государственном стандартом порядке.

Вместе с тем, при установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Письма ФАС России, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

Таким образом, Приложение № 6 в рассматриваемой части (позиция 16) устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе помимо конкретных показателей товара, используемого при выполнении работ (например, фракция, вид породы щебня и пр.), также результатов испытаний партий (образцов) таких товаров (потеря массы после «Насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивание» щебня, «потеря массы после испытания «Замораживание и оттаивание» щебня).

Указанные требования государственного заказчика приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при оформлении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений относительно его химического состава, технологии производства, результатов его испытания.

Данная информация будет известна только после производства определенной партии товара и проведения ее испытания предприятием-изготовителем или потребителем при приемочном контроле.

Для потенциальных участников закупки, в свою очередь, данная информация станет достоверно известной только при приобретении определенной партии товара, поскольку конкретные значения показателей в отношении разных партий товара могут отличаться в пределах допустимых нормативов, установленных определенными ГОСТ.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в несоблюдении правил описания объекта закупки, способном повлечь за собой ограничение количества участников электронного аукциона.

4. Согласно пункту 4 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбце 10, которые не могут изменяться, участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики), соответствующее значению установленному заказчиком.

Согласно пункту 8 Инструкции каждое значение характеристики товара должно быть конкретным и иметь принадлежность к одному сорту или наименованию товара (указание показателей (характеристик) имеющих принадлежность к нескольким вариантам сортов или наименований товара будет расценено как не предоставление конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого товара, соответствующего значению, установленному документацией).

В соответствии с пунктом 9 Инструкции все варианты показателей (характеристик) товара планируемого к использованию при производстве работ не должны вызывать двусмысленного трактования и в соответствии с требованиями установленными Заказчиком, является - конкретными, диапазонными, один из вариантов предложенным заказчиком или значением которое не может изменяться.

Из вышеизложенного следует, что при установлении государственным заказчиком требований к показателю (характеристике) товаров, удовлетворяющих потребности заказчика, значения которых не могут изменяться (столбец 10), участник должен указать в своей заявке такое значение показателя в неизменном виде, при этом оно должно быть конкретным.

Вместе с тем, государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлены следующие требования к следующим товарам:

  • к товару по позиции 1 «Песок для строительных работ» Приложения № 6 установлено требование по показателю «Засоряющие примеси», значение которого не может быть изменено (столбец 10), в следующем виде – «не должен содержать посторонних засоряющих примесей»;
  • к товару по позиции 3 «Дорожные конусы» Приложения № 6 установлено требование по показателю «Сведения о прочности:», значение которого не может быть изменено (столбец 10), в следующем виде - «Дорожные конусы должны обладать прочностью при падении».

При этом, как было отмечено выше, указание участником в своей заявке не конкретных значений, то есть в соответствии с нормами русского языка оборотов «не более», «не менее», «не хуже», «не должен» и т.д., в соответствии с требованиями Документации не допускается, но участник должен изложить в своей заявке значения показателей, приведенные в 10 столбце в неизменном виде.

Указанное противоречие, допущенное государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор»  при составлении технической части Документации вводит участников рассматриваемой закупки в заблуждение, а также может стать причиной отклонения заявки участника не зависимо от того каким образом он представит в свой заявке значение данного показателя (с использованием оборота «должен быть» или без него), что в свою очередь является существенным ограничением числа участников рассматриваемого электронного аукциона.

Из вышеизложенного следует, что в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в ненадлежащем указании в Приложении № 6 требований к значениям показателей подлежащих использованию товаров с учетом положений имеющейся Инструкции.

5. Как уже отмечалось выше, согласно пункту 1 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и (или) 6, участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик), предлагаемого к поставке товара, которое должно быть не ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6.

В соответствии с пунктом 2 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбце 7, участник закупки должен указать один из требуемых заказчиком вариантов (указание нескольких вариантов значений будет расценено как не предоставление конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого товара, соответствующего значению, установленному документацией).

По позиции 5 «Бетон тяжелый» Таблицы  среди прочих показателей (характеристик) данного товара государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» предусмотрен следующие показатели (характеристика), а также требования к его значению:

- «Марка по расплыву конуса» - максимальное значение «Р1, Р2, Р3» (столбец 6);

- «Марка по осаде конуса» - максимальное значение показателя «П1, П2, П3» (столбец 6).

При этом, по позиции 5 «Бетон тяжелый» Приложения № 6 также указано, что данный товар должен соответствовать ГОСТ 7473-2010.

Согласно пункту 1 ГОСТ 7473-2010 «Смеси бетонные. Технические условия»  настоящий стандарт распространяется на готовые для применения бетонные смеси тяжелых, мелкозернистых и легких бетонов на цементных вяжущих (далее – бетонные смеси), отпускаемые потребителю для возведения монолитных и сборно-монолитных конструкций или используемые на предприятиях для изготовления изделий и сборных бетонных и железобетонных конструкций.

Настоящий стандарт содержит требования к технологическим характеристикам бетонных смесей, процедурам контроля их приготовления, оценке соответствия показателей их качества, а также количеству бетонной смеси, отпускаемой потребителю.

Согласно пункту 5.1. ГОСТ 7473-2010 в зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на марки в соответствии с таблицами 1-4.

Таблицей 1 - Марки по расплыву конуса

   

Марка

Расплыв конуса, см

Р1

Менее 35

Р2

35-41

Р3

42-48

Р4

49-55

Р5

56-62

Р6

Более 62

 

Таблица 2 - Марки по осадке конуса
 

   

Марка

Осадка конуса, см

П1

1-4

П2

5-9

П3

10-15

П4

16-20

П5

Более 20

 

Таким образом, вышеуказанный государственный стандарт устанавливает виды марок в зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси  (расплыв конкуса, осадка конуса), и предусматривает данные показатели как конкретные (незаменяемые) варианты значений.  

Однако установленные значения показателя «Марка по расплыву конуса» и «Марка по осаде конуса»  в столбце 6 по позиции 5  Таблицы  (в качестве максимальных значений показателей)  противоречит положениям ГОСТ 7473-2010.

Значения показателя «Марка по расплыву конуса» и «Марка по осаде конуса» в действительности должны быть установлены в столбце 7 «Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений», а не в столбце 6 «Максимальное значение показателя».

Представитель ГОКУ «Новгородавтодор» на заседании Комиссии пояснил, что государственным заказчиком допущена техническая ошибка при составлении Приложения № 6, значения показателя «Марка по расплыву конуса» «Марка по осаде конуса» товара по позиции № 5 в действительности должны быть установлены в столбце 7 «Показатели (характеристики) для которых указаны варианты значений», истинной потребностью заказчика являлась одна из марок по вышеуказанным показателям  товара по позиции 5 «Бетон тяжелый» - а именно по показателю  «Марка по расплыву конуса» - либо Р1, либо Р2, либо Р3; по показателю «Марка по осаде конуса» - либо П1, либо П2, либо П3.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в ненадлежащем указании в Приложении № 6 требований к значениям показателей подлежащих использованию товаров с учетом действующего государственного стандарта и  положений имеющейся Инструкции.

При этом Комиссия Новгородского УФАС России отмечает, что указанная ошибка, допущенная государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» при составлении технической части Документации стала основанием неправомерного отказа в допуске к участие в аукционе участника закупки с идентификационным номером 1 (ООО «Вектор»).

6. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки)

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В пункте 10.2 Документации требования к содержанию первых частей заявок на участие в электронном аукционе государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлены в аналогичном виде.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Как уже указывалось выше, требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки, установлены в Приложении № 6, в котором также содержится Инструкция.

Так, по позиции 5 «Бетон тяжелый» Таблицы  среди прочих показателей (характеристик) данного товара государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» предусмотрен следующий показатель (характеристика), а также требования к его значению:

- «Марка по расплыву конуса» - максимальное значение «Р1, Р2, Р3» (столбец 6);

При этом, согласно пункту 1 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и (или) 6, участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик), предлагаемого к поставке товара, которое должно быть не ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6.

Таким образом, участники рассматриваемой закупки в соответствии с Инструкцией, в составе первой части заявки должны были указать конкретное значение показателя «Марка по расплыву конуса» которое не должно превышать «Р1, Р2, Р3».

Согласно протоколу от 07.05.2019 рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме (далее – Протокол), на участие в рассматриваемой закупке поступили первые части заявок 2 участников. Заявка с порядковым номером 1 (ООО «Вектор») признана не соответствующей положениям Документации об электронном аукционе в связи с представлением участником закупки недостоверной информации относительно значения показателя «Марка по расплыву конуса» товара по позиции 5 «Бетон тяжелый» Приложения  № 6, а именно «участником закупки под порядковым номером 1 (ООО «Вектор») выбраны все варианты значений, установленные государственным заказчиком «Р1, Р2, Р3».

Однако в составе заявки участником закупки - ООО «Вектор» при указании значения показателя «Марка по расплыву конуса» по позиции 5 Приложения № 6 положения Инструкции были надлежащим образом соблюдены, а само значение рассматриваемого показателя - («Р1,Р2,Р3») соответствовало установленным государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в Приложении № 6 требованиям к значению рассматриваемого показателя товара («максимальное значение показателя» – «Р1, Р2, Р3»).

В качестве основания признания заявки несоответствующей требованиям Документации и Инструкции, аукционная комиссия указала на следующее:

«При установлении заказчиком вариантов значений показателей (характеристик) в столбце 7, участник закупки должен указать один из требуемых заказчиком вариантов (указание нескольких вариантов значений будет расценено как не предоставление конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого товара, соответствующего значению, установленному документацией».

Однако показатель «Марка по расплыву конуса» товара по позиции 5 Приложения № 6 установлен не столбце 7 «Показатели (характеристика) товара, для которых указаны варианты значений», а в столбце 6 «Максимальное значение показателя».

Соответственно, вывод аукционной комиссии о наличии в заявке с порядковым номером 1 (ООО «Вектор») недостоверной информации в части значения спорного показателя «Марка по расплыву конуса» по позиции 5 Приложения № 6 является неправомерным и не основанным на положениях Документации и Инструкции.

Каких-либо доказательств недостоверности, содержащихся в первой части заявки ООО «Вектор», сведений относительно значения показателя «Марка по расплыву конуса» по позиции 5 Приложения № 6 в материалах Жалобы не содержится, государственным заказчиком таких доказательств также не представлено.

Следовательно, первая часть заявки участника рассматриваемой закупки с порядковым номером 1 (ООО «Вектор») соответствовала требованиям Документации, установленным государственным заказчиком, в связи с чем отстранение участника закупки от участия в электронном аукционе по указанным в Протоколе основаниям (в связи с недостоверностью представленных сведений) не основано на положениях Документации и Инструкции.

Таким образом, в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа – Администрации содержится нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в необоснованном отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером 1, заявка которого в действительности соответствовала требованиям Документации.

В действиях должностного лица государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор», утвердившего Документацию с нарушением требований законодательства о контрактной системе, имеются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В действиях аукционной комиссии уполномоченного органая – Администрации, выразившихся в нарушении порядка отбора участников закупки, имеются признаки  административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор», аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрации, являются существенными,  свидетельствуют об ограничении конкуренции при проведении аукциона, вводят в заблуждение потенциальных участников аукциона относительно действительных требований, предъявляемых заказчиком к участникам закупки и содержанию их заявок, а также привели к нарушению порядка отбора победителя торгов, что дает основание для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

 

 

Руководствуясь статьями  31, 33, 64, 66, 67,  пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «БалтСтройПроект» (195176, г. Санкт-Петербург, Пискаревский проспект, д. 25, лит. А, пом. 17-Н, пом. 175А, офис 809-3,) на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, г. Великий Новгород,    ул. Славная, д. 55) при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350) закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию элементов обустройства: замена и установка недостающего дорожного металлического барьерного ограждения, установка недостающего дорожного металлического пешеходного ограждения, установка недостающих дорожных знаков; нанесение горизонтальной дорожной разметки, содержание полосы отвода, водопропускных труб, подводящих и отводящих русел на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Новгородской и Тверской областей на период 2019-2021 г.г., извещение № 0150200003919000335 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru  19.04.2019, необоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» нарушения части 5 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрации Губернатора Новгородской области нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

4. Выдать государственному заказчику - Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор»,  уполномоченному органу - Администрации Губернатора Новгородской области и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки – АО «Электронные торговые системы» (НЭП) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» и членов аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                               И.А. Куриков

 

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                           

 

                                                                                                                        В.С. Делянова

 

 

                                                                                                                        С.О. Михайлов

                                                                                                       

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны