Решение №2315/03 РЕШЕНИЕ № 053/10/18.1-321/2021 по результатам рассмотрения ж... от 29 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику – МАУДО «ДЮСШ»

 

ул. Комсомола, д. 33А,

г. Сольцы, Новгородская обл., 175040

                 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Подателю жалобы – ООО «Монолит»

 

шоссе Фрезер, д. 5/1, Э подвал,

пом. I, к. 1, оф. 15,

г. Москва, 109202

 

Исх. №2315/03 от 29.04.2021

 

РЕШЕНИЕ № 053/10/18.1-321/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

27 апреля 2021 года

 

                                 

                                        Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

... – …, … - ..;

... – …, …;

... – …, …,

в присутствии представителей:

заказчик - Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, заявил письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей;

податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью «Монолит» - надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Монолит» (109202, г. Москва, шоссе Фрезер, д. 5/1, Э подвал, пом. I, к. 1, оф. 15; далее – ООО «Монолит») на действия заказчика – Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» (175040, Новгородская обл., г. Сольцы, ул. Комсомола, д. 33А; далее – МАУДО «ДЮСШ») при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения контракта на выполнение работ по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса по ул. Новгородская, г. Сольцы, Новгородская область, извещение № 1050600003521000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 19.03.2021,

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.04.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «Монолит» на действия заказчика – МАУДО «ДЮСШ» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения контракта на выполнение работ по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса по ул. Новгородская, г. Сольцы, Новгородская область, извещение № 1050600003521000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте 19.03.2021 (далее – Жалоба).

Из сформированного средствами официального сайта извещения о проведении настоящего открытого конкурса в электронной форме следует, что рассматриваемая закупка осуществляется заказчиком в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Согласно письму ФАС России № ИА/15653/20 от 28.02.2020 процедура принятия и рассмотрения жалобы на действия (бездействие) отдельных видов юридических лиц при проведении закупок в соответствии с положениями частей 4, 4.1, 5 статьи 15 Закона о контрактной системе осуществляется по правилам, установленным статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику – МАУДО «ДЮСШ» было направлено уведомление о приостановлении закупки в части заключения контракта до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, контракт не заключен.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

1. Заказчик в извещении о проведении закупки устанавливает следующий размер обеспечения заявки на участие в рассматриваемой закупке: 2 655 681,00 рублей.

Однако, размер обеспечения заявки на участие в рассматриваемой закупке, установленный в конкурсной документации, отличается от того, что указан в извещении о проведении закупки, и составляет 2 655 676,04 рублей.

2. В извещении о проведении закупки указан следующий размер обеспечения исполнения контракта – 5 311 362,00 рублей.

В конкурсной документации указан иной размер обеспечения исполнения контракта - 5 311 352,08 рублей.

3. В пункте 8.41 проекта контракта (Приложение № 3 к конкурсной документации) установлена обязанность подрядчика предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены Контракта. Данная информация предоставляется Заказчику Подрядчиком в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком.

Между тем, данное условие включается в контракт в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 100 000 000, 00 рублей.

Начальная (максимальная) цена рассматриваемой закупки составляет менее 100 000 000, 00 рублей.

На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать заказчику предписание об устранении нарушений.

Заказчик – МАУДО «ДЮСШ» представил письменные возражения в отношении доводов Жалобы (вх. № 3105 от 23.04.2021 Новгородского УФАС России) следующего содержания.

1. В технической части закупки на официальном сайте содержится техническая ошибка в отношении размера обеспечения заявки на участие в рассматриваемой закупке.

При этом, ни одного запроса о разъяснении положений конкурсной документации в адрес заказчика не поступало. Информации о том, что данное несоответствие не позволило принять участие в закупке какому-либо участнику, не имеется. ООО «Монолит» в Жалобе не указывает, как данное обстоятельство нарушает его права и интересы.

2. В технической части закупки на официальном сайте содержится техническая ошибка в отношении размера обеспечения контракта.

Между тем, данное несоответствие не повлияло на результаты закупки по основаниям, указанным выше.

3. Пункт 8.41 проекта контракта является избыточным.

При этом, ни одного запроса на разъяснение данного положения конкурсной документации от потенциальных участников не поступало, информации о том, что наличие данного пункта в проекте контракта не позволило принять участие в закупке какому-либо участнику, не имеется.

Относительно данного довода жалобы заказчик просит выдать предписание об устранении данного нарушения путем внесения изменений в проект контракта при его направлении на подписание победителю закупки.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В марте-апреле 2021 года заказчиком – МАУДО «ДЮСШ» и его конкурсной комиссией осуществлялась закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения контракта на выполнение работ по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса по ул. Новгородская, г. Сольцы, Новгородская область, извещение № 1050600003521000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте 19.03.2021 (начальная (максимальная) цена – 53 113 520,79 рублей).

Извещение о проведении настоящего конкурса в последней редакции (далее – Извещение), конкурсная документация в последней редакции (далее – Документация) утверждены ... 06.04.2021.

Согласно части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

В извещении о проведении настоящего конкурса, сформированном средствами официального сайта, указано, что рассматриваемая закупка осуществляется МАУДО «ДЮСШ» в рамках Закона о контрактной системе в силу положений части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В пункте 3.1 Документации указан объект рассматриваемой закупки - выполнение работ по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса по ул. Новгородская, г. Сольцы, Новгородская область.

1. Согласно пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должен содержаться размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).

В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе (часть 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе).

Частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная документация содержит информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме.

Согласно части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

В конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом) (часть 3 статьи 44 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 16 статьи 44 Закона о контрактной системе размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять:

1) от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта составляет до двадцати миллионов рублей;

2) от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей.

В пункте 7.1 Извещения указано, что размер обеспечения заявки на участие в электронном конкурсе составляет 2 655 676,04 (два миллиона шестьсот пятьдесят пять тысяч шестьсот семьдесят шесть) рублей 04 копейки (5% от начальной (максимальной) цены контракта).

В пункте 14.1 Документации указано, что размер обеспечения заявки на участие в электронном конкурсе составляет 2 655 676,04 (два миллиона шестьсот пятьдесят пять тысяч шестьсот семьдесят шесть) рублей 04 копейки (5% от начальной (максимальной) цены контракта).

Данная информация является достоверной (5% от 53 113 520,79 составляет 2 655 676, 04).

Между тем, заказчиком средствами официального сайта также были сформированы извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация.

Согласно извещению о проведении открытого конкурса и конкурсной документации, сформированными средствами официального сайта, размер обеспечения заявки  -  2 655 681, 00 рублей.

Как следует из письменных возражений заказчика на Жалобу, в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации, сформированными средствами официального сайта, допущена техническая ошибка относительно размера обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МАУДО «ДЮСШ» содержатся нарушения части 3 статьи 54.2 и части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем, недостоверном указании в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации, сформированными средствами официального сайта, информации о размере обеспечения заявки на участие в рассматриваемом конкурсе.

В данной части Жалоба является обоснованной.

2. Пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должен содержаться размер обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, порядок предоставления такого обеспечения, устанавливаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе (часть 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи. При этом, если:

1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части;

2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;

3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.

В пункте 8.1 Извещения указано, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 5 311 352,08 (пять миллионов триста одиннадцать тысяч триста пятьдесят два) рубля 08 копеек (10 % от начальной (максимальной) цены контракта).

В пункте 15.1 Документации указано, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 5 311 352,08 (пять миллионов триста одиннадцать тысяч триста пятьдесят два) рубля 08 копеек (10 % от начальной (максимальной) цены контракта).

Данная информация является достоверной (10% от 53 113 520,79 составляет 5 311 352,08).

Однако, согласно извещению о проведении открытого конкурса и конкурсной документации, сформированными средствами официального сайта, размер обеспечения исполнения контракта – 5 311 362,00 рублей.

Как следует из письменных возражений заказчика на Жалобу, в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации, сформированными средствами официального сайта, допущена техническая ошибка в размере обеспечения исполнения контракта.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МАУДО «ДЮСШ» содержатся нарушения части 3 статьи 54.2 и пункта 9 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем, недостоверном указании в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации, сформированными средствами официального сайта, информации о размере обеспечения исполнения контракта.

Данный довод Жалобы также является обоснованным.

3. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства (часть 24 статьи 34 Закона о контрактной системе).

Размер начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 775 (далее – Постановление № 775).

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 775 установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:

1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;

100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

Как указывалось выше, начальная (максимальная) цена рассматриваемой закупки - 53 113 520,79 рублей.

Согласно части 3 статьи 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Проект контракта является приложением № 3 к Документации.

Согласно пункту 8.41 проекта контракта подрядчик обязан предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены Контракта. Данная информация предоставляется Заказчику Подрядчиком в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком.

Как следует из пункта 11.12 проекта контракта в случае непредоставления Подрядчиком в сроки, установленные пунктом 8.41 Контракта информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, Заказчик вправе потребовать уплаты пени. Размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного Подрядчиком с соисполнителем, субподрядчиком. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

С учетом начальной (максимальной) цены контракта, указание в проекте контракта обязанности подрядчика предоставлять заказчику вышеуказанную информацию, а также указание меры ответственности для подрядчика в виде пени за нарушение сроков предоставления такой информации, является незаконным, возлагает на подрядчика дополнительную необоснованную ответственность и может привести к неправомерному взысканию с него денежных средств.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МАУДО «ДЮСШ» содержатся нарушения частей 23, 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном установлении в проекте контракта обязанности подрядчика о предоставлении им заказчику информации обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, а также указание меры ответственности в виде пени за нарушение сроков предоставления такой информации.

В данной части Жалоба является обоснованной.

Таким образом, Жалоба является обоснованной полностью.

Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

При рассмотрении Жалобы Комиссией Новгородского УФАС Россией также установлено следующее.

1. Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

Частью 2.2 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.

В пункте 9.1 Извещения указано, что размер обеспечения гарантийных обязательств 1 593 405,62 (один миллион пятьсот девяносто три тысячи четыреста пять) рублей 62 копейки (3 % от начальной (максимальной) цены контракта).

В пункте 3.4.3.1 Документации указано, что размер обеспечения гарантийных обязательств составляет 1 593 405,62 (один миллион пятьсот девяносто три тысячи четыреста пять) рублей 62 копейки (3 % от начальной (максимальной) цены контракта).

Данная информация является достоверной (3% от 53 113 520,79 составляет 1 593 405,62 рублей).

Однако, согласно извещению о проведении открытого конкурса и конкурсной документации, сформированными средствами официального сайта, размер обеспечения гарантийных обязательств – 1 593 408, 60 рублей.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МАУДО «ДЮСШ» содержится нарушение части 2.2 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем, недостоверном указании в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации, сформированными средствами официального сайта, информации о размере обеспечения гарантийных обязательств.

2. Как было указано выше, заказчиком установлено требование об обеспечении исполнения контракта.

Согласно части 6.3 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

Статья 37 Закона о контрактной системе устанавливает антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемой закупки составляет более чем пятнадцать миллионов рублей.

В случае наступления антидемпинговых мер контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в Документации.

В пункте 15.1 Документации указано, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 5 311 352,08 (пять миллионов триста одиннадцать тысяч триста пятьдесят два) рубля 08 копеек (10 % от начальной (максимальной) цены контракта).

Однако, в пункте 16.1 Документации указано, что если при проведении электронного конкурса участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в пункте 15.1 конкурсной документации в сумме 66 652 803 (шестьдесят шесть миллионов шестьсот пятьдесят две тысячи восемьсот три) рубля 00 копеек, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Следовательно, в действиях заказчика – МАУДО «ДЮСШ» содержится нарушение части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем, недостоверном указании в Документации размера обеспечения контракта в случае наступления антидемпинговых мер.

3. Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

В пункте 4.8 Извещения, пункте 3.5.3 Документации указано, что Подрядчик обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, на условиях, предусмотренных проектом контракта (Приложение № 3 к конкурсной документации).

В пункте 8.38 проекта контракта установлена обязанность подрядчика в случае, если он не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объёме 15% (пятнадцати) от цены Контракта. Также, в пункте 11.10 проекта контракта установлена ответственность для подрядчика за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.

Вместе с тем, в извещении и документации, сформированных средствами официального сайта, отсутствует требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Кроме того, проект контракта не содержит типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1466.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МАУДО «ДЮСШ» содержатся нарушения частей 5 и 7 статьи 30 Закона о контрактной системе, выразившееся в неуказании в извещении и документации, сформированных средствами официального сайта, требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, а также в отсутствии в проекте контракта типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

В составе Документации на официальном сайте размещена проектная документация.

Согласно части 1 статьи 54.2 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе.

В соответствии с частью 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются:

1) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;

3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. При этом указанная дата не может приходиться на нерабочий день;

4) дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;

5) дата подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта;

6) дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

В силу части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме.

В соответствии с частью 3 статьи 54.5 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса в электронной форме не допускается к участию в открытом конкурсе в электронной форме в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия предложений участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона и установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации;

3) указания в первой части заявки участника открытого конкурса в электронной форме сведений о таком участнике и (или) о предлагаемой им цене контракта.

Согласно части 6 статьи 54.5 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в таком конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании конкурсной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком конкурсе. Указанный протокол должен содержать информацию:

1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;

2) об идентификационных номерах заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;

3) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме данного участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией;

4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о допуске к участию в таком конкурсе и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе;

5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации), и о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме и присвоении участнику баллов по указанному критерию, предусмотренному конкурсной документацией.

Между тем, Законом о контрактной системе установлены особенности проведения открытого конкурса в электронной форме при включении в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации.

В силу части 68 статьи 112 Закона о контрактной системе до 1 января 2024 года в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в электронной форме и при включении в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации такой конкурс проводится с учетом следующих особенностей:

1) информация, предусмотренная пунктами 4 - 6 части 3 статьи 54.2 настоящего Федерального закона, в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации не указывается;

2) критерий, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, не устанавливается;

3) первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о закупке (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);

4) не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, оператор электронной площадки направляет заказчику поданные на участие в таком конкурсе первые и вторые части заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, предложения участников такого конкурса о цене контракта, а также документы и информацию, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;

5) протокол, предусмотренный частью 6 статьи 54.5 настоящего Федерального закона, не оформляется;

6) подача окончательных предложений о цене контракта, предусмотренная статьей 54.6 настоящего Федерального закона, не осуществляется;

7) не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем направления оператором электронной площадки заказчику предусмотренных пунктом 4 настоящей части документов:

а) конкурсная комиссия рассматривает и оценивает заявки на участие в закупке по критериям, установленным документацией о закупке. При этом заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 54.7 настоящего Федерального закона;

б) результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе, предусмотренном частью 7 статьи 54.7 настоящего Федерального закона. Такой протокол подписывается и размещается на электронной площадке и в единой информационной системе в порядке, установленном статьей 54.7 настоящего Федерального закона;

в) результаты рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения протокола в соответствии с подпунктом «б»" настоящего пункта, фиксируются в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, который подписывается и размещается на электронной площадке и в единой информационной системе в порядке, установленном статьей 54.7 настоящего Федерального закона;

8) в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не подано ни одной такой заявки, либо в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, информация о признании открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся вносится в протокол, предусмотренный частью 7 статьи 54.7 настоящего Федерального закона, и применяются положения части 4 статьи 55.1 настоящего Федерального закона в части осуществляемых заказчиком действий.

Таким образом, в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в электронной форме и при включении в описание объекта закупки проектной документации в конкурсной документации не указываются: дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме; дата подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта; дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Указание данной информации в извещение и/или документации о проведении открытого конкурса в электронной форме в данном случае не предусмотрено.

Между тем, в пункте 13.1 Документации предусмотрено, что рассмотрение и оценка заявок осуществляются в соответствии со статьями 32, 54.5, 54.7, 112 Федерального закона.

Кроме того, в пункте 13.3 Документации предусмотрено следующее: «Порядок рассмотрения и оценки первых частей заявок: Участник открытого конкурса в электронной форме не допускается к участию в открытом конкурсе в электронной форме в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 4 статьи 54.4 Федерального закона (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом), или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия предложений участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 54.4 Федерального закона и установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации;

3) указания в первой части заявки участника открытого конкурса в электронной форме сведений о таком участнике и (или) о предлагаемой им цене контракта.

Конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в электронном конкурсе участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (при установлении этого критерия в конкурсной документации)».

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МАУДО «ДЮСШ» содержится нарушение части 68 статьи 112 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в Документации, в нарушение требований Закона о контрактной системе, информации о рассмотрении конкурсной комиссией первых частей заявок участников.

5. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 34 Закона о контрактной системе).

Пунктом 9.1 проекта контракта предусмотрено, что при приемке выполненных работ не осуществляется сопоставление технологии производства фактически выполненных работ, технологиям, принятым при разработке сметных нормативов. Также при приемке выполненных работ не выделяется и не обосновывается стоимость учтенных в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта, прочих работ и затрат (в том числе зимнее удорожание, осуществление работ вахтовым методом, командирование рабочих, перебазирование строительно-монтажных организаций), и затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, непредвиденных работ и затрат подрядчика.

Данное условие соответствует пункту 5.3 Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта, утвержденных Приказом Минстроя России от 14.01.2020 № 9/пр.

Между тем, также в пункте 9.1 Проекта контракта указано, что по требованию Заказчика, Подрядчик в срок не позднее 5 рабочих дней с даты получения требования, осуществляет выделение и обоснование стоимости учтенных в цене прочих работ (командирование рабочих, перебазирование строительно-монтажных организаций), и непредвиденных работ и затрат Подрядчика.

Данное условие вышеуказанными Типовыми условиями контрактов не предусмотрено и противоречит им.

Таким образом, в действиях заказчика – МАУДО «ДЮСШ» содержится нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в проекте контракта, вышеуказанного требования, непредусмотренного законодательством о контрактной системе.

6. Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Необходимо отметить, что в рамках исполнения заключаемого по итогам настоящей закупки контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения.

В пункте 11.9  проекта контракта установлено, что в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантийного обязательства, Подрядчик обязан в срок не позднее 10 календарных дней после получения требования Заказчика об уплате пеней оплатить ему пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.

Таким образом, в действиях заказчика – МАУДО «ДЮСШ» содержится нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем указании в проекте контракта ответственности заказчика в виде пени (отсутствует указание на ее расчет от цены отдельного этапа исполнения контракта).

7. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В Извещении (пункт 4.5), Документации (пункт 3.5.2), а также в извещении и документации, сформированными средствами официального сайта, указано, что работы должны выполняться в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение № 4 к конкурсной документации).

Однако, данное приложение в составе Документации на официальном сайте не размещено.

Как следует из письма МАУДО «ДЮСШ» исх. № 71 от 27.04.2021, заказчиком допущена техническая ошибка, в действительности, должна была быть приведена ссылка на приложение № 3 к Документации (проект контракта). Приложение № 4 к Документации не разрабатывалось.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МАУДО «ДЮСШ» содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в недостоверном указании приложения к Документации, в котором содержится график выполнения строительно-монтажных работ.

8. Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

В развитие данной нормы приняты Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 6 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.

Согласно пункту 1 Правил настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).

Согласно пункту 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В соответствии с пунктом 23 Правил в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:

 

НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),

 

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

В случае если используется один показатель, КЗ = 1;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Заказчик – МАУДО «ДЮСШ» в пункте 13.5 Документации установил следующие критерии оценки заявок участников конкурса:

- Стоимостной критерий оценки: цена контракта. Величина значимости критерия составляет 60 %. Коэффициент значимости критерия (Кзкц) составляет 60/100=0,6;

- Нестоимостной критерий оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее – Квалификация).

В пункте 13.5.2 Документации в отношении критерия Квалификации указано следующее:

«Величина значимости критерия составляет 40%.

Коэффициент значимости критерия (Кзкк) составляет 100/100=1.

Для определения рейтинга, присуждаемого заявке участника конкурса по указанному критерию установлен следующий показатель, величина значимости которого составляет 100 процентов:

- общее количество исполненных контрактов (договоров).

Для оценки заявок по показателю, предусмотренному настоящим пунктом, оценивается опыт работы, связанный с предметом контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу только по следующим видам объектов:

-объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов).

Документы, подтверждающие квалификацию участника закупки по показателю приведены в пункте 10.4.7. документации.

Порядок оценки и присвоения баллов:

Оценка заявок проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. №1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по указанным показателям с учетом их установленной значимости и по формуле расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям.

Лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (), определяется по формуле:

 

,

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

В случае если используется один показатель, КЗ = 1;

 - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

 - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки».

В пункте 10.4.7 Документации приведены следующие документы, подтверждающие квалификацию участника:

Показатель № 1 подтверждаются наличием за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта(ов) (договора(ов)) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу только по следующим видам объектов:

-объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);

следующими документами:

- копией (копиями) исполненных контрактов (договоров),

- копией (копиями) акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненных контрактов (договоров). Указанный документ (документы) должен (должны) быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копией (копиями) разрешения (разрешений) на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Копии указанных документов представляются в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, за исключением проектной документации, рабочей и/или сметной документации.

Между тем, заказчиком не было учтено следующее.

Согласно пункту 3 Правил в настоящих Правилах применяются следующие термины:

«оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены;

«значимость критерия оценки» - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, выраженный в процентах;

«коэффициент значимости критерия оценки» - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, деленный на 100;

«рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки» - оценка в баллах, получаемая участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.

Заказчиком установлено, что величина значимости критерия Квалификация составляет 40%.

Таким образом, коэффициент значимости данного критерия оценки должен составлять 0,4.

Однако, как было указано выше, заказчиком предусмотрено, что коэффициент значимости данного критерия оценки составляет 1.

Кроме того, заказчиком, фактически, не предусмотрен расчет рейтинга по данному критерию.

Также, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает следующее.

В силу Закона о контрактной системе документы, вторая часть заявки содержит подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.

Таким образом, предоставление данных документов в составе заявки не является обязательным, их наличие или отсутствие влияет на оценку заявки по критерию квалификация участника конкурса. При отсутствии данных документов заявка не признается несоответствующей требованиям конкурсной документации.

Однако, в конкурсной документации, сформированной средствами официального сайта, указано, что предоставление документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, является обязательным.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МАУДО «ДЮСШ» содержится нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем определении порядка оценки нестоимостного критерия оценки Квалификация, а также обязательном требовании о предоставлении в составе заявки документов в рамках данного показателя.

9. Согласно части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В развитие данной нормы Приказом Минстроя России от 05.06.2018 № 336/пр утверждена методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее – Методика).

Согласно пункту 2.3 Методики график выполнения работ должен содержать следующие заголовки граф: порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ; наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ; сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ; физический объем работ; сроки передачи строительных материалов, технологического оборудования заказчика (при наличии).

Дополнительно под табличной частью графика выполнения работ до полей для подписания его сторонами контракта в графике выполнения работ должны быть отражены даты, не позднее которых должны состояться следующие события: подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта; передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства; передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации; подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией; подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта (пункт 2.9 Методики).

График выполнения строительно-монтажных работ является приложением № 1 к проекту контракта.

При этом, данный график не содержит информации о дате, не позднее которой должно быть осуществлено подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией.

Таким образом, в действиях МАУДО «ДЮСШ» содержится нарушение части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в неуказании в графике выполнения строительно-монтажных работ информации о дате, не позднее которой должно быть осуществлено подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией.

10. В извещении и документации, сформированными средствами официального сайта, Извещении (пункт 4.7), Документации (пункт 4.3) указан следующий источник финансирования: средства областного, федерального бюджетов и бюджета муниципального округа.

Однако, в пункте 3.6 проекта контракта указан следующий источник финансирования: средства областного и федерального бюджета на 2021 год.

Таким образом, в действиях заказчика – МАУДО «ДЮСШ» содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем указании в проекте контракта источника финансирования.

Установленные в действиях заказчика – МАУДО «ДЮСШ» нарушения указывают на наличие в действиях его должностного лица события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Как следует из протокола подведения итогов от 27.04.2021, на участие в рассматриваемом конкурсе поступила одна заявка, конкурс был признан несостоявшимся.

Установленные в действиях заказчика – МАУДО «ДЮСШ» нарушения являются существенными, многочисленными и грубыми, существенно повлияли на результаты закупки, что дает основания для выдачи предписания об устранении нарушений порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

 

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Монолит» (109202, г. Москва, шоссе Фрезер, д. 5/1, Э подвал, пом. I, к. 1, оф. 15) на действия заказчика – Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» (175040, Новгородская обл., г. Сольцы, ул. Комсомола, д. 33А) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения контракта на выполнение работ по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса по ул. Новгородская, г. Сольцы, Новгородская область, извещение № 1050600003521000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 19.03.2021, обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» нарушения части 3 статьи 7, частей 5, 7 статьи 30, частей 1, 7, 23, 24 статьи 34, части 1 статьи 37, части 3 статьи 54.2, части 1 статьи 54.3, пунктов 8, 9 части 1 статьи 54.3, части 2.2 статьи 96, части 7 статьи 110.2, части 68 статьи 112 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа», его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки – Акционерному обществу «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений порядка организации, проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного заказчика - Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа».

 

Председатель Комиссии                                                                                      …

 

Члены Комиссии                                                                                                  …

 

                                                                                                                               …

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны