Решение №5507/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/31-650/2022 по результатам рассмотрения жал... от 21 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному заказчику –

Администрации Неболчского сельского поселения

 

ул. Советская, д. 3, р.п. Неболчи, Любытинский муниципальный район, Новгородская область, 174755

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Подателю жалобы –

ИП ……

 

пер. Вишневый, д. 85В, помещение 12,

г. Сочи, Краснодарский край, 354003

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/31-650/2022

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

16 декабря 2022 года                                                                                    Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

….. – председатель Комиссии, врио руководителя-начальник отдела Управления;

….. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

….. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в отсутствии представителей:

муниципального заказчика – Администрации Неболчского сельского поселения (Российская Федерация, 174755, Новгородская обл., Любытинский муниципальный район, р.п. Неболчи, ул. Советская, д.3),

подателя жалобы – Индивидуального предпринимателя Сысоева Константина Владимировича (354003, Российская Федерация Краснодарский край, г. Сочи, пер. Вишневый, д. 85 В, помещение 12),

стороны надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на рассмотрение не направили, ходатайств не заявляли,

рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя …… (354003, Российская Федерация Краснодарский край, г. Сочи, пер. Вишневый, д. 85 В, помещение 12; далее – ИП …., Индивидуальный предприниматель) на действия муниципального заказчика – Администрации Неболчского сельского поселения (174755, Российская Федерация, Новгородская обл., Любытинский район, п. Неболчи, ул. Советская, д. 3,; далее – Администрация, Заказчик) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта  на выполнение работ по ремонту асфальтового покрытия дорог по ул. Октябрьская в р.п. Неболчи Любытинского района Новгородской области, извещение № 0350300001622000004 о проведении которого было размещено в редакции №ИИ1 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru ( далее – официальный сайт) 09.12.2022,

 

УСТАНОВИЛА:

 

12.12.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ИП …. на действия заказчика – Администрации при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта  на выполнение работ по ремонту асфальтового покрытия дорог по ул. Октябрьская в р.п. Неболчи Любытинского района Новгородской области, извещение № 0350300001622000004 о проведении которого было размещено в редакции №ИИ1 на официальном сайте 09.12.2022 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

  1. Заказчиком не установлено требование к участникам закупки, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, следовательно, Заказчик должен был установить требование к участникам закупки, предусмотренное подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 (далее – Постановление № 2571).
  2. Заказчиком не установлено требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке, предусмотренное пунктом 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
  3. Заказчиком установлено требование к содержанию, составу заявки участника закупки, а именно предложение о цене контракта, в нарушение части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

От Заказчика каких-либо возражений и объяснений на Жалобу не поступало.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В декабре 2022 года заказчиком – Администрацией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту асфальтового покрытия дорог по ул. Октябрьская в р.п. Неболчи Любытинского района Новгородской области, извещение                                № 0350300001622000004 о проведении которого было размещено в редакции №ИИ1 на официальном сайте 09.12.2022, начальная (максимальная) цена контракта - 1 698 469,93 рублей).

Извещение о проведении электронного аукциона (далее - Извещение) утверждено Главой Администрации …. 09.12.2022.

1. В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) проект контракта;

6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;

б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;

в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В Извещении определен следующий объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по ремонту асфальтового покрытия дорог по ул. Октябрьская в р.п. Неболчи Любытинского района Новгородской области.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе).

В развитие данных норм принято Постановление № 2571.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Согласно подпункту «б» пункта 1 Постановления № 2571 в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.

Как следует из части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Извещение, не содержит требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, следовательно, Заказчик должен был установить требование, предусмотренное подпунктом «б» пункта 1 Постановления № 2571.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – Администрации содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в Извещении требования к участникам рассматриваемой закупки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Постановления № 2571.

В данной части Жалоба является обоснованной.

2. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

- участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;

- участник закупки не является иностранным агентом;

- отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Пункт 10.1. части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе был введен в действие Федеральным законом от 05.12.2022 № 498-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», извещение о проведении рассматриваемой закупки было размещено в редакции №ИИ1 на официальном сайте 09.12.2022.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ в виде требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно подпункту «о» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Следовательно, Заказчик должен был указать обязательное требование к содержанию, составу заявки на участие в рассматриваемой закупке, в виде декларирования соответствия пункту 10.1. части 1 статья 31 Закона о контрактной системе.

Приложением № 3 к Извещению является «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, и инструкция по ее заполнению» (далее – Приложение № 3). В нарушение вышеуказанной нормы закона Приложение № 3 не содержит обязательное требование к участникам закупки о декларировании соответствия пункту 10.1. части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.                                                        

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – Администрации содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении обязательного требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке. Следовательно, данный довод Жалобы обоснован.

3. Часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень информации, которая должна быть указана в извещении об осуществлении закупки, среди которых дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) в случае проведения электронного конкурса (за исключением случая, предусмотренного частью 19 статьи 48 настоящего Федерального закона), аукционов. При проведении электронного конкурса предусмотренная настоящим пунктом дата должна приходиться на рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке. При проведении электронного аукциона предусмотренная настоящим пунктом процедура начинается через два часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Заказчиком в Извещении указан способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронный аукцион, а в Извещение дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта, либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 13.12.2022.

Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1подпунктами «а» - «в» пункта 2пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Таким образом, предложение участника закупки о цене контракта (пункт 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе) в составе заявки на участие в аукционе не указывается, так как цена контракта определяется при проведении электронных торгов.

Однако в нарушение вышеуказанной нормы закона пункт 2.2. Раздела 2 Приложения № 3 содержит требование к составу заявки на участие в рассматриваемой закупке в виде «предложения участника закупки о цене контракта».

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – Администрации содержатся нарушения пункта 3 части 2 статьи 42, части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении незаконного требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке. Следовательно, данный довод Жалобы обоснован.

Таким образом, Жалоба является обоснованной полностью.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

  1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Описание объекта закупки содержится в Приложении к Извещению № 1 Техническом задании (далее – ТЗ).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

ТЗ содержит перечень нормативно-технических документов, которыми необходимо руководствоваться при выполнении капитального ремонта, аналогичный перечень содержится в Приложении № 1 к Проекту контракта.

Однако, данный перечень содержит документ, утративший силу на момент объявления рассматриваемой закупки:

- ГОСТ Р 52128 2003 «Эмульсии битумные дорожные. Технические условия» - утратил силу с 01.12.2020 в связи с изданием приказа Росстандарта от 26.11.2020 № 1175-ст. Взамен введен в действие ГОСТ Р 58952.1-2020.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – Администрации содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем определении нормативного документа, в соответствии с которым должны выполняться работы.

  1. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу пункта 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:

начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования.

В Извещении в разделах «Наименование бюджета» указан бюджет Неболчского сельского поселения» и «Вид бюджета» - местный.

При этом, согласно пункту 2.3. Проекта контракта (Приложение № 4 к Извещению; далее – Проекта контракта) источником финансирования является: областной бюджет, бюджет Неболчского сельского поселения.

Таким образом, в действиях заказчика - Администрации содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в Извещении, Проекте контракта разных источников финансирования, что является размещением недостоверной (противоречивой) информации.

  1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если:

1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;

2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;

3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;

4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

В рассматриваемом случае срок оплаты поставленного товара должен составлять не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Между тем, в пункте 2.5 Проекта контракта указано, что расчёты по контракту осуществляются путём безналичного перечисления денежных средств на расчётный счёт Подрядчика на основании подписанного сторонами акта о приёмке выполненных работ формы КС-2, составленном в соответствие со сметной документацией в последний день отчетного периода, и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Сторонами акта о приёмке выполненных работ.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – Администрации содержится нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в Проекте контракта срока оплаты выполненных работ.

  1. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Ответственности сторон контракта предусмотрена разделом 9 Проекта контракта.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Указанный порядок установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):

а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

Однако, пунктом 5.8 Проекта контракта мера ответственности подрядчика предусмотрена в следующем виде:

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Подрядчик выплачивает Заказчику штраф в размере 1 % (одного процента) от цены настоящего контракта, что составляет___________________.

но не более 5000 рублей и не менее 1000 рублей.

Штраф устанавливается за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом определенная выше мера ответственности подрядчика устанавливается исключительно в случае проведения закупки среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, к каковым рассматриваемая закупка не относится.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – Администрации содержатся нарушения частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в проекте контракта меры ответственности подрядчика в виде штрафа.

  1. В силу положений части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе обеспечение исполнения контракта может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.

Как указывалось, ранее в силу пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является проект контракта.

Проект контракта в данном случае является Приложением № 4 к Извещению.

Требования к независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, установлены в разделе 6 Проекта контракта.

При этом требование к содержанию независимой гарантии, предусмотренное частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, заказчиком в пункте 6.4 Проекта контракта приведено в ранее действовавшей и утратившей силу редакции Закона о контрактной системе.

Так, согласно пункту 6.4 Проекта контракта, «в независимую гарантию включается условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия».

Таким образом, в действиях заказчика – Администрации содержится нарушение части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении требований к содержанию независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.

  1. Как указывалось ранее согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

В Извещении (в том числе в Проекте контракта) установлено требование обеспечения исполнения контракта, а также указано, что такое обеспечение может быть представлено, в том числе, путем предоставления независимой гарантии.

Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случае заключения контракта жизненного цикла контракт заключается после предоставления таким участником закупки обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 1 части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

Между тем, обязательство поставщика, предусмотренное частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, в Проекте контракта отсутствует.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - Администрации содержится нарушение части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в Проекте контракта вышеуказанного обязательства.

  1. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Приложением № 3 к Извещению является «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, и инструкция по ее заполнению».

Извещение не содержит указание на преимущество участников закупки в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно,  что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Следовательно, рассматриваемая закупка осуществляется не среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать среди прочей информации и документов об участнике закупки декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

В нарушение вышеуказанных требований закона, Приложение № 3 содержит требование о декларивании участником закупки принадлежности к социально ориентированным некоммерческим организациям.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – Администрации содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении незаконного требования к составу заявки на участие в закупке.

  1. Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при:

1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществлении закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

При этом, частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Как было установлено ранее в Извещении преимущества участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, не установлены.

Поскольку рассматриваемая закупка не осуществляется исключительно среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, положения части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе применению при ее проведении не подлежат.

Размер обеспечения исполнения контракта в рамках данной закупки установлен заказчиком в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта – 84923,50 рублей.

Между тем, в пункте 6.5 Проекта контракта Заказчиком указано, что Подрядчик освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта в случае предоставления информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных Заказчиками, и подтверждающей исполнение Подрядчиком (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к Подрядчику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

В данном случае данное условие не подлежит применению, поскольку рассматриваемая закупка не проводится исключительно среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Таким образом, в действиях заказчика - Администрации содержится нарушение части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном указании в Проекте контракта возможности освобождения Подрядчика от предоставления обеспечения исполнения контракта.

Допущенные заказчиком нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушения, Комиссия приходит к выводу о том, что установленные нарушения являются существенными, нарушают права участников закупки, что дает основание для выдачи предписания об устранении указанных нарушений.

 

Руководствуясь статьями 7, 31, 33, 34, 42, 43, 45, 49, 96, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя …. (354003, Российская Федерация Краснодарский край, г. Сочи, пер. Вишневый, д. 85 В, помещение 12) на действия муниципального заказчика – Администрацию Неболчского сельского поселения (174755, Российская Федерация, Новгородская обл., Любытинский район, п. Неболчи, ул. Советская, д. 3) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта  на выполнение работ по ремонту асфальтового покрытия дорог по ул. Октябрьская в р.п. Неболчи Любытинского района Новгородской области, извещение № 0350300001622000004 о проведении которого было размещено в редакции №ИИ1 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 09.12.2022, обоснованной.

2. Признать в действиях муниципального заказчика – Администрации Неболчского сельского поселения нарушения части 3 статьи 7, части 5 статьи 31, частей 4, 8, 13.1, 30 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 33, пунктов 1, 3 части 2 статьи 42, части 1 статьи 49, части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Выдать муниципальному заказчику – Администрации Неболчского сельского поселения и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки -  Акционерному обществу «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика – Администрации Неболчского сельского поселения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               ……..

                                     

                                                                                             

Члены Комиссии                                                                                           ……..                     

                                                                               

                                                                                                 …….

           

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны