Акт №7418/03 Акт № 13 о результатах проведения плановой проверки от 27 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исх. № 7418/03 от 27.12.2021

 

 

 

Великий Новгород                                                                               27 декабря 2021 года

                                                                                                         

 Акт № 13

о результатах проведения плановой проверки

 

На основании приказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) от 20.10.2021 № 155/2021 о проведении плановой выездной проверки в отношении Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области» (ИНН 5321107379; (Великий Новгород, ул. Духовская, д. 8; далее – ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области») и от 24.11.2021 № 172/2021 о продлении срока проведения плановой выездной проверки.

Место проведения проверки: 173003, Великий Новгород, ул. Духовская, д. 8 (адрес места нахождения ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области»).

Целью и основанием проведения настоящей проверки является реализация ежегодного плана проведения плановых проверок на 2021 год, утвержденного руководителем Новгородского УФАС России и доведенного до сведения заинтересованных лиц путем размещения его на официальном сайте Новгородского УФАС России по адресу: http://novgorod.fas.gov.ru/.

Срок проведения плановой проверки с учетом продления составил – с 28 октября 2021 по 27 декабря 2021.

Проверяемый период: истекший период 2021 года.

Предметом настоящей проверки является соблюдение требований Федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Лица, проводившие проверку:

Руководитель инспекции: /// – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России.

Члены инспекции:

/// – специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России;

/// – специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России.

В соответствии с пунктом 54 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, плановая проверка проведена в два этапа.

В рамках первого этапа плановой проверки инспекцией были проверены шесть текущих закупок, проводимые государственным заказчиком путем электронных аукционов на право заключения государственных контрактов :

- на поставку изделий из пластика, извещение № 0350100008221000183 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 21.10.2021;

-  на поставку стоматологических материалов, извещение № 0350100008221000181 о проведении которого было размещено на официальном сайте 21.10.2021;

- на поставку стоматологических изделий, извещение № 0350100008221000184 о проведении которого было размещено на официальном сайте 21.10.2021;

- на поставку одежды из нетканых материалов, извещение № 0350100008221000185 о проведении которого было размещено на официальном сайте 21.10.2021;

- на поставку картриджей для офисной техники в рамках ИКТ, извещение № 0350100008221000186 о проведении которого было размещено на официальном сайте 21.10.2021;

- на выполнение работ по текущему ремонту помещения № 2, извещение № 0350100008221000190 о проведении которого было размещено на официальном сайте 23.10.2021, и в результате которой выявлены значительные нарушения действующего законодательства о  контрактной системе.

По результатам первого этапа плановой проверки инспекцией составлены решения № 106 и 107 по результатам внеплановой документарной проверки от 08.11.2021 и выданы два предписания от 08.11.2021 об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документации о проведении ранее указанных электронных аукционах, которые являются неотъемлемой частью настоящего акта о результатах проведения плановой проверки (см. Приложение к настоящему Акту от 27.12.2021).

В результате проверки инспекцией в ходе второго этапа плановой проверки завершенных закупок заказчика был также выявлен ряд нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

1.1 В сентябре-октябре 2021 государственным заказчиком -  ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту подвальных помещений госпиталя, извещение № 0350100008221000171 о проведении которого было размещено на официальном сайте 24.09.2021 (начальная (максимальная) цена контракта – 280 349,81 рублей).

Документация о проведении рассматриваемого электронного аукциона утверждена начальником  ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» /// 24.09.2021 (далее - Документация).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Государственным заказчиком – ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 4.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по капитальному ремонту подвальных помещений госпиталя.

Требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки, государственным заказчиком – ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» установлены в Приложении № 1 к Документации  (далее - Приложении № 1).

            В соответствии с разделом 4.2.2 Документации работы должны быть выполнены в объеме и на условиях, предусмотренных аукционной документацией и проектом контракта.

            При выполнении работ подрядчиком должен быть использован товар исполнителя, указанный в Приложении № 1 к аукционной документации. Значения показателей, позволяющих определить соответствие используемого при выполнении Работ товара установленным заказчиком требованиям, содержатся в Приложении №  1 к аукционной документации.

Стоит отметить, что приложение Приложении № 1 к Документации также является  Приложении № 1 к Проекту контракта в котором указываются требования к значениям показателя товара, поставляемого заказчику при выполнении работ, которые формируются на основании предложения победителя аукциона о конкретных показателях (характеристиках) товаров, представленного им в первой части заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В пункте 8.2.2 Документации требования к содержанию первых частей заявок на участие в электронном аукционе муниципальным заказчиком установлены в аналогичном виде.

Таким образом, из смысла данной нормы Закона о контрактной системе (подпункт «б» пункта 2 части 3 статьи 66) и указанного выше требования, установленного муниципальным заказчиком в Документации к первым частям заявок на участие в электронном аукционе следует, что при выполнении работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, должна быть осуществлена поставка товаров, перечисленных в Приложении № 1, заказчику.

Следует отметить, что согласно части 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Согласно части 5 статьи 454 ГК РФ к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

В соответствии со статьёй 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Таким образом, одним из существенных условий договорных отношений между лицами в отношении поставки товара является срок поставки товара.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 508 ГК РФ в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.

Частями 2, 3 статьи 508 ГК РФ установлено, что наряду с определением периодов поставки в договоре поставки может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.), а досрочная поставка товаров может производиться с согласия покупателя.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 513 ГК РФ покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.

Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.

Следовательно, договор поставки должен содержать условия и сроки приемки поставленных товаров, а также порядок оформления такой приёмки.

Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

Согласно статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

В Приложении № 1 к Документации государственным заказчиком – ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» установлены требования к товарам, поставка которых заказчику исполнителем при выполнении работ в действительности не осуществляется, а данный товар однократно используется подрядчиком при выполнении работ, становясь при этом неотъемлемой частью объекта, в отношении которого осуществляется ремонт.

Так, в разделе 5 «Перечень используемых материалов» Приложении № 1 к Документации установлено требование к характеристикам следующего товара, поставка которого заказчику не осуществляется:

            - Плитка керамогранитная для пола;

            - Гипсоволокнистый лист влагостойкий (ГВЛВ).

            Кроме того, согласно пунктам 4.4.4, 4.4.5 Проекта контракта при выполнении и приемке работ уполномоченные представители заказчика и подрядчика подписывают акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.

            При приемке выполненных работ заказчиком проверяется фактическое соответствие выполненных Работ видам и объемам работ, указанным в смете на выполнение работ, а также наличие исполнительной документации (актов освидетельствования скрытых работ, паспортов и сертификатов на используемые строительные материалы).

При этом, ни Документация, ни Проект контракта со всеми его приложениями не содержат условий и/или положений, указанных выше и установленных ГК РФ в отношении правоотношений связанных с поставкой товара (сроки и порядок поставки, сроки и порядок приемки товара и т.д.).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Следовательно, требование государственного заказчика – ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» о предоставлении в составе первых частей заявок на участие в рассматриваемой закупке конкретных значений показателей вышеуказанных товаров не основано на положениях Закона о контрактной системе, противоречит принципу обеспечения конкуренции, служит дополнительным необоснованным препятствием для участия в рассматриваемых торгах, а также может стать причиной отклонения заявки участника, т.е. является требованием, способным ограничить круг участников закупки.

Данный вывод подтверждается письмом ФАС России № ИА/53616/20 от 25.06.2020.

На основании всего вышеизложенного, требование государственного заказчика – ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» о предоставлении в составе первых частей заявок на участие в рассматриваемой закупке конкретных значений показателей используемых при выполнении работ товаров установлено заказчиком необоснованно и в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Аналогичное нарушение законодательства о контрактной системе выявлено при проведении нижеследующих электронных аукционов в электронной форме на право заключения государственных контрактов на:

- выполнение работ по капитальному ремонту проезжей части и закладка резервных труб, извещение № 0350100008221000091 о проведении которого было размещено на официальном сайте 31.05.2021;

- выполнение работ по капитальному ремонту помещений реабилитационного центра, извещение № 0350100008221000102 о проведении которого было размещено на официальном сайте 09.07.2021.

 1.2.  По состоянию на дату объявления рассматриваемой закупки и утверждения Документации  часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе действует в редакции Федерального закона от 30.12.2020 № 539-ФЗ (далее – 539-ФЗ).

Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование к участникам закупки об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.

Требования к участникам рассматриваемой закупки заказчиком приведены в пункте 7.3 Документации.

При этом требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчиком в пункте 7.3.2. Документации приведено в ранее действовавшей редакции Закона о контрактной системе.

Так, согласно пункту 7.3.2 Документации, заказчиком установлено требование к участникам рассматриваемой закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в документации о проведении электронного аукциона требований к его участникам.

Кроме того в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе предусмотрены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

По состоянию на дату объявления рассматриваемой закупки и утверждения Документации пункт 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе действует в редакции 539-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Вместе с тем, требование о представлении участниками рассматриваемой закупки в составе вторых частей заявок на участие в ней информации и сведений, предусмотренных пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, заказчиком в пункте 8.4.1 Документации также приведено в ранее действовавшей редакции Закона о контрактной системе.

Так, согласно пункту 8.4.1 Документации, вторая часть заявки на участие в настоящем электронном аукционе должна содержать Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в документации о проведении электронного аукциона требований к содержанию вторых частей заявок его участников.

Аналогичные вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе выявлено при проведении нижеследующих электронных аукционов в электронной форме на право заключения государственных контрактов на:

- на поставку системы эндоскопической визуализации в комплекте, извещение № 0350100008221000153 о проведении которого было размещено на официальном сайте 06.09.2021;

- на выполнение работ по капитальному ремонту помещений реабилитационного центра, извещение № 0350100008221000102 о проведении которого было размещено на официальном сайте 09.07.2021;

- на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Микробиологическая лаборатория для работы с патогенными биологическими агентами III-IV групп методом ПЦР", извещение № 0350100008221000106 о проведении которого было размещено на официальном сайте 16.07.2021.

            1.3.  Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

   Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе  контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Проектом государственного контракта является Приложение № 3 к Документации.

            Согласно части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

Однако в нарушение вышеуказанных положений Закона о контрактной системе государственным заказчиком в пункте 9.8 Проекта контракта установлено в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств, полностью или частично, по настоящему Контракту перестало быть действительным или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по настоящему Контракту в размере указанном в п. 9.2, 9.3, в том числе отзыв лицензии у банка-гаранта, подрядчик обязуется в течение 5 (пяти) рабочих дней представить Заказчику иное (новое) или дополнительное надлежащее обеспечение исполнения на тех же условиях, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных Контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения Контракта. В случае невыполнения Подрядчиком указанного требования, Заказчик вправе отстранить Подрядчика от исполнения Контракта и/или расторгнуть настоящий Контракт в установленном порядке. 

Таким образом в действия государственного заказчика – ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» содержится нарушение части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении срока предоставления подрядчиком (исполнителем) нового надлежащего обеспечения исполнения контракта, предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

Аналогичное нарушение законодательства о контрактной системе выявлено при проведении нижеследующих электронных аукционов в электронной форме на право заключения государственных контрактов на:

- на поставку системы эндоскопической визуализации в комплекте, извещение № 0350100008221000153 о проведении которого было размещено на официальном сайте 06.09.2021;

- на выполнение работ по капитальному ремонту помещений реабилитационного центра, извещение № 0350100008221000102 о проведении которого было размещено на официальном сайте 09.07.2021;

- на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Микробиологическая лаборатория для работы с патогенными биологическими агентами III-IV групп методом ПЦР", извещение № 0350100008221000106 о проведении которого было размещено на официальном сайте 16.07.2021;

- на поставку сантехнических изделий, извещение № 0350100008221000106 о проведении которого было размещено на официальном сайте 22.03.2021;

- на поставку жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, извещение № 0350100008221000106 о проведении которого было размещено на официальном сайте 29.03.2021.

2. В марте-апреле 2021 года государственным заказчиком – ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, извещение № 0350100008221000027 о проведении которого было размещено на официальном сайте 29.03.2021.

Документация о проведении настоящего электронного аукциона (далее – Документация № 2) утверждена начальником ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» /// 21.10.2021.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Государственным заказчиком – ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 2.1 Документации № 2 определен объект рассматриваемой закупки – поставка жизненно-необходимых лекарственных средств .

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе  в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в частности, приняты:

- Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1289).

            Согласно пункту 1 Постановления № 1289 для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением заявок (окончательных предложений), которые содержат предложения о поставке оригинальных или референтных лекарственных препаратов по перечню согласно приложению, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:

            - содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;

-  не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

            В соответствии с пунктом 1(1) Постановления № 1289  В случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

            При этом, согласно пункту 2 Постановления № 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:

а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;

б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».

            Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе

Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

На основании вышеизложенного, заказчик при осуществлении закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд обязан установить в документации о проведении такой закупки ограничения к участникам закупки, предусмотренные статьей 14 Закона о контрактной системе и Постановлением № 1289, а также требования о предоставлении в составе заявок на участие в такой закупке документов, предусмотренных вышеуказанным нормативным правовым актом.

В связи с вышеизложенным, государственным заказчиком – ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области»  в разделе 10.2 «Условия, преференции, запреты и ограничения допуска товаров, поставляемых иностранными лицами» Документации № 2 установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов в соответствии с Постановлением № 1289, а также Приказом 126н от 04.06.2018 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Требования к содержанию вторых частей заявок заказчиком установлены в пункте 4.3 Документации № 2.

Однако требования о предоставлении в составе заявок на участие в такой закупке документов, предусмотренных вышеуказанным нормативным правовым актом (сертификат о происхождении товара или заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации) в Документации не содержится.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в документации об электронном аукционе требований к содержанию вторых частей заявок участников электронного аукциона.

 3. В марте-апреле 2021 года государственным заказчиком – ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку системы эндоскопической визуализации в комплекте, извещение № 0350100008221000153 о проведении которого было размещено на официальном сайте 06.09.2021.

Документация о проведении настоящего электронного аукциона (далее – Документация № 3) утверждена начальником ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» /// 06.09.2021.

            Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе должна содержать информацию, в том числе указанную в извещении о проведении такого аукциона.

            Согласно пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о размере и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).

            В соответствии с частями 1, 2 статьи 44 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

            Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.

            Однако в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства о контрактной системе государственным заказчиком -  ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» в пункте 5.2.1 Документации № 3 установлено следующее: «Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств (в соответствии с частью 52 статьи 112 Федерального закона о контрактной системе по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств)».

            Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика - ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» содержатся нарушения пункта 7 статьи 42, части 2 статьи 44,  части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в документации об электронном аукционе порядка обеспечения заявок на участие в закупке.

 3.1. В Письме ФАС России от 16.09.2020 № ИА/80326/20 указано, что если при осуществлении закупки на выполнение работ (оказание услуг) предполагается поставка товара, передаваемого в собственность заказчику, заказчиком в документации о закупке должны быть установлены соответствующие запреты, ограничения и условия допуска, распространяющиеся на такой поставляемый товар.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 (далее – Постановление № 878).

            Согласно пункту 3 Постановления № 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.

   Подтверждением производства радиоэлектронной продукции является:

   - на территории Российской Федерации - наличие сведений о такой продукции в реестре;

   - на территории государства - члена Евразийского экономического союза - наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, формирование и ведение которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).

            Пунктами 4, 5 Постановления № 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции. Подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Согласно Письму Минфина России от 18.09.2020 № 24-03-07/82219 ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, установленное Постановлением № 878, применяется к закупаемым товарам, в том числе поставляемым при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, включенным в перечень, являющийся приложением к указанному постановлению.

            В перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень № 1), по Постановлению № 878 включен в том числе медицинские изделия с кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (далее – ОКПД2) 26.60.12.119 «Аппараты электродиагностические прочие».

Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

На основании вышеизложенного, государственным заказчиком - ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» в разделе 10.2 «Условия, преференции, запреты и ограничения допуска товаров, поставляемых иностранными лицами» Документации № 3 установлено,  что должны применяться в том числе ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов в соответствии с Постановлением № 878.

Вместе с тем, согласно пункту 10.2 Документации № 4 «Ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», не устанавливаются в связи с невозможностью соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

            Так в качестве приложения к Документации № 4 государственным заказчиком - ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» установлено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Однако данное условие государственным заказчиком установлено не правомерно и основано на не актуальных положениях   законодательства Российской Федерации о контрактной системе (вышеуказанное условие установлено и предусмотрено  в недействующей редакции пункта 5 Постановления № 878).

            Так, Постановлением Правительства РФ от 28.08.2021 № 1432 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» требование пункта 5 Постановления № 878, относительно обоснования невозможности установления и применения действующего ограничения, заменено на  условие неприменения действующего ограничения в случаи получения разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

            Таким образом, в действиях государственного заказчика - ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» содержится нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном применении действующих ограничений  на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, предусмотренных Постановлением № 878.

Установленные в действиях государственного заказчика - ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица событий административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вышеприведенные электронные аукционы, в соответствии с данными официального сайта завершены, в результате их проведения заключены государственные контракты, в связи с чем, возможность для выдачи предписания об устранении установленных нарушений отсутствует.

Материалы проверки будут переданы  уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностных лиц государственного заказчика – ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области».

 

 

Приложение на 17 л. в 1 экз.

 

 

Подписи лиц, проводивших проверку:

Руководитель инспекции,

Ведущий специалист-эксперт

отдела контроля закупок

и рекламы  Управления                                  ______________­­­­________   …

                                                                                             (подпись)

 

Член инспекции,

специалист-эксперт

отдела контроля закупок

и рекламы Управления                                       ____________­­­­_________  …

                                                                                              (подпись)

 

Член инспекции,

специалист-эксперт

отдела контроля закупок

и рекламы Управления                                       ____________­­­­_________ ….

                                                                                               (подпись)

Связанные организации

Связанные организации не указаны