Решение №2916/03 Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО "Базис" от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказчику – ГОБУЗ «Областной
клинический родильный дом»
ул. Державина, д. 1,
Великий Новгород, 173020
Уполномоченному органу – Департаменту
имущественных отношений и г
осударственных закупок
Новгородской области
пл. Победы-Софийская, д. 1,
Великий Новгород, 173005
Оператору электронной площадки –
Открытому акционерному обществу
«Единая электронная торговая площадка»
ул. Каретный ряд, д. 2/1,
г. Москва, 127006
Факс: 8 (495) 542 40 20
info@roseltorg.ru
Участнику размещения заказа
(подателю жалобы) – ООО «Базис»
ул. Великая, д. 18, оф. 48,
Великий Новгород, 173000
Заказ № 0150200000613000805
Исходящий № 2915/03 от 17.06.2013
РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов
Резолютивная часть оглашена 11.06.2013
В полном объеме изготовлено 14.06.2013 Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. – председатель Комиссии, руководитель Управления;
Захарова О.А. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Шаврин П.Н. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной клинический родильный дом» (далее - ГОБУЗ «Областной клинический родильный дом») – Демидовой Э.М (доверенность № 270 от 07.06.2013), Пурлис С.В. (доверенность № 236 от 24.05.2013);
- подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Базис» – генерального директора Штро И.А. (по Уставу), Шлопак А.С. (доверенность от 23.05.2013), Копосовой Е.С. (доверенность от 23.05.2013),
рассмотрев жалобу участника размещения заказа – Общества с ограниченной ответственностью «Базис» (адрес: 173007, В. Новгород, ул. Б. Власьевская, д. 6, кв. 44; далее – ООО «Базис») – на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной клинический родильный дом» (173020, Великий Новгород, ул. Державина, д. 1; далее - ГОБУЗ «Областной клинический родильный дом») – при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по капитальному ремонту государственного учреждения здравоохранения «Областной клинический родильный дом» (помещения женской консультации № 1), извещение № 0150200000613000805 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 31.05.2013, и проведя внеплановую проверку размещения данного заказа,
УСТАНОВИЛА:
04.06.2013 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) поступила жалоба участника размещения заказа – ООО «Базис» – на действия заказчика – ГОБУЗ «Областной клинический родильный дом» – при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по капитальному ремонту государственного учреждения здравоохранения «Областной клинический родильный дом» (помещения женской консультации № 1) (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (с изм. и доп., далее – Закон о размещении заказов) и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 – 58 данного закона.
В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов государственному заказчику – ГОБУЗ «Областной клинический родильный дом» – и оператору электронной площадки – ОАО «Единая электронная торговая площадка» – было направлено требование о приостановлении размещения вышеуказанного заказа до рассмотрения Жалобы по существу (исх. № 2671/03 от 04.06.2013), которое указанными лицами исполнено, размещение государственного заказа приостановлено, государственный контракт не заключен.
Из Жалобы следует, что «Приложение № 2» (техническое задание, требования к используемым материалам) к извещению о проведении открытого аукциона, содержит ограничения для ознакомления - текст размешен в формате, не обеспечивающим возможности поиска и копирования фрагментов, что нарушает часть 7 статьи 16 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 7 статьи 16 Закона о размещении заказов официальным сайтом Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации размещен ни заказов на поставки товаров, выполнение работ, Оказание услуг является www.zakupki.gov.ru. При этом согласно части 6 и статьи 16 Закона о размещении заказов информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков размещается на официальном сайте и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Совместным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 № 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 № 21н утверждено Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом.
Также пунктом 3 Положения установлено, что информация размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Кроме того, пунктом 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Министерства Экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 № 470, установлено, что информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»).
Таким образом, действия Заказчика нарушают положения Закона о размещении заказов и главных его принципов: обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, развития добросовестной конкуренции, закрепленных в статье 1 Закона о размещении Заказа.
На основании вышеизложенного, просят выдать предписание Заказчику об устранении нарушений.
Заказчик – ГОБУЗ «Областной клинический родильный дом» – считает Жалобу необоснованной по причинам, изложенным в представленных возражениях на нее (исх. № 271 от 07.06.2013).
В соответствии с пунктом 2 статьи 41.7 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 № 147 утверждено «Положение о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами» (далее - Положение № 147).
В соответствии с пунктом 9 Положения № 147 программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официальных сайтов программных и технологических средств.
Программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 Положения № 147 (заказчики, специализированные организации), ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Все перечисленные требования при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту государственного учреждения здравоохранения «Областной клинический родильный дом» (помещения женской консультации № 1) были соблюдены.
На официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) размещен проект Регламента размещения заказа путем проведения открытого аукциона на официальном сайте, согласно пункту 2.9.2 которого в систему допускается загружать файлы следующих форматов: Ьтр, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip, ppt, odf. Система не допускает загрузку файлов, имеющих форматы отличные от указанных форматов, например тр3, avi, ехе.
Приложение № 2 к документации об открытом аукционе в электронной форме прикреплено в формате doc, что не мешает участникам размещения заказа свободно и в любое время суток знакомиться с документацией об открытом аукционе.
На рассмотрении Жалобы представители заказчика – ГОБУЗ «Областной клинический родильный дом» – поддержали доводы, изложенные в возражениях на Жалобу, в полном объеме.
В связи с поступлением Жалобы на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка размещения рассматриваемого государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.
1. Довод ООО «Базис» о том, что «Приложение № 2» (техническое задание, требования к используемым материалам) к извещению о проведении открытого аукциона, содержит ограничения для ознакомления, так как нет возможности поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя, несостоятелен по следующим причинам.
Согласно части 1 статьи 16 Закона о размещении заказов официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
В соответствии с частью 6 статьи 16 Закона о размещении заказов информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, информация об условиях, о запретах, об ограничении допуска товаров, происходящих из иностранного государства или групп иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, размещается на официальном сайте без взимания платы.
Согласно части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов порядок регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, в том числе сроки регистрации, а также порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения № 147 информация, размещаемая на официальных сайтах, должна быть круглосуточно доступна пользователям официальных сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
В пункте 9 Положения № 147 говориться, что программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официальных сайтов программных и технологических средств.
Кроме того, согласно пункту 11 Положения № 147 под обеспечением защиты информации понимается деятельность должностных лиц уполномоченных органов по обеспечению сохранности информации, предупреждению и пресечению попыток ее уничтожения, несанкционированного изменения и копирования, а также нарушения штатного режима обработки информации, включая технологическое взаимодействие с другими информационными системами.
Таким образом, обязательная возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя Положением № 147 и Законом о размещении заказов не предусмотрена.
Кроме того, официальный сайт www.zakupki.gov.ru не является официальным сайтом какого-либо федерального органа исполнительной власти, структура которых утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012г. № 636. Таким образом, требования к технологическим, программным и лингвистическим средствами обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 № 470, к официальному сайту применению не подлежат.
Следовательно, Жалоба является необоснованной
2. Согласно пункта 8.1.1 Документации об открытом аукционе в электронной форме первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме.
2) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для выполнения ремонтных работ товара.
Таким образом, участник размещения заказа должен был в своей заявке указать наименование и товарный знак предлагаемого для выполнения ремонтных работ товара и впоследствии использовать именно этот товар при выполнении работ, а не какой либо другой.
В Приложении № 2 к документации об открытом аукционе в электронной форме прописаны требования к выполняемым работам, в одном из которых говориться, что при выполнении работ Исполнитель может использовать по письменному согласованию с Заказчиком эквивалентные материалы (комплектующее и оборудование), которое соответствует или превосходит по своим техническим характеристикам материалы, указанные в дефектной ведомости.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона о размещении заказов при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, части 12 статьи 25, части 5 статьи 27, части 3 статьи 29, части 1 статьи 31, части 7 статьи 31.4, части 3 статьи 31.5, части 12 статьи 35, части 6 статьи 36, части 13 статьи 37, части 3 статьи 38, части 1 статьи 40, части 14 статьи 41, части 22 статьи 41.8, части 11 статьи 41.9, части 15 статьи 41.11, частях 10 и 14 статьи 41.12, части 6 статьи 42, частях 6 и 8 статьи 46, части 8 статьи 47, части 10 статьи 53 и частях 5 и 6 статьи 54 настоящего Федерального закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.7 и 8.1 настоящей статьи, частью 26.1 статьи 65 настоящего Федерального закона.
Кроме того, в дефектной ведомости (Приложение № 1 к документации об открытом аукционе в электронной форме) нет указания на технические характеристики и товарные знаки, необходимых для выполнения работ, материалов.
Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОБУЗ «Областной клинический родильный дом» содержится нарушение части 5 статьи 9 Закона о размещении заказов.
3. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 – 3.2, 4.1 – 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, в случае указания в документации об открытом аукционе в электронной форме на товарные знаки, они в обязательном порядке должны сопровождаться словами «или эквивалент» за исключением предусмотренных Законом о размещении заказов случаев.
В Приложении № 2 к документации об открытом аукционе в электронной форме указаны требования к используемым материалам. В пункте 19 требований к используемым материалам указано, что конструкции должны быть выполнены из КНАУФ листов и КНАУФ суперлистов.
То есть в документации по проведению рассматриваемого аукциона содержится указание на товарный знак КНАУФ производителя компании ООО «Кнауф Сервис» (Германия). При этом указание на данные товарные знаки словами «или эквивалент» не сопровождается, какие-либо сведения о несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, в документации об аукционе также отсутствуют.
Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУЗ «Областной клинический родильный дом» – содержится нарушение части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов, выразившиеся в указании в документации об аукционе на товарные знаки без сопровождения их словами «или эквивалент».
4. В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В Приложении № 2 к документации об открытом аукционе в электронной форме указаны необходимые для выполнения работ материалы и товары, а так же требования к ним. В пункте 7 требований указаны требования к габаритным размерам мойки 2-х секционной, не менее восемьсот пятидесяти * четыреста семьдесят * восемьсот семьдесят мм и не более одна тысяча четыреста пятьдесят * семьсот пятьдесят * восемьсот семьдесят мм, какие из этих значений являются высотой, шириной или длиной мойки, не указано. Таким образом, понять, какая мойка необходима заказчику, не представляется возможным.
Кроме того, в техническом задании все цифровые значения показателей материалов прописаны словами, что значительно затрудняет его прочтение как участниками размещения заказа, так и членами аукционной комиссии.
Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУЗ «Областной клинический родильный дом» - содержится нарушение части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Установленные в действиях государственного заказчика – ГОБУЗ «Областной клинический родильный дом» нарушения носят существенный характер, существенно повлияли на результаты размещения заказа, что дают основания для выдачи предписания об устранении данных нарушений.
Руководствуясь частями 5 и 9 статьи 17, статьями 9, 16, 34, 41.6, 41.12, 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника размещения заказа – Общества с ограниченной ответственностью «Базис» (адрес: 173007, В. Новгород, ул. Б. Власьевская, д. 6, кв. 44) – на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной клинический родильный дом» (173020, Великий Новгород, ул. Державина, д. 1) – при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по капитальному ремонту государственного учреждения здравоохранения «Областной клинический родильный дом» (помещения женской консультации № 1), заказ № 0150200000613000805, дата размещения извещения – 31.05.2013, необоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика – ГОБУЗ «Областной клинический родильный дом» нарушение части 5 статьи 9, частей 2 и 3 статьи 34 Закона о размещении заказов.
3. Выдать государственному заказчику – ГОБУЗ «Областной клинический родильный дом» и уполномоченному органу - Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов путем внесения изменений в аукционную документацию и размещения их на официальном сайте.
4. Направить материалы Жалобы и внеплановой проверки размещения заказа уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица государственного заказчика - ГОБУЗ «Областной клинический родильный дом».
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии О.А. Захарова
П.Н. Шаврин
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.