Решение №2931/02 Решение об отказе в возбуждении дела от 8 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

Директору ООО «НЗМИ «Олевс»

Л.И. Евсеевой

ул. Народная,  д. 44, Великий Новгород, 173014

 

Председателю комитета по ценовой и тарифной политике области

М.Н. Солтагановой

ул. Большая Московская, 13/2,

Великий Новгород, 173000

 

 

Исходящий № 2931/02 от 04.06.2015

 

         

Р Е Ш Е Н И Е

об отказе в возбуждении дела

04 июня 2015 года                                                                         Великий Новгород

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) рассмотрены материалы Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области (далее – Комитет)  от 02.03.2015 № КЦ-258-И и заявление Общества с ограниченной ответственностью «Новгородский завод металлоизделий «Олевс» (далее – ООО «НЗМИ «Олевс», Общество) от 17.03.2015 о соответствии действий филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» (далее – филиал «Новгородэнерго») требованиям антимонопольного законодательства.

В ходе проверки антимонопольным органом

УСТАНОВЛЕНО:

Из материалов Комитета следует, что в Комитет от ООО «НЗМИ «Олевс» поступило обращение от 19.11.2014 № 221 по вопросу восстановления электроснабжения производственной базы, расположенной по адресу: Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 57. Впервые данный вопрос был поднят ООО «НЗМИ «Олевс» в 2010 году. По результатам проведенных совместных с филиалом «Новгородэнерго» совещаний в Комитете и рассмотрения материалов по данному вопросу Комитетом было составлено заключение от 27.06.2010 № 1137 о согласовании размера максимальной мощности энергопринимающих устройств для ООО «НЗМИ «Олевс» в размере 9046 кВт. На основании дан­ного заключения филиал «Новгородэнерго» направил в ООО «НЗМИ «Олевс» письмами от 07.10.2010 № 01-00-17-4267 и от 14.12.2010 № 01-00-17 -5340 график поэтапного восстановления электроснабжения в период с 2010 года по 2016 год при условии проведения необходимых работ по реконструкции подстанции «Базовая».

В 2014 году ООО «НЗМИ «Олевс» обратилось в филиал «Новгородэнерго» о восстановлении электроснабжения в соответствии с согласованным в 2010 году графиком. Филиал «Новгородэнерго» проигнорировал ранее выданный график и заключение Комитета от 27.06.2010 № 1137 и, сославшись на изменения в законодательстве, уведомила Общество, что величина присоединенной мощности, согласованная для предыдущего собственника (ООО «Новгород стекло»), составляет 560 кВА, разрешённая - 300 кВт, и увеличение величины максимальной мощности возможно через процедуру технологического присоединения с оплатой сетевой организации расходов, связанных с данным присоединением.

Комитет полагает, что в соответствии с действующим законодательством повторное взимание платы за ранее присоединенные мощности неправомерно, в связи с чем, учитывая заключение Комитета от 27.06.2010 № 1137 о величине максимальной мощности для ООО «НЗМИ «Олевс» в размере 9046 кВт, позиция филиала «Новгородэнерго» о возможности предоставления мощностей для Общества через процедуру технологического при соединения некорректна, не соответствует требованиям Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).

Для возможного решения возникших разногласий в Комитете было проведено 20.01.2015 совещание, по итогам которого предлагалось сторонам решить вопрос о возможном поэтапном восстановлении электроснабжения без процедуры технологического присоединения и взимания платы и представить в Комитет информацию о принятых решениях. Однако письмом от 17.02.2015 № МР2/6/07-01-09/701 филиал «Новгородэнерго» уведомил Комитет о том, что соглашения с Обществом не достигнуто, и позиция сетевой организации не изменилась.

ООО «НМЗИ «Олевс» в своем заявлении указывает, что по результатам рассмотрения документов Комитет дал своё заключение от 27.07.2010 № 1137, согласно которому ООО «НЗМИ «Олевс» вправе подключить максимальную разрешенной мощность 9046 кВт, поскольку такая мощность не превышает разрешённую мощность предыдущего собственника площадки. Во исполнение указанного заключения Филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» указал ООО «НЗМИ «Олевс» этапы восстановления энергоснабжения производственной площадки с разрешённой максимальной мощностью 9046 кВт по второй категории (исх.№ 0I-00-17-4267 от 07.10.2010 и исх.№ 01-00-17-5340 от 14.12.2010):

в 2010 году - 300 кВт

в 2011 году - 2000 кВт

в 2013 году - 2000 кВт

в 2016 году - 4746 кВт

Итого: 9046 кВт

В 2010 году Филиал «Новгородэнерго» выполнил первый этап восстановления энергоснабжения и предоставил ООО «НЗМИ «Олевс» возможность подключения оборудования с разрешенной мощностью 300 кВт от ячейки ф.33 ПС 110/6/10 кВ Базовая.

Однако в дальнейшем от реализации следующих этапов восстановления энергоснабжения филиал «Новгородэнерго» стал уклоняться, ссылаясь на реконструкцию ПС «Базовая». 12 ноября 2014 года Обществом от филиала «Новгородэнерго» было получено письмо исх. № МР2/6/06-01-09/5126, в котором филиал «Новгородэнерго» проигнорировал предыдущие результаты разбирательства спора и предложил оплатить расходы по технологическому при соединению дополнительной максимальной мощности вопреки тому, что ООО «НЗМИ «Олевс» не увеличивает максимальную мощность, а претендует только на возобновление тех мощностей, которые принадлежали правопредшественнику, то есть бывшему собственнику площадки - заводу «Элкон» (АООТ «Элкон»).

Общество повторно обратилось в Комитет, и по результатам протоколируемого совещания, проведённого в Комитете 20 января 2015 года с участием представителей Общества и филиала, было решено:

1. ООО «НЗМИ «Олевс» направить в Филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» заявку на восстановление энергоснабжения производственной площадки бывшего завода «Элкон» по адресу ул. Нехинская, 57 с указанием графика планируемого поэтапного восстановления электроснабжения в разрезе подстанций;

2. Филиалу «Новгородэнерго»: согласовать с ООО «НЗМИ «Олевс» график планируемого поэтапного восстановления электроснабжения, а также предложить Комитету соответствующие изменения в инвестиционную программу Филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» на 2015-2017 годы в части её дополнения объектом «Реконструкция подстанции «Базовая» с объемом финансирования, необходимым для поэтапного восстановления энергоснабжения производственной площадки ООО «НЗМИ «Олевс».

ООО «НЗМИ «Олевс» подало в Филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» заявление от 22.01.2015 № 9 о восстановлении энергоснабжения и переоформления документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника ранее присоединенных энергопринимающих устройств в разрезе подстанций с приложением комплекта документов в соответствии с пунктом 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике и с разделом VIII Правил.

 

16.02.2015 филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» направил Обществу письмо исх. № МР2/6/07-00-04/689, в котором фактически отказал в восстановлении энергоснабжения со ссылкой на отсутствие в представленных Обществом документах подтверждения о ранее разрешенной мощности закрепленной за электроустановками Общества в объеме 9046 кВт (подтверждено только право на 300 кВт разрешенной мощности), и предложил в случае необходимости пересмотра величины максимальной мощности энергопринимающих устройств в сторону увеличения подать в филиал предусмотренную Правилами заявку на увеличение максимальной мощности, с соответствующим составлением технических условий, заключение договора на технологическое присоединение и оплатой расходов по технологическому присоединению дополнительной мощности.

Общество считает, что указанные действия филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» содержат признаки нарушения части 1статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, выразившегося в ущемлении интересов Общества. В результате незаконных действий филиала Общество несет убытки, поскольку полноценные ремонтно-строительные работы на площадке проводиться не могут из-за дефицита мощностей и отсутствия резервной линии электропередач, не используются восстановленные площади.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» предусмотрено, что судам, оценивая действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 части  статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В соответствии с письмом ФАС России от 01.10.2009 № АГ/34241 технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

 В соответствии с  частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике.

Основным видом деятельности ОАО «МРСК Северо-Запада» является оказание услуг по передаче электрической энергии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Следовательно, ОАО «МРСК Северо-Запада» занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению как его составной части в границах присоединенной сети ОАО «МРСК Северо-Запада».

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.

Согласно абзацу 1 части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются.

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2014 № 130 Правила дополнены разделом VIII «Восстановление и переоформление документов о технологическом присоединении».

В соответствии с пунктом 57 Правил восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении (далее - заявление о переоформлении документов).

Пунктом 62 Правил предусмотрено, что к заявлению о переоформлении документов прилагаются следующие документы:

а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены объекты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (в случае если энергопринимающие устройства лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, расположены в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, представляет в сетевую организацию копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства);

б) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, в случае если заявление о переоформлении документов подается в сетевую организацию представителем заявителя;

в) копия технических условий, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);

г) копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта об осуществлении технологического присоединения, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);

д) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения, релейной защите и автоматике, телемеханике и связи (прилагаются при отсутствии технических условий или отсутствии в них и имеющихся документах о технологическом присоединении информации о максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, если при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации являлась обязательной);

е) копии иных документов, подтверждающих факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в том числе оформленных на предыдущего собственника энергопринимающих устройств) в случае отсутствия документов, предусмотренных подпунктом "г" настоящего пункта.

В соответствии с пунктом 72 Правил при отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, и сетевой организации документов, предусмотренных подпунктами "в", "г" и "е" пункта 62 настоящих Правил, сетевая организация при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных (полностью или частично) документов о технологическом присоединении (в том числе технических условий):

а) в случае если технические условия в соответствии с настоящими Правилами не подлежат (не подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и по его итогам подготавливает и направляет лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения и иные документы о технологическом присоединении в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов;

б) в случае если в соответствии с настоящими Правилами технические условия подлежат (подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, по его итогам подготавливает и согласовывает технические условия с субъектом оперативно-диспетчерского управления, направляет согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления технические условия лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, а также проводит проверку выполнения технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил. При этом сетевая организация направляет субъекту оперативно-диспетчерского управления технические условия не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов. При проведении проверки выполнения технических условий представление в сетевую организацию документов, предусмотренных пунктом 93 настоящих Правил, не требуется. Срок проведения указанных мероприятий, включая выдачу лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, восстановленных технических условий и документов о технологическом присоединении, не может превышать 45 дней со дня получения заявления о переоформлении документов.

Согласно пункту 73 Правил, в случае, предусмотренном пунктом 72 Правил, настоящих Правил, при отсутствии документов, указанных в подпунктах "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, сетевая организация подготавливает и выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления (в случаях если технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления) технические условия на основании фактической схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.

В восстанавливаемых технических условиях указываются следующие сведения:

схемы приема мощности и точки присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции);

максимальная мощность и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;

требования к устройствам релейной защиты, регулированию реактивной мощности, противоаварийной и режимной автоматике, телемеханике, связи, изоляции и защите от перенапряжения, а также к контролю и поддержанию качества электроэнергии, к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной).

В восстанавливаемых технических условиях заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, указываются следующие сведения:

схемы приема мощности и точки присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции);

максимальная мощность и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;

требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

Включение других требований в технические условия не допускается.

В целях определения фактической схемы электроснабжения сетевая организация с участием заявителя осуществляет осмотр ранее присоединенных энергопринимающих устройств, по результатам которого сетевой организацией и заявителем составляется и подписывается акт осмотра (обследования) электроустановки, включающий однолинейную схему электрических сетей внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств.

Пунктом 75 Правил предусмотрено, что условия технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, в новых технических условиях и иных документах о технологическом присоединении должны быть идентичны условиям, указанным в ранее выданных документах о технологическом присоединении.

В соответствии с пунктом 76 Правил, в случае если на основании сведений, содержащихся в имеющихся документах о технологическом присоединении или документах, указанных в подпунктах "д" и "е" пункта 62 настоящих Правил, не представляется возможным определить величину максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств (в том числе расчетным способом) и иное не установлено соглашением сторон, при этом в таких документах величина мощности указана в мегавольт-амперах, сетевая организация в новых документах о технологическом присоединении указывает величину максимальной мощности в киловаттах.

Перерасчет величины максимальной мощности осуществляется сетевой организацией исходя из величины мощности энергопринимающих устройств заявителя, указанной в мегавольт-амперах в имеющихся у заявителя документах о технологическом присоединении, и коэффициента соотношения потребления активной и реактивной мощности (коэффициента реактивной мощности).

В случае отсутствия в документах о технологическом присоединении информации о коэффициенте соотношения потребления активной и реактивной мощности для расчета величины максимальной мощности в киловаттах применяются следующие коэффициенты:

0,35 - для точек присоединения напряжением менее 6 кВ;

0,4 - для точек присоединения напряжением 6 кВ и выше;

0,5 - для точек присоединения напряжением 110 кВ и выше.

В соответствии с пунктом 77 Правил, в случае отсутствия у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, документов о технологическом присоединении, а также в случае, если в таких документах не указана величина максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств (в том числе расчетным способом) и иное не установлено соглашением сторон, величина максимальной мощности энергопринимающих устройств определяется в рамках границ балансовой принадлежности с указанием величины максимальной мощности для каждой точки присоединения в отношении энергопринимающего устройства, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании потребителю, а если у потребителя несколько энергопринимающих устройств, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства, то величина максимальной мощности энергопринимающих устройств определяется в отношении такой совокупности энергопринимающих устройств. В отношении таких лиц сетевая организация определяет величину максимальной мощности по выбору лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов:

а) исходя из максимальной величины мощности (нагрузки), определенной по результатам проведения контрольных замеров (летний и зимний контрольный замерный день) за последние 5 лет либо за срок, когда контрольные замеры проводились, если этот срок составляет меньше 5 лет. По согласованию сторон допускается использование таких замеров в дни, отличные от летнего и зимнего контрольного замерного дня;

б) исходя из расчетной величины максимальной мощности, определяемой как максимальное значение из почасовых объемов потребления электрической энергии, полученных за последние 3 года, либо, в случае если с момента технологического присоединения (начала оказания услуг по передаче электрической энергии) прошло менее 3 лет, - с момента осуществления технологического присоединения (начала оказания услуг по передаче электрической энергии), в следующем порядке:

при наличии показаний интервальных расчетных приборов учета электрической энергии за соответствующий период (часть периода) - исходя из их показаний в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;

при наличии показаний интегральных расчетных приборов учета электрической энергии за соответствующий период (часть периода) - в соответствии с порядком определения почасовых объемов потребления электрической энергии, предусмотренным пунктом 166 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, для случая наличия показаний интегральных контрольных приборов учета без ограничения на величину максимальной мощности соответствующих почасовых значений;

при отсутствии показаний интервальных и интегральных расчетных приборов учета электрической энергии - в соответствии с порядком определения почасовых объемов потребления электрической энергии, предусмотренным пунктом 166 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета.

По запросам Новгородского УФАС России филиал «Новгородэнерго» представил пояснения от 07.04.2015 № МР2/06-00-09-227, от 29.04.2015 № МР2/06-00-09-254 и от 22.05.2015 № МР2/06-00-09-272, из которых следует, что в филиале «Новгородэнерго» отсутствуют документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 Правил, с разрешенной мощностью до 9046 кВт в отношении предыдущих собственников производственной площадки, причем как в отношении АООТ «Элкон», так и в отношении ООО «Новгород стекло».

В 2006 году с ООО «Новгород стекло» (приобретателем имущества АООТ «Элкон») согласована схема энергоснабжения и заключен договор энергоснабжения с присоединенной мощностью 560 кВА, споров о мощности не было. При переходе прав собственности на имущество ООО «Новгород стекло» к ООО «НМЗИ «Олевс» в распоряжение последнему была предоставлена идентичная мощность, что определено в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок сетевого предприятия и потребителя от 02.02.2011., где установлена разрешенная мощность 300 кВт.

В филиале «Новгородэнерго» имеется акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электросети и потребителя от 25.12.1996, составленный ИЭС «Новгородэнерго» и АООТ «Элкон», в котором не указана ни величина максимальной мощности присоединенных энергопринимающих устройств в кВт, ни величина номинальной мощности в кВА. В 1996 году Правила не действовали, порядок оформления документов о технологическом присоединении не был установлен.

По запросам Новгородского УФАС России в организации, которые предположительно могли бы иметь документы о технологическом присоединении энергоустановок производственной площадки завода «Элкон» (в Администрацию Великого Новгорода, ОАО «Новгородоблэлектро», ОАО «Оборонэнерго») получены ответы об отсутствии запрашиваемых документов.

Иных способов, помимо указанных в пунктах 75-77 Правил, определения величины максимальной мощности энергопринимающих устройств нового собственника для внесения данных сведений в документы о технологическом присоединении, Правилами не предусмотрено. При этом в рассматриваемом случае ни один из данных способов не может быть применен в связи с отсутствием у Общества и у филиала «Новгородэнерго» документов о технологическом присоединении, в которых была бы указана величина максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств (в том числе расчетным способом) и отсутствует соглашение сторон по данному вопросу (на настоящий момент).

К таким документам, в силу подпункта «е» пункта 62 Правил, не могут быть отнесены письмо  Комитета от 27.07.2010 № 1137 о позиции Комитета о присоединенной и максимальной мощности Общества и письма филиала «Новгородэнерго» о восстановлении энергоснабжения от 07.10.2010 № 01-00-17-4267 и от 14.12.2010 № 01-00-17-5340, поскольку указанные письма не являются документами, подтверждающими факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в том числе оформленных на предыдущего собственника энергопринимающих устройств).

Также не представляется возможным применить для установления величины максимальной мощности и способ расчета максимальной мощности в порядке, предусмотренном пунктом 77 Правил, поскольку с момента осуществления технологического присоединения части энергоустановок производственной площадки бывшего завода «Элкон» и прекращения их эксплуатации прошло значительно больше времени, чем установленные пунктом 77 Правил 3 года. Согласно контрольным замерам 2014 года, нагрузка на фидер № 33 (к которому подключены объекты Общества) составляет 0,83А, что соответствует 7кВт при заявленной мощности 300 кВт.

Кроме того, из системного анализа вышеуказанных положений Закона об электроэнергетике и Правил следует, что данные нормы права регулируют отношения между сетевой организацией и потребителем при восстановлении (в случае их отсутствия или утраты) и переоформления документов о технологическом присоединении при смене собственника электроустановок, в том числе предельные сроки переоформления, а не отношения по фактическому восстановлению энергоснабжения электроустановок нового собственника, что подразумевает со стороны сетевой организации не только осуществление осмотра электроустановок и документального оформления факта наличия технологического присоединения с внесением сведений о максимальной мощности, но и производство значительного объема работ по ремонту и реконструкции объектов электросетевого хозяйства, что требует значительных капитальных вложений.

Из письма Комитета от 18.05.2015 № КЦ-800-И следует, что действующая инвестиционная программа ОАО «МРСК Северо-Запада» (филиал «Новгородэнерго») на период 2010-2017гг., новая редакция которой утверждена Распоряжением Правительства Новгородской области от 27.06.2014 № 196-рг, предусматривает мероприятия по расширению подстанции «Базовая» в 2013 году в размере 16,03 млн. руб. (без НДС).

Согласно предложению филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» о внесении изменений в инвестиционную программу на 2015 год, представленному письмом от 12.03.2015 № МР2/81-09/2011 и дополнительным письмом от 25.03.2015 № МР2/6/17-00-07/1293, планируется осуществить мероприятия по реконструкции подстанции «Базовая» в 2015 году в сумме 0,05 млн. руб. (без НДС).

Согласно бизнес-плану инвестиционного проекта «Расширение подстанции 110/10/6 кВ «Базовая» в г. Великий Новгород» реализация данного проекта планируется в период 2006-2021 годы. На сегодняшний день выполнены проектно-изыскательские работы и получены правоустанавливающие документы.

Дополнительные объемы финансирования по реконструкции подстанции «Базовая» для восстановления электроснабжения производственной площадки Общества не могут быть включены в инвестиционную программу ОАО «МРСК Северо-Запада» (филиал «Новгородэнерго») на 2015 год (и, соответственно в регулируемый тариф на передачу электрической энергии), так как тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год установлены Комитетом на максимально возможном уровне.

Из письма филиала «Новгородэнерго» от 22.05.2015 № МР2/6/07-01-09-272 следует, что с января 2010 года филиал «Новгородэнерго» перешел на RAB-регулирование, индивидуальная программа развития (ИПР) сформирована изначально на 3 года, далее – на 5 лет, далее – на 7 лет. Сроки реконструкции ПС «Базовая» в этой программе определены на 2013-2015 годы с вводом мощности в 2015 году, так как с 2011 года приоритетом служило расширение просек под линиями электропередач. Во всех корректировках ИПР до 2014 года сроки не изменялись.

В 2013 году получены результаты проектно-изыскательских работ (ПИР) по реконструкции ПС «Базовая», стоимость реконструкции составила 746 млн. рублей. Объем . Объем инвестиционной программы филиала «Новгородэнерго» в соответствии с Прогнозом социально экономического развития РФ на 2014 - 2016 годы с 2014 года снижен с последующим снижением индекса роста тарифов по годам, в связи с чем начало реализации проекта реконструкции ПС 110/1 О кв «Базовая» перенесено на 2020 год и далее.

Проект реконструкции ПС 110/6/10 «Базовая» обсуждался 25 ноября 2014 года техническими специалистами филиала «Новгородэнерго» на заседании научно-технического совета, на котором было обозначено, что намеченную реконструкцию ПС 110/10 кВ «Базовая» по техническим параметрам можно считать строительством нового объекта, строительство которого возможно на площадке рядом с действующим центром питания. Общая площадь объекта составит 4115 м.кв. На ПС «Базовая» будут применены самые современные технические решения и установлено лучшее оборудование российского и зарубежного производства. Подстанцию предполагается оснастить двумя трансформаторами по 63 МВА, распределительными устройствами 110, 10 и 6 кВ, системами автоматики, контроля и передачи данных. Стоимость реконструкции оценивается в 778,53 млн. рублей. Реконструкцию планируется начать в 2017 году в рамках инвестиционной программы. Новая подстанция спроектирована с большим запасом по мощности, так как для Великого Новгорода это очень важный объект. До времени ввода в эксплуатацию нового объекта необходимо обеспечивать надежную работу действующей подстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.

В соответствии с пунтом 2 Правил, действие Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

У ООО «НЗМИ «Олевс» и АООТ «Элкон» различаются не только виды деятельности, но и изменяется схема электроснабжения, поскольку схема электроснабжения бывшего завода «Элкон» отличается от заявленной схемы ООО «НЗМИ «Олевс».

Согласно пункту 6 Правил, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

Пунктом 7 Правил установлено, что процедура технологического присоединения включает, в частности:

а) подачу заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного  надзора (Ростехнадзора) на допуск к эксплуатации объектов заявителя.

Данная процедура не была выполнена ни АООТ «Элкон», ни ООО «Новгород стекло», также как не было и платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств, соответственно, отсутствует факт нарушения сетевой организацией принципа однократности технологического присоединения.

Срок действия технических условий, в силу пункта 24 Правил, не может превышать 5 лет. С момента продажи электрооборудования АООТ «Элкон» прошло более 17 лет. За это время изменились условия присоединения к центру питания ПС «Базовая». Для присоединения дополнительной мощности в 9МВт необходима реконструкция ПС «Базовая», которая не предусмотрена в инвестиционной программе филиала «Новгородэнерго» на 2015-2017 годы.

Возложение на филиал «Новгородэнерго» обязанности по совершению действий по обеспечению Общества дополнительной мощностью до 9046 кВт, экономически и технически для него не обоснованных, в существующих условиях нарушает баланс интересов сетевой организации и потребителя её услуг. При таких обстоятельствах рассматриваемые действия филиала «Новгородэнерго» не могут быть квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением, запрещенное статьей 10 Закона о защите конкуренции.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган

РЕШИЛ:

В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по материалам Комитета по ценовой и тарифной политике и по заявлению ООО «НЗМИ «Олевс» отказать в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях филиала ОАО «МРСК Северо-Запада «Новгородэнерго».  

 

 

ВРИО руководителя Управления                                                         Г.Н. Пашкова

 

Пашкова Г.Н.

738850

Связанные организации

Связанные организации не указаны