Решение №2944/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы о нарушении закон... от 19 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

Государственному  заказчику –

Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области

 

пл. Победы - Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

 

Уполномоченному органу  –

Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области

 

 пл. Победы - Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы)

ООО «НОВОСТРОЙ»

 

проспект Федеративный, д. 5, к. 1, пом. 1,

г. Москва, 111399

 

 

Участнику закупки (единственному участнику запроса предложений) –

ООО «Стройпроект»

 

ул. Студенческая, д. 17, корп. 1,

Великий Новгород, 173014

 

Исходящий № 2944/03 от 16.06.2017

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

13 июня 2017 года                                                                                       Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Михайлов С.О. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,               

в присутствии представителей:

- государственного заказчика – Департамента транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области – …..;

- уполномоченного органа – Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области – …..;

- участника закупки, признанного единственным участником запроса предложений – Общества с ограниченной ответственностью «Стройпроект» (173014, Великий Новгород, ул. Студенческая, д. 17, корп. 1; далее – ООО «Стройпроект», Общество) – …..;

- податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «НОВОСТРОЙ» надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии своих представителей не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «НОВОСТРОЙ» (111399, г. Москва, Проспект Федеративный, д. 5, к. 1, пом. 1; далее – ООО «НОВОСТРОЙ») на действия государственного заказчика – Департамента транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области (далее – Департамент транспорта) при осуществлении им и уполномоченным органом – Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (далее – Департамент государственных закупок) закупки (определения поставщика) путем проведения запроса предложений на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции объекта «Государственный исторический архив Новгородской области», извещение № 0150200000617000378 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 31.05.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

05.06.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «НОВОСТРОЙ» на действия государственного заказчика – Департамента транспорта при осуществлении им и уполномоченным органом – Департаментом государственных закупок закупки (определения поставщика) путем проведения запроса предложений на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции объекта «Государственный исторический архив Новгородской области», извещение № 0150200000617000378 о проведении которого было размещено на официальном сайте 31.05.2017 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Из содержания Жалобы следует, что в нарушение требований Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570, вступившего в силу 25.05.2017, в документации по проведению рассматриваемого запроса предложений заказчиком не установлены требования, согласно которым подрядчик обязан выполнить определенные виды работ по реконструкции объекта самостоятельно без привлечения других лиц, а также меры ответственности за неисполнение этих обязательств.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать заказчику предписание об устранении указанных нарушений.

В соответствии с письменными объяснениями на Жалобу (исх. № ТС-2627-И  от 08.06.2017) государственный заказчик – Департамент транспорта указывает, что в документации о запросе предложений действительно не были учтены требования Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 в связи с тем, что заявка на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2017 № ТС-2145-И с комплектом документов была подготовлена заказчиком и направлена в уполномоченный орган – Департамент государственных закупок до вступления в силу указанного постановления.

При этом единственный участник закупки – ООО «Стройпроект» информировал Департамент транспорта о готовности выполнить работы, являющиеся объектом закупки, собственными силами без привлечения субподрядных организаций (гарантийное письмо ООО «Стройпроект» от 07.06.2017 № 2/152).

Также Департамент транспорта готов внести изменения в проект государственного контракта с указанием конкретных видов и объемов работ по реконструкции объекта, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно.

На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика – Департамента транспорта поддержали доводы вышеуказанных письменных объяснений в полном объеме.

Уполномоченный орган – Департамент государственных закупок письменные возражения на Жалобу не представил, на рассмотрении Жалобы представители уполномоченного органа устно отметили, что доводы Жалобы не относятся к компетенции Департамента государственных закупок и не касаются совершенных им действий.

Участник закупки, признанный единственным участником запроса предложений – ООО «Стройпроект» письменные возражения на Жалобу не представил, на рассмотрении Жалобы представитель ООО «Стройпроект» пояснил, что возможные нарушения допущенные заказчиком не затрагивают права и законные интересы ООО «Стройпроект» как участника закупки, поскольку Общество готово выполнить предусмотренные контрактом работы лично, о чем было сообщено заказчику в вышеуказанном гарантийном письме, а также согласно с внесением в контракт условия об ответственности подрядчика за ненадлежащее исполнение обязанности по самостоятельному выполнению работ, в чем Общество сообщает в дополнительном гарантийном письме (вх. № 3238 от 13.06.2017 Новгородского УФАС России).

 В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

 В течение мая-июня 2017 года государственным заказчиком – Департаментом транспорта и уполномоченным органом –  Департаментом государственных закупок осуществляется закупка путем проведения запроса предложений на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции объекта «Государственный исторический архив Новгородской области», извещение № 0150200000617000378 о проведении которого было размещено на официальном сайте 31.05.2017 (начальная (максимальная) цена контракта – 139 554 829,65 рублей).

Документация о проведении рассматриваемого запроса предложений   утверждена и.о. руководителя Департамента транспорта Ю.М. Евдокимовым 17.05.2017 и размещена на официальном сайте 31.05.2017 (далее – Документация).

В соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Указанные виды и объемы работ установлены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 (далее – Постановление № 570).

При этом пунктом 2 Постановления № 570 предусмотрено, что:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;

не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.

Кроме того, Постановлением № 570 внесены изменения в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила).

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт  включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановление № 570 дополнило Правила пунктом 4(1), согласно которому за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

Согласно пункту 3 Постановления № 570 настоящее постановление не распространяется на отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего постановления, а также на контракты, заключенные до дня вступления в силу настоящего постановления.

Поскольку Постановление № 570 вступило в силу 25.05.2017, то есть до размещения на официальном сайте извещения о проведении рассматриваемого запроса предложений, государственный заказчик – Департамент транспорта обязан был определить в Документации виды и объемы работ по реконструкции объекта «Государственный исторический архив Новгородской области», которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, предусмотреть возможность включения в контракт, заключаемый по результатам закупки, конкретных видов и объемов работ по предложению подрядчика из числа, указанных в Документации, а также установить меру ответственности подрядчика за ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению работ самостоятельно без привлечения других лиц в виде штрафа в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

Однако в Документации вышеуказанные условия выполнения работ и ответственность подрядчика за нарушение таких условий не определены.

При этом Комиссия отмечает, что поскольку после утверждения Документации и ее направления в уполномоченный орган – Департамент государственных закупок, но до объявления о проведении закупки путем рассматриваемого запроса предложений в действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе в части выполнения работ по строительству и реконструкции были внесены изменения (вступило в силу Постановление № 570) государственный заказчик – Департамент транспорта должен был принять во внимание указанные изменения правового регулирования и внести соответствующие изменения в Документацию.

В результате бездействия заказчика и игнорирования им положений Постановления № 570 на официальном сайте была размещена информация о проведении запроса предложений, условия которого не соответствовали положениям действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Таким образом, в действиях (бездействии) государственного заказчика – Департамента транспорта содержатся нарушения частей 4, 8 статьи 34, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившиеся в не установлении в документации о закупке видов и объемов работ по реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, и ответственности подрядчика за не исполнение указанных обязательств.

Следовательно, доводы Жалобы нашли свое подтверждение.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения запроса предложений.

В результате проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.

1. Как отмечалось выше согласно частям 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт  включается обязательное условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в виде штрафа, размер которого устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размеры штрафов и порядок их определения установлены Правилами.

Из пункта 4 Правил следует, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4(1) настоящих Правил):

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Таким образом, подпункты «а» - «г» пункта 4 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта.

В соответствии с пунктом 4.1 Документации, начальная (максимальная) цена контракта составляет 139 554 829,65 рублей.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в случае признания запроса предложений несостоявшимися в связи с поступлением только одной заявки, контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта.

В соответствии с Письмом ФАС России от 01.12.2014 № АД/48791/14, поскольку контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчики должны устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

Кроме того, согласно вышеуказанному письму ФАС России в проект контракта должны включаться размеры штрафов в соответствии с Правилами.

В данном случае согласно пункту 6.4 Проекта контракта (Приложение № 5 к Документации) в случае ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), Подрядчик обязан в срок не позднее 15 (Пятнадцати) календарных  дней после получения требования Заказчика об уплате штрафа оплатить ему штраф в размере:

а) 10 процентов цены Контракта в случае, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.

Следовательно, заказчиком в Проекте контракта в нарушение требований Закона о контрактной системе и Правил не установлены надлежащие размеры штрафов, предусмотренные Правилами, поскольку заказчиком не предусмотрена возможность изменения их величин в зависимости от ценового предложения участника закупки в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не будет снижена до 50 млн. рублей, а именно:

- 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

- 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

При этом единственным участником рассматриваемого запроса предложений – ООО «Стройпроект» в заявке предложена цена контракта – 124 901 157 рублей, то есть размер штрафа для подрядчика должен был составить 0,5 процента цены контракта, а не 10 или 5 процентов как указано заказчиком в Документации.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Департамента транспорта содержатся нарушения частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в проекте контракта, заключаемого по итогам закупки, ответственности подрядчика в виде штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.

2. В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о проведении запроса предложений должна содержать наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с пунктом 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

При этом в соответствии с частями 4, 6 статьи 52 ГрК РФ заказчик должен передать лицу, осуществляющему строительство, проектную документацию, которой лицо, осуществляющее строительство, должно придерживаться при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.

Таким образом, учитывая вышеуказанные нормы ГК РФ, ГрК РФ и Закона о контрактной системе, при проведении закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства участники закупки должны иметь возможность ознакомиться с имеющейся в распоряжении заказчика проектно-сметной документацией, в соответствии с условиями которой необходимо выполнить работы, являющиеся предметом контракта. Ознакомление с проектно-сметной документацией необходимо участникам для уяснения точного объема, видов и условий выполнения соответствующих работ, для принятия обоснованного решения об участии в закупке и подачи заявки, а также для определения предельной цены контракта, которую они могут и готовы предложить в своих заявках (окончательных предложениях).

Следовательно, проектная документация по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства должна входить в состав документации о закупке, размещенной на официальном сайте, если работы, являющиеся объектом закупки, следует выполнять в порядке и на условиях, предусмотренных такой проектной документацией.

В данном случае согласно пункту 3.3 Документации работы должны быть выполнены в соответствии с техническим заданием (Приложение № 1 к Документации; далее – Техническое задание) на основании проектно-сметной документации.

Кроме того, согласно пунктам 5.1.18, 5.1.19 Проекта контракта (Приложение № 5 к Документации) подрядчик обязан:

- осуществить  корректировку проектной документации, состав и содержание которой должны соответствовать требованиям постановления Правительства РФ от 16.02.2008г. № 87, Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», техническому и медицинскому  заданиям на проектирование, градостроительному плану земельного участка, Градостроительному кодексу РФ, СНиП, ГОСТ,  СанПиН, техническим и градостроительным регламентам, противопожарным, другим нормам и законам,  действующим на территории РФ;       

 - осуществить все необходимые согласования с заинтересованными ведомствами, организациями и учреждениями и провести государственную экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и достоверности сметной стоимости.

 При этом сама проектная документация по реконструкции объекта «Государственный исторический архив Новгородской области», в соответствии с которой следует выполнять работы, предусмотренные Техническим заданием, в которую необходимо внести корректировки и провести государственную экспертизу, в состав утвержденной государственным заказчиком Документации не входит и на официальном сайте не размещена.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о неполноте и недостаточной информативности Документации, что негативно влияет на принятие участниками закупки решения об участии в запросе предложений, а впоследствии может осложнить выполнение работ победителем (единственным участником), который до момента заключения контракта не мог ознакомиться с необходимыми документами и сведениями ввиду их отсутствия в Документации.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Департамента транспорта содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33,  пункта 2 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе, выразившиеся в несоблюдении требований к содержанию документации о проведении запроса предложений в части описания объекта закупки (отсутствие в документации о закупке проектной документации, в соответствии с которой должны быть выполнены работы, являющиеся объектом закупки).

3. В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Частью 2 статьи 83 Закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень оснований проведения закупки путем запроса предложений.

Так, в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе запрос предложений может быть проведен в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 статьи 95 настоящего Федерального закона. При этом в случае, если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта на основании настоящего пункта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгаемому контракту, а цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

Из представленных в материалы Жалобы документов, а также устных пояснений представителей Департамента транспорта следует, что рассматриваемая закупка осуществляется путем запроса предложений, а именно в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе по причине расторжения Государственного контракта № 11/09 от 12.10.2009 на выполнение работ по реконструкции объекта «Государственный исторический архив Новгородской области» (в редакции дополнительных соглашений № 1-10 2009-2017 г.г.; далее – Контракт № 11/09), ранее заключенного между заказчиком и Обществом с ограниченной ответственностью «Инжстрой» (173000, Великий Новгород, ул. Посольская, д. 4/2; далее – ООО «Инжстрой»).

Представители Департамента транспорта на заседании Комиссии пояснили, что считают  Контракт № 11/09 расторгнутым в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, в  связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (неисполнение ООО «Инжстрой» условий Контракта № 11/09, а именно уклонение конкурсного управляющего ООО «Инжстрой» ….. от подписания актов выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ по форме КС-3).

Однако, изучив материалы Жалобы, Комиссия приходит к выводу, что Контакт № 11/09 не был расторгнут в порядке, по основаниям и с соблюдением процедуры, предусмотренных статьей 95 Закона о контрактной системы, в связи с чем у государственного заказчика – Департамента транспорта не имелось законных оснований для проведения рассматриваемой закупки путем запроса предложений.

Так, согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 7.3 Контракта № 11/09 (в редакции дополнительного соглашения № 10 от 31.03.2017) предусмотрено, что «расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации».

Таким образом, основание расторжения контракта, прямо предусмотренное частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе (принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств), в Контракте № 11/09 отсутствовало.

Кроме того, в действительности решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта № 11/09, в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, государственным заказчиком – Департаментом транспорта не принималось.

04.04.2017 исх. № ТС-1313-И Департаментом транспорта было оформлено и направлено конкурсному управляющему ООО «Инжстрой» ….. уведомление о расторжении государственного контракта (далее – Уведомление), согласно которому заказчик со ссылкой на положения статьи 450.1 ГК РФ указывал на расторжение Контакта № 11/09 с момента получения Уведомления. При этом в Уведомлении заказчиком не было указано на какие-либо нарушения ООО «Инжстрой» условий Контракта № 11/09, в частности на не подписание документов о приемке выполненных работ, как на основание его расторжения.

Уведомление было получено конкурсным управляющим ООО «Инжстрой» ….. 05.04.2017, в связи с чем Департамент транспорта считает Контракт № 11/09 расторгнутым с указанной даты (соответствующая информация о расторжении контракта размещена на официальном сайте).

Между тем, согласно пункту 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Законом о контрактной системе предусмотрен иной порядок одностороннего прекращения договорных обязательств, а именно принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по строго определенным основаниям. Закон о контактной системе не допускает возможность безусловного отказа заказчика от исполнения контракта путем направления подрядчику уведомления о его расторжении, вступающего в силу немедленно после получения такого уведомления. 

В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Также согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

Как разъяснено совместным Письмом Минэкономразвития России № 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/9777/16 от 18.02.2016, в случае одностороннего отказа от исполнения контракта, заказчик обязан соблюсти последовательность и сроки совершения действий, предусмотренных частями 12, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.

В данном случае Комиссией установлены следующие обстоятельства:

- в Контракте № 11/09 не было прямо предусмотрено такое основание его расторжения как принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств;

- как таковое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта № 11/09 заказчиком не принималось (вместо него Департаментом транспорта оформлено Уведомление);

- установленный частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе порядок одностороннего отказа от исполнения контракта заказчиком не соблюден, установленный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе срок, по истечении которого контракт считается расторгнутым, проигнорирован.

Учитывая вышеизложенное, Контракт № 11/09 не может считаться расторгнутым в соответствии с положениями статьи 95 Закона о контрактной системе, а значит, достаточных оснований для осуществления рассматриваемой закупки путем запроса предложений у Департамента транспорта не имелось.

При установленных обстоятельствах заказчик мог осуществить рассматриваемую закупку путем электронного аукциона, но не запроса предложений.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Департамента транспорта содержится нарушение пункта 6 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе, выразившееся в принятии неправомерного и безосновательного решения об определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем запроса предложений.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика – Департамента транспорта являются грубыми и существенными, свидетельствуют об ограничении конкуренции при проведении закупки, что дает основание для выдачи предписания об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

Руководствуясь статьями 33, 34, 83, 95, 110.2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «НОВОСТРОЙ» (111399, г. Москва, Проспект Федеративный, д. 5, к. 1, пом. 1) на действия государственного заказчика – Департамента транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области при осуществлении им и уполномоченным органом – Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области закупки (определении поставщика) путем проведения запроса предложений на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции объекта «Государственный исторический архив Новгородской области», извещение № 0150200000617000378 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 31.05.2017, обоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Департамента транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 2 части 6 статьи 83, частей 4, 8 статьи 34, пункта 6 части 2 статьи 83, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

3. Выдать государственному заказчику – Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, уполномоченному органу - Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, его комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Департамента транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области.

 

Председатель Комиссии                                                                                   И.А. Куриков

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                               А.Т. Иванов                     

                                                                               

                                                                                                                            С.О. Михайлов           

           

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны