Решение №ИК/2291/24 РЕШЕНИЕ № 053/06/32-328/2024 по результатам рассмотрения жал... от 7 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному заказчику –

ФКУ Упрдор «Россия»

 

e-mail: torgi_e105@mail.ru

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЭТС»

 

e-mail:  info@fabrikant.ru

auditors@fabrikant.ru

 

 

Подателю жалобы –                                                                         ООО «СитиКом»

 

e-mail:lestrade@yandex.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/32-328/2024

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

05 июня 2024 года                                                                                   Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…..

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» - …..

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «СитиКом» - …..

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СитиКом» (173018, Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Григорово, ул. Большая, д. 4, оф. 1; далее – ООО «СитиКом») на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5; далее – ФКУ Упрдор «Россия») при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на устройство слоев износа на автомобильной дороге М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург на участке км 530+000 – км 543+500, Новгородская область, извещение № 0336100012524000022 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 13.05.2024, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.05.2024 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «СитиКом» на действия государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на устройство слоев износа на автомобильной дороге М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург на участке км 530+000 – км 543+500, Новгородская область, извещение № 0336100012524000022 о проведении которого было размещено на официальном сайте 13.05.2024 (вх. № 3823-ЭП/24; далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы с учетом дополнений (вх. № 4038-ЭП/24от 05.06.2024 в Новгородского УФАС России) сводится к следующему.

В разделе 2 Приложения № 4 к извещению о проведении настоящего открытого конкурса в электронной форме (далее – Приложение № 4; Извещение) государственным заказчиком в нарушение требований утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 (далее – Постановление № 2604) Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение) установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки для детализирующего показателя «общая цена исполненных участником закупки договоров» показателя «наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» критерия «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – «квалификация участников закупки») – 12 000 000 000 (двенадцать миллиардов) рублей 00 копеек.

Указанное предельное максимальное значение характеристики влечет необоснованное ограничение количества участников закупки, поскольку начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) по данной закупке составляет – 348 326 172,50 (триста сорок восемь миллионов триста двадцать шесть тысяч сто семьдесят два рубля 50 копеек), т.е. предельное максимальное значение опыта оказания аналогичных услуг в 34 раза превышает размер НМЦК, что является чрезмерным и завышенным, не соответствует объему работ по контракту.

По мнению ООО «СитиКом»,  данные действия заказчика свидетельствуют о признаках антиконкурентного соглашения между заказчиком и потенциальным участником закупки.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

На рассмотрении Жалобы представитель ООО «СитиКом» поддержала ее доводы в полном объеме.

Необходимо отметить, что доводы Жалобы о возможном нарушении антимонопольного законодательства (заключении антиконкурентного соглашения) образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения Жалобы.

С учетом изложенного, ООО «СитиКом», в случае наличия достаточных оснований, имеет право подать соответствующее заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Государственный заказчик – ФКУ Упрдор «Россия» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее (вх. № 4003/24 от 04.06.2024 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.

Установленный государственным заказчиком в Извещении порядок оценки заявок в рамках детализирующего показателя «общая цена исполненных участником закупки договоров» показателя «наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» критерия «квалификация участников закупки» полностью соответствует требованиям Положения.

При этом, формула оценки, предусмотренная подпунктом «е» пункта 20 Положения, предусматривает наличие в порядке оценки предельного максимального значения характеристики объекта закупки.

Заказчик вправе самостоятельно устанавливать такое максимальное значение.

Установленный заказчиком порядок оценки по критерию «квалификация участников закупки» не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исход закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, направлен по определение победителя, наиболее соответствующего потребностям заказчика для выполнения работ по объекту закупки.

Присутствовавшие на заседании Комиссии представители государственного заказчика поддержали возражения на Жалобу в полном объеме.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  открытого конкурса в электронной форме.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В течение мая-июня 2024 года государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на устройство слоев износа на автомобильной дороге М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург на участке км 530+000 – км 543+500, Новгородская область, извещение № 0336100012524000022, НМЦК – 348 326 172,50 руб.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

В развитие данной нормы Постановлением № 2604 утверждено вышеупомянутое Положение.

Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки (пункт 3 Положения):

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

Воспользовавшись своим правом, государственный заказчик в пункте 10 Извещения установил следующие критерии оценки заявок участников настоящего открытого конкурса в электронной форме:

«цена контракта, сумма цен единиц товара, работы услуги» - величина значимости 60 %;

«квалификация участников закупки» - величина значимости 40 %.

Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме государственным заказчиком определен в Приложении № 4.

Согласно пункту 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно разделу 2 Приложения № 4 в качестве показателя оценки в рамках критерия «квалификация участников закупки» государственным заказчиком установлен показатель, предусмотренный подпунктом «в» пункта 24 Положения, а именно «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» (значимость 100 %).

В силу пункта 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

Согласно подпункту «а» пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

В соответствии с разделом 2 Приложением № 4 в качестве детализирующего показателя государственным заказчиком установлен предусмотренный абзацем 2 подпункта «а» пункта 28 Положения – «общая цена исполненных участником закупки договоров» (значимость 100 %).

Согласно подпункту «б» пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом «а» настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается.

Пункт 20 Положения подразумевает выбор заказчиком одной из содержащихся в нем формул оценки.

В качестве формулы оценки государственным заказчиком в разделе 2 Приложения № 4 приведена формула, предусмотренная подпунктом «е» пункта 20 Положения, применяемая в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки:

 

.

 

Следовательно, подпункт «е» пункта 20 Положения прямо предусматривает необходимость наличия в порядке оценки предельного максимального значения () характеристики объекта закупки для произведения соответствующих расчетов.

Предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки в данном случае составляет 12 000 000 000  руб.

Доказательств того, что указанная величина предельного максимального значения каким-либо образом привела к необоснованному ограничению количества участников рассматриваемой закупки, установлена в интересах какого-либо конкретного потенциального подрядчика, ООО «СитиКом» в Жалобе не приведено.

Формулы оценки, предусмотренные пунктом 20 Положения, предусматривают оценку с учетом того, какое значение является для заказчика наилучшим (наибольшее, например, размер опыта, или наименьшее, например, расход топлива), а также с учетом наличия или отсутствия предельного (предельных) минимального и (или) максимального значения (значений) показателя.

Заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения.

Аналогичные выводы приведены в Письме Минфина России от 25.02.2022 № 24-06-06/13415.

Согласно абзацу второму подпункта «в» пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, Положением для целей оценки по критерию «квалификация участников закупки» предусматривается определение сопоставимости в отношении предмета контракта, а не его цены.

Иное противоречило бы смыслу установления предельного максимального значения характеристики объекта закупки, направленного на выявление наибольшей величины опыта участника конкурса, выраженной в цене исполненных договоров с сопоставимым предметом (в данном случае в силу пункта 32 Положения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги).

Таким образом, установленный государственным заказчиком порядок оценки заявок полностью соответствует требованиям Положения.

Аналогичные выводы содержатся в Решении ФАС России от 31.05.2023 по делу № 28/06/105-1239/2023.

Учитывая вышеизложенное, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения.

При проведении внеплановой проверки рассматриваемой закупки иных нарушений в действиях заказчика и его конкурсной комиссии не установлено.

 

Руководствуясь статьями 32, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СитиКом» (173018, Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Григорово, ул. Большая, д. 4, оф. 1) на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5) при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на устройство слоев износа на автомобильной дороге М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург на участке км 530+000 – км 543+500, Новгородская область, извещение № 0336100012524000022 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 13.05.2024, необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   

 

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                            

 

                                                                                                                       

 

                                                                                                          

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны