Решение №3461/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-439/2021 по результатам рассмотрения жал... от 23 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказчику –

МАОУ «СОШ № 8 с УИМ и АЯ»

 

ул. Гончарная, д. 33,

г. Боровичи, Новгородская обл.,

174411

 

 

Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

 

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

 

Заявителю – ИП …

 

Исх. №3461/03 от 23.06.2021

 

РЕШЕНИЕ № 053/07/3-439/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

18 июня 2021 года

 

                                      Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:

…. – …, … - …;

... – …, …;

... – …, …,

в присутствии представителей:

подателя жалобы - Индивидуального предпринимателя … – … (доверенность № … от …);

заказчик – Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением математики и английского языка» - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения, к видеоконференции представители заказчика не подключились,

рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя … (далее – ИП …) на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением математики и английского языка» (174411, Новгородская область, г. Боровичи, ул. Гончарная, д. 33; далее – МАОУ СОШ № 8) при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа, извещение № 32110297124 о проведении которого в последней редакции было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 31.05.2021,

 

УСТАНОВИЛА:

 

09.06.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ИП … на действия заказчика – МАОУ СОШ № 8 при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа, извещение № 32110297124 о проведении которого в последней редакции было размещено на официальном сайте 31.05.2021 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику - МАОУ СОШ № 8 было направлено уведомление о приостановлении закупки до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, договор не заключен.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

1. Заказчик необоснованно устанавливает требования о предоставлении конкретных показателей товаров, при этом, сами такие требования содержат признаки излишней детализации.

В обоснование своей позиции податель Жалобы ссылается на письмо ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 (далее – Письмо ФАС).

По мнению подателя Жалобы, участники не должны предоставлять в составе заявки информацию о конкретных значениях показателей товаров, а давать исключительно согласие на характеристики, указанные в документации об аукционе и Техническом задании (Приложение № 1 к документации об аукционе; далее - ТЗ).

2. Заказчик установил требование о предоставлении конкретных показателей не только самих товаров, но и характеристик материалов, из которых изготовлены данные товары.

Заказчиком установлены требования к методам производства товаров, что является признаком ограничения конкуренции, так как данная закупка проводится не среди производителей, а среди поставщиков.

Сведения о товарах, которые планируются к поставке, должны содержаться в свободном доступе, однако, ни один производитель не нормирует такое количество характеристик.

3.1. Заказчик указывает, что товары по позициям №№ 5, 6, 13 должны соответствовать ГОСТ Р 57538-2017.

Однако, в ГОСТ Р 57538-2017 указано, что данный стандарт не распространяется на тренажеры с электрическим приводом, установки для функциональных тренировок со свободно перемещающимися грузами, оборудование детских игровых площадок и универсальное спортивное оборудование свободного доступа.

Под оборудованием по данным позициям ТЗ подразумевается именно оборудование свободного доступа для занятия несколькими видами спорта.

Оборудование по вышеуказанным позициям ТЗ не может соответствовать ГОСТ Р 57538-2017.

3.2. По позиции № 13 ТЗ указано, в частности, следующее: «оснащен двумя парами рукояток, выполненных из гнутого стального прутка диаметром не менее 25 мм, имеющего накладки в местах хвата, выполненные из полиуретана. Длина перекладины не менее 1100мм».

Между тем, в ГОСТ Р 55675-2013 указано, что диаметр перекладин для хвата должен составлять от 28 до 41 включ. (мм).

3.3. Установленные требования к характеристикам товара по позиции № 14 ТЗ не соответствуют ГОСТ Р 58724-2019.

Характеристики, указанные заказчиком, не предусмотрены данным государственным стандартом.

3.4. По позиции № 15 ТЗ заказчиком установлены показатели, непредусмотренные ГОСТ Р 58725-2019.

Также, 15.06.2021 от подателя Жалобы поступили письменные дополнения к Жалобе (вх. № 5424 от 15.06.2021 Новгородского УФАС России) следующего содержания.

4. По мнению подателя Жалобы, заказчиком нарушен порядок дачи разъяснений положений документации об аукционе.

Ответ, который дал заказчик на соответствующий запрос, противоречит положениям документации об аукционе. Такими действиями заказчик вводит участников закупки в заблуждение.

5. Заказчиком указано, что с участников, работающих по упрощенной системе налогообложения, будет удержан НДС от их ценового предложения.

По мнению подателя Жалобы, данное условие недопустимо.

Закон о закупках такого положения не содержит.

При формировании ценового предложения победитель закупки предлагает цену с учетом всех налогов и сборов, которые он обязан оплатить в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Между тем, как отмечено в Письме ФАС России от 23.01.2018 № ИА/3655/18 жалоба на положения документации о закупке, поданная лицом, не подававшим заявку на участие в закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в закупке подлежит оставлению без рассмотрения.

ИП … заявку на участие в рассматриваемой закупке не подавал, срок подачи заявок истек 09.06.2021 в 14:00.

Таким образом, данный довод (5) не может быть предметом рассмотрения Комиссии Новгородского УФАС России при оценке доводов Жалобы, поскольку он поступил по истечении срока для обжалования положений Документации, т.е. по истечении срока подачи заявок на участие в рассматриваемой закупке.

На заседании Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению Жалобы представитель заявителя поддержал ее доводы.

Также, на рассмотрении Жалобы представитель ее подателя устно дополнил Жалобу следующим доводом.

ГОСТ Р 57538-2017 не распространяется на установки для функциональных тренировок со свободно перемещающимися грузами.

Позиции № 5, 6, 13 ТЗ содержат указание на необходимость соответствовать ГОСТ Р 57538-2017, при этом, оборудование по данным позициям ТЗ представляет собой оборудование со свободно перемещающимися грузами. Соответственно, данные товары не могут соответствовать ГОСТ Р 57538-2017.

Между тем, данный довод также не подлежит рассмотрению, поскольку был заявлен по истечении срока для обжалования положений Документации.

Заказчик – МАОУ СОШ № 8 согласно представленным письменным возражениям на Жалобу (вх. № 5508 от 17.06.2021 Новгородского УФАС России) считает ее доводы необоснованными по следующим основаниям.

Рассматриваемая закупка осуществляется в рамках реализации национального проекта «Демография».

При ее проведении заказчик руководствовался, в том числе, Приказом Минспорта России от 27.12.2019 № 1134 (далее – Приказ № 1134).

Заказчик вправе устанавливать требования к показателям закупаемых товаров и их значениям с учетом собственных потребностей, специфики его деятельности и эффективного использования бюджетных средств.

В описании технических характеристик присутствуют минимально допустимые значения, необходимые для поставки более качественного оборудования.

ТЗ не является излишне детализированным. Заказчик при подготовке ТЗ ориентировался на государственные и международные стандарты, а также методические рекомендации, утвержденные Приказом Минстроя России № 897/пр, Минспорта России № 1128 от 27.12.2019 «Об утверждении методических рекомендаций по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры» (далее – Методические рекомендации).

ГОСТ Р 57538-2017 распространяется на стационарные уличные тренажеры свободного доступа, предназначенные для занятий физической культурой пользователями ростом не менее 1400 мм (рост школьника).

ГОСТ Р 56440-2015, на применении которого настаивает податель Жалобы, специальных требований для пользователей с ограниченными возможностями, кроме организации путей для подхода и выхода.

Указанное в данном ГОСТ оборудование не отвечает запросу заказчика по позиции № 13 ТЗ.

Позиция № 14 ТЗ соответствует ГОСТ Р 58724-2019.

На участие в рассматриваемой закупке поступило 5 заявок, снижение начальной (максимальной) цены договора составило 30%.

С учетом вышеизложенного, заказчик просит признать Жалобу необоснованной.

Необходимо отметить, что согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки, в данном случае не проводится, Комиссией Новгородского УФАС России рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

Исследовав представленные материалы и заслушав доводы представителей сторон, Комиссия Новгородского УФАС России проходит к следующим выводам.

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В данном случае имело место осуществление вышеуказанной закупки заказчиком – МАОУ СОШ № 8 и его закупочной комиссией в соответствии с положениями Закона о закупках.

20.05.2021 на официальном сайте заказчиком – МАОУ СОШ № 8 было размещено извещение № 32110297124 о проведении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа (начальная (максимальная) цена договора – 20 639 240,00 рублей).

Документация об аукционе в последней редакции (далее – Документация) утверждена … 31.05.2021.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено протоколом наблюдательного совета № 5 от 01.06.2020 Положение о закупке товаров, работ, услуг МАОУ СОШ № 8 (далее – Положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Пунктом 4.1.2 Положения о закупке одним из конкурентных способов осуществления МАОУ СОШ № 8 закупок предусмотрен аукцион в электронной форме.

Таким образом, МАОУ СОШ № 8 при проведении рассматриваемого аукциона в электронной форме должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения о закупке.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках устанавливает правила описания предмета закупки в документации о конкурентной закупке.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках  в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Также, пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно пункту 9.7.1.2 Положения о закупке извещение о проведении аукциона (далее извещение в настоящем подразделе) и аукционная документация, вносимые в них изменения должны быть разработаны и размещены в соответствии с требованиями подраздела 9.2 Положения.

В соответствии с пунктом 9.2.9 Положения о закупке документация о закупке должна содержать, в частности, следующие сведения:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. При этом не допускается требовать от участников закупки в составе заявок документы и сведения, представление которых не связано с подтверждением соответствия требованиям к таким участникам закупки.

- требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Таким образом, возможность установления требования о предоставлении участниками закупки в составе их заявок конкретных значений показателей поставляемых товаров предусмотрена как Законом о закупках, так и собственным Положением о закупке заказчика.

В пункте 10.2 Документации заказчиком указано, что первая часть заявки на участие в рассматриваемом аукционе должна содержать, помимо прочего, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Требования к значениям показателей требуемого к поставке товара указаны в ТЗ.

Установив требование о предоставлении участниками закупки значений показателей требуемых к поставке товаров, заказчик не нарушил требований действующего законодательства о закупках.

Следовательно, в данной части Жалобы является необоснованной.

2. Как указывает податель Жалобы, по позициям №№ 6, 7, 12, 15 ТЗ заказчиком установлены показатели, конкретные значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Участники не должны на момент подачи заявки иметь в наличии товар и производить соответствующие испытания.

Между тем, каких-либо доказательств обоснованности данного довода Жалобы ее подателем не представлено.

Так, подателем Жалобы не приведены показатели, установленные заказчиком по данным позициям ТЗ, конкретные значения которых становятся известны по итогам испытаний, не приведены соответствующие ГОСТы, в которых было бы указано, что конкретные значения таких показателей определяются в ходе испытаний.

Подателем Жалобы скопированы соответствующие позиции ТЗ в полном объеме  и бессистемно, произвольно выделены (подчеркнуты, выделены полужирным шрифтом и т.д.) отдельные показатели. При этом, значения таких выделенных показателей не определяются в ходе проведения испытаний.

Подателем Жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность его позиции по данному доводу, представлено не было.

Таким образом, соответствующий довод Жалобы является необоснованным.

3.1. По позициям №№ 5 «Уличные стойки для волейбола (в комплекте с сеткой)», 6 «Снаряд спортивной гимнастики, применяемый для выполнения упражнений главный образом в висе и упоре, включающий в себя горизонтально расположенные параллельные жерди которые шарнирно соединены с вертлюгами, вставленными в полые стойки, укрепленные в металлической раме», 13 «Уличный спортивный комплекс, включающий: брусья воркаут с упорами для отжиманий; шведскую стенку; турник с параллельным и широким хватом; треххватовый турник; восходящее крыло на 5 перекладин; платформы-отягощения» ТЗ предусмотрено, что указанные по данным позициям товары должны соответствовать ГОСТ Р 57538-2017.

По мнению подателя Жалобы, нормы ГОСТ Р 57538-2017 не распространяются на данные товары, поскольку данное оборудование является оборудованием свободного доступа для занятия несколькими видами спорта. Заказчик должен был заявить требование о соответствии данных товаров ГОСТ Р 56440-2015.

В ГОСТ Р 56440-2015 указано, что под универсальным спортивным оборудованием свободного доступа понимается оборудование, на котором можно заниматься одним или несколькими видами спорта и доступ к которому не контролируют.

При этом, ГОСТ Р 57538-2017 распространяется на стационарные уличные тренажеры свободного доступа (далее - тренажеры), предназначенные для занятий физической культурой пользователями ростом не менее 1400 мм. Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности к изготовлению, монтажу, техническому обслуживанию тренажеров, а также методы испытаний тренажеров. Настоящий стандарт не распространяется на тренажеры с электрическим приводом, установки для функциональных тренировок со свободно перемещающимися грузами, оборудование детских игровых площадок и универсальное спортивное оборудование свободного доступа.

Стационарный уличный тренажер - стационарное оборудование свободного доступа, на котором или с помощью которого пользователь может без посторонней помощи заниматься для поддержания или развития своих физических способностей (пункт 3.11 ГОСТ Р 57538-2017).

С учетом вышеизложенного, Комиссия Новгородского УФАС России в данном случае не усматривает в действиях заказчика нарушений требований законодательства о закупках.

Данный довод Жалобы также необоснован.

3.2. По позиции № 13 ТЗ заказчик в отношении товара «Треххватовый турник» указано следующее: «оснащен двумя парами рукояток, выполненных из гнутого стального прутка диаметром не менее 25 мм, имеющего накладки в местах хвата, выполненные из полиуретана».

В ГОСТ Р 55675-2013 установлено, что диаметр перекладины должен составлять от 28 до 41 включ. (мм).

В рассматриваемом случае податель Жалобы усматривает несоответствие установленных заказчиком требований данному государственному стандарту.

Между тем, ГОСТ Р 55675-2013 не устанавливает требований к диаметру гнутого стального прутка, из которого должны быть выполнены рукоятки.

Доказательств того, что вышеуказанные понятия идентичны, подателем Жалобы не представлено.

Данный довод Жалобы является необоснованным.

3.3. Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Закон о закупках допускает установление заказчиков иных показателей, не предусмотренных соответствующим государственным стандартом на определенный товар. При этом, Закон о закупках также обязывает заказчиков приводить обоснование использования нестандартных показателей.

По позиции № 14 ТЗ содержатся показатели комплекта искусственного покрытия, а также требования к значениям таких показателей.

Как указывает податель Жалобы, показатели и требования к их значениям для данного товара установлены ГОСТ Р 58724-2019.

ГОСТ Р 58724-2019 распространяется на синтетические рулонные покрытия прошивного способа производства, состоящие из полиэтиленовых и полипропиленовых волокон и нитей, имитирующих траву, вшитых в высокоэластичное основание путем тафтинг-метода с фиксирующим слоем из латексного или полиуретанового компаунда.

Заказчик не оспаривает тот факт, что ГОСТ Р 58724-2019 применяется для комплекта искусственного покрытия. При этом, заказчик отмечает, что все показатели, указанные в пункте 14 ТЗ, предусмотрены ГОСТ Р 58724-2019.

Однако, в ходе рассмотрения Жалобы данное утверждение заказчика не нашло своего подтверждения.

Например, заказчиком по позиции № 14 ТЗ предусмотрены следующие показатели, не предусмотренные ГОСТ Р 58724-2019:

- искусственная трава должна быть изготовлена методом зигзагообразного тафтинга (в ГОСТ Р 58724-2019 указано, что покрытие изготавливают методом тафтинга);

- цвет покрытия должен быть двуцветный и содержать нити темно-зеленого и яблочно-зеленого цветов;

- разметка должна быть изготовлена тем же способом, что и искусственная трава, и обладать теми же характеристиками. Разметка (по периметру и линия посередине поля) должна быть вшита (втафтирована) в рулон искусственного покрытия в процессе производства и т.д.

Вместе с тем, какого-либо обоснования использования нестандартных показателей в нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчиком в Документации приведено не было.

Таким образом, в действиях заказчика – МАОУ СОШ № 8 содержится нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в отсутствии в Документации обоснования необходимости использования показателей, требований к товару, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о стандартизации.

В данной части Жалоба является обоснованной.

3.4. Аналогично, заказчиком не приведено обоснование использования нестандартных показателей по позиции № 15 ТЗ.

Согласно ГОСТ Р 58725-2019 настоящий стандарт распространяется на эластичные покрытия резиновые рулонные (далее - покрытия), предназначенные для устройства как финишных спортивных покрытий, так и используемых в качестве эластичной подложки для устройства многослойных бесшовных спортивных покрытий с верхним слоем из эластичных полимеров (полиуретана или акрила) - в многофункциональных или специализированных залах, футбольных и легкоатлетических стадионов и манежей, ледовых комплексов, фитнес-центров, залов гимнастики, единоборств и тяжелой атлетики, центров досуга, бассейнов и аквапарков, боулинг центров, стрелковых тиров, открытых игровых площадок, а также для устройства эластичных покрытий зон движения с высокими точечными нагрузками (шипованная обувь легкоатлетов, коньки).

По позиции № 15 ТЗ заказчиком к поставке требуется рулонное покрытие для беговых дорожек (в комплекте с разметочной краской и клеем).

Между тем, ряд установленных заказчиком по данной позиции ТЗ показателей ГОСТ Р 58725-2019 не предусмотрены, например:

- в нижнем слое рулонное резиновое покрытие состоит из не менее 85% резиновой крошки черного цвета, не менее 4% цветных, окрашенных в массе EPDM гранули не менее 9% высокопрочного однокомпонентного полиуретанового связующего;

- температура эксплуатации трехслойного рулонного покрытия -40° C + 110° C и т.д.

Вместе с тем, какого-либо обоснования использования нестандартных показателей в рассматриваемом случае заказчиком также не приведено.

Таким образом, в действиях заказчика – МАОУ СОШ № 8 содержится нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в отсутствии в Документации обоснования необходимости использования показателей, требований к товару, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Установленные в действиях заказчика нарушения указывают на наличие в действиях его должностного лица признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В силу части 4 статьи 3.2 Закона о закупках разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

Как следует из дополнений к Жалобе, в адрес заказчика был направлен запрос о даче разъяснении положений Документации. Ответ, данный заказчиком на данный запрос, противоречит условиям Документации, а именно: противоречит условиям проекта договора (Приложение № 3 к Документации; далее – Проект договора). Такие действия заказчика указывают на нарушение им порядка дачи разъяснений положений Документации.

В запросе о даче разъяснении положений Документации у заказчика спрашивалось, требуется ли поставщику осуществить установку поставляемого товара.

В ответе на данный запрос заказчик указал, что установка оборудования не требуется.

В Проекте контракта отсутствует обязанность поставщика по установке поставленного товара.

Данный ответ заказчика не противоречит условиям Проекта договора.

Учитывая вышеизложенное, заказчиком порядок дачи разъяснений положений Документации нарушен не был.

В данной части Жалоба является необоснованной.

Следовательно, Жалоба является обоснованной частично.

При решении вопроса о выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Доказательств того, что установленное нарушение повлияло на результаты закупки, не установлено.

На участие в рассматриваемой закупке было подано пять заявок, все заявки были признаны соответствующими требованиям Документации.

Кроме того, в результате торгов была достигнута существенная экономия денежных средств (снижение от начальной (максимальной) цены договора составило 30%).

С учетом вышеизложенного, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.

Следовательно, основания для выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов отсутствуют.

 

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя … на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением математики и английского языка» (174411, Новгородская область, г. Боровичи, ул. Гончарная, д. 33) при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа, извещение № 32110297124 о проведении которого в последней редакции было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 31.05.2021, частично обоснованной в части доводов жалобы №№ 3.3, 3.4.
  2. Признать в действиях заказчика - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением математики и английского языка» нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
  3. Предписание об устранении нарушений действующего законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
  4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением математики и английского языка».

 

Председатель Комиссии                                                                                       …

                    

Члены Комиссии                                                                                                  … 

 

                                                                                                                    …

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны