Решение №1105/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-164/2021 по результатам рассмотрения жал... от 4 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику – АМДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко»

 

ул. Лесная, д. 42,

Новгородская область, р.п. Крестцы, 175426

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «СБ»

 

ул. Германа, д. 29, оф. 326

Великий Новгород, 173003

 

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/07/3-164/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

01 марта 2021 года

 

                                 

                                        Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:

…..

в присутствии представителей:

заказчика - Автономного муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад. № 5 «Солнышко» (175426, Новгородская область, р.п. Крестцы, ул. Лесная, д. 42, далее – АМДОУ «Детский сад № 5») – …..;

заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «CБ» (173003, г.Великий Новгород, ул. Германа, д. 29, офис 326; далее – ООО «СБ») – …..,

рассмотрев жалобу ООО «СБ» на действия заказчика – Общества с ограниченной ответственностью «CБ» на действия заказчика – АМДОУ «Детский сад № 5» при осуществлении закупки  путем аукциона в электронной форме на реконструкцию кровли АМДОУ «Детский сад № 5», извещение № 32109942353 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 29.01.2021,

                      

УСТАНОВИЛА:

 

15.02.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) поступила жалоба участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «CБ» на действия заказчика – АМДОУ «Детский сад № 5» при осуществлении закупки  путем аукциона в электронной форме на реконструкцию кровли АМДОУ «Детский сад № 5», извещение № 32109942353 о проведении которого было размещено на официальном сайте 29.01.2021 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику - АМДОУ «Детский сад № 5» было направлено уведомление о приостановлении закупки до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, проведение закупки приостановлено, договор не заключен.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

По мнению заявителя, установление заказчиком в документации о проведении настоящего аукциона в электронной форме (далее – Документация) требований к содержанию заявок не менее 3 договоров (контрактов) выполненных работ, аналогичных предмету электронного аукциона, стоимостью не менее 50% процентов от начальной максимальной цены договора, выполненных за последние 3 года (участник предоставляет  копии договоров (контрактов) с актами выполненных работ (под аналогичными работами понимаются работы по капитальному ремонту и реконструкции кровли образовательного учреждения) является незаконным.

Работы по капитальному ремонту и реконструкции кровли образовательного учреждения ничем не отличаются от работы по капитальному ремонту и реконструкции кровли любого другого учреждения.

Таким образом, в действиях заказчика, по мнению подателя Жалобы, содержится нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в установлении требований к участникам закупки, влекущих их ограничение.   

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Также 20.02.2021 податель Жалобы направил в Новгородское УФАС России дополнение к Жалобе суть которых сводится к следующему.

В пунктах 3.1 и 3.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд АМДОУ «Детский сад № 5» (далее – Положение) установлен закрытый перечень к требований к участникам закупки. Согласно пункту 3.3 Положения устанавливать в закупочной документации иные требования, отличные от указанных в пунктах 3.1 и 3.2 Положения не допускается.

При этом, пункт «м» документации об аукционе содержит требование о предоставлении расчета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование.

Пункты 3.1 и 3.2 Положения не содержат указанного требования, следовательно оно является не законным. 

Представитель ООО «СБ» на рассмотрении Жалобы  поддержал её доводы в полном объеме.

В материалах Жалобы имеются письменные возражения (объяснения) АМДОУ «Детский сад № 5» относительно ее доводов (вх. № 938 от 19.02.2021 Новгородского УФАС России) и дополнения к возражениям (вх. № 1091 от 01.03.2021 Новгородского УФАС России), согласно которым заказчик считает Жалобу необоснованной поскольку в соответствии с пунктом 3.2.1 Положения в случае проведения конкурентных закупок по ремонту, текущему ремонту, сносу объекта капитального строительства, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, услуг общественного питания и и(или) поставки пищевых отходов. Может быть установлено требование о наличии опыта исполнения участником работ,  аналогичных предмету закупки. Данное требование обусловлено спецификой деятельности заказчика, в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающих. В соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидеомелогические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» установлены требования  к условиям и организации обучения в образовательных организациях, а именно к полам, потолкам, строительным материалам, порядку проведения работ и т.п.

Требование о наличии опыта исполнения участником, работ  аналогичных предмету закупки, обусловлено желанием не допустить до участия в закупке недобросовестных участников.

Требования о предоставлении расчета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование обусловлено необходимостью проверить достоверность предоставляемого штатного расписания, подтвердить, что сведения о работниках, представленные участниками закупки действительно даны на работников, имеющих отношение к данному работодателю. Положением не установлено, какие именно документы заказчик вправе запросить, поэтому им установлены такие требования.

Присутствовавшая на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель заказчика поддержала вышеуказанные возражения (объяснения) в полном объеме.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его комиссии по осуществлению закупок, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки, в данном случае не проводится, Комиссией рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком разработано Положение (утверждено наблюдательным советом АМДОУ «Детский сад № 5» протокол № 2 от 27.04.2020), применяемое заказчиком при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

            В соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов проведения конкурентной закупки является аукцион в электронной форме.

Таким образом, АМДОУ «Детский сад № 5» при проведении рассматриваемого аукциона электронной форме должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Документация утверждена ….. 29.01.2021.

          Согласно пунктам 2 и 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

          требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

         требования к участникам такой закупки.

          Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Часть 1 статьи 3 Закона о закупках устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок в рамках законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Среди данных принципов пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках называет равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 3.2 Положения при проведении конкурентной закупки заказчик вправе установить дополнительные требования к участникам закупки:

3.2.1 В случае проведения конкурентных закупок по выполнению работ  по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, текущему ремонту, сноса объекта капитального строительства, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, услуг общественного питания и(или) поставки пищевых продуктов:

требования к квалификации сотрудников участника закупки, привлекаемых к исполнению договора, или лиц, привлекаемых к исполнению договора участником закупки на основании гражданско-правовых договоров, в частности требования к наличию необходимого уровня образования, навыков и(или) знаний, необходимых для исполнения договора;

требования к наличию опыта исполнения участником закупки договоров, аналогичных предмету закупки (с обязательным указанием в документации о закупке определения, какие именно договоры с точки зрения их предмета являются аналогичными предмету закупки), при этом максимальный денежный размер данного требования не может превышать 50 процентов о начальной максимальной цены договора. 

В соответствии с пунктом 9 Документации при осуществлении закупки устанавливаются следующие обязательные требования к участникам закупки:

Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

Непроведение ликвидации участника процедуры закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

Неприостановление деятельности участника процедуры закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки;

Отсутствие у участника процедуры закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды;

 Отсутствие у участника закупки – физического лица либо  у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки судимости  за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

Обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты – не установлено;

Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член закупочной комиссии состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и др.), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц – участников закупки, с физическими лицами,  в том числе зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, – участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10 % голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества;

Отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

Отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом № 223-ФЗ.

Согласно пункту 11 Документации дополнительные требования к участникам закупки не установлены.

Таким образом, требования заказчика о наличии в заявках на участие в аукционе в электронной форме не менее 3 договоров (контрактов) выполненных работ, аналогичных предмету электронного аукциона, стоимостью не менее 50% процентов от начальной максимальной цены договора, выполненных за последние 3 года, и условие о выполнении работы по капитальному ремонту и реконструкции кровли исключительно образовательного учреждения противоречит содержанию Положения и пунктам 9,11 Документации, которые не предъявляют подобных требований к участникам закупки.

В соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидеомелогические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» к организациям, осуществляющим ремонт кровли в образовательных учреждений  не установлены требования отличные от требований к организациям выполняющим аналогичные работы на других объектах. Также, данным СП вообще не установлены особые требования к проведению работ по ремонту кровли в образовательных учреждениях.

Кроме того, требование о включении в заявку на участие в электроном аукционе расчета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование на работников участников закупки, также является необоснованным, так как победитель закупки может привлекать работников для выполнения работ по гражданско-правовым договорам и у него в этом случае отсутствует необходимость производить вышеуказанные отчисления.

Также у участника закупки  может быть задолженность по данным взносам, однако данный факт не может свидетельствовать об отсутствии квалифицированного персонала для подтверждения соответствия требованиям пункта 3.2.1 Положения, поскольку квалификация и наличие работников в организации подтверждается другими документами (трудовыми книжками, гражданско-правовыми договорами, документами об образовании).

Кроме того, требование о квалификации персонала согласно пункту 3.2.1 Положения в пунктах 9, 11 Документации в любом случае отсутствует.

Таким образом, вышеуказанные требования к содержанию заявок являются не правомерными, ведут к ограничению количества участников электронного аукциона и указывают на наличие в действиях заказчика – АМДОУ «Детский сад № 5» нарушений пункта 2 части 1 статьи 3 и части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Соответственно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения нашли свое подтверждение.

Установленные в ходе рассмотрения Жалобы нарушения Закона о закупках указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Документацию, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предусмотренные заказчиком в Документации неправомерные требования к участникам закупки (к содержанию заявок) негативно повлияли на результаты закупки, привели к отстранению от участия в торгах подателя Жалобы – ООО «СБ» и к признанию торгов несостоявшимися.

Указанные обстоятельства дают достаточные основания Комиссии для устранения допущенных нарушений путем выдачи соответствующего предписания.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.   Признать жалобу заявителя –– Общества с ограниченной ответственностью «CБ» (173003, г.Великий Новгород, ул. Германа, д. 29, офис 326) на действия заказчика – Автономного муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад. № 5 «Солнышко» (175426, Новгородская область, р.п. Крестцы, ул. Лесная, д. 42) при осуществлении закупки  путем аукциона в электронной форме на реконструкцию кровли АМДОУ «Детский сад № 5», извещение № 32109942353 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 29.01.2021, обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Автономного муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад. № 5 «Солнышко» нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

          3. Выдать заказчику – Автономному муниципальному дошкольному общеобразовательного учреждению «Детский сад № 5 «Солнышко», его закупочной комиссии и оператору электронной площадки – Акционерному обществу «ОТС» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Автономного муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад № 5 «Солнышко».

 

Председатель Комиссии                                                                             

                    

 

Члены Комиссии                                                                                         

 

 

Решение и предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны