Решение №1174/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-111/2020 по результатам рассмотрения жало... от 6 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику – АО «Новгородоблэлектро»

 

ул. Кооперативная, д. 8,

Великий Новгород, 173003

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5,

г. Москва, 115114

e-mail: info@roseltorg.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) – ООО «ЭК»

 

ш. Носовихинское, вл. 17в, ком. 33,34,35,

г. Реутов, Московская обл., 1439694

 

Исходящие № 1174/03 от 06.03.2020

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/07/3-111/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

03 февраля 2020 года

 

                                 

                 Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления,

Иванов А.Т. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Петрова А.В. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика - Акционерного общества «Новгородоблэлектро» (173003, Великий Новгород, ул. Кооперативная, д. 8; далее – АО «Новгородоблэлектро») – <…> (доверенность № 72/20 от 27.02.2020), <…> (доверенность № 7/20 от 09.01.2020), <…> (доверенность № 103/19 от 09.12.2019);

заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «ЭКронос» (юридический адрес: 143969, Московская обл., г. Реутов, ш. Носовихинское, вл. 17в, ком. 33,34,35; почтовый адрес: 603116, Нижний Новгород, ул. Гордеевская, д. 59Е; далее – ООО «ЭК») – <…> (доверенность № 20/2020 от 27.02.2020), <…> (доверенность № 62/2019 от 20.12.2019),

рассмотрев жалобу ООО «ЭК» на действия заказчика – АО «Новгородоблэлектро» при проведении запроса предложений в электронной форме № 155 на право заключения договора поставки материалов для службы учета электроэнергии в 2020 году (участниками могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства), извещение № 32008874946 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 13.02.2020,

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.02.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «ЭК» на действия заказчика – АО «Новгородоблэлектро» при проведении запроса предложений в электронной форме № 155 на право заключения договора поставки материалов для службы учета электроэнергии в 2020 году (участниками могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства), извещение № 32008874946 о проведении которого было размещено на официальном сайте 13.02.2020 (вх. № 8496 Новгородского УФАС России; далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику - АО «Новгородоблэлектро» было направлено уведомление о приостановлении закупки до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, проведение закупки приостановлено, договор не заключен.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

По мнению заявителя, установленные заказчиком в документации о проведении настоящего запроса предложений в электронной форме (далее – Документация) критерии оценки заявок «Срок деятельности», «Наличие ранее исполненных договоров на поставку товаров и положительного опыта работы с заказчиком» непосредственным образом ограничивают конкуренцию среди участников рассматриваемой закупки и ставят их в неравные условия.

Исполнение договора поставки не зависит от срока осуществления участником деятельности и от исполнения им договоров для заказчика.

Кроме того, податель Жалобы считает, что установленное в Документации требование к участнику о наличии сертификата ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» (далее – Сертификат ГОСТ Р ИСО 9001-2015; ГОСТ Р ИСО 9001-2015) также приводит к ограничению конкуренции, поскольку получение Сертификата ГОСТ Р ИСО 9001-2015 является добровольным.

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Присутствовавшие на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители ООО «ЭК» поддержали ее доводы в полном объеме.

В материалах Жалобы имеются письменные возражения (объяснения) АО «Новгородоблэлектро» относительно ее доводов (вх. № 1266 от 27.02.2020, № 1388 от 02.03.2020 Новгородского УФАС России), согласно которым заказчик считает Жалобу необоснованной поскольку в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2015 все требования настоящего стандарта носят общий характер и предназначены для применения любыми организациями независимо от их вида, размера, поставляемой продукции и предоставляемых услуг.

Следовательно, обладателем Сертификата ГОСТ Р ИСО 9001-2015 может быть любая организация независимо от организационно-правовой формы.

Критерий «Срок деятельности» установлен в связи с тем, что он подтверждает надежность и опыт работы на рынке. Чем дольше организация осуществляет свою деятельность, тем она стабильнее и надежней.

Такой критерий не является единственным и (или) наиболее значимым при оценке заявок участников закупки. Значимость данного критерия оценки – 25 %.

Критерий «Наличие ранее исполненных договоров на поставку товаров и положительного опыта работы с заказчиком» не приводит к ограничению конкуренции, поскольку Документацией предусмотрен равнозначный по количеству баллов критерий оценки «Количество исполненных в течение трех лет до даты размещения извещения о закупке участником закупки договоров на поставку аналогичных товаров, цена которых составляет не менее 50% начальной (максимальной) цены договора настоящей закупки, информация об исполнении которых содержится в реестре контрактов, заключённых с государственными, муниципальными заказчиками, в соответствии с Законом № 44-ФЗ (Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), реестре договоров заключенных с юридическими лицами в соответствии с Законом № 223-ФЗ (Закон о закупках)».

Значимость критерия – 15%. Данный критерий также не является единственным и (или) наиболее значимым при оценке заявок участников закупки.

Установленные в Документации критерии оценки служат для определения лучших условий исполнения договора, помогают заказчику выявить из участников закупки именно того поставщика, который будет наиболее надежным, ответственным и устойчивым в работе с заказчиком.

Присутствовавшие на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители заказчика поддержали вышеуказанные возражения (объяснения) в полном объеме.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его комиссии по осуществлению закупок, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки, в данном случае не проводится, Комиссией рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком разработано Положение о закупке АО «Новгородоблэлектро» (утверждено решением (протоколом от 25.02.2019) Совета директоров АО «Новгородоблэлектро»; далее – Положение), применяемое им при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов проведения конкурентной закупки является запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Параграфов 1 главы 2 Положения (статьи 15-22) предусмотрено осуществление закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме, а также регламентирован ее порядок.

Таким образом, АО «Новгородоблэлектро» при проведении рассматриваемого запроса предложений в электронной форме должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Документация утверждена генеральным директором АО «Новгородоблэлектро» <…> 13.02.2020.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в ней.

Пунктами 16, 17 части 2 статьи 17 Положения также предусмотрено включение в Документацию вышеуказанной информации, предусмотренной пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Критерии оценки заявок участников рассматриваемой закупки предусмотрены пунктом 3.11.5 Документации.

Среди данных критериев оценки заказчиком установлены:

- «Срок деятельности участника» (значимость критерия – 25 %);

- «Наличие ранее исполненных договоров на поставку товаров и положительного опыта работы с заказчиком» (значимость критерия – 15 %).

Порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Срок деятельности» предусмотрен пунктом 3.11.5.2 Документации, согласно которому в рамках настоящего критерия оценивается срок осуществления деятельности хозяйствующего субъекта с даты государственной регистрации.

Для оценки заявок (предложений) по критерию каждой заявке на участие выставляется значение от 0 до 100 баллов.

При оценке заявок на участие лучшим условием по критерию «Срок деятельности участника» признается заявка участника с наибольшим сроком осуществления деятельности. При оценке заявок на участие количество баллов присваивается в следующем порядке:

 

Срок деятельности с момента государственной регистрации, лет

Кол-во баллов

Максимальное

кол-во баллов

До 3 лет

0

100

От 3 до 20 лет

15

свыше 20 лет  

100

 

Порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Наличие ранее исполненных договоров на поставку товаров и положительного опыта работы с заказчиком» предусмотрен пунктом 3.11.5.3 Документации, согласно которому в рамках данного критерия оценивается количество исполненных участником закупки договоров на поставку товаров для заказчика.

Для оценки заявок (предложений) по критерию каждой заявке на участие выставляется значение от 0 до 100 баллов.

Указанные критерии и порядок оценки по ним включены заказчиком в Документацию на основании статьи 6 Положения (регламентирующей применяемые в закупочной деятельности АО «Новгородоблэлектро» порядок оценки заявок участников закупки и его критерии), а также приказа АО «Новгородоблэлектро» от 06.02.2020 № 64 «Об установлении критериев оценки заявок на участие в конкурентных закупках на право заключения договоров на поставку товаров для нужд АО «Новгородоблэлектро» и утверждении Порядка проведения оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в конкурентных закупках (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, запрос предложений в электронной форме, конкурентный запрос предложений) на право заключения договоров на поставку товаровдля нужд АО «Новгородоблэлектро».

Часть 1 статьи 3 Закона о закупках устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок в рамках законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Среди данных принципов пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках называет равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Рассмотрев установленные заказчиком критерии оценки заявок и применяемый для оценки заявок по ним порядок оценки, Комиссия приходит к следующим выводам.

1. Как указывалось выше, согласно пункту 3.11.5.2 Документации количество присваиваемых баллов заявке участника закупки по критерию «Срок деятельности» непосредственным образом зависит от срока деятельности юридического лица или индивидуального препринимателя с момента государственной регистрации (до 3 лет – 0 баллов; от 3 лет до 20 лет – 15 баллов; свыше 20 лет – 100 баллов).

Согласно имеющимся в материалах Жалобы вышеуказанным письменным возражениям (объяснениям) АО «Новгородоблэлектро», при установлении настоящего критерия оценки заявок в Документации заказчик руководствовался тем, что длительность осуществления участником своей деятельности олицетворяет стабильность и надежность участника закупки.

Вместе с тем, установленный порядок оценки заявок по указанному критерию является произвольным, необъективным, носит необоснованно ограничивающий характер.

Так, предусмотренный пунктом 3.11.5.2 Документации порядок оценки по рассматриваемому критерию не дает возможность присвоения отличных от указанных в таблице баллов в зависимости от продолжительности осуществления участником деятельности (например: 5 лет – 25 баллов, 7 лет – 35 баллов, 9 лет – 45 баллов и тд.), то есть не предусматривает объективную пропорциональную зависимость между количеством присваиваемых баллов и сроком осуществления деятельности хозяйствующего субъекта.

Кроме того, порядок оценки по критерию «Срок деятельности» устанавливает необходимость присвоения одинакового количества баллов (15) независимо от того, осуществляет участник свою деятельность 3 года или 20 лет.

Необъективность и несправедливость установленного порядка оценки по рассматриваемому критерию также подтверждается наличием существенной разницы в количестве присвоенных баллов организации, которая осуществляет свою деятельность 20 лет и организации со сроком деятельности свыше 20 лет (20 лет и 1 день). В первом случае, по критерию оценки заявок «Срок деятельности» участнику процедуры будет присвоено 15 баллов, а во втором – 100 баллов.

На основании вышеизложенного, установленный в пункте 3.11.5.2 Документации порядок оценки заявок по критерию «Срок деятельности» противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку носит необъективный и дискриминационный характер, устанавливает необоснованные ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, в данной части доводы Жалобы нашли свое подтверждение.

2. Предусмотренный пунктом 3.11.5.3 Документации критерий оценки заявок «Наличие ранее исполненных договоров на поставку товаров и положительного опыта работы с заказчиком» соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку данный критерий отвечает целям эффективного использования средств заказчика, позволяет обеспечить удовлетворение своих нужд, не предопределяет результат торгов.

Аналогичные выводы содержатся в сложившейся по данному вопросу судебной практике, в частности, в определении Верховного Суда РФ от 05.02.2018 № 307-КГ17-23373 по делу № А44-89/2017.

Следовательно, в данной части доводы Жалобы не нашли своего подтверждения.

3. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Согласно пунктом 2.1 Документации участником закупки может быть любое юридическое лицо (физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель) или несколько выступающих на стороне одного участника закупки юридических лиц (физических лиц, в том числе индивидуальный предпринимателей) независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с Положением о закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Требования к участникам закупки определены частью 1 статьи 5 Положения.

Пунктом 9 части 1 статьи 5 Положения установлено, что при осуществлении закупки заказчик может установить иные необходимые требования к участнику закупки в случае необходимости.

Из пункта 2.3.4 Документации следует, что участник должен иметь Сертификат ГОСТ Р ИСО 9001-2015.

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2015 все требования настоящего стандарта носят общий характер и предназначены для применения любыми организациями независимо от их вида, размера, поставляемой продукции и предоставляемых услуг.

Следовательно, получение указанного ранее Сертификата не ограничено организационно-правовой формой организации и его обладателем может быть, как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель.

Кроме того, в соответствии с ГОСТ Р 54985-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации. Руководящие указания для малых организаций по внедрению системы менеджмента качества на основе ИСО 9001:2015» (далее – ГОСТ Р 54985-2018) целью системы менеджмента качества является создание у заказчиков уверенности в том, что организация способна поставлять продукцию и услуги, соответствующие требованиям. Это вызывает необходимость создания уверенности в способности организации выполнять не только требования ее заказчиков, но и любые обязательные и нормативные требования.

Помимо этого, в соответствии с ГОСТ Р 54985-2018 заказчики могут потребовать проведения сертификации на соответствие ИСО 9001 как условие сотрудничества с организацией.

Следовательно, установленное в пункте 2.3.4 Документации требование к участнику закупки о наличии у него сертификата ГОСТ Р ИСО 9001-2015 не противоречит действующему законодательству, применяется в равной степени ко всем участникам закупки и отвечает целям эффективного использования средств заказчика.

На основании вышеизложенного, указанный довод Жалобы является несостоятельным.

Таким образом, Жалоба является частично обоснованной, а в действиях заказчика - АО «Новгородоблэлектро» содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в неправомерном установление в документации о закупке критерия оценки заявок «Срок деятельности», порядок оценки по которому носит необъективный и дискриминационный характер, устанавливает необоснованные ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.

Установленное в ходе рассмотрения Жалобы нарушение Закона о закупках указывает на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Документацию, признака события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предусмотренный заказчиком в Документации с нарушением требований действующего законодательства вышеуказанный критерий оценки заявок и порядок оценки по нему непосредственным образом способен привести к нарушению прав участников рассматриваемой закупки при оценке их заявок, поступивших на участие в запросе предложений в электронной форме, повлиять на величину присвоенной им оценки (общая сумма значимости критерия – 25 %) и, как установлено выше, не может способствовать выбору лучшего предложения среди имеющихся.

Указанные обстоятельства дают достаточные основания Комиссии для устранения допущенных нарушений путем выдачи соответствующего предписания.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Законом о закупках, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЭКронос» (юридический адрес: 143969, Московская обл., г. Реутов, ш. Носовихинское, вл. 17в, ком. 33,34,35; почтовый адрес: 603116, Нижний Новгород, ул. Гордеевская, д. 59Е) на действия заказчика – Акционерного общества «Новгородоблэлектро» (173003, Великий Новгород, ул. Кооперативная, д. 8) при проведении запроса предложений в электронной форме № 155 на право заключения договора поставки материалов для службы учета электроэнергии в 2020 году (участниками могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства), извещение № 32008874946 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 13.02.2020, обоснованной в части довода о неправомерном установление в документации о закупке критерия оценки заявок «Срок деятельности», порядок оценки по которому носит необъективный и дискриминационный характер, устанавливает необоснованные ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.

2. Признать в действиях заказчика – Акционерного общества «Новгородоблэлектро» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику – Акционерному обществу «Новгородоблэлектро», его комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки – Акционерному обществу «ЕЭТП» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Акционерного общества «Новгородоблэлектро».

 

 

 

Председатель Комиссии                                                         И.А. Куриков

 

 

Члены Комиссии                              А.Т. Иванов                                                                              

 

                                                                                                                         

                                                                                                 А.В. Петрова

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны