Решение №387/03 Решение № 2 по результатам внеплановой документарной провер... от 31 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику – МКУ «УКС»

 

ул. Каберова-Власьевская, д. 4,

Великий Новгород, 173007

 

 

Уполномоченному органу –

КУМИ и ЗР Великого Новгорода

 

ул. Мерецкова-Волосова, д. 13,

Великий Новгород, 173007

 

 

Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции

УМВД России по г. Великий Новгород

 

ул. Космонавтов, д. 4,

Великий Новгород, 173016

Исх. № 387/02 от 31.01.2022

Решение № 2

по результатам внеплановой документарной проверки

 

28 января 2022 года                                                                                  Великий Новгород

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России; Управление) в составе:

- …, … – …;

- …, … – …;

- …, … – …;

на основании приказа Новгородского УФАС России № 5/2022 от 18.01.2022, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576, в результате проведения внеплановой документарной проверки осуществления заказчиком - Муниципальным казенным учреждением Великого Новгорода «Управление  капитального строительства» (далее – МКУ «УКС»), уполномоченным органом – Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (далее – КУМИ) и конкурсной комиссией, утвержденной постановлением Администрации Великого Новгорода от 26.01.2017 № 248 (далее – Конкурсная комиссия), закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт Колмовского моста в Великом Новгороде, извещение № 0350300011817000002 о проведении которого в ред. №ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 31.01.2017, без участия представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.01.2022 в Новгородское УФАС России поступило обращение отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г. Великий Новгород о проведении внеплановой документарной проверки на предмет наличия нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе при осуществлении заказчиком - МКУ «УКС», уполномоченным органом – КУМИ и Конкурсной комиссией закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт Колмовского моста в Великом Новгороде, извещение № 0350300011817000002 о проведении которого в ред. №ИИ1 было размещено на официальном сайте 31.01.2017.

Начальная (максимальная) цена рассматриваемой закупки - 27 974 100, 00 рублей.

В результате проведения внеплановой документарной проверки Инспекцией Новгородского УФАС России установлено следующее.

Конкурсная документация в последней редакции (далее – Документация) утверждена:

со стороны заказчика – МКУ «УКС» - ... 31.01.2017;

со стороны уполномоченного органа – КУМИ – … 31.01.2017.

Состав Конкурсной комиссии утвержден постановлением Администрации Великого Новгорода от 26.01.2017 № 248.

Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе (здесь и далее – в редакции, действовавшей на момент осуществления закупки) под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Заказчиком – МКУ «УКС» в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки: выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт Колмовского моста в Великом Новгороде.

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Проект муниципального контракта (далее – Проект контракта) является Приложением № 6 к Документации.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с пунктом 1.3 Проекта контракта работы выполнять в соответствии с действующей градостроительной, нормативно-технической документацией и требованиями Приложения № 1 к муниципальному контракту:

  • СП 79.13330.2012 «Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний»;
  • СП 35.13330.2011 «Мосты и трубы»;
  • СП 46.13330.2012 «Мосты и трубы»;
  • ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»;
  • ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические средства»;
  • ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования»;
  • ГОСТ Р 52606-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Классификация дорожных ограждений»;
  • ГОСТ Р 52607-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей».

Между тем, ГОСТ Р 52606-2006 на момент утверждения Документация и размещения извещения об осуществлении рассматриваемой закупки на официальном сайте утратил силу (документ утратил силу с 1 июля 2015 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 07.04.2015 № 228-ст).

Таким образом, в действиях заказчика – МКУ «УКС» содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки, а именно в установлении требования о соответствии работ, входящих в объект закупки, нормативному документу, не предусмотренному действовавшим на момент осуществления закупки законодательством Российской Федерации о стандартизации.

2. Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила; в редакции, действовавшей на момент осуществления закупки).

Согласно пункту 1 Правил настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Заказчик – МКУ «УКС» в пунктах 15.5.1, 15.5.2 Документации установил следующие критерии оценки заявок участников конкурса: цена контракта (стоимостной критерии оценки) – величина значимости критерия 60%; квалификация участника открытого конкурса (нестоимостной критерии оценки) – величина значимости критерия 40%.

При этом, содержание критерия «Квалификация участника открытого конкурса» раскрывают два показателя: «опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема с учетом правопреемственности (количество лет)» и «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами и их квалификация (штатных единиц)».

Оценка заявок по показателю «опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема с учетом правопреемственности (количество лет)» производится в следующем порядке (шкале):

Опыт работ от 1 до 2 лет - 10 баллов;

От 3 до 6 лет - 30 баллов;

От  7 до 14 лет –  50  баллов;

От  15 до 19 лет – 70 баллов;

От 20 лет и выше -100 баллов.

Оценка заявок по показателю «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами и их квалификация (штатных единиц)» производится в следующем порядке (шкале):

наличие высшего профильного образования в сфере предмета конкурса:

менее 5 сотрудников  – 10 балла;

от 5 до 9 сотрудников  –  20 баллов;

от 10 до 15 сотрудников – 30 баллов;

от 16 до 30 сотрудников– 50 баллов;

от 31 до 50 сотрудников – 70 баллов;

от 51 до70 сотрудников -  80 баллов;

от 71 до130 сотрудников -  90 баллов;

от 131 и более сотрудников -  100 баллов.

Как следует из совместного письма Минэкономразвития России № 31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/50997/14 от 11.12.2014 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в отношении установления порядка рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки по нестоимостным критериям» (далее – Письмо) в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «квалификация участников закупки» (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.

Соответствие указанной позиции Минэкономразвития России и ФАС  России положениям Закона о контрактной системе подтверждено решением Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2016 № АКПИ16-53 (далее – Решение Суда).

Так, в Решении Суда указано, что в конкурсной документации должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.

Согласно подпункту 4 пункта 1 Письма ФАС России от 19.10.2015 № АЦ/57532/15 «О порядке оценки заявок на участие в закупке» (далее – Письмо № АЦ/57532/15) в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов <1>) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «квалификация участников закупки» (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.

<1> Пропорциональными называются две величины, если отношение их значений остается неизменным.

Однако, в данном случае, в Документации отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями в отношении показателей нестоимостного критерия «Квалификация участника открытого конкурса».

Как видно, величины приведенных значений по показателям нестоимостного критерия оценки заявок не пропорциональны количеству присваиваемых баллов, поскольку отношение их значений не является неизменным.

Установленная заказчиком в Документации зависимость количества присваиваемых баллов не соответствует цели выявления лучших из предложенных участниками конкурса условий исполнения контракта.

Учитывая вышеизложенное, в действия заказчика – МКУ «УКС» содержатся нарушения части 8 статьи 32 и пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Документации порядка оценки заявок по критерию «Квалификация участника открытого конкурса», не обеспечивающего выбор лучшего предложения участников закупки и, соответственно, надлежащее определение победителя торгов.

2.1. Как отмечалось выше, одним из показателей критерия «Квалификация участника открытого конкурса» является «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами и их квалификация (штатных единиц)».

Заказчиком установлен следующий порядок оценки по данному показателю:

«В рамках показателя «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами и их квалификация» предметом оценки по данному показателю является количество специалистов участника закупки, привлекаемых к выполнению работ, являющихся объектом закупки, удовлетворяющих следующим требованиям:

- наличие в штате специалистов с высшим профильным образованием в сфере предмета конкурса.

Сведения обеспеченности участника квалифицированными трудовыми ресурсами должны подтверждаться, путем представления в составе заявки:

 - выписки из трудовых книжек работников, копии трудовых книжек работников, трудовых договоров между специалистом и участником;

- копиями дипломов специалистов участника о высшем образовании в сфере предмета конкурса.

Участник конкурса для подтверждения предоставляемых по указанному показателю сведений предоставляет в составе своей заявки выписки из трудовых книжек работников, копии трудовых книжек работников, трудовых договоров между специалистом и участником, копии дипломов о высшем образовании в сфере предмета конкурса. При определении количества баллов, присуждаемых заявке участника по данному показателю, будет применяться только количество специалистов (в цифровом значении), сведения о которых подтверждены вышеуказанными документами. При отсутствии сведений в предложении участника конкурса по данному показателю, а также отсутствии документов, подтверждающих предоставленные сведения – предложению участника по данному показателю присваивается 0».

Между тем, подобный порядок оценки по данному показателю является ненадлежащим, поскольку оценке подлежат специалисты, находящиеся в штате участника закупки, что исключает возможность привлечения специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера выполнение работ.

Таким образом, по данному показателю не представляется возможным выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.

Учитывая вышеизложенное, в действия заказчика – МКУ «УКС» содержится нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в установления ненадлежащего порядка оценки заявок по вышеуказанному показателю.

Нарушения, установленные в ходе проведения внеплановой документарной проверки, указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Документацию, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), однако, в связи с истечением срока давности для привлечения к административной ответственности по указанному составу КоАП (статья 4.5 КоАП (1 год)), по состоянию на настоящее время привлечение виновного должностного лица МКУ «УКС» к административной ответственности невозможно.

Возможность для выдачи предписания об устранении установленных нарушений в данном случае также отсутствует в связи с заключением 10.03.2017 между МКУ «УКС» и ООО «НПП СК МОСТ» контракта по итогам рассматриваемой закупки.

Иных нарушений в ходе проверки не установлено.

 

Руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576, Инспекция

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях заказчика – Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода «Управление  капитального строительства» нарушения части 8 статьи 32, пункта 2 части 1 статьи 33, пунктов 1, 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. Предписание об устранении установленных нарушений не выдавать в связи с заключением контракта по итогам закупки.

 

…        _________________           …

                                                                                                  (подпись)                                                              

 

…         _________________        …

                                                                                                                                (подпись)

 

…         _________________        …

                                                                                                                                 (подпись)

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны